УДК 338.12.017
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ УЧЕТА МЕЖСУБЪЕКТНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Першин Сергей Петрович к.э.н., доцент
Нежинская Анастасия Александровна студентка учетно-финансового факультета Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассмотрены вопросы глобального учета экономических отношений между субъектами, непосредственно создающими связи, так и органами, осуществляющими управление ими. Авторами дано понятие рейтингового контроля и предложен механизм его применения в оценке деятельности экономических субъектов
Ключевые слова: КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, СВЕДЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ, РЕЙТИНГ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
UDC 338.12.017
TO THE QUESTION OF DEVELOPMENT OF ACCOUNTING SYSTEMS IN INTERREGIONAL ECONOMIC RELATIONS
Pershin Sergey Petrovich Cand.Econ.Sci., associate professor
Nezhinskaya Anastasiya Aleksandrovna
student of the Accounting and financial Department
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In the article we consider the questions of global economic relations between subjects, directly creating communication, and authorities who manage them.
The authors have given the concept of rating control and the mechanism of its application in the assessment of the activities of economic entities
Keywords: MONITORING, ACCOUNTING, INFORMATION, ECONOMIC ENTITY, RATING, SYSTEM OF MANAGEMENT AND CONTROL
Развитию системы контроля в современной экономике посвящены многие мероприятия обеспечения прозрачности хозяйственных связей экономических субъектов, реализуемые на законодательном уровне. Здесь следует выделить распространение способов представления отчетности и обмена сведениями по телекоммуникационным каналам связи в едином формате, развитие электронного документооборота в масштабах страны, заключение договора с налоговым органом на постоянный налоговый мониторинг, стимулирование применения электронных платежей, в том числе с участием разного вида платежных агентов, внедрение правил международных стандартов учета и отчетности с их непременным атрибутом объективности представления отчетных сведений, развитие системы рейтинговой оценки, ответственность за отражение в бухгалтерском учете мнимых и притворных фактов хозяйственной жизни и другие.
Ранее нами предлагалось внедрения единой автоматизированной учетной системы, позволяющей учесть хозяйственные отношения различных экономических субъектов в рамках единого программного продукта.
Однако, были определены сложности реализации предлагаемой системы, состоящие в вопросах администрирования, технического обеспечения работы системы и защиты информации, бюрократический барьер на базе существующих технических и трудовых ресурсов. В то время как работа подобной системы способна обеспечить решение массы задач, связанных с осуществлением эффективного контроля, предупреждения нарушений и злоупотреблений в экономике. В то же время, о начале реализации мероприятий по внедрению подобной системы для целей учета сведений о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, формирования информации государственного лесного реестра заявлено осенью 2012 года в рамках Второй всероссийской конференции по информатизации лесного хозяйства. Функционирует единая автоматизированная информационная система технического осмотра транспортных средств. Разработаны мероприятия по развитию единой информационной системы бюджетного учета. Федеральным законом от 18.07.2011 № 228-ФЗ
consultantplus:/^fflme/ref=505FF80CD7416FADE935B7486795AC5ED5CFB24ABCAD0B43A CB5E9FE8F2BE34D7FA5EE34CD565868jCb4Lбыли внесены изменения в законодательные акты, в том числе в Закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Были внесены положения, предусматривающие, что наряду с существующими госреестрами организаций и индивидуальных предпринимателей создан Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Приказом Минэкономразвития от 21.03.2011 № 121 оператором указанного реестра назначено ЗАО «Интерфакс». Таким образом, глобализация учетной системы становится неотъемлемым атрибутом развития экономики.
Объем злоупотреблений в экономической сфере по-прежнему остается на весьма высоком уровне, приобретя за последние несколько лет более вуалированные черты. Недаром, внесены в прошлом году изменения в Фе-
деральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ о недопущении отражении в учете мнимых и притворных фактов хозяйственной жизни, несмотря на то, что соответствующие понятия и последствия совершения мнимых и притворных сделок отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации уже около 20 лет. Основным приемом фальсификации учетных сведений является отражение указанных мнимых сделок с участием фиктивных или недобросовестных контрагентов, созданных с целью вывода капитала, участия в схемах формирования необоснованной налоговой выгоды. Отдельного внимания заслуживают преступления, связанные хищением и необоснованной растратой бюджетных средств, масштаб которых наносит ущерб экономики выше убытков рядовых хозяйственников.
Центр экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) проанализировал перспективы состояния экономики России на 2014 год и пришел к выводу, что возможны два сценария развития экономики, оба негативные: медленное и ускоренное падение всех показателей. Специалисты ИСГО аргументируют свою позицию продолжающимся снижением реального производства, инвестиционной и торговой активности в стране при сохранении прежней внешней негативной конъюнктуры. При этом любое серьезное биржевое падение в мире приведет к быстрому снижению деловой активности и обострит банковский и торгово-промышленный кризисы в России. В то же время глава Института проблем естественных монополий Юрий Саакян не так пессимистичен. Он согласился, что конъюнктура внешних рынков является важным фактором, определяющим состояние российской экономики, но добавил, что есть и внутренние ресурсы развития: "Положительный сценарий развития на 2014 год возможен при принятии серьёзных мер по поддержанию внутреннего спроса. Любые меры, направленные на поддержку спроса, как в потребительском, так и в промышленном секторах, благотворно повлияют на
экономику. Например, если государство предпримет меры по стимулированию обновления железнодорожного транспорта, то положительный эффект от них распространится и на целый ряд направлений отечественного машиностроения" [8]. Обратим внимание, что ведущие аналитики выход из сложившейся ситуации спада экономики видят в мероприятиях государства, то есть инициатива экономических субъектов - как импульс роста, ими не видится. Причем мероприятия рассматриваются в рамках естественных монополий. Не умаляя их влияние на экономическую конъюнктуру и статьи затрат большинства хозяйственников, особенность поведения коммерческих предприятий не в полной мере зависит от стоимости услуг монополистов. Существенная роль в определении характера экономической конъюнктуры отведена эффективности деятельности тех же монополистов (использование финансовых ресурсов), органов администрирования и созданных ими учреждений. Злоупотребления указанных субъектов создают неравные экономические условия конкурентной среды, приводят к потере доверия общества к государству и его политике.
Движущей сутью большинства реализуемых сегодня мероприятий обеспечения экономической безопасности посредством контроля и учета показателей деятельности, является принцип общественного порицания. Свойство прозрачности хозяйственных связей призвано обеспечить общественный контроль экономической конъюнктуры, полагая, что он способен стимулировать обоснованность и законность деловых отношений, не допустить демонстративные проявления злоупотреблений. Однако, ситуация не столь предсказуема, как ожидалось. Публичное представление о сделках и операциях экономических субъектов воспринимается не в должной мере и характере, к тому же их многообразие, сложность и многофакторность делают невозможным адекватное восприятие сведений широкой общественностью. Выходом, по нашему мнению, должно послужить развитие системы рейтинговой оценки деятельности экономических субъектов и пред-
ставление результатов оценки рейтинга в форме набора нескольких основных показателей. По аналогии с заключением аудитора о достоверности финансовой отчётности, а именно: по результатам проведенного исследования аудитор формулирует мнение: отчетность достоверна, либо нет, с указанием причин. Интерес в исследовании указанных причин должен удовлетворяться посредством возможности их изучения на основе обоснованных и документально подтвержденных факторов. Важно, чтобы субъект, выставивший рейтинг, обладал должным авторитетом и признанием в обществе. Эксперт становится трансформатором сложной оценки в простой и доступный для понимания показатель.
Согласимся со Слободняк И.А., что необходимость использования именно системы показателей для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации в целом очевидна. Однако, объединить разнонаправленные тенденции, свойственные различным показателям, в единое резюме, которое давало бы четкий ответ на вопрос, каковы достижения организации в отчетном периоде по сравнению с прошлыми периодами в целом, а не по отдельным направлениям, довольно сложно. Так как и однозначно оценить эффективность работы генерального директора и совета директоров как высших управленческих кругах компании, особенно в случае, когда отдельным показателям свойственны разнонаправленные тенденции. Для решения данной проблемы наиболее объективную информацию позволит дать не просто индивидуально-коэффициентный анализ (то есть расчет отдельных коэффициентов по данным отчетности), но анализ, дополненный рейтинговой оценкой деятельности предприятия, его имущественного и финансового состояния [7].
Важно, что в состав субъектов, сведения которых регистрируются в единой автоматизированной учетной системе, включены административные органы и созданные ими учреждения и организации с учетом специфики их деятельности. Деятельность указанных субъектов так же подверг-
нется рейтинговой оценке. Это позволит формировать объективную картину состояния и характера экономических связей. Возникает понятие рейтингового контроля, суть которого можно определить как систему анализа и оценки данных единой автоматизированной учетной системы с целью выражения мнения о достоверности исходных сведений, формирование единых показателей оценки деятельности экономических субъектов, необходимые пользователям для формирования мнения об эффективности, законности и целесообразности их работы.
Схема функционирования предлагаемой системы представлена на рисунке 1.
Единая автоматизированная учетная система хозяйственной деятельности экономических
предоставление
сведений
Система рейтингового контроля
1 ~ Представление результатов исследования
Формирование общественного мнения оо оценке эффективности, законности и целесообразности деятельности субъекта
Рисунок 1 - Схема функционирования предлагаемой системы
рейтингового контроля
Периодичность обновления рейтинга должна составлять один месяц и оперативно, в случае существенного сокращения показателя. В состав показателей рейтинговой оценки предлагаются следующие:
- достоверность и полнота представленных данных в единую автоматизированную учетную систему,
- законность произведенных операций, совершенных сделок, произошедших событий,
- целесообразность произведенных операций, совершенных сделок, произошедших событий,
- эффективность произведенных операций, совершенных сделок, произошедших событий.
Важно, чтобы пользователь мог получить сведения о причинах величины рейтинга. Здесь речь идет, прежде всего, о низком рейтинге экономического субъекта. Представление причины должно, с одной стороны, обеспечить достаточными сведениями пользователя, с другой - обеспечить сохранность коммерческой тайны и не нарушать законно установленные права и свободы лиц, причастных к тому или иному событию и результату хозяйственной жизни оцениваемого субъекта. В данном случае не обойтись без экспертной оценки, произведенной компетентным органом. Необъективность оценки может привести к весьма сложным последствиям, прежде всего, нарушению репутации экономического субъекта, восстановление которой в глазах широких масс общества занимает длительное время, если вообще становится возможным.
Следует отметить, что рейтинговая деятельность в России не имеет широкого размаха, а так же востребованности формируемой ею информацией. Согласимся с Огневой Анной, что причинами недостаточной востребованности рейтинговых оценок в России являются не только слабое развитие рынка подобных услуг и недостаточная открытость отечественных компаний, но и отсутствие полноценной информации о деятельности рейтинговых агентств, а значит, и доверия к ним у потенциальных пользователей [4]. Наибольшей популярностью пользуются кредитные рейтинги.
Развитие рейтинговой деятельности является следствием глобализации финансовых рынков, формирования крупного единого экономического и валютного пространства, развития информационных и коммуникационных технологий. Кроме того, все активнее рейтинги используются в целях регулирования рынка капитала. Многие рейтинговые агентства в мире, и "Эксперт-РА" в том числе, являются уполномоченными агентами регулирующих органов. Наконец, важнейший регулятивный документ банковского рынка - Базель-2 - также широко использует рейтинги для расчета достаточности капитала с учетом рисков конкретных заемщиков. Появилась потребность в стандартизации многообразных долговых финансовых инструментов, создании адекватной системы оценки рисков при управлении инвестиционным портфелем, и именно эту потребность призваны удовлетворить кредитные рейтинги. Ведь рейтинги - это один из наиболее удобных и эффективных способов решения проблемы асимметрии информа-ции[6].
История развития рыночных отношений в России и особенности хозяйственных связей не дали должного толчка развитию рейтинговой деятельности в начале становления рыночной экономики, рейтинг использовался больше в маркетинговых целях, к тому же содержание формируемых показателей в условиях финансовой безграмотности не воспринималось ранее, да и сейчас не воспринимается обществом должным образом. Причиной является сложность объекта исследования и представления конечных сведений.
Простота, авторитет, прозрачность и доступность результатов работы рейтинговых организаций являются основополагающими принципами функционирований рейтингового контроля. Одной из основных задач его развития является обеспечение объективности суждений. Даже, если есть сомнения в достоверности, законности и целесообразности деятельности оцениваемого субъекта, итоговый показатель (заключение) не может быть
положительным. Это должно стимулировать оцениваемого субъекта к стремлению своевременного и качественного представления необходимых учетных сведений.
При нарушении указанных принципов имеет место влияние негативный фактор работы рейтинговых организаций, это обратное восприятие, то есть формирование выводов о работе экономических субъектов на основе обобщенной оценки отрасли или группы смежных субъектов. Например, индекс восприятия коррупции - ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале. Георгий Дерлугян, профессор социологии Северо-Западного университета отмечает, что коррупцию замерять крайне сложно, и что рейтингам не следует доверять полностью: «По всем рейтингам Transparency International Исландия занимала первые места, — говорит он. — Пока мы не выяснили, какими там на самом деле были банки, как они контактировали с несколькими правящими семьями и с двумя политическими партиями, которые последние десятилетия правят страной. Этот пример демонстрирует, насколько несовершенен индекс» [1].
Безусловно, в условиях российской действительности показатель не вызывает должного доверия, тем более, что он новый. В связи с этим, представление результатов оценки работы должно быть комплексным и подтверждаться, комментироваться, представителями общественности и их отдельными структурами. Здесь так же имеется опасность в формировании мнения, независящего от интереса конкретного лица. Знаем, что сегодня масса общественных организаций действует далеко не в соответствии с заявленными в момент регистрации целями и благими постулатами. Под видом общественных организаций могут скрывать деятельность иностранные политические структуры и представительства, имеющие це-
лью использовать общественное мнение в собственных интересах, при этом мало связанных с интересами российского общества.
Последние события, имевшие место быть на Украине, показали существенную значимость мнения общества в отношении реализуемой политики и тенденции экономических отношений. Факты искажения действительности во многом и однофакторные суждения способствовали эскалации конфликта. Примечательна деятельность ряда рейтинговых агентств международного уровня в конфликте на Украине и использовании ситуации в интересах ограниченного круга лиц. Все это не придает таким категориям как оценка деятельности субъекта положительной окраски, однако иллюстрирует весомость данного инструмента в управлении общественными отношениями. В связи с этим, применение рейтинговой оценки экономической деятельности субъектов хозяйственных отношений и органов администрирования, как механизма воздействия на общественные отношения, становится весомым вкладом в систему управления и контроля этими экономических отношений. Оценка положительного опыта способна стимулировать развитие хозяйственных связей, а наряду с системой административного поощрения послужит мотивации деятельности экономических субъектов.
Важно, чтобы погоня за величиной показателя не стала целью функционирования подобной системы оценки и деятельности оцениваемых субъектов экономических и административных отношений. Так, увеличение значений того или иного показателя, характеризующего платежеспособность и эффективность деятельности корректируется динамикой числителя, знаменателя и иного составляющего расчетной формулы. При этом наращивание значений может достигаться применением отдельных приемов бухгалтерского учета соответствующих объектов, как то: метод оценки материально-производственных запасов, начисления амортизации, уче-
та доходов и расходов, достижение кратковременного эффекта может быть обеспечено применением специального режима налогообложения, реорганизацией и слиянием субъектов и другие приемы. Обеспечение должного функционирования системы оценки немыслимо без грамотных кадров, опытных в том числе в части практической реализации экономических проектов и отношений деятелей. Известно, что зачастую вчерашний руководитель предприятия, успешно реализовавший массу экономических проектов, заняв кресло в административном органе через короткое время теряет навыки практика и его решения возвышаются в область трудно, а возможно и нереализуемых решений. Обусловлена такая ситуация в значительной части переориентацией интересов, глобализацией исполняемых программ в области экономики под влиянием политических факторов. Следует упомянуть проблемы ротации кадров и профессионализма исполнителей, формирующих первичные сведений. Возможно непосредственное участие руководителей ведущих экономических субъектов в формировании показателя рейтинга в рамках блока оставления комментариев и доводов. Накопленная информация о рейтинге субъекта экономических отношений способна послужить основой формирования оценки деятельности отдельных руководителей и специалистов, умения которых востребованы в тех или иных областях хозяйственной жизни.
Отсутствие заинтересованности широких масс в развитии общественных отношений по оценке деятельности экономических субъектов обусловлена низкой профессиональной подготовкой и степенью вовлеченности индивида и групп единомышленников в эти отношения. Серьезной проблемой остается недостаточное качество работы органов государственного механизма. Работу последнего, а так же характер и степень развитости общественных интересов определяются профессиональной готовностью, воспитанием, ответственностью, патриотическим настроением и це-
леустремленностью членов нашего общества. И здесь логика рассуждений сводится снова к оценки и дифференцированному контролю. Необъективность оценки уровня профессиональной готовности приводит к наращиванию бюрократического аппарата, упущениям в деятельности всего органа административного регулирования, безграмотности поведения на рынке, снижения конкурентной борьбы, основанной на качестве. Разрастающаяся масса низко профессиональных участников хозяйственных связей приводит к снижению общего уровня подготовки и профессиональной грамотности. Здесь, в системе начального профессионального образования и последующих уровнях образования, заложен серьезный резерв наращивания профессиональной квалификации.
Ведь экономические субъекты - это мы, то есть общество, органы контроля и администрирования - это те же члены того же общества. Поэтому информированность и адекватная оценка конъюнктуры становятся определяющими факторами развития общественных экономических отношений. Предлагаемая учетная система управления и контроля призвана выполнить роль информационно-аналитического ресурса регулирования экономических отношений. Схема ее функционирования с учетом указанного механизма рейтинговой оценки представлена на рисунке 2.
Система, построенная на работе конкретных алгоритмов учета и обработки сведений, позволяет избежать экономически необоснованного влияния на формирование показателей внешних пользователей и администраторов единой учетной системы. Программный комплекс выполнит заданные процедуры вне зависимости от интересов пользователей.
Рисунок 2 - Схема функционирования предлагаемой учетной информационной системы управления и контроля с учетом блока рейтинговой оценки
Обобщение учетных сведений средствами единой учетной системы по существу позволяет на этапе отражения данных производить их оценку на предмет достоверности путем сопоставления со сведениями контрагентов и остатков ресурсов согласно ранее накопленным данным. Учет активов должен получить глобальное развитие. С момента появления объекта и до его конечного потребления цепочка следования будет зафиксирована в системе счетов единой учетной системы. Затем уже рейтинговое агентство (и иные субъекты оценки) на основе обобщенных данных сможет оценить
значение и эффективность произведенных хозяйственные операций. При этом одной только оценки недостаточно, чтобы заставить экономические субъекты действовать во благо общественного интереса и в соответствии с установленными правилами. Здесь необходима система мотивации, общественного порицания и материальной ответственности. Главное обеспечить возможность экономическим субъектам действовать в соответствии с указанными критериями оценки и целями.
С учетом ряда негативных моментов в функционировании механизма установления и применения рейтинга, его показатели способны стать движущей силой развития экономической конъюнктуры, фактором ликвидации злоупотреблений и необоснованного оттока капитала.
Предлагаемая система учета и рейтингового контроля способна так же обеспечить распространение опыта хозяйственной деятельности, освежить конкурентную среду.
Библиографический список
1. Википедия - свободная энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Федеральные законы от 31.07.1998 № 146-ФЗ и от 05.08.2000 № 117-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - СПС Консультант плюс.
3. О бухгалтерском учете. - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - СПС Консультант плюс.
4. Огнева А. Как составляются рейтинги российских компаний / А. Огнева. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://fd.ru/articles/6761/
5. Першин С.П. Совершенствование контроля финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций посредством развития учетной системы / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2007. - №03(027). С. 313 - 333. - Шифр Информрегистра: 0420700012\0058, IDA [article ID]: 0270703028. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2007/03/pdf/28.pdf.
6. Самиев П. Рейтинговые агентства в России / П. Самиев. - [Электронный ресурс]. -
режим доступа: http://www.dv-
reclama.ru/others/articles/8710/reytingovye_agentstva_v_rossii/
7. Слободняк И.А. Анализ интегральной динамики финансово-хозяйственной деятельности с использованием рейтинговой оценки // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2012. N 11. С. 3 - 12.
8. Экономике России написали два сценария // Российская газета. - [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.rg.ru/2014/01/13/scenariy-site.html/
References
1. Vikipedija — svobodnaja jenciklopedija. — [Jelektronnyj resurs]. — rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii. Chasti pervaja i vtoraja. — Federal'nye zakony ot 31.07.1998 № 146-FZ i ot 05.08.2000 № 117-FZ. - [Jelektronnyj resurs]. — SPS Kon-sul'tant pljus.
3. O buhgalterskom uchete. — Federal'nyj zakon ot 06.12.2011 № 402-FZ. - [Jelektronnyj resurs]. — SPS Konsul'tant pljus.
4. Ogneva A. Kak sostavljajutsja rejtingi rossijskih kompanij / A. Ogneva. — [Jelektronnyj resurs]. — rezhim dostupa: http://fd.ru/articles/6761/
5. Pershin S.P. Sovershenstvovanie kontrolja finansovo-hozjajstvennoj dejatel'no-sti
kommercheskih organizacij posredstvom razvitija uchetnoj sistemy / S.P. Pershin // Poli-tematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kuban-skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelek-tronnyj resurs]. — Krasnodar: KubGAU, 2007. — №03(027). S. 313 — 333. — Shifr Informregistra: 0420700012\0058, IDA [article ID]: 0270703028. — Rezhim dostupa:
http://ej.kubagro.ru/2007/03/pdf/28.pdf.
6. Samiev P. Rejtingovye agentstva v Rossii / P. Samiev. — [Jelektronnyj resurs]. —
rezhim dostupa: http://www.dv-
reclama.ru/others/articles/8710/reytingovye_agentstva_v_rossii/
7. Slobodnjak I.A. Analiz integral'noj dinamiki finansovo-hozjajstvennoj deja-tel'nosti s ispol'zovaniem rejtingovoj ocenki // Finansovyj vestnik: finansy, nalogi, strahovanie, buhgalterskij uchet. 2012. N 11. S. 3 - 12.
8. Jekonomike Rossii napisali dva scenarija // Rossijskaja gazeta. — [Jelektronnyj resurs]. — rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2014/01/13/scenariy-site.html/