Научная статья на тему 'РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ'

РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ЦИФРОВОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краковецкая Инна Валентиновна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Нюренбергер Лариса Борисовна, Аршинова Анна Николаевна, Лучина Наталья Александровна

В статье исследуются подходы к оценке профессиональной деятельности научно-педагогических работников. Приводятся результаты анализа и систематизации критериев оценивания университетов в международных рейтингах конкурентоспособности с обоснованием ведущего вклада результатов трудовой деятельности научно-педагогических работников в достижение высоких показателей конкурентоспособности высших учебных заведений. Представлен рейтинговый подход к оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников, дающий возможность выявить степень достижения ключевых показателей трудовой деятельности работников. Рассматривается цифровой инструментарий, позволяющий получать актуальную информацию о достижениях научно-педагогических работников в различных направлениях трудовой деятельности, оперативно выявлять причины недостижения запланированных показателей и разрабатывать комплекс мероприятий для предоставления возможностей наиболее полной реализации потенциала сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краковецкая Инна Валентиновна, Воробьева Екатерина Сергеевна, Нюренбергер Лариса Борисовна, Аршинова Анна Николаевна, Лучина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS RANKING AS A TOOL OF THE ACADEMIC STAFF LABOUR ACTIVITY EVALUATION

The approaches to the assessment of the academic staff professional activity are examined. The results of the analysis and systematization of the criteria for evaluating universities in the international competitiveness rankings are presented. The justification of the leading contribution of the academic staff labour activity to the achievement of high competitiveness indicators of higher educational institutions is given. A ranking approach to assessing the academic staff competitiveness is presented. This makes it possible to identify the degree of key indicators achievement of employees' labour activity. Digital tools are considered that allow to obtain up-to-date information about the achievements of academic staff in various areas of work, promptly identify the reasons for the failure to achieve the planned indicators and develop a set of measures to provide opportunities for the fullest realization of the employees' potential.

Текст научной работы на тему «РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 12 • Номер 1 • Январь 2022 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

рейтинг конкурентоспособности как инструмент системы оценки трудовой деятельности научно-педагогических работников

Краковецкая И.В. 12, Воробьева Е.С. НюренбергерЛ.Б. 2, Аршинова А.Н. 2, Лучина Н.А. 2

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

2 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

3 Северский технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Северск, Россия

АННОТАЦИЯ:

В статье исследуются подходы к оценке профессиональной деятельности научно-педагогических работников. Приводятся результаты анализа и систематизации критериев оценивания университетов в международных рейтингах конкурентоспособности с обоснованием ведущего вклада результатов трудовой деятельности научно-педагогических работников в достижение высоких показателей конкурентоспособности высших учебных заведений. Представлен рейтинговый подход к оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников, дающий возможность выявить степень достижения ключевых показателей трудовой деятельности работников. Рассматривается цифровой инструментарий, позволяющий получать актуальную информацию о достижениях научно-педагогических работников в различных направлениях трудовой деятельности, оперативно выявлять причины недостижения запланированных показателей и разрабатывать комплекс мероприятий для предоставления возможностей наиболее полной реализации потенциала сотрудников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-педагогические работники, рейтинг конкурентоспособности, система стимулирования, трудовая деятельность, высшие учебные заведения, цифровой инструментарий.

Competitiveness ranking as a tool of the academic staff labour activity evaluation

KrakovetskayaI.V.12, VorobevaE.S.3, NyurenbergerL.B.2, ArshinovaA.N.2, LuchinaN.A.2

1 National Research Tomsk State University, Russia

2 Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia

3 Seversk Technological Institute - Branch of the National Research Nnuclear University "MEPhl", Russia

введение

Достижение высокого уровня конкурентоспособности российской высшей школы невозможно без обеспечения возможности формирования высококонкурентного кадрового потенциала, ядро которого

составляют научно-педагогические работники. Являясь исполнителями широкого спектра направлений профессиональной деятельности, они вносят огромный вклад в формирование и развитие конкурентоспособности высших учебных заведений.

В условиях формирования экономики знаний высшие учебные заведения, обладая наивысшим интеллектуальным потенциалом сотрудников, являются мощнейшими центрами генерации и распространения знаний. Следует учитывать, что именно научно-педагогические работники становятся сегодня ключевым ресурсом, необходимым для воспроизводства и развития человеческого капитала. При этом они сами являются «процессором», участвуя в преобразовании различных видов ресурсов на входе в систему в конкретный результат на выходе.

Следовательно, создание всех условий, необходимых для обеспечения конкурентоспособности научно-педагогических работников, является сегодня важнейшей предпосылкой для повышения уровня конкурентоспособности российских вузов и национальной системы высшего образования.

Целью данной научной работы является исследование теоретико-методологических подходов к оценке результативности трудовой деятельности научно-педагогических работников на основе инструментария рейтинговых систем и возможностей современных цифровых сервисов.

ABSTRACT:_

The approaches to the assessment of the academic staff professional activity are examined. The results of the analysis and systematization of the criteria for evaluating universities in the international competitiveness rankings are presented. The justification of the leading contribution of the academic staff labour activity to the achievement of high competitiveness indicators of higher educational institutions is given. A ranking approach to assessing the academic staff competitiveness is presented. This makes it possible to identify the degree of key indicators achievement of employees' labour activity. Digital tools are considered that allow to obtain up-to-date information about the achievements of academic staff in various areas of work, promptly identify the reasons for the failure to achieve the planned indicators and develop a set of measures to provide opportunities for the fullest realization of the employees' potential.

KEYWORDS: academic staff, competitiveness ranking, incentive system, labour activity, higher education institutions, digital tools

JEL Classification: I23, J21, J24 Received: 20.01.2022 / Published: 31.01.2022

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Krakovetskaya I.V. (inna_krakov0mail.ru)

CITATION:_

Krakovetskaya I.V., Vorobeva E.S., Nyurenberger L.B., Arshinova A.N., Luchina N.A. (2022) Reyt-ing konkurentosposobnosti kak instrument sistemy otsenki trudovoy deyatelnosti nauchno-peda-gogicheskikh rabotnikov [Competitiveness ranking as a tool of the academic staff labour activity evaluation]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 12. (1). - 175-188. doi: 10.18334/epp.12.1.114195

подходы к оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников

Сегодня в научной литературе можно встретить самые различные подходы к оценке результативности трудовой деятельности научно-педагогических работников. Особо актуальной эта тема стала в связи появлением и развитием рейтинговых систем оценки конкурентоспособности высших учебных заведений и введением в систему оценки труда работников вузов эффективного контракта, что потребовало поиска нового, актуального инструментария, позволяющего оценить результаты различных направлений профессиональной деятельности сотрудников.

Проблемы исследования оценки профессиональной деятельности научно-педагогических работников рассматриваются в научных работах О.В. Аскановой, С.К. Севостьяновой [1] (Askanova, Sevostianova, 2014), Т.П. Гордиенко, Т.А. Безусовой

[6] (Gordienko, Bezusova, 2020), О.А. Гришиной, Ж.Б. Мусатовой, О.В. Сагиновой

[7] (Grishina, Saginova, Skorobogatyh et al., 2015), С.В. Гришкина А.Н. [8] (Grishkin, 2019), Полетайкина, Л.Ф. Даниловой, Н.А. Двуреченской [17] (Poletaykin, Danilova, Dvurechenskaya, 2020), С.А. Шапиро, Е.А. Иглицкой [23] (Shapiro, Iglitskaya, 2018), Е.Е. Швакова [24] (Shvakov, 2019).

На основе анализа научных работ российских и зарубежных ученых, посвященных оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников, была проведена систематизация методов, представленная в таблице 1. Таким образом, были выделены различные подходы: статистические, экономико-математические, маркетинговые и рейтинговые.

Анализ результатов систематизации подходов, представленный в таблице 1, демонстрирует факт того, что сегодня в научной среде не сложилось единого, универсального метода, позволяющего учесть специфику всех направлений трудовой дея-

ОБ АВТОРАХ:_

Краковецкая Инна Валентиновна, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг, доктор экономических наук, доцент (inna_ krakov0mai1.ru)

Воробьева Екатерина Сергеевна, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (ESVorobyeva0mephi.ru)

Нюренбергер Лариса Борисовна, заведующий кафедрой бизнеса в сфере услуг, доктор экономических наук, профессор (Lb.nyurenberger@nsuem.ru)

Аршинова Анна Николаевна, старший преподаватель кафедры бизнеса в сфере услуг (ann1c570yandex.ru) Лучина Наталья Александровна, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг, доктор экономических наук, доцент (n.a.1uchina@nsuem.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Нюренбергер Л.Б., Аршинова А.Н., Лучина Н.А. Рейтинг конкурентоспособности как инструмент системы оценки трудовой деятельности научно-педагогических работников // Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Том 12. - № 1. - С. 175-188. doi: 10.18334/epp.12.1.114195

тельности научно-педагогических работников при оценке их конкурентного потенциала.

Таблица 1

Систематизация подходов к оценке конкурентоспособности научно-педагогических работников

Виды подходов Методы Авторы

Статистический подход Регрессионный анализ. Факторный анализ. Линейная модель оценки эффективности НПР Дж. Э. Рокофф, Б. A. Джейкоб, Т. Дж. ^йн, Д. О. Стайгер [25] (Rockoff, 2011)

Экономико-математический подход Индексный метод. Метод расстояний. Метод сравнений Г В. Данилов [9] (Danilov, 2007), Т. Г Озерни-кова, Н.Н. Даниленко, С. В. Кравцевич [15] (Ozernikova, Danilenko, Kravtsevich, 2007)

Маркетинговый подход Матричный подход. Сегментация НПР типам критериев их конкурентоспособности С.И. Сотникова, О.П. Козлова [20] (Sotnikova, 2018)

Рейтинговый подход Модель эталона «Идеальный НПР». Одномерное и многомерное ранжирование. Классификация. Метод индивидуальных квалиметрических шкал. Информационная система оценки результативности НПР М.С. Гаспариан [5] (Gasparian, 2015), О.В. Асканова, С.К. Севостьянова [1] (Askanova, Sevostianova, 2014), О.А. Гришина, О.В. Сагинова, И.И. Скоробогатых, Ж.Б. Мусатова [7] (Grishina, Saginova, Skorobogatyh et al., 2015), М.И. Рабинович, Е.Ю. Степанова, А.И. Уман [18] (Rabinovich, Stepanova, Uman, 2016) В.А. Лазаренко, В.А. Липатов, Н.Б. Филинов, Т.А. Олейникова, Д.А. Севери-нов [13] (Lazarenko, Lipatov, Filinov, Oleynikova, Severinov, 2016), Зубкова, Наточая [10] (Zubkova, Natochaya, 2019), И.В. Краковецкая [11] (Krakovetskaya, 2019), Т.Н. Поддубная, А.А. Юрченко [16] (Poddubnaya, Yurchenko, 2020), С.Н. Ретюнских [19] (Retyunskikh, 2017), А.А. Черноусов, Е.В. Вавилова [22] (Chernousov, Vavilova, 2019)

Источник: составлено авторами.

Тем не менее рейтинговый подход к оценке деятельности как высших учебных заведений, так и научно-педагогических работников становится все более популярным.

Дополнительные возможности рейтингового подхода как эффективного инструмента мотивации научно-педагогических работников к трудовой деятельности отражены в исследованиях П.Ю. Бунакова, Е.Е. Хэкало [2] (Быиакоу, Кквка1о, 2015), О.Н. Валеевой [3] (Уаквуа, 2019), Д.Ю. Касаткина, Я.М. Рудик, А.В. Шостак [14] (Казаки, Яый1к, Shostak, 2017).

Подчеркивая актуальность использования рейтингового подхода, далее представляется актуальным проанализировать возможности системы мировых рейтингов как

инструментария для оценки вклада научно-педагогических работников в интегральный критерий конкурентоспособности высших учебных заведений.

влияние деятельности научно-педагогических работников на достижения вуза в рейтингах конкурентоспособности

Современная система рейтингов конкурентоспособности университетов является сегодня, с одной стороны, мощным инструментом конкурентной борьбы, а с другой -эффективным механизмом поиска партнеров для выстраивания перспективных кол-лабораций на мировом рынке услуг высшего образования.

В таблице 2 представлены обобщенные группы критериев оценки деятельности высших учебных заведений в мировых, региональных и национальных рейтингах1.

Как видно из таблицы 2, научно-педагогические работники, являясь исполнителями различных видов деятельности, оказывают значительное влияние (как прямое, так и косвенное) на итоговый результат оценки конкурентоспособности вуза - конкурентную позицию в конкретном рейтинге.

Таким образом, анализ информационно-аналитической базы международных, региональных и национальных рейтингов позволил обосновать ключевую роль научно-педагогических работников в достижении успеха в конкуренции между участниками мирового рынка услуг высшего образования.

цифровой контур рейтинга конкурентоспособности нпр

Новые стратегические цели и функции постоянно расширяют спектр направлений деятельности современных университетов, что требует постоянного развития инструментария оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников.

В данном исследовании представлен диагностический инструментарий, позволяющий оценить достижения научно-педагогических работников в различных направлениях профессиональной деятельности. Для оценки конкурентоспособности НПР были сформированы следующие критерии и группы индикаторов, включающие определенный набор показателей:

• базовая группа, включающая в себя индикаторы: научно-исследовательская деятельность, преподавательская деятельность, инновационная деятельность, привлеченный доход и мобильность;

• обеспечивающая группа, включает в свой состав индикаторы: научно-методическая деятельность, учебно-методическая деятельность, экспертная деятельность, организационно-методическая деятельность, репутационная деятельность.

1 Более подробно ознакомиться с анализируемыми типами рейтингов можно в работе авторов Е.С. Воробьевой, И.В. Краковецкой, Л.Б. Нюренбергер Конкурентные позиции российских университетов на мировом рынке образования: подведение первых итогов и новые горизонты инициативы превосходства России // Креативная экономика. 2020. № 3. Т. 14. С. 287-312.

Таблица 2

Показатели профессиональной деятельности НПР в критериях рейтингов конкурентоспособности высших учебных заведений: прямое и косвенное

влияние на результат

Критерии Прямое влияние на показатель Косвенное влияние на показатель

Научно-ис-следовательская деятельность - квалификация исследователей - количество опубликованных научных работ - количество научных статей, опубликованных в журналах с высоким импакт-фактором. - междисциплинарные публикации - защита PhD диссертаций - индекс цитируемости НПР - индивидуальные публичные профили ученых вуза - престижные премии и награды за достижения в науке - вовлеченность студентов в научно-исследовательскую деятельность - научное руководство - защита студентами PhD диссертаций - индекс цитируемости вуза - доход от научно-исследовательской деятельности - средняя зарплата исследовательского персонала

Преподавание и качество учебной среды - квалификация ППС - организация и осуществление пра-ктико-ориентированного обучения - организация и осуществление он-лайн-обучения - индивидуальные публичные профили ППС вуза - престижные премии и награды в образовании - вовлеченность студентов в организацию образовательного процесса - взаимодействие студентов и академического потенциала - развитие дистанционного обучения и системы непрерывного образования -удовлетворенность студентами процесса обучения -достижения студентов - успеваемость студентов - средняя зарплата академического персонала

Инновационная деятельность и предпринимательство - научные публикации, процитированные в патентах - публикации с промышленными партнерами - заявки на патенты - полученные патенты - доходы от производственной деятельности (инноваций) - передача знаний - Spin-off компании, основанные сотрудниками и выпускниками вуза

Источник: составлено авторами.

В состав представленных индикаторов входят только количественные показатели, отражающие результат деятельности НПР по различным направлениям трудовой деятельности.

Также при оценке профессиональной деятельности научно-педагогических работников учитывается мнение студентов, представленное в качественном критерии «Удовлетворенность студенческой аудитории».

Для возможности учета вклада научно-педагогических работников в решение проблем устойчивого развития были разработаны индикаторы и показатели, входящие в

состав критерия «Вовлеченность НПР в устойчивое развитие университетского кампуса и территории присутствия вуза».

Таблица 3

система индикаторов рейтинга конкурентоспособности научно-педагогических

работников

Группа индикаторы

Базовая Научно-исследовательская деятельность

Образовательная деятельность

Инновационная деятельность

Привлеченный доход

Мобильность

Обеспечивающая Экспертная деятельность

Научно-методическая деятельность

Учебно-методическая деятельность

Организационно-методическая деятельность

Репутационная деятельность

Удовлетворенность студенческой аудитории Профессионализм

Взаимодействие со студенческой аудиторией

Система оценивания знаний и обратная связь

Вовлеченность НПР в устойчивое развитие университетского кампуса и территории присутствия вуза Вовлеченность в устойчивую жизнь университетского кампуса

Включенность в устойчивое развитие города, области и региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественная работа НПР

Источник: составлено авторами на основе [11] (Ктакогг1$кауа, 2019).

По итогам результатов оценивания выстраивается университетский рейтинг, в котором отражается конкурентная позиция научно-педагогического работника в разрезе различных квалификационных групп. Предложенный инструментарий позволяет составлять рейтинговые таблицы не только по суммарному количеству выполненных целевых показателей, но и по каждому индикатору и типу показателей.

В рамках цифровизации процесса формирования и развития конкурентоспособности научно-педагогических работников была разработана модель личного кабинета - виртуальное рабочее пространство, в котором сотрудники могут увидеть свои персональные достижения в профессиональной деятельности. На рисунке 1 представлен экран информационного раздела, посвященный отображению статистики университетского рейтинга на уровне вуза, института/факультета, кафедры/лаборатории, а также общее навигационное меню личного кабинета сотрудника [12] (Ктакоув1$кауа, 2020).

Личный кабинет

Рейтинг конкурентоспособности НПР

Имя пользователя ^Q^

Ш Университет

jt Институт (факультет)

? Кафедра (лаборатория)

£ НПР

SWOT-анализ

iff! Университет

& Институт (факультет)

~ Кафедра (лаборатория)

£ НПР

Профиль конкурентоспособности Конкурентный статус

iftt Университет

fi Институт (факультет)

ЗЕ Кафедра (лаборатория)

| £• НПР

Факультет №1 Институт №2 Факультет №10 Институт N»7 Лаборатория N»3 Институт N»6

Статус Должность Ранг

Любой Любая

Q5HS

| топ-ю

| топ-юо"

| ТОП-Ю(Г | ТОП-ю"

Доцент

Профессор

Профессор

вне СНС ГНС

НПР1 НПРЗ # НПР 4 Q НПР 5 НПР7 Jp НПР 10

Сумма баллов

Тип показателей: Q Все показатели

□ iai

□ d

□ 4»

3 41

7 590 5 987

8 710

4 425 11 050

Записей на 15 -странице:

Кластеры НПР j® Характеристика групп кластеров

Работа с кластерами НПР ¿^ Мотивация и стимулирование НПР

Рисунок 1. Экран рейтинга конкурентоспособности НПР в личном кабинете сотрудника Источник: [12] (Кгакоге1$кауа, 2020).

Важно отметить, что методика рейтинга должна находиться в открытом доступе для сотрудников вуза, что позволяет повысить объективность и прозрачность результатов оценки достижений НПР в профессиональной деятельности как в общем рейтинговом списке, так и в разрезе квалификационных групп. Такой подход предоставляет возможность выявить и отметить лидеров как среди работников, занимающих высшие академические позиции, так и среди сотрудников, только начинающих свою трудовую деятельность в академической сфере.

Разработка специальных мотивационных программ для научно-педагогических работников, включающих инструментарий материального и нематериального стимулирования, позволит повысить уровень вовлеченности сотрудников в процесс обеспечения конкурентоспособности университета, а также снизить негативные эффекты от их сопротивления организационным изменениям, происходящим сегодня в академической среде.

заключение

Для принятия своевременных управленческих решений руководящему составу необходима достоверная, актуальная информация об уровне конкурентоспособности университета, структурных подразделений вуза и его сотрудников. Для обеспечения результативности труда научно-педагогического персонала вуза должна применяться расширенная система сервисов, вспомогательного функционала, необходимого для фокусирования НПР на различных видах профессиональной деятельности, стратегически важных для университета.

Представленный в данном исследовании рейтинговый подход позволяет выявить конкурентные преимущества и дефициты компетенций научно-педагогических работников в процессе формирования и реализации их конкурентного потенциала. Таким образом, используя дружелюбный интерфейс и возможности разработанного цифрового инструментария, руководители различных уровней управления университета могут получать в реальном режиме времени актуальную информацию о результатах деятельности вуза, его структурных подразделений, научно-педагогических работников и оперативно осуществлять систему мероприятий по управлению их конкурентоспособностью.

ИСТОЧНИКИ:

1. Асканова О.В, Севостьянова С.К. О показателях оценки видов деятельности научно-педагогических работников вуза // Ползуновский вестник. - 2014. - № 4. -с. 272-280.

2. Бунаков П.Ю., Хэкало Е.Е. Информационно-аналитическая система мониторинга активности научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования // Векторы развития современной науки. - 2015. - № 1. -с. 65-69.

3. Валеева О.Н. Учет достижений научно-педагогических работников как средство мотивации профессионально-педагогической деятельности // Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2019. - с. 15-21.

4. Воробьева Е.С, Краковецкая И.В., Нюренбергер Л.Б. Конкурентные позиции российских университетов на мировом рынке образования: подведение первых итогов и новые горизонты инициативы превосходства России // Креативная экономика. -2020. - № 3. - с. 287-312. - doi: 10.18334/ce.14.3.100668 .

5. Гаспариан М.С. Разработка системы оценки эффективности научно-педагогических работников на основе интегрированного информационно-образовательного пространства // Открытое образование. - 2015. - № 6(113). - с. 89-94.

6. Гордиенко Т.П., Безусова Т.А. Критериальное оценивание деятельности научно-педагогических работников // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2020. - № 2. - с. 14-25. - doi: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2 .

7. Гришина О.А., Сагинова О.В., Скоробогатых И.И. и др. Оценка эффективности преподавателя в современном образовательном учреждении. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 114 с.

8. Гришкин С.В. Эффективность труда научно педагогических работников университетов как основа конкурентоспособности вуза // Вестник университета. - 2019. -№ 8. - с. 39-45. - doi: 10.26425/1816-4277-2019-8-39-45.

9. Данилов Г.В. Применение обобщенных характеристик деятельности преподавателя для формирования конкурентной среды в университете // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 1. - с. 22-25.

10. Зубкова Т.М., Наточая Е.Н. Оценка рейтинга научно-педагогических работников университета на основе автоматизированной информационной системы // Программные продукты и системы. - 2019. - № 3. - с. 525-533.

11. Краковецкая И.В. Оценка конкурентоспособности университетов: подходы, методы, специфика. / Монография. - Новосибирск: Изд-во: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2019. - 191 с.

12. Краковецкая И.В. Тенденции и направления развития университетов в цифровой научно-образовательной среде // Сегодня и завтра Российской экономики. -2020. - № 99-100. - с. 72-85.

13. Лазаренко В. А, Липатов В.А, Филинов Н.Б, Олейникова Д.А, Северинов Д.А. Измерения показателей мониторинга различных видов деятельности вуза как критерий эффективности внедрения системы рейтинговой оценки деятельности преподавателя // Innova. - 2016. - № 3(4). - с. 23-27. - doi: 10.21626/innova/2016.3/06 .

14. Касаткин, Д. Ю, Рудик Я.М., Шостак А.В. Принципы информационного обеспечения мотивации научно-педагогических работников в исследовательском университете // Информационные технологии и средства обучения. - 2017. - № 5. - с. 96-109.

15. Озерникова Т.Г, Даниленко Н.Н., Кравцевич С.В. Конкурентоспособность работника: понятие, исследование, управление. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. - 255 с.

16. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Рейтинг педагога высшей школы как средство повышения конкурентоспособности научно-педагогических работников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2020. - № 2(45). -с. 76-82. - doi: 10.24411/2078-1024-2020-12008 .

17. Полетайкин А.Н., Данилова Л.ф., Двуреченская Н.А. Модель оптимизации системы показателей профессиональной эффективности научно-педагогических работников // Вестник СибГУТИ. - 2020. - № 4(52). - с. 98-104.

18. Рабинович М.И, Степанова Е.Ю. Уман А.И. О технологии применения рейтинговой оценки во внутривузовской системе материального стимулирования преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 104(4). -с. 56-63.

19. Ретюнских С.Н. Методика рейтинговой оценки деятельности научно-педагогических работников // Аллея науки. - 2017. - № 16. - с. 897-915.

20. Сотникова С.И. Новый контур оценки конкурентоспособности научно-педагогических работников: независимая оценка квалификация // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - № 3(115). - с. 113-126. - doi: 10.15826/ umpa.2018.03.031 .

21. Троицкая А.А. Конкурентоспособный человеческий капитал работника: проблемы формирования и реализации // Экономика труда. - 2019. - № 2. - с. 647-658. - doi: 10.18334/et.6.2.40509 .

22. Черноусов А.А., Вавилова Е.В. Опыт разработки информационной системы рей-тингования научно-педагогических работников // Открытое образование. - 2019. -№ 1. - с. 76-85. - doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-76-85 .

23. Шапиро С.А., Иглицкая Е.А. Исследование факторов эффективности труда научно-педагогических работников на базе современных мотивационных концепций // Мотивация и оплата труда. - 2018. - № 1. - с. 22-36.

24. Шваков Е.Е. Квалификационные требования как инструмент повышения профессиональной активности научно-педагогических работников университета // Научный диалог: экономика и менеджмент: Материалы XXIY международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2019. - с. 51-53.- doi: 10.18411/8аепсериЬ-Нс-08-10-2019-13 .

25. K^^off J.E. Can You Reragnize an Effedive ТеасЬег When You Reduit One? // Ed^ation Finale and Polky. - 2011. - № 6(1). - p. 43-74. - doi: 10.1162/EDFP_a_00022.

I REFERENCES:

Askanova O.V, Sevostianova S.K. (2014). O pokazatelyakh otsenki vidov deyatelnos-ti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov vuza [About indkators of assessment of types of ad^ity of srientifk and pedagogkal workers of the university]. Polzunovsky Herald. 2 (4). 272-280. (in Russian).

Bunakov P.Yu., Khekalo E.E. (2015). Informatsionno-analiticheskaya sistema monitoringa aktivnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatelnyh organizatsiy vysshego obrazovaniya [Information and analytical system for monitoring the activity of academic staff of educational institutions of higher education]. Vektory raz-vitiya sovremennoy nauki. (1). 65-69. (in Russian).

Chernousov A.A., Vavilova E.V. (2019). Opyt razrabotki informatsionnoy sistemy reytingovaniya nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Development experience of information system for ranking of academic and pedagogical staff]. Open Education. 23 (1). 76-85. (in Russian). doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-76-85 .

Danilov G.V. (2007). Primenenie obobshchennyh kharakteristik deyatelnosti prepoda-vatelya dlya formirovaniya konkurentnoy sredy v universitete [The use of general characteristics of university teacher?s activity for creating competitive environment at university]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz. (1). 22-25. (in Russian).

Gasparian M.S. (2015). Razrabotka sistemy otsenki effektivnosti nauchno-peda-gogicheskikh rabotnikov na osnove integrirovannogo informatsionno-obrazovatelno-go prostranstva [The development of effectiveness assessment system of scientific-teaching staff based on integrated information-educational environment]. Open Education. (6(113)). 89-94. (in Russian).

Gordienko T.P., Bezusova T.A. (2020). Kriterialnoe otsenivanie deyatelnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Criteria assessment of teaching staff performance]. Nauchnyy rezultat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 6 (2). 14-25. (in Russian). doi: 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2 .

Grishina O.A., Saginova O.V., Skorobogatyh I.I. i dr. (2015). Otsenka effektivnostiprep-odavatelya v sovremennom obrazovatelnom uchrezhdenii [Evaluation of the effectiveness of a teacher in a modern educational institution] Novosibirsk: Izdatelstvo TsRNS. (in Russian).

Grishkin S.V. (2019). Effektivnost truda nauchno pedagogicheskikh rabotnikov uni-versitetov kak osnova konkurentosposobnosti vuza [The work efficiency of scientific-pedagogical staff of universities as the basis of the competitiveness of the universities]. Vestnik Universiteta. (8). 39-45. (in Russian). doi: 10.26425/18164277-2019-8-39-45.

Kasatkin, D. Yu, Rudik Ya.M., Shostak A.V. (2017). Printsipy informatsionnogo obe-specheniya motivatsii nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov v issledovatelskom universitete [Principles of information support for scientific and pedagogical staff motivation in the research university]. Informatsionnye tekhnologii i sredstva obucheniya. 61 (5). 96-109. (in Russian).

Krakovetskaya I.V. (2019). Otsenka konkurentosposobnosti universitetov: podkhody, metody, spetsifika [Assessment of the competitiveness of universities: approaches, methods, specifics] Novosibirsk: Izd-vo: Novosibirskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i upravleniya «NINKh». (in Russian).

Krakovetskaya I.V. (2020). Tendentsii i napravleniya razvitiya universitetov v tsifrovoy nauchno-obrazovatelnoy srede [Trends and directions of university development in the digital scientific and educational environment]. Today and tomorrow of the Russian economy. (99-100). 72-85. (in Russian).

Lazarenko V. A, Lipatov V.A, Filinov N.B, Oleynikova D.A, Severinov D.A. (2016). Izmereniya pokazateley monitoringa razlichnyh vidov deyatelnosti vuza kak kriteriy ef-fektivnosti vnedreniya sistemy reytingovoy otsenki deyatelnosti prepodavatelya [Changes of indicators of monitoring of different types of activity of higher education institution as criterion of efficiency of introduction of system of a rating assessment of activity of the teacher]. Innova. (3(4)). 23-27. (in Russian). doi: 10.21626/innova/2016.3/06 .

Ozernikova T.G, Danilenko N.N., Kravtsevich S.V. (2007). Konkurentosposobnost rabotnika: ponyatie, issledovanie, upravlenie [Employee competitiveness: concept, research, management] Irkutsk: Izd-vo BGUEP. (in Russian).

Poddubnaya T.N., Yurchenko A.A. (2020). Reytingpedagoga vysshey shkoly kak sredstvo povysheniya konkurentosposobnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [A high school teacher's rating as a means of increasing the competitiveness of academic staff]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. (2(45)). 76-82. (in Russian). doi: 10.24411/2078-1024-2020-12008 .

Poletaykin A.N., Danilova L.f., Dvurechenskaya N.A. (2020). Model optimizatsii sistemy pokazateley professionalnoy effektivnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov [Optimization model of the professional efficiency indicators system of scientific and pedagogical workers]. Vestnik SibGUTI. (4(52)). 98-104. (in Russian).

Rabinovich M.I, Stepanova E.Yu. Uman A.I. (2016). O tekhnologiiprimeneniya reytingovoy otsenki vo vnutrivuzovskoy sisteme materialnogo stimulirovaniya prepodavateley [About the use of technology of rating in the university system of material incentives for lecturers]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (104(4)). 56-63. (in Russian).

Retyunskikh S.N. (2017). Metodika reytingovoy otsenki deyatelnosti nauchno-peda-gogicheskikh rabotnikov [Methodology of rating evaluation of the activities of academic staff]. Alley of Science. 2 (16). 897-915. (in Russian).

Rockoff J.E. (2011). Can You Recognize an Effective Teacher When You Recruit One? Education Finance and Policy. (6(1)). 43-74. doi: 10.1162/EDFP_a_00022.

Shapiro S.A., Iglitskaya E.A. (2018). Issledovanie faktorov effektivnosti truda nauch-no-pedagogicheskikh rabotnikov na baze sovremennyh motivatsionnyh kontseptsiy [Research of factors of labor efficiency of academic staff on the basis of modern motivational concepts]. Motivatsiya i oplata truda. (1). 22-36. (in Russian).

Shvakov E.E. (2019). Kvalifikatsionnye trebovaniya kak instrument povysheniya professionalnoy aktivnosti nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov universiteta [Qualification requirements as a tool for increasing the professional activity of academic staff of the university] Scientific Dialogue: Economics and Management. 51-53. (in Russian). doi: 10.18411/sciencepublic-08-10-2019-13 .

Sotnikova S.I. (2018). Novyy kontur otsenki konkurentosposobnosti nauchno-peda-gogicheskikh rabotnikov: nezavisimaya otsenka kvalifikatsiya [New contour of assessment of competitiveness of scientific and pedagogical workers: independent assessment of qualification]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz. 22 (3(115)). 113-126. (in Russian). doi: 10.15826/umpa.2018.03.031 .

Troitskaya A.A. (2019). Konkurentosposobnyy chelovecheskiy kapital rabotnika: prob-lemy formirovaniya i realizatsii [Competitive human capital of the employee: problems of formation and realization]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 647658. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40509 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Valeeva O.N. (2019). Uchet dostizheniy nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov kak sred-stvo motivatsii professionalno-pedagogicheskoy deyatelnosti [Taking into account the achievements of academic staff as a means of motivating professional and pedagogical activity] Problems and prospects in the international transfer of innovative technologies. 15-21. (in Russian).

Vorobeva E.S, Krakovetskaya I.V., Nyurenberger L.B. (2020). Konkurentnye pozitsii rossiyskikh universitetov na mirovom rynke obrazovaniya: podvedenie pervyh itogov i novye gorizonty initsiativy prevoskhodstva Rossii [The competitive positions of Russian universities in the global education market: summing up the first results and new horizons of Russia superiority initiatives]. Creative economy. 14 (3). 287312. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.3.100668 .

Zubkova T.M., Natochaya E.N. (2019). Otsenka reytinga nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov universiteta na osnove avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy [Evaluation of the rating of academic staff of the university on the basis of an automated information system]. Programmnyeprodukty i sistemy. (3). 525-533. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.