Научная статья на тему 'Революция и террор: к вопросу об отношении революционных народников 60-70-х гг. Xix В. К террору как методу деятельности революционной партии'

Революция и террор: к вопросу об отношении революционных народников 60-70-х гг. Xix В. К террору как методу деятельности революционной партии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1763
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шашкова Ярослава Юрьевна

Данная статья посвящена террору как одному из наиболее дискуссионных методов деятельности революционной партии. Автор анализирует отношение к нему идеологов революционного народничества ХIХ в. (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин и др.), показывает объективные и субъективные причины перехода к нему и его роль в деятельности народнических партий "Земля и воля" и "Народная воля". В понимании их членов террор являлся методом самозащиты и ослабления самодержавия в условиях подготовки революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revolution and terror: on question about the attitude to the terror of revolutionary populists of the 60-70 th years of the XlXth century

The article is devoted to such debateble activity method of a revolutionary party as terror. The autor analyses the attitude to it of ideologists of the revolutionary populism of the XlXth century (P.L. Lavrov, P.N. Tkachev, M.A. Bakunin and other), demonstrates objective and subjective motives of passage to it and the role of this method in the work of the populistik parties «Land and Will» and «People’s Will». In their members’ interpretation terror was the method of self-defense and struggle against monarhy in the situation of the preparation for the revolution.

Текст научной работы на тему «Революция и террор: к вопросу об отношении революционных народников 60-70-х гг. Xix В. К террору как методу деятельности революционной партии»

Я.Ю. Шашкова

Революция и террор: к вопросу об отношении революционных народников 60-70-х гг. XIX в. к террору

как методу деятельности революционной партии

Вторая половина XIX в. вошла в историю России как период радикализации об-

онного движения и появления особого типа

-

нера», что ярче всего проявилось в теории и

практике революционного народничества

-

жение одним из первых в России поставило

-

-

торой все его идеологи и практики считали

-

тижения выступала революция, призванная

-

ния и утвердить новые.

--

сами под руководством партии. Понимание

-

-

го насилия у представителей «бунтарского»,

«пропагандистского» и «заговорщического»

-

ным.

--

ному насилию в форме террора и считали,

-

ственных институтов и применяться очень

-

ство справедливости будет недостижимо.

-

товке революции и после нее, они отдавали предпочтение пропаганде и агитации.

П.Н. Ткачев и его единомышленники,

С.Г. Нечаев, «народовольцы» рассматривали

-

мент революции. Революционное насилие

-

-

циализма или не поддерживающих его.

-

гая тот или иной смысл революционного насилия и метод подготовки революции, все они переводили этот практический вопрос в плоскость вечной и особенно популярной в

XIX -

соотношения целей и средств.

-

рил П.Л. Лавров. Вслед за концепциями православия и И. Кантом он утверждал, что

средством для распространения истины не

-

вость, то она не может быть достигнута ни

-

-

ного богатства. Борьба в разных формах также есть не более как средство, смысл же ее, цель лежат в принципах социализма, за которые она идет. Признавая возможность такой ситуации, когда в борьбе придется

употребить и ложь, и принуждение, и захват

-

--

жают цель. Особенно они недопустимы в

среде единомышленников, товарищей по

-

-

разных средств, т.е. средств, возможность

-

рые годны в данную минуту, но неизбежно принесут более вреда, чем пользы при их

внесении в программу деятельности, или

-

тиворечит в принципе самой цели наших

-

---

цы за справедливость становятся способны употреблять оружие монополий даже против борцов другой фракции за справедливость». В результате почти исчезает разница между ближайшими целями защитников старого

порядка и социалистов, и последние, по

-

-

сти [2, с. 499].

--

ретик «заговорщиков» провозглашал: «Что полезно для общества, что способствует осуществлению человеческого счастья, то и

справедливо». Он отводил аргумент Лаврова, что создание аппарата насилия, подобно

существовавшему в старом обществе, будет

-

няя понятие справедливости с явлениями

-

-

вах выражена традиция, представленная

древнеиндийским политическим деятелем

-

-

ствовавшего в Москве в 1863-1866 гг., и С.Г. Нечаевым, для которых законом было «не обращать внимания ... на средства для достижения цели - употреблять» и кинжал и яд (Цит.по: [4, с. 223]).

--

партии данного периода предусматривали при подготовке к революции использование

террора как метода деятельности, изменяя

-

делялось периодом функционирования (до

конца 1870-х гг. Преобладающими были

-

ризм) и идейной ориентацией конкретной организации (см., например: [5, 6, 7]).

При этом следует отметить, что ни одно

-

ционной партии не вызывало и не вызывает

-

-

рицанием занимались почти все теоретики революционного народничества. Именно

дискуссия вокруг вопроса о необходимости

-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ход на отмечавшуюся в начале проблему

-

онной деятельности.

К наиболее рьяным и последовательным противникам данного метода можно отнести

П.Л. Лаврова и М.А. Бакунина. Последний

-

дуального террора, хотя и был сторонником

-

--

тельства в Польше, Бакунин писал: «И после

-

-

чаяния, прибегают к последнему средству отчаянных, к убийству! Мы не верим в это

средство освобождения (курсив мой. -

-

ми молчим, у нас нет духа поднять голоса против трех несчастных, погибших, потому что мы знаем, что наши делают в Польше» [8, с. 1199].

--

волюции, Бакунин также отмечал, что она

-

-

рушения государства и экспроприации их

-

-

добности применять к ним правовые меры,

«имеющие то неприятное свойство, что рано

-

ции» [9, с. 348].

В этих словах, на наш взгляд, Бакунин предстает не только противником террора, но и, возможно, романтиком революции. Следовательно, мы не можем полностью согласиться с точкой зрения утверждавшего обратное дореволюционного историка Б.Б. Глинского, несмотря на авторитетность его сочинения [10, ч. 1, с. 380].

Другим противником террора выступал

-

--

ные опасности для успеха революционной

-

--

ность появления в ряду доверенных лиц и даже руководителей энергичных, но слабо понимающих конечные цели террора людей, которые в ответственные моменты могли нанести партии существенный вред [11, с. 443]. В-третьих, увлечение индивидуальным террором распыляет силы партии в момент революции и подрывает ее программу [2, с. 475]. И, наконец, в-четвертых, он понимал, что терроризм - это тот путь, с которого

трудно сойти, не признав открыто слабости

-

-

дорвав своего влияния в совершающейся борьбе [12, 198].

-

ров, политический террор есть «оружие

-

сии; тяжелую ответственность берут на себя

те, которые к нему прибегают» (Цит. по: [11,

-

то случайны и нисколько не страхуют ее от

больших неудач и большого вреда в близком или более отдаленном будущем.

Вместе с тем, несмотря на предостережения Бакунина и Лаврова, в практике революционеров середины - конца 1870-х гг. террор становился все более популярным. В исследовательской литературе также

распространено отрицательное отношение к

-

---

валом «хождения в народ», враждебностью

-

--

ческой молодежи в пропаганде и агитации (см.: [11, 13, 14, 15, 16]).

Признавая это, мы все-таки полагаем,

-

ганичность террора народнической теории

революции, рассмотрение его народниками

-

щью превентивного устрашения накануне и

-

--

ком всеобщего зла, а также консолидации

народа после революции путем объявления

-

мыми врагами общества и борьбы с ними. В концентрированном виде это впервые было выражено в прокламации «Молодая Россия»

(1862 ). Ее автор - П. Заичневский - не при-

--

ными «притеснителями», «прольется река крови», может быть, погибнут «невинные

жертвы». В отношении господствующих

-

треблением императорской фамилии, либо

-

--

ры!», и во имя «великого дела социализма»

-

дут действовать по принципу: «кто будет не с нами, тот будет против, кто против, тот наш враг, а врагов следует истреблять всеми способами» [17, с. 330, 333-334]. Близкие идеи содержались и в теории партии П.Н. Ткачева.

Кроме того, выдвижение на первый план

-

-

гов в ущерб социальным повлекло за собой

-

-

рых является террор.

-

ные движения, от восстания Спартака до

-

-

ства царил хаос, беспорядок, безначалие или

-

жащей» начинала дрожать и колебаться,

-

-----

дарство ослабнет, что и позволит совершить победоносную политическую революцию.

-

ва, эпоха террора не заканчивается. Он по-

прежнему направлен против врагов нового

-

--

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вого общества и оправдывается им. При

-

-

ционеры сохраняют ее форму, но меняют ее

-

-

чал он, - Мараты, Фукье, Теквили, Раули Риго возбуждают к себе наше сочувствие и симпатию ... А прокуроры и палачи божьих помазанников, конституционных монархов и

буржуазных республик вызывают в нас

-

кто не решится поставить их на одну доску,

-

--

ства, были совершенно одинаковы» [3, с. 229].

---

ней государственных чиновников, сыщиков

и шпионов, Ткачев предупреждал, что «для

-

-

ство будет возведено в цель. Он рассматри-

вал их только как форму политической борьбы, цель которой - увлечь за собой народ по революционному пути. «Мы стремимся, - писал он, - не к уничтожению того или иного лица, воплощающего в себе те или другие функции... власти, мы стремимся к уничтожению самой этой власти» [18, с. 445].

Именно в силу своей конечной задачи

-

--

диняющей революционные силы, способной овладеть государственной властью. Только

при этом условии отдельные акции местных

-

--

люции [18, с. 445].

-

ворщического» направления уже без всяких оговорок рассматривал террор в качестве

«единственного средства нравственного и

-

волюционный терроризм, - заявлял Ткачев,

превосходя даже народовольцев, - является

-

-

--

-

вом нравственно переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина» (цит. по: [19, с. 199]).

Таким образом, П.Н. Ткачев первым в

отечественной литературе дал теоретическое

-

сти революционной партии, дал санкцию стихийно возникшей в народнической среде

террористической практике по отношению к

-

телям власти и имевшей поначалу характер самозащиты и мести.

Именно таким террором в конце 1870-х гг. систематически занимались землевольцы

и народовольцы. Зачинателями же его были

-

-

батывая планы цареубийства, они, в отличии

-

-

тивниками. Народ увидит, казалось им, что у

-

--

люция. При этом они не объясняли, почему народ, узнав, что у него есть заступники, совершит именно революцию, а не устроит бунты и погромы. Но и если революция все-таки совершится, ишутинцы не считали свою задачу оконченной. Созданный ими «Ад», оставаясь тайным обществом, продолжал бы «направлять все к благу широких

-

ствиями партий и отдельных вожаков и, в

-

ским убийствам» [20, с. 28].

-

тить, что переход к террору народнических

-

-

вые же пункт о дезорганизации сил врага

появился в программе «Земли и воли» 1870-

ции и пропаганды. И если в первоначальном

-

рилось о «дезорганизации государства»,

-

беду при той силе организации, которую

создаст агитация в ближайшем будущем», то

-

граммы уже содержала целый раздел

-

вавший заведение связей в войсках, главным образом среди офицеров, привлечение на

свою сторону служащих правительственных

-

--

док», в том числе «наиболее вредных или выдающихся» правительственных деятелей [5, с. 33].

Не ограничиваясь данной декларацией,

землевольцы и на практике развернули

-

чавшуюся в освобождении арестованных товарищей с применением при этом оружия; в самозащите, т.е. в истреблении шпионов и провокаторов; в расправе-убийстве особо усердных в борьбе с революционерами представителей власти, когда того требовала «честь революционной партии». Наконец, в момент народного восстания землевольцы

допускали убийство видных сановников в

-

сте с тем, как справедливо, на наш взгляд

-

-

щающегося в цель политической борьбы, и

весьма осторожно пользовались им. «Не этим путем мы добьемся освобождения рабочих масс ... Террористы - это не более как

-

го... оберегать работников (в народе. - Я.Ш.) от предательских ударов врагов» [22, с. 42].

---

митета «Народная воля», которое начинает

-

---

тии. Политические убийства, по словам H.A.

Морозова, не просто акт обороны или мести,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

вольцы, но «осуществление революции в

-

ших врагов, - оружие, против которого не

помогают им ни грозные армии, ни легионы

-

ческие убийства за одно из главных средств борьбы с деспотизмом» (Листок «Земли и воли». 1879. № 2-3. Цит. по: [10, ч. II, с. 301-302]).

Иными словами, к концу 70-х гг. XIX в. взгляд на террор постепенно изменился. Он

превратился в главное орудие борьбы для

-

----

ются оспорить некоторые исследователи (см., например: [16]).

-

цами была очень близка идеям П.Н. Ткачева.

Террор оправдывался ими невозможностью

-

обходимостью изменить эту ситуацию, обуздать правительственный произвол. По

программе исполнительного комитета он

-

-

нов, наказание случаев насилия и произвола

-

-

вующее осуществлению революции. Смысл

-

--

средством его поднимать революционный дух народа и веру в успех дела и формировать революционные силы [6, с. 51].

-

тельной работе партии» фиксировала его

-

--

ристических предприятий, - разъяснялось в

документе, - одновременно уничтожающих

-

-

ку, лишит его единства действий и в то же время возбудит народные массы, то есть

создаст удобный момент для нападения» [6,

-

-

рокидывания всей державной пирамиды и

-

цент в своих работах П.Н. Ткачев.

Очень выразителен в плане сравнения идейных платформ Ткачева и «Народной воли» раздел Е программы исполнительного комитета, где излагались «руководящие принципы действий партии». Народовольцы

допускали по отношению к правительству

-

равдывает средства, то есть всякое средство,

-

ли, мы считаем дозволительным». Этот

принцип распространялся также на лица и

-

-

ционерами. [23, с. 174].

-

лать вывод, что, возникнув позже агитации и пропаганды, террор как метод деятельности

революционной партии к концу 70-х гг. XIX

-

ции почти полностью вытеснил их из теории

-

-

родничества, обнажив неподготовленность

-

----

риваемый период, а также из-за людских потерь, которые понесло народническое движение, вступив на этот, изначально обоюдоострый, путь.

Литература

1. Лавров П.Л. Вперед! - Наша программа // Революционное народничество 70-х годов XIX века. Т. 1. М.; Л., 1964.

2. Лавров П.Л. Философия и социология. Т. 2. М., 1965.

3. Ткачев П.Н. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1976.

4. Володин А.И., Карякин Ю.Ф., Плимак Е.Г. Чернышевский или Нечаев? М,, 1976.

5. Программа Общества «Земля и Воля» // Революционное народничество 70-х годов XIX века. Т. 2. М.; Л., 1964.

6.

М., 1930.

7.

-

онное народничество 70-х годов XIX века. Т. 1.М.; Л., 1964.

8. Колокол. Вып. V. (1862 г.). М, 1962.

9.

Бакунин, его жизнь и деятельность. Т. 2. М,, 1927.

10. Глинский Б.Б. Революционный период русской истории (1861-1881 гг.): Ист. очерки. В 2-х ч. СПб., 1913.

11. -ческой борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX в. М,, 1912.

12. Итенберг Б.С. Лавров и «Народная воля» // Ист. записки. Т. 110. М,, 1984.

13. Тун А. История революционных движений в России. Харьков, 1924.

14. Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX в. М., 1958.

15. Плимак Е.Г., Хорос В.Г. «Народная Воля»: история и современность // Вопросы философии. 1981. № 5.

16. Троицкий Н, Друзья народа или бе-

-

дина. 1996. .№2.

17. Утопический социализм в России. М,, 1985.

18. Ткачев П.Н. Избр. соч. на соц.-полит, темы. Т. III. М., 1933.

19.

Петр Ткачев. М., 1992.

20. Клевенский М.М. Ишутинский кружок и покушение Каракозова. М,, 1927.

21.

Возникновение. Борьба. Гибель. М,; Л., 1928.

22. Памятники агитационной литературы. Т. 1.М.;Пг., 1923.

23. Революционное народничество 70-х годов XIX века. Т. 2. М.; Л., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.