Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЙТИНГИ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ / ИНИЦИАТИВЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА / UNIVERSITIES / INSTITUTIONAL AND SUBJECT RANKINGS / GLOBAL COMPETITIVENESS / BUSINESS MODEL / ACADEMIC ORGANIZATIONS / COMPANIES' SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INITIATIVES OF ACADEMIC EXCELLENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Екатерина Сергеевна, Краковецкая Инна Валентиновна, Ван Сяохуань, Нюренбергер Лариса Борисовна

Данное исследование посвящено анализу теоретико-методологических аспектов и механизмов, направленных на развитие научно-образовательного комплекса КНР и повышение его конкурентоспособности. Проанализирован стратегический и тактический инструментарий, позволяющий Правительству Китая осуществлять политику трансформации национальной научно-образовательной системы в крупнейший мировой центр технологического лидерства и академического превосходства. Представлены результаты, достигнутые ведущими китайскими вузами в большой тройке мировых рейтингов конкурентоспособности университетов. Проведен сравнительный анализ конкурентных позиций флагманских высших учебных заведений Китая и России в рейтинге QS World University Ranking by Subject, позволяющий определить их место относительно мировых лидеров. Рассмотрены достижения и глубинные проблемы современной китайской системы высшего образования, которые целесообразно всесторонне изучать и учитывать при разработке национальных стратегических планов и программ, направленных на достижение академического превосходства на глобальном рынке образования. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу исследователей: руководителям вузов, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем интересующимся вопросами развития научно-образовательных комплексов разных стран мира и глобальной конкурентоспособности университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Екатерина Сергеевна, Краковецкая Инна Валентиновна, Ван Сяохуань, Нюренбергер Лариса Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETITIVENESS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS AND PROSPECTS

This research is devoted to the analysis of theoretical and methodological aspects and mechanisms aimed at the development of the academic organizations of the People's Republic of China and increasing its competitiveness. The article analyzes the strategic and tactical tools that allow the Chinese Government to implement a policy of transforming the national scientific and educational system into the world's largest center of technological leadership and academic excellence. The results achieved by leading Chinese universities in the big three world University competitiveness rankings are presented. A comparative analysis of the competitive positions of the flagship higher education institutions in China and Russia in the QS World University Ranking by Subject is conducted, which allows determining their place relative to the world leaders. The article considers the achievements and deep problems of the modern Chinese higher education system, which should be thoroughly studied and taken into account when developing national strategic plans and programs aimed at achieving academic excellence in the global education market. The results of the research can be of interest to a wide range of researchers such as university managers, researchers, teachers, postgraduates and students, as well as all those interested in the development of academic organizations in different countries and the global competitiveness of universities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Воробьева Е.С.1, Краковецкая И.В.2,3, Ван Сяохуань4, Нюренбергер Л.Б.3

1 Северский технологический институт — филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Северск, Томская область, Россия

2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

3 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия

4 Шэньянский политехнический университет, Шэньян, КНР

Формирование конкурентоспособности системы высшего образования КНР: достижения, проблемы и перспективы

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Воробьева Е.С., Краковецкая И.В., Ван Сяохуань, Нюренбергер Л.Б. Формирование конкурентоспособности системы высшего образования КНР: достижения, проблемы и перспективы // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 4. — С. 509-528. Сок 10.18334/се.14.4.100723

АННОТАЦИЯ:

Данное исследование посвящено анализу теоретико-методологических аспектов и механизмов, направленных на развитие научно-образовательного комплекса КНР и повышение его конкурентоспособности. Проанализирован стратегический и тактический инструментарий, позволяющий Правительству Китая осуществлять политику трансформации национальной научно-образовательной системы в крупнейший мировой центр технологического лидерства и академического превосходства. Представлены результаты, достигнутые ведущими китайскими вузами в большой тройке мировых рейтингов конкурентоспособности университетов. Проведен сравнительный анализ конкурентных позиций флагманских высших учебных заведений Китая и России в рейтинге QS World University Ranking by Subject, позволяющий определить их место относительно мировых лидеров. Рассмотрены достижения и глубинные проблемы современной китайской системы высшего образования, которые целесообразно всесторонне изучать и учитывать при разработке национальных стратегических планов и программ, направленных на достижение академического превосходства на глобальном рынке образования. Результаты исследования могут быть интересны широкому кругу исследователей: руководителям вузов, научным сотрудникам, преподавателям, аспирантам и студентам, а также всем интересующимся вопросами развития научно-образовательных комплексов разных стран мира и глобальной конкурентоспособности университетов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: университеты, институциональные и предметные рейтинги, глобальная конкурентоспособность, бизнес-модель, научно-образовательный комплекс, устойчивое развитие компаний, инициативы академического превосходства

ОБ АВТОРАХ

Воробьева Екатерина Сергеевна, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент (ESVorobyeva@mephi.ru) Краковецкая Инна Валентиновна, доцент кафедры стратегического менеджмента и маркетинга НИ ТГУ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг НГУЭУ, кандидат экономических наук, доцент (inna_krakov@mail.ru) Ван Сяохуань, кандидат филологических наук, доцент (yuliawang4200@mail.ru) Нюренбергер Лариса Борисовна, заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг НГУЭУ, доктор экономических наук, профессор (l.b.nyurenberger@nsuem.ru)

Е о с о

и

ш .>

+J

та ш

Vorobeva E.S.1, Krakovetskaya I.V.2,3, Wang Xiaohuan4, Nyurenberger L.B.3

1 Seversk Technological Institute — Branch of State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Tomsk Region, Russia

2 National Research Tomsk State University, Russia

3 Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia

4 Shenyang Ligong University, China

The competitiveness of the higher education system of the People's Republic of China: achievements, problems and prospects

CITE AS:_

Vorobeva E.S., Krakovetskaya I.V., Wang Xiaohuan, Nyurenberger L.B. (2020) Formirovanie konkurentosposobnosti sistemy vysshego obrazovaniya KNR: dostizheniya, problemy i perspektivy [The competitiveness of the higher education system of the People's Republic of China: achievements, problems and prospects]. Kreativnaya ekonomika. 14. (4). — 509-528. doi: 1 0.18334/ce.14.4.100723

ABSTRACT:_

This research is devoted to the analysis of theoretical and methodological aspects and mechanisms aimed at the development of the academic organizations of the People's Republic of China and increasing its competitiveness. The article analyzes the strategic and tactical tools that allow the Chinese Government to implement a policy of transforming the national scientific and educational system into the world's largest center of technological leadership and academic excellence. The results achieved by leading Chinese universities in the big three world University competitiveness rankings are presented. A comparative analysis of the competitive positions of the flagship higher education institutions in China and Russia in the QS World University Ranking by Subject is conducted, which allows determining their place relative to the world leaders. The article considers the achievements and deep problems of the modern Chinese higher education system, which should be thoroughly studied and taken into account when developing national strategic plans and programs aimed at achieving academic excellence in the global education market. The results of the research can be of interest to a wide range of researchers such as university managers, researchers, teachers, postgraduates and students, as well as all those interested in the development of academic organizations in different countries and the global competitiveness of universities.

KEYWORDS: universities, institutional and subject rankings, global competitiveness, business model, academic organizations, companies' sustainable development, initiatives of academic excellence

JEL Classification: I23, I25, I26, N35

Received: 24.03.2020 / Published: 30.04.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vorobeva E.S. (ESVorobyeva@mephi.ru)

ФИНАНСИРОВАНИЕ:_

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 18-010-00340 «Бизнес-модель компаний как основа формирования общих ценностей и социального капитала».

Введение

Целью данного исследования является изучение теоретико-методологических аспектов развития системы высшего образования Китая и определение конкурентных позиций китайских высших учебных заведений в институциональных и предметных рейтингах глобальной конкурентоспособности университетов.

Китай, являясь одной из старейших мировых цивилизаций, сегодня достиг впечатляющих результатов в развитии образования, науки и технологий.

Становление современного научно-образовательного комплекса (НОК) Китая связывают с возникновением первых университетов: Тяньцзиньского, Пекинского, Нанкинского, Фуданьского, Цинхуа, вокруг которых были впоследствии образованы исследовательские центры. После образования в 1949 >. году Китайской народной республики в стране была учреждена Академия наук Китая (АНК). С этого периода государство и Коммунистическая партия КНР берут под свой контроль науку и образование, которые развиваются в соответствии с национальными стратегическими инициативами.

В разные исторические периоды Китай активно использовал передовой зарубежный опыт при формировании модели научно-образовательного комплекса. Так, китайская система образования КНР многое взяла от советской образовательной системы. Значительное влияние на развитие научной и образовательной системы также оказали ряд европейских стран, США, а также Япония, Южная Корея и Сингапур. Однако на всех этапах развития науки и образования КНР использование зарубежного опыта не было прямым копированием, а проходило в условиях тщательного изучения его сильных и слабых сторон и адаптации к национальным условиям [1] (Ivanov, 2018).

Сегодня Китай по ряду показателей научно-технологического развития обогнал многих «учителей» и является одним из мировых лидеров. Современный научно-образовательный комплекс Китая стремительно вырос и является сегодня крупнейшим в мире, а также одним из самых «молодых», что в совокупности с грандиозным государственным финансированием в науку, образование и развитие промышленности и высокими показателями международной научно-исследовательской кооперации делает его конкурентоспособным и достаточно устойчивым [2] (Vinogradov, Salitskaya, Salitskiy, 2016).

С 1985 г. в КНР осуществляется образовательная реформа, основанная на концепции «3-D» — децентрализация (decen tra lization), деполитизация (depoliticization), многообразие (diversity) и концепции «3-К» -коммерциализация (commer cialization), конкуренция (competition) и сотрудничество (cooperation) [3].

Благодаря реформам университеты получили возможность расширения спектра образовательных программ, самостоятельной разработки учебных курсов, выбора партнеров для взаимодействия, разработки механизмов конкурентной борьбы за талантливых студентов, преподавателей, исследователей и финансирование. Управление местными университетами было передано на провинциальный и муниципальный уровень, что способствовало более оперативному принятию управленческих решений, учитывающих региональную специфику [4] (К1осЫкЫп, 2013).

Достижения НОК Китая — это результат многоэтапного процесса осуществления стратегии модернизации. Министерством науки и технологий, Министерством образования, Министерством кадров, Министерством финансов, Национальной комиссией по развитию и реформам Китая, Академией наук Китая, ЦК КПК был разработан ряд государственных стратегических проектов и программ для реализации «политики реформ и открытости», предложенной Дэн Сяопином еще в 1978 году (табл. 1).

Таблица 1

Государственные программы и проекты развития научно-технологической, образовательной, инновационной деятельности и

кадрового потенциала

Наименование Краткое описание

Штурмовой план Цель: стремительно овладеть ключевыми технологиями и технологиями общего применения, играющими ведущую роль в социально-экономическом развитии страны (области: сельское хозяйство, энергетика, транспорт, здравоохранение, новые материалы, телекоммуникации, охрана окружающей среды)

Программа «Искра» Цель: совершенствование сельского хозяйства на основе внедрения научно-технических достижений: внедрение новых сортов и технологий возделывания сельскохозяйственных культур, создание технически передовых предприятий в сельском хозяйстве

«План приоритетного внедрения научно-технических достижений» Цель: создание благоприятной среды и условий для организованного и планомерного внедрения передовых, готовых к применению научно-технических достижений; содействие процессу интеграции науки и техники с экономикой

«Научно-техническая программа социального развития» Цель: содействие инновационному развитию в социальной сфере и связанных с ней индустриях. Основные охватываемые программой сферы: народонаселение, медицинское обслуживание и санитария, здоровье, рациональное использование природных ресурсов, охрана и улучшение экологической среды; превентивные меры против стихийных бедствий; городское и сельское строительство

Наименование Краткое описание

Программа «Факел» Цель: коммерциализация научных достижений в области высоких и новейших технологий; поддержка развития высокотехнологичной промышленности путем создания инновационной инфраструктуры, совершенствования кадрового потенциала

Программа «863» (The 863 Program) Цель: прорыв в ключевых технических областях для обеспечения независимости государства от импорта зарубежных технологий. Выделены 8 ключевых областей: биоинженерия, космическая техника, информатика, лазеры, автоматика, энергетика, новые материалы, освоение мирового океана. Сформирована стратегия освоения высоких технологий и комплекс мероприятий по воспитанию нового поколения кадров для работы в высокотехнологичных областях

Программа «973» (973 Program) Цель: мобилизация научных талантов для проведения инновационных исследований по прорывным направлениям, тесно связанным с народным хозяйством, социальным и научно-техническим развитием страны: сельское хозяйство, энергетика, информационные и коммуникационные технологии, рациональное использование природных ресурсов и окружающей среды, здравоохранение

Программа «Ключевые технологии» (Key Technologies Program) Цель: усиление фундаментальных исследований для достижения прорыва в ключевых технологиях; техническая модернизация и реструктуризация отраслей промышленности, формирование новых отраслей для внедрения отечественных инноваций

«Программа подготовки и образования для выдающихся инженеров» (Excellent Engineers Training Program) Цель: развитие национальной системы образования для «выращивания» и поддержки талантов: повышение качества процесса отбора, обучения и подготовки инженеров высокого класса

Программа «Сто талантов» (Hundred Talents Program) Цель: привлечение в КНР талантливых ученых разных специальностей в возрасте до 45 лет. В ходе программы предусматривается выделение в течение трех лет около 240 тыс. долл. на каждого ученого, в том числе на поддержку исследований, субсидирование жилья и высокой заработной платы

Программа «Тысячи талантов» (Thousand Talents Program) Цель: привлечение в Китай ученых, преподавателей и предпринимателей высокого уровня для работы на долгосрочной основе (от трех лет) и их спонсирование: ■ граждан КНР, получивших образование за рубежом в университетах мирового класса и добившихся успеха в научных исследованиях и предпринимательстве (для китайских ученых/предпринимателей до 55 лет);

>

Е о с о

и

ш >

та ш

<r>

ГМ CT> Ю

CT>

o>

1Л 1Л

Наименование Краткое описание

■ иностранных граждан — элитных специалистов в сферах, имеющих ключевое значение для международной конкурентоспособности КНР в области науки и инноваций (для иностранных граждан до 55 лет); ■ иностранных граждан — экспертов (лауреатов Нобелевской премии и прими Филдса) в приоритетных для КНР технологических направлениях для работы в ведущих университетах / научно-исследовательских центрах Китая (для иностранных граждан до 55 лет); ■ молодых преподавателей, выполняющих передовые научные исследования в университетах мирового класса (для китайских и иностранных преподавателей/исследователей до 40 лет)

Стратегия кадрового развития «Инновация-2020» (Innovation 2020) Цель: подготовка молодых талантов: более 3000 высоких талантов — лидеров науки и техники; более 2000 лидеров инновационных команд для промышленного освоения научно-технических достижений

«Проект 211» (211 Project) Цель: отбор и целевая поддержка сотни ведущих университетов КНР для повышения их международной конкурентоспособности и приближения к уровню лучших вузов мира в ключевых областях знаний к началу XXI века. В проект было включено 112 университетов для осуществления национальных проектов развития социально-экономической системы и подготовки элитных специалистов

«Проект 985» (985 Project) Цель: создание в стране университетов мирового класса. Для приоритетного финансирования были отобраны 9 вузов. Участники первого этапа Проекта-985: Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, Нанкинский университет, Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Университет Цинхуа, Научно-технический университет Китая, Чжэцзянский университет. Второй этап расширил программу, включив в себя 39 вузов

Проект «Двойной первый класс» (Double First Class University Plan) Цель: повышение глобального признания университетской системы Китая к 2049 году путем развития группы элитных китайских университетов, отдельных факультетов и академических дисциплин. Для участия в проекте отобраны 42 университета первого класса (36 школ класса А и шесть школ класса В) и 465 дисциплин первого класса, распределенных по 140 вузам. Дисциплины первого класса делятся на 12 категорий: четыре категории в естественных науках и восемь в гуманитарных и социальных науках

Источник: составлено авторами по [4-12] (Klochikhin, 2013; Tszi, Nekhaychik, Alekseev, 2016; Salitskiy, Salitskaya, 2015; Zavyalova, Alsufev, Krakovetskaya, Litszyun, Li, 2018; Khusnetdinova, 2019; Ivanov, 2018; Belyakov, Belyakov, Shpak, 2019).

Е о с

та ш

В 1998 году был принят Закон «О высшем образовании в КНР», явившийся важным этапом государственного регулирования развития национальной системы высшего образования. Особое внимание государства направлено на дальнейшее развитие работ в области оценки деятельности университетов и повышения качества образования.

В поисках университета мирового класса — возникновение Шанхайского рейтинга

С начала 1990-х гг. правительство КНР стремится к созданию системы высшего образования мирового уровня, а ряд крупных государственных инициатив направлен на создание университетов мирового класса (world-class universities).

В ходе реализации Проекта 211 (1995) «Университеты высокого класса и ключевые дисциплинарные области» был выявлен факт того, что 30 ведущих университетов Китая практически не соответствовали международным стандартам научных исследований и подготовки специалистов.

Шанхайский университет Цзяо Тонг вошел в число вузов — участников Проекта 985 (1998) «Университеты мирового уровня», призванных выйти на мировой уровень. В 1999-2001 гг. команда этого вуза работала над проектом по сравнению ведущих американских исследовательских вузов с китайскими университетами.

В докладе Центра университетов мирового уровня (CWCU) «Различие между китайскими и мировыми ведущими вузами» (2002 г.) был представлен перечень показателей для выделения ведущих мировых университетов [13] (Lyu Nyantsay, Chen In, Lyu Li, 2002).

Центром (CWCU) и институтом высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тонг была разработана концепция оценки мировых ведущих высших учебных заведений на основе многолетнего, всестороннего изучения опыта их развития [14] (Popov, Shao, 2015).

Таким образом, стремление КНР создать у себя «университеты мирового класса» привело к созданию международной системы ранжирования лучших университетов мира. Первый рейтинг The Academic Ranking of World Universities (Shanghai Jiao Tong University Ranking), опубликованный в 2003 году, положил начало появлению феномена рейтинговых систем в современной образовательной практике. Основное преимущество рейтинга ARWU — его объективность (базируется на шести количественных показателях, экспертные опросы не используются) и независимость (с 2009 года рейтинг публикуется «ShanghaiRanking Consultancy», полностью независимой организацией). Рейтинг глобальной конкурентоспособности университетов Academic Ranking of World Universities (ARWU), несмотря на значительное количество

<r>

fM CT> Ю

CT> CT>

критических замечаний, показал высокую востребованность среди различных целевых аудиторий [15, 16] (Polozhikhina, 2019; Patsukevich, 2017).

В данном исследовании представлены результаты ведущих китайских университетов в большой тройке рейтингов мировых университетов, куда кроме рейтинга ARWU (Academic Ranking of World Universities) входят также рейтинг QS (Quacquarelli Symonds) и рейтинг THE (Times Higher Education).

ISi 1Л

Достижения вузов КНР в институциональных рейтингах глобальной конкурентоспособности

Китайские университеты демонстрируют впечатляющий рост конкурентных позиций в рейтингах глобальной конкурентоспособности университетов.

ARWU (Academic Ranking of World Universities)_

Академический рейтинг университетов мира, или Шанхайский рейтинг (ARWU), имеет самый значительный ряд оценочных наблюдений. По количеству представленных вузов в топ-100 лидирующие места занимают США (45 вузов). Далее с большим отрывом следуют Великобритания (8 вузов), Австралия (7 вузов), Швейцария (5 вузов) [17].

В рейтинге ARWU в 2003 году ни один китайский университет не входил в топ-200. Самый высокий результат показывал университет Цинхуа — конкурентная позиция 201-250, Пекинский университет занимал позицию 251-300.

Рисунок 1. Динамика конкурентных позиций ведущих вузов КНР в рейтинге АК.Ши (2013-2019 гг.)

Источник: составлено авторами по: http://www.shanghairanking.com/

В топ-350 входили Фуданьский университет, Нанкинский университет и университет науки и техники КНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время четыре китайских вуза входят в топ-100 рейтинга ARWU: университет Цинхуа занимает 43-е место, Пекинский университет — 53-е место, университет Чжэцзян — 70-е место, Шанхайский университет Цзяо Тонг — 82-е место.

В топ-150 входят Китайский университет науки и технологий, Фуданьский университет, Хуачжунский университет науки и техники, Университет Сунь Ятсена.

В топ-200 входят девять китайских вузов — Нанкинский университет, Центральный Южный университет, Харбинский институт технологий, Сычуаньский университет, Университет Сучжоу, Юго-Восточный университет, Университет электронных наук и технологий КНР, Уханьский университет, Университет Сиань Цзяо Тонг.

Рейтинг THE (Times Higher Education World University Ranking)

В институциональном рейтинге THE основные акценты сделаны на оценку образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности (передача знаний) университетов. Лидирующие позиции также принадлежат вузам США и Великобритании. Далее следуют Германия, Нидерланды, Австралия и Канада.

Рисунок 2. Динамика конкурентных позиций ведущих вузов КНР в рейтинге Times

Higher Education World University Ranking (2013-2020 гг.)

Источник: составлено авторами по: https://www.timeshighereducation.com/

<r>

fM CT> Ю

CT> CT>

Значительнее всего в конкурентной борьбе теряет рейтинговые позиции США. КНР демонстрирует устойчивость конкурентных позиций. В рейтинге THE высокий результат у флагманских университетов Китая: Университет Цинхуа — 23-е место, Пекинский университет — 24-е место. Китайский университет науки и технологий также входит в топ-100.

Значительный рост конкурентных позиций демонстрируют Университет Чжэцзян (107-е место), Фуданьский университет (109-е место), Нанкинский университет (144-е место), Шанхайский университет Цзяо Тонг (157-е место), Университет Сунь Ятсена (251-300) [18].

Рейтинг QS (QS World University Ranking)_

Анализ географического распределения университетов мира, входящих в топ-100 рейтинга QS, показал, что несомненными лидерами являются вузы США и Великобритании как по количеству вузов, так и по рейтинговым позициям. Всего в топ-100 QS World University Ranking-2020 представлена 21 страна, положительную динамику показывают вузы Азии. Теряют позиции такие страны, как: США, Великобритания, Германия, Канада, Нидерланды (вытеснение из сотни происходит в основном за счет вузов КНР, Южной Кореи) [19].

В топ-100 рейтинга QS World University Ranking-2020 входят университет Цинхуа (16-е место), Пекинский университет (22-е место), Фуданьский университет (40-е место), Университет Чжэцзян (54-е место), Шанхайский уни-

Рисунок 3. Динамика конкурентных ведущих вузов КНР в рейтинге QS World University Ranking (2013-2020 гг.)

Источник: составлено авторами по: https://www.topuniversities.com/

ш

верситет Цзяо Тонг (60-е место), Китайский университет науки и технологий (89-е место). Нанкинский университет занимает 120-е место.

В топ-300 рейтинга QS входят Уханьский университет (257-е место), Университет Тунцзи (265-е место), Пекинский педагогический университет (277-е место), Харбинский технологический институт (277-е место), Университет Сунь Ятсена (287-е место).

Флагманские университеты Китая и России в рейтинге QS World University Ranking by Subject

Университеты КНР также демонстрируют рост конкурентных позиций в предметных рейтингах глобальной конкурентоспособности университетов, позволяющих учитывать достижения вузов в конкретных предметных областях. В данном исследовании проведен сравнительный анализ достижений флагманских университетов Китая и России в рейтинге QS World University Ranking by Subject.

Несомненным лидером по числу позиций в топ-100 QS World University Ranking by Subject-2020 стал Пекинский университет, охватив 38 из 48 возможных предметных областей в топ-100. Университет Цинхуа также показывает высокий результат в топ-100 — 28 предметных областей. Самый высокий результат флагманские университеты КНР демонстрируют в естественных науках — оба ведущих вуза страны входят в сотню лидеров во всех семи предметных областях, что свидетельствует о компетенциях мирового уровня системы высшего образования Китая.

Достижения российских вузов в предметном рейтинге QS намного скромнее. Флагманский университет России — МГУ им. М.В. Ломоносова, охватывает в первой сотне 12 предметных областей. Второй флагманский российский университет — СПбГУ, занимает две позиции в топ-100 QS World University Ranking by Subject в предметных областях «Лингвистика» и «Математика».

Новая инициатива академического превосходства КНР — проект «Double First Class», нацелен на достижение более высокого результата именно в конкретных предметных областях.

Современная система высшего образования Китая: грандиозные достижения и глубинные проблемы

В последние десятилетия наблюдается стремительный рост достижений КНР в сфере образования и науки — конкурентоспособность китайских университетов растет, и страна становится крупным игроком на рынке международного высшего образования. Государство играет огромную роль в развитии системы

Конкурентные позиций флагманских университетов КНР и РФ в рейтинге World University Ranking by Subject-2020

ISSN 1994-6929

Таблица 2

ui

NJ О

№ Предметы Пекинский университет Университет Цинхуа МГУ СПбГУ

ТОП-ЮО ТОП-200 ТОП-ЮО ТОП-200 ТОП-ЮО ТОП-200 ТОП-ЮО ТОП-200

Искусство и гуманитарные науки

1 Археология

2 Архитектура

3 Искусство и дизайн

4 Классическая и древняя история

5 Английский язык и литература

6 История

7 Лингвистика

8 Современные языки

Техника и технологии

9 Компьютерные науки и информационные системы

10 Химическая инженерия

11 Строительная инженерия

12 Электрика и электроника

13 Механика

Наука о здоровье и медицина

14 Анатомия и физиология

1 5 Биологические науки

16 Стоматология

17 Медицина

18 Сестринское дело

19 Фармакология

О П

—5

CO

ш <'

СО m

Г) О

<

О

NJ О NJ О

20 Психология

Естественные науки

21 Химия

22 Науки об окружающей среде

23 Науки о Земле

24 География

25 Материаловедение

26 Математика

27 Физика и астрономия

Социальные науки и менеджмент

28 Учет и финансы

29 Антропология

30 Бизнес и управление

31 Коммуникации и медиа

32 Экономика и эконометрика

33 Образование

34 Гостиничный и развлекательный менеджмент

35 Право

36 Управление библиотекой и информацией

37 Политика

38 Социология

39 Социальная политика и администрирование

40 Спорт

41 Статистика

А тз

05 Ш

ГО Л

Ш П Ш А О Л О

А

ш

О О

ш тз

05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

СГ

Источник: составлено авторами по: https://www.topuniversities.com/

creativeconomy.ru

высшего образования, определяя стратегические ориентиры и финансируя различного рода программы и проекты.

С другой стороны, многие исследователи указывают на глубинные проблемы китайской системы высшего образования: неоднородность и огромное неравенство между элитными и региональными вузами, что тормозит процесс превращения Китая в крупнейшую образовательную державу, демонстрирующую высокое качество образования в отечественных высших учебных заведениях. В таблице 3 представлены сильные и слабые стороны современной системы высшего образования Китая.

Высшие учебные заведения Китая подразделяют на следующие категории: элитные крупнейшие вузы; сильные центральные и региональные вузы среднего звена; вузы, которые предполагается перевести в ранг высших учебных заведений профессионального образования. Впечатляющие достижения ведущих университетов Китая отражают успехи не всей национальной системы высшего образования, а лишь группы элитных вузов (около 10% от всех вузов). И если элитные университеты призваны повысить имидж КНР на международной арене, то задача огромного количества региональных вузов заключается в проведении исследований и подготовке конкурентоспособных специалистов для ключевых отраслей конкретных провинций [29].

Именно поэтому решение вышеобозначенных проблем крайне актуально для дальнейшего развития системы высшего образования Китая, которая в будущем смогла бы удовлетворять потребности самых разных студентов и способствовать повышению конкурентоспособности национальных высших учебных заведений разного типа.

Заключение

Амбициозные стратегические цели Правительства КНР — стать к 2049 году мировым технологическим лидером и крупнейшей образовательной державой — потребовали кардинальной модернизации научно-образовательного комплекса страны. За последние десятилетия в Китае произошли глобальные изменения в системе высшего образования: ведущие китайские университеты действительно стали лидерами в передовых научных исследованиях и подготовке талантливых студентов со всего мира. Во многом это стало возможным благодаря колоссальной поддержке государства при последовательном осуществлении различного рода инициатив, направленных на развитие науки, технологий и образования. Всестороннее изучение такого масштабного и успешного опыта развития и реформирования системы науки и образования заслуживает самого тщательного анализа, исследования,

Таблица 3

Достижения и проблемы китайской системы высшего образования

Достижения системы высшего образования Китайской народной республики

С древнейших времен в Китае сложилось уважительное отношение к Образованию, Знанию, Учителю. У молодежи существует сильнейшая мотивация и стремление к получению высшего образования. Образование в Китае — это великая ценность для государства и для каждого человека

Масштабная популяризация науки в рамках программы «План действий по увеличению понимания науки населением». КНР является мировым лидером по количеству выпускаемых научно-популярных фильмов и программ

Государственная политика, ориентирующая систему образования и общество на подготовку высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных в условиях «экономики знаний». Значительные вложения государства в развитие образования и науки (около 4% ВВП). Научно-образовательный комплекс и инновационная система сохраняют национальную специфику; при управлении используется сочетание директивно-плановых и рыночных механизмов

Успешный опыт реформирования системы образования Китая, с учетом национальных особенностей при освоении передового зарубежного опыта:

■ создание и совершенствование мировой (рейтинг ARWU) и национальной независимой оценки качества высшего образования;

■ активное изучение достижений других стран в сфере образования, науки, культуры;

■ формирование и поддержка системы сбора и систематизации знаний о внешнем мире (с обеспечением перевода с разных языков мира);

■ укрупнение университетов и научных организаций и омоложение кадров

Активное международное сотрудничество в сфере науки и образования:

■ высокий уровень кооперации с зарубежными учеными при написании научных работ;

■ взаимодействие с крупнейшими мировыми издательскими агентствами при создании в стране научных журналов на английском языке (для публикации научных работ китайских исследователей);

■ эффект «хайгуй» — возвращение в КНР китайских студентов и ученых, получивших образование в ведущих мировых университетах и получивших опыт работы за рубежом;

■ развитие системы обучения зарубежных студентов в вузах КНР: привлечение международных студентов, управление студенческими потоками, финансовая помощь (стипендиальные фонды и гранты)

Высокий престиж в КНР научно-исследовательских профессий: значительная часть талантливых выпускников выбирают научно-исследовательскую и научно-преподавательскую деятельность. Значительное увеличение доходов научно-инженерных и научно-преподавательских кадров

Лидерство в области подготовки высококвалифицированных технических специалистов, компетентных в сфере решения системных практических задач при создании и освоении достижений науки, техники и технологий. Соотношение технических специальностей к общему количеству специальностей в системе высшего образования разных стран: КНР — 60%, Малайзия — 30%, Япония — 26%, Нидерланды — 18%, США — 14%

Проблемы, тормозящие развитие системы высшего образования КНР

«Стеклянный потолок»: ограничение академических свобод университетов и научных организаций при сильно централизованной системе управления; сохранение избыточных межведомственных барьеров; снижение гибкости у исследовательских коллективов из-за больших горизонтов планирования

>

Е о с о

и

ш >

та ш

<r>

ГМ CT> Ю

CT>

o>

1Л 1Л

«Глиняные ноги»: несбалансированность китайской системы высшего образования:

■ сверхконцентрация в распределении государственных ресурсов (около 10% университетов получают до 70% государственного финансирования);

■ неравномерное региональное распределение университетов, а также разрыв между вузами из богатых и бедных районов: из 42 университетов — участников Проекта «Двойной первый класс» 8 расположены в Пекине, 6 — в Шанхае, остальные — в восточных регионах. В проект не вошли вузы из районов Нинся, Гуйчжоу, Гуанси, Хэйлунцзян, Внутренняя Монголия, Шаньси, Чунцин, Тибет, Цинхай, Хайнань, Хэбэй и Цзянси;

■ риск нестабильности дисциплинарных структур из-за необходимости концентрировать ограниченные ресурсы вузов на развитии «выдающихся» дисциплин;

■ Китай считают отстающим в области общественных наук

В КНР существуют проблемы «хищнических» журналов и фальшивого рецензирования, а также коррупции в научной сфере

Недостаточное использование информационных технологий для распространения лучших

образовательных практик на крупнейших образовательных онлайн-платформах

Недостаточно высокие (по отношению к передовым странам) показатели цитируемости

Наибольшее отставание отмечается в общественных науках

Источник: составлено авторами по: [1, 6, 16] (Ivanov, 2018; Salitskiy, Salitskaya, 2015; Patsukevich, 2017), [20-27] (Yuferev, 2013; Nyan Tsay Lyu, 2020; Altbakh, 2016; Rodionov, Yaluner, Kushneva, 2014; Nazarova, 2017; Golobokov, 2016; Gaizova etc., 2017).

обобщения и освоения. Особый интерес вызывает анализ проблем, с которыми столкнулся Китай при построении национальной системы образования, конкурентоспособной на всех уровнях. Выделенные проблемы являются актуальными не только для КНР, поэтому этот опыт, безусловно, ценен для многих стран при выстраивании национальных стратегий развития и достижении академического превосходства. ■

ИСТОЧНИКИ:

1. Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. — 2018. — № 2(38). — c. 6-23. — doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23 .

2. Виноградов А.В., Салицкая Е.А., Салицкий А.И. Наука и техника в Китае: состоявшаяся модернизация // Вестник Российской академии наук. — 2016. — № 2. — c. 152-160. — doi: 10.7868/S0869587316020158 .

3. Xue L. Universities in China's national innovation system. Paper presented at the UNESCO Forum on Higher Education, Research and Knowledge, 27-30 November 2006

4. Клочихин Е. Научная и инновационная политика Китая // Международные процессы. — 2013. — № 2(33). — c. 37-55.

5. Цзи Ц., Нехайчик О., Алексеев Ю. Научно-техническая и инновационная политика Китая // Наука и инновации. — 2016. — № 4(158). — c. 44-47.

6. Салицкий А., Салицкая Е. Наука и техника Китая на мировом рынке // Перспективы. Электронный журнал. — 2015. — № 1(1). — c. 66-78.

7. Завьялова Е., Алсуфьев А., Краковецкая И., Лицзюнь В., Ли Д. Развитие персонала в китайских инновационно-активных компаниях (Personnel development in chinese innovation-active companies) // Форсайт. — 2018. — № 3. — c. 43-52. — doi: 10.17323/2500-2597.2018.3.43.52 .

8. Хуснетдинова Э.Н. Образование в Китае как рычаг развития экономики. / Статья в ежегодном сборнике статей преподавателей иностранных языков. — М.: Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2019. — 87-98 c.

9. Иванов С.А. Научно-техническая политика Китая: приоритеты догоняющего развития и результаты // Известия Восточного института. — 2018. — № 2(38). — c. 6-23. — doi: 10.24866/2542-1611/2018-2/6-23 .

10. Беляков Г.П., Беляков С.А., Шпак А.С. Опыт КНР по реформированию системы стратегического планирования и управления научно-техническим раз- > витием // Экономические отношения. — 2019. — № 3. — c. 1575-1586. — doi: 10.18334/eo.9.3.40857 .

11. Государственная поддержка высшего образования в Китае. Chenggong.moscow. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chenggong.moscow/articles/31.

12. The Chinese Double First Class University Plan. Cwauthors.com. [Электронный ресурс]. URL: https://cwauthors.com/article/double-first-class-list.

13. Лю Няньцай, Чэн Ин, Лю Ли Различие между китайскими и мировыми ведущими вузами // China Higher Education Research. — 2002. — № 2. — c. 20.

14. Попов Л.В., Шао Х. Оценка вузов КНР в национальных и международных рейтингах // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2015. — № 2. — c. 99-116.

15. Положихина М.А. Траектория успеха: развитие научно-образовательного комплекса Китая // Экономические и социальные проблемы России. — 2019. — № 2(40). — c. 76-99. — doi: 10.31249/espr/2019.02.04 .

16. Пацукевич О.А. В поисках университета мирового класса (из истории возникновения Шанхайского рейтинга) // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. — 2017. — № 2. — c. 152-155.

17. Academic Ranking of World Universities. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.shanghairanking.com.

18. Times Higher Education World University Ranking. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/ world-ranking#!/page/0/length/25/sort by/rank/sort order/asc/cols/stats.

19. QS World University Ranking. Topuniversities.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020.

20. Юферев С. Китай превратился в мировой локомотив научной деятельности. Военное обозрение. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://topwar. ru/35636-kitay-prevratilsya-v-mirovoy-lokomotiv-nauchnoy-deyatelnosti.html.

21. Нянь Цай Лю Международные студенты в китайских вузах: тенденции и возможные последствия // Международное высшее образование. — 2020. — № 100. — с. 34-36.

22. Альтбах Ф. Высшее образование в Китае: «стеклянный потолок» и «глиняные ноги» // Международное высшее образование. — 2016. — № 86. — с. 16-18.

23. Родионов Д.Г., Ялунер Е.В., Кушнева О.А. Гонка за лидером: правительственная программа «5-100-2020» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2014. — № 2. — с. 69-86.

24. Назарова С.И. Современные тенденции развития национальных систем образования (на примере Китайской народной республики) // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — № 12. — с. 357-352.

25. Голобоков А.С. Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2016. — № 4(35). — с. 27-37.

26. Фиговский О.Л. Размышления о развитии науки в Китае. Relga.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=5932&level1=main&level2=artides.

27. Гаизова А.И. и др. Высшее образование в Китае как объект сравнительных международных исследований. Высшая школа в России и за рубежом: проблемы и их решения. / Коллективная монография. — Ульяновск: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2017. — 148-157 с.

REFERENCES:

Academic Ranking of World Universities. Retrieved from http://www.shang-hairanking.com

Altbakh F. (2016). Vysshee obrazovanie v Kitae: «steklyannyypotolok» i «glinyanye nogi» [Higher education in China: the «glass ceiling» and «feet of clay»]. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. (86). 16-18. (in Russian).

Belyakov G.P., Belyakov S.A., Shpak A.S. (2019). Opyt KNR po reformirovaniyu sistemy strategicheskogo planirovaniya i upravleniya nauchno-tekhnicheskim razvitiem [China's experience in reforming the system of strategic planning and management of scientific and technological development]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1575-1586. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.9.3.40857 .

Gaizova A.I. i dr. (2017). Vysshee obrazovanie v Kitae kak obekt sravnitelnyh me-zhdunarodnyh issledovaniy. Vysshaya shkola v Rossii i za rubezhom:problemy i ikh resheniya [Higher education in China as the object of comparative international studies. Higher school in Russia and abroad: problems and solutions] Ulyanovsk: IP Kenshenskaya Viktoriya Valerevna (izdatelstvo «Zebra»). (in Russian).

Golobokov A.S. (2016). Osnovnye elementy strategiy regionalnyh vuzov KNR i krit-erii ikh otsenki [Strategies of China regional universities' key features and its evaluation]. Territory of New Opportunities: Vladivostok State University of Economics and Service Bulletin. 8 (4(35)). 27-37. (in Russian).

Ivanov S.A. (2018). Nauchno-tekhnicheskaya politika Kitaya: prioritety dog-onyayushchego razvitiya i rezultaty [China's Science and Technology Policy:Priorities of Catching-Up Development and Results]. Izvestiya Vostochnogo instituta. (2(38)). 6-23. (in Russian). doi: 10.24866/25421611/2018-2/6-23 .

Ivanov S.A. (2018). Nauchno-tekhnicheskaya politika Kitaya: prioritety dog-onyayushchego razvitiya i rezultaty [China's Science and Technology Policy:Priorities of Catching-Up Development and Results]. Izvestiya Vostochnogo instituta. (2(38)). 6-23. (in Russian). doi: 10.24866/25421611/2018-2/6-23 .

Khusnetdinova E.N. (2019). Obrazovanie v Kitae kak rychag razvitiya ekonomiki [Education in China as a lever of economic development] M.: Vserossiyskaya akademiya vneshney torgovli Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).

Klochikhin E. (2013). Nauchnaya i innovatsionnaya politika Kitaya [China's science and innovation policyachievements and prospects]. International trends. 11 (2(33)). 37-55. (in Russian).

Lyu Nyantsay, Chen In, Lyu Li (2002). Razlichie mezhdu kitayskimi i mirovymi vedushchimi vuzami [The difference between the Chinese and the world's leading universities]. China Higher Education Research. (2). 20. (in Russian).

Nazarova S.I. (2017). Sovremennye tendentsii razvitiya natsionalnyh sistem obra-zovaniya (na primere Kitayskoy narodnoy respubliki) [Modern trends in the development of national education systems (on the example of the people''s republic of china)]. Zhurnal nauchnyh statey Zdorove i obrazovanie v XXI veke. 19 (12). 357-352. (in Russian).

Nyan Tsay Lyu (2020). Mezhdunarodnye studenty v kitayskikh vuzakh: tendentsii i vozmozhnyeposledstviya [International students in Chinese universities: trends and implications]. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie. (100). 34-36. (in Russian).

>4

E о с о

и

ш >

та ш

<r>

IN CT> 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CT> CT>

l/l 1/1

Patsukevich O.A. (2017). V poiskakh universiteta mirovogo klassa (iz istorii vozni-knoveniya Shankhayskogo reytinga) [In search of world-class University (from the history of the Shanghai ranking)]. Vestnik Belorusskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (2). 152-155. (in Russian). Polozhikhina M.A. (2019). Traektoriya uspekha: razvitie nauchno-obrazovatel-nogo kompleksa Kitaya [The path of success: development of scientific and educational complex of China]. Ekonomicheskie i sotsialnyeproblemy Rossii. (2(40)). 76-99. (in Russian). doi: 10.31249/espr/2019.02.04 . Popov L.V., Shao Kh. (2015). Otsenka vuzov KNR v natsionalnyh i mezhdunarod-nyh reytingakh [Evaluation of Chinese universities in national and international rankings]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. (2). 99-116. (in Russian). QS World University RankingTopuniversities.com. Retrieved from https://www.

topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 Rodionov D.G., Yaluner E.V., Kushneva O.A. (2014). Gonka za liderom: pravi-telstvennaya programma «5-100-2020» [Race to the Top: the government programme «5-100-2020»]. Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. (2). 69-86. (in Russian). Salitskiy A., Salitskaya E. (2015). Nauka i tekhnika Kitaya na mirovom rynke [Chinese Science and Technology in Global Market]. Perspektivy. Elektronnyy zhurnal. (1(1)). 66-78. (in Russian). The Chinese Double First Class University PlanCwauthors.com. Retrieved from

https://cwauthors.com/article/double-first-class-list Times Higher Education World University Ranking. Retrieved from https://www. timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-rank-ing#!/page/0/length/25/sort by/rank/sort order/asc/cols/stats Tszi Ts., Nekhaychik O., Alekseev Yu. (2016). Nauchno-tekhnicheskaya i inno-vatsionnaya politika Kitaya [Scientific-technological and innovative policy of China]. Nauka i innovatsii. (4(158)). 44-47. (in Russian). Vinogradov A.V., Salitskaya E.A., Salitskiy A.I. (2016). Nauka i tekhnika v Kitae: sostoyavshayasya modernizatsiya [Science and technology in China: successful upgrade]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 86 (2). 152-160. (in Russian). doi: 10.7868/S0869587316020158 . Zavyalova E., Alsufev A., Krakovetskaya I., Litszyun V., Li D. (2018). Razvitie per-sonala v kitayskikh innovatsionno-aktivnyh kompaniyakh [Personnel development in Chinese innovation-active companies]. Foresight. 12 (3). 43-52. (in Russian). doi: 10.17323/2500-2597.2018.3.43.52 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.