Научная статья на тему 'Революция и сердце ребенка («Донские рассказы» М. А. Шолохова)'

Революция и сердце ребенка («Донские рассказы» М. А. Шолохова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10603
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Революция и сердце ребенка («Донские рассказы» М. А. Шолохова)»

і-

4-

М.О. Олина, С.М. Звягинцева

РЕВОЛЮЦИЯ И СЕРДЦЕ РЕБЕНКА

(«Донские рассказы» М.А. Шолохова)

Серию уроков, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова, мы начинаем с обзора «Донских рассказов» как своеобразной твор-

Марина Ориковна Олина, Светлана Михайловна Звягинцева —учителя МОУ СОШ№ 163 г. Екатеринбурга.

ческой лаборатории писателя. Мы считаем, что уже при анализе этих произведений можно показать тот ценностный потенциал, который будет значим и для великого романа-эпопеи — это прежде всего, особое видение человека в контексте вселенских законов бытия. Эти законы со-

существования человека и космоса воплощены в двух важных для Шолохова образах — это образы природы, которая противостоит разрушительной человеческой воле, и образ семьи, способной сохранить чувство продолжающегося человеческого рода. Не случайно героями рассказов становятся дети. Ведь именно ребенок, с одной стороны, умеет видеть мир в его первозданной чистоте, он более чем взрослый по-настоящему со-причастен миру; с другой стороны, ребенок — это своеобразный гарант того, что семейные, да и просто человеческие ценности сохранятся и в будущем.

Цель урока:

Во-первых, подготовить учащихся к восприятию «Донских рассказов», показать, как уже в этих произведениях проявляется характерный для эпического мира «Тихого Дона» ряд ценностей;

Во-вторых, развить умение анализировать художественный мир и такие его компоненты, как портрет и пейзаж. Важно отметить, что образ природы у Шолохова всегда исполнен силы и какой-то затаенной мощи. Школьники должны почувствовать эту мощь и силу, обращаясь к самым малым элементам поэтики писателя — к его метафорам и сравнениям.

В-третьих, развивать внимание учащихся к художественному слову, навыки выразительного чтения.

Оформление: портрет писателя, иллюстрации к рассказам, книжная выставка.

Опережающие задания: 1. Прочитать рассказы (по выбору), обращая внимание на особенности конфликта, тематику (традиция и новаторство) и психологизм в обрисовке героев. 2. Мы предлагаем здесь обратить внимание на такие произведения как «Родинка», «Чужая кровь», «Алешкино сердце». Возможна также форма аналитической беседы: на основе сравнения трех рассказов ученики должны увидеть опорные константы шолоховского мира.

Эпиграф: Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку... (М. Шолохов).

Ход урока:

Слово учителя.

Михаил Шолохов пришел в литературу со своей темой и своими героями. Он открыл читателю мир донского казачества, который показан в переломный исторический момент — в годы революции и гражданской войны. Шолохов, как очевидец и участник войны на ее завершающем этапе, имел свой взгляд.

Война — трагедия народа, она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые утраты, калечит души. Насилие оставляет кровавые следы. Необычные по жестокости коллизии

в «Донских рассказах», они всегда предельно драматичны.

— Что лежит в основе сюжета рассказа «Родинка»?

При обсуждении этого вопроса, очевидно, следует показать двухуровневую трактовку конфликта. На поверхности — противостояние белых и красных, но в глубине иная проблема — Шолохов создает в этих рассказах образы людей, выпавших из естественного круга бытия, и вместе с тем — мучительно, напряженно стремящихся в этот круг вернуться. Отсюда не только вражда красного командира и белого атамана, но и трагическое — в смерти — единение отца и убитого им сына.

— Как создается образ главного героя Ни-колки Кошевого ?

Следует обратить внимание учеников на то, что герой — в общем-то молодой человек, в некоторых эпизодах наделяется чертами, свойственными скорее старику. Обратим внимание на мотив усталости, сопутствующий мироощущению героя: «Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых, спина, по-стариковски сутулая»; «Прочитал Николка, что председатель просит его выступить с эскадроном на подмогу, и в горницу пошел, шашку цепляя, думал устало: “Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда... Военком стыдит: мол, слова правильно не напишешь, а еще эскадронный... Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он... А тут банда... Опять кровь, а я уж умаялся так жить... Опостылело все...”»; «Николка, от ночей бессонных зелененький, подскакал к пулеметной двуколке». На основе этих наблюдений можно предложить ученикам дискуссионный вопрос

— С чем связаны черты подобной душевной усталости в облике героя?

Ответы здесь могут быть самыми разными, но учитель должен приблизить учеников к авторскому пониманию — жизнь, построенная на насилии, калечит людей, опустошает их внутренний мир.

— А как создается образ отца героя? Связано ли с этим образом ощущение душевного распада?

«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги [Музга — озерко, болотце] степной. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном». Этот человек тоже духовно искалечен. Следует подчеркнуть для учеников, что истоки этого неблагополучия для самих героев не всегда ясны, но авторский кругозор гораздо шире.

М.О. Олина, С.М. Звягинцева

— Но на каком фоне показана жизнь героев?

Обратим внимание на значимый для рассказа мотив природного бытия. Дважды появляется в рассказе образ волка и оценка этого образа также принципиально сложна. В начале рассказа с волками сравниваются бандиты: «Трое суток, как набелившийся волк от овечьей отары, уходят дорогами и целиною бездорожно, а за ним вна-зирку — отряд Николки Кошевого». В этом сравнении все идеологически выверено, классовая оценка преобладает, но далее дается интересный поворот мотива. Живой волк, зверь жестокий и зловещий, уходит прочь, отворачивается от бойни, от самоистребления людей, еще более жесткого и зловещего:

Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, уткнув голову вперед. Невдалеке барабанили выстрелы, и тягучей волной колыхался разноголосый вой.

Тук! — падал в ольшанике выстрел, а где-то за бугром, за пахотой эхо скороговоркой бормотало: так!

И опять часто: тук, тук, тук!.. А за бугром отвечало: так! так! так!.. Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошенной куги...

Мудрый зверь, фактически — санитар леса, уходит от этих людей, к себе в первозданный мир природы. Учитель должен помнить, что образ волка — этого жестокого, неприкаянного зверя появится и в «Тихом Доне» в связи с характеристикой Григория Мелехова в словах матери героя.

Отсюда и путь к анализу кульминационного эпизода.

— Найти, зачитать кульминационный момент рассказа и прокомментировать его.

Обратим внимание, что Шолохов в передаче состояния героя дает только его жесты. И первый жест — в общем-то противоестественен — он снимает с мертвого сапоги, он грабит уже убитого человека: «Дернул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо». А дальше — внутреннее смятение, внутренняя борьба, и в глубине души атамана, словно извечный родительский инстинкт, как порыв, пробуждается новый жест — жест отца, убаюкивающего своего ребенка:

Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта широким бугристым валом, всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

— Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...

И вот здесь, поняв, что он совершил, атаман умирает по-настоящему, словно уже могильная тень отторгает его от мира живых:

67

Чернея, крикнул:

— Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело... Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

Последняя фраза существенно раздвигает границы происходящего. Шолохов сам недоговаривает, но он, несомненно, чувствует дальний горизонт, который окружает эту трагедию.

При анализе следует обратить внимание и на смысл заглавия: образ родинки — не только пятно на ноге героя, но и родная кровь, родимое, близкое существо.

На основе этих наблюдений учащиеся могут сами выполнить анализ рассказа «Чужая кровь», подробно останавливаясь на следующих моментах:

— Что отличает данный рассказ от «Родинки»? (Глубокий психологизм в обрисовке старого Гаврилы и его жены.)

— Как автор передает сложную гамму чувств и их движение? (Чтение отрывка «. вынашивал, кохал, нянчил ненависть.», «... слезы закипали в груди».)

— Какова роль пейзажа? (образ непаханой. запущенной земли, словно сама природа сопереживает героям).

Особое место в книге занимает рассказ «Алешкино сердце».

При анализе смысла названия рассказа можно проследить движение мотива человеческого сердца в произведении: «Алешка представлял себе его (голод — М.О., С.З.) большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце», «У Алешки зубы редкие и большие, и сердце у Алешки простецкое, сроду ни на кого не серчал»; «Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы редкие, у того и сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать». Обратим внимание на эпитет, который сопутствует образу сердца — мягкое. Тут можно увидеть множество смыслов — ранимое, страдающее, отзывчивое, да и просто — живое. И учитель в своем слове может показать, что сердце воплощает в себе саму основу бытия, бессердечная жизнь просто не имеет право на существование. Причем подчеркнем, что сердце это даровано ребенку, маленькому и беззащитному.

Анализируя мотив человеческого сердца в рассказе, учитель должен помнить о том, что этому мотиву есть параллели и в «Тихом Доне». Именно Шолохов ищет пути к воплощению одной из самых важных эпических ценностей — самой человеческой жизни.

— Почему Алешка тянется к политкому Синицину?

В этом человеке мальчик чувствует доброту, душевность. Шолохов создает образ этого героя исключительной через взгляд ребенка. Не случайно он именуется в рассказе просто «очкастый». Только он один разделяет боль мальчика: «Увидел, как из сукровицы острые головки кажут белые черви, и застонал, через крыльцо перегнувшись». Шолохов создает предельно натуралистический образ, но за ним открывается простое человеческое — сердечное — сострадание. Писатель опять ничего не говорит прямо, потому что перелом, совершающийся в мальчике, — внутренний, глубинный:

Читали в клубе о том, как должны нанимать хозяева работников, и еще про многое разное читали. Пришел Алешка из клуба в полночь. Долго ворочался на рваной дерюжке. До самой зари настырно заглядывал ему в глаза кособокий месяц.

Обратим внимание на последний образ — словно сама природа вопрошает мальчика о его думах и мечтах. И Алешка тянется к новым людям: «Каждый день приползал в заготконтору Алешка, жрал толокно из чашки, хлебал масло, ел много и жадно и всегда беспокойно ощущал на себе пытливо-ласковый взгляд».

— Как мотив человеческого сердца проявляется в кульминационном эпизоде? Можно ли назвать подвигом поступок Алешки?

Этот вопрос может быть очень интересен для обсуждения в классе. Ведь по сути, мальчик допускает ошибку сам: он срывает чеку с гаранты, но не бросает ее в бандитов, потому что те прикрываются маленькой девочкой. И тогда мальчик бросается на гранату, чтобы закрыть ее собственным телом, словно врожденное нравственное чувство подсказывает ему поступить именно так. В словах политкома, принимающего мальчика в партию, звучит и забота о сохранении сердечного тепла: «Пускай твое сердце еще постучит — на пользу рабоче-крестьянской власти». В пользу такой трактовки говорит неожиданная психологическая деталь, завершающая рассказ:

Жмет очкастый руку Алешке, а Алешка под тусклыми, запотевшими очками увидал то, чего никогда раньше не видал: две небольшие серебристые слезинки и кривую, дрожащую улыбку.

Очевидно, Шолохов показывает, что и в железном революционере может таится простой и способный чувствовать человек. И следует вернуться к вечным отношениям, которые заключены в родимом в буквальном смысле — родном пятне, в чужой, но все таки такой близкой, по настоящему своей крови и в просто человеческом сердце.

Вывод:

— Какие важнейшие черты Шолохова-писателя вы могли бы отметить?

(Умение показать острые жизненные конфликты; внимание к простому человеку, к образам живых людей; особый язык, разговорный с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, параллели с животным миром, индивидуализация речи героев; особая роль пейзажа.)

Слово учителя.

«Донские рассказы» свидетельствовали о несомненной талантливости молодого писателя. Сюжеты большинства произведений несложны, они отмечаются резкой контрастностью изображения («наши — не наши») и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств. Поэтому в «Донских рассказах» нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, но появляется осознание самоценности человеческой личности, которое будет присуще «Тихому Дону» — главной книге М. Шолохова.

Домашнее задание:

1. Каковы особенности жанра произведения (на чьи традиции опирается Шолохов, выдвигая в центр романа «мысль народную»).

2. Рассказ о своеобразии уклада жизни донских казаков.

— Какие нравственные качества жителей хутора Татарского особенно дороги писателю?

Данный урок показал, что учащиеся владеют навыками анализа художественного текста, видят связь писателя с жизнью, четко определяют позицию автора и соотносят ее с собственной. Работа над текстом «Донских рассказов» продемонстрировала читательскую и человеческую зрелость старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.