Научная статья на тему 'Революции в истории человечества'

Революции в истории человечества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2900
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / АРХАИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ФЕОДАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / REVOLUTIONARY PERIOD / ARCHAIC REVOLUTION / FEUDAL REVOLUTION / THE BOURGEOIS REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кондорский Б.М.

В основе каждого основного этапа исторического развития лежали революции: неолитические, архаические, феодальные, буржуазные. Именно революции формировали потенциал последующего развития социума. В период Нового времени революции в одной стране составляют революционный период как систему, имеющую свои законы. Конкретные революции лишь проявление этих процессов. В зависимости от сроков наступления и характера протекания революционного периода выделены три основные группы стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVOLUTION IN THE HISTORY OF A MANKIND

At the core of each main stage of the historical development were revolutions: neolithic, archaic, feudal, bourgeois. Revolutions formed the potential of a future development of society. In the period of New Times revolutions in one country make up the revolutionary period as a system that has its own laws. Specific revolutions are only the manifestation of these processes. Depending on the timing of the flow and nature of the revolutionary period, the author identifies three main groups of countries.

Текст научной работы на тему «Революции в истории человечества»

Раздел I. Социальная революция: современные теоретические реконструкции

УДК 93

РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Б.М. Кондорский, НПФ «Синбиас» (Донецк, Украина), e-mail: bmkbox@yandex.ru

Аннотация. В основе каждого основного этапа исторического развития лежали революции: неолитические, архаические, феодальные, буржуазные. Именно революции формировали потенциал последующего развития социума. В период Нового времени революции в одной стране составляют революционный период как систему, имеющую свои законы. Конкретные революции - лишь проявление этих процессов. В зависимости от сроков наступления и характера протекания революционного периода выделены три основные группы стран.

Ключевые слова: революционный период, архаическая революция, феодальная революция, буржуазная революция.

REVOLUTION IN THE HISTORY OF A MANKIND

Abstract. At the core of each main stage of the historical development were revolutions: neolithic, archaic, feudal, bourgeois. Revolutions formed the potential of a future development of society. In the period of New Times revolutions in one country make up the revolutionary period as a system that has its own laws. Specific revolutions are only the manifestation of these processes. Depending on the timing of the flow and nature of the revolutionary period, the author identifies three main groups of countries.

Keywords: revolutionary period, archaic revolution, feudal revolution, the bourgeois revolution.

Смена одного этапа исторического развития другим всегда происходила революционным путем. Один тип сознания сменялся другим. На смену старому архетипу социальной организации приходил принципиально новый. Архетип данного исторического этапа есть архетип исторического сознания.

В процессе исторического развития можно выделить следующие основные революции (точнее, эпохи революций) и соответствующие им этапы: неолитические, архаические, феодальные и революции Нового времени. Именно революции формировали потенциал последующего развития социумов.

Архаическая революция разделила два периода, два этапа исторического развития -раннюю и позднюю древность и соответствующие социумы - СРД (социумы ранней древности) и СПД (социумы поздней древности). Обычно архаической революцией называют исторический переворот, все те изменения, которые имели место в древней Греции в VII в. до н.э. и которые коснулись всех сфер человеческой деятельности [10, с. 92-100]. Следует отметить, что архаические революции происходили в первой половине I тыс. до н.э. не только в Греции и Италии, но и на Ближнем Востоке, в Северной Индии и Среднем Китае [3, с. 17].

К СРД можно отнести Месопотамскую, Египетскую, Индскую цивилизации и политические объединения бронзового века. Отсутствие в СРД личности как источника воли (в сознании людей того времени) способствовало формированию системы, в рамках которой эту

роль играли божества. Правитель выступал только в роли медиатора, транслятора божественной Силы. Только наличие подобного рода «воли» позволяло принимать решения, осуществлять управление [1, с. 38, 39; 8, с. 160, 161].

В СПД революционные изменения в сознании, в первую очередь, были связаны с принципиальными изменениями отношений с богами. Если в СРД социальное объединение, находящееся под покровительством богов, получало от них Силу через своего правителя, то в СПД источником Силы (политической воли) является уже сам народ (гражданская община). Народ заключает договор с богами, на основании которого получает от них Силу в «постоянное пользование». Римский народ заключает договор с Юпитером [7, с. 183], израильский с Йахве [11, с. 58], Спарта с Аполлоном [9, с. 43].

После гибели постархаических цивилизаций (в первую очередь, Римской империи), начинается третий виток исторического развития. Феодальная революция в Европе имела место в районе IX-X вв. Внешние признаки феодализма, появляющиеся в период Меро-вингов и ранних Каролингов, следует рассматривать как процесс феодализации. Используемый термин - «ранний феодализм» здесь не совсем корректен. Перманентный кризис, характерный для этого периода, к тому же отягощенный регулярными набегами норманнов, способствует появлению того, кого мы называем феодалами. Заключив общественный договор, общины передают корпорации феодалов свою власть-собственность как синкретическое единство обеих категорий [2].

В Китае гибель империи Хань в III в. н.э. положила начало периоду феодализации, который продолжался до периода Сун почти семьсот лет. Многочисленные исторические (эволюционные) ветви, связанные с появлением различного рода государственных образований и династий, имели только отдельные признаки, характерные для феодализма [6]. В Древней Руси также имела место только феодализация. Феодализм как система появляется уже в рамках Московского государства.

В процессе формирования национальных государств политическая власть концентрируется в руках короля, который становится абсолютным монархом. Собственность на землю остается у феодалов, которые трансформируется в дворян. Появляется то, что мы называем Новым временем. Происходят изменения в сознании, которые тонко подметил в своем бессмертном творении Сервантес.

Специфика так называемых «буржуазных» революций Нового времени заключается в том, что революции (и последующие контрреволюции) в одной стране или группе близких стран, имеющих одну историческую судьбу, составляют революционный период (РП) как целостную систему в пространстве и во времени, имеющую свои законы. Конкретные революции - лишь проявление этих процессов. РП заканчивается тогда, когда ликвидируются все препятствия для свободного развития нации, когда в обществе создаются условия, исключающие возможность каких-либо революционных событий [4; 5].

Все основные государства, в зависимости от сроков наступления РП и характера его протекания, можно разделить на три основных группы: страны первой генерации (СПГ), страны второй генерации (СВГ) и страны третьей генерации (СТГ). К СПГ можно отнести Нидерланды, Англию, Францию, США. В Англии РП закончился Славной революцией, во Франции - Третьей республикой, в США - Гражданской войной. В большинстве европейских стран (в частности, Германии, Италии, Австрии, Венгрии) и Японии РП начался в середине XIX в. и закончился с окончанием Второй мировой войны. В СТГ - России, балканских государствах, Китае, Турции, Иране, Индии РП ограничился рамками XX в. В арабских

странах РП начался после Второй мировой войны. События Арабской весны как раз и стали проявлением этих революционных процессов.

Окончание РП знаменуется установлением определенного типа политической и экономической систем, гражданского общества и демократии в соответствии с цивилизацион-ной спецификой данной страны. В собственно РП его законы не совместимы с демократией. Демократическая (внешне) Веймарская республика, весь период своего существования находившаяся в состоянии перманентного кризиса, породила жесткую национал-социалистическую диктатуру. Все политические режимы в РП имеют те или иные черты диктатуры.

В России РП пришелся, в основном, на годы советской власти. Соответственно, сформировался «советский» архетип политико-экономической системы как «фундамент», на котором сейчас строится «новый дом». Надстройка должна соответствовать базису. В Китае это поняли еще в 1980-1990-е годы, что и обусловило успешное развитие этой страны. Если к настоящему времени в политической сфере российское руководство это осознало, то в экономической - пока недостаточно. Здесь реально имеют место кризисные явления. Кстати, относительная легкость перехода к исходному состоянию в европейских странах социалистического лагеря (Польше, Венгрии, Чехословакии) была обусловлена тем, что архетипический «фундамент», сформировавшийся здесь к середине XX в., носил «буржуазный» характер.

Только с окончанием РП страна становится субъектом геополитического пространства. Самое интересное, что СССР, став после войны «сверхдержавой», согласно законам РП (в котором он находился) не мог быть таковой. Для поддержания своего статуса Советскому Союзу приходилось тратить несоизмеримо большие ресурсы по сравнению со странами, где рП уже закончился.

Основной причиной международной напряженности в начале XXI в. стало то, что целый ряд крупных государств (в первую очередь, страны БРИКС, Турция и Иран), став субъектами геополитического пространства после окончания здесь РП, естественно стали претендовать на свою «законную» зону влияния. Это вызвало не совсем положительную реакцию со стороны западных стран. Последние события на Украине и на Ближнем Востоке следует рассматривать именно в этом разрезе [4, с. 290].

Литература:

1. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. - М.: Наука, 1972. - 368 с.

2. Васильев Л.С. Феномен власти-собственности // Типы общественных отношений на Востоке в средние века. - М.: Наука, 1982. - С. 60-99.

3. Кондорский Б.М. Архаическая революция в древнем Китае (попытка сравнительно-исторического анализа) // 43-я научная конференция «Обще-ство и государство в Китае». Т. XUN, ч. 2. - М.: ИВ РАН, 2013. - С. 16-28.

4. Кондорский Б.М. Использование концепции революционного периода для ана-лиза важнейших политических явлений и событий // Политическая наука перед вызовами современной политики: Материалы VII Всероссийского конгресса политологов. Москва, 19-21 ноября 2015 г. - М.: Аспект Пресс, 2015. - С. 289-290.

5. Кондорский БМ Революционный период в Китае // 45-я на-учная конференция «Общество и государство в Китае». Т. XLV, ч.1. - M.: ИВ РАН, 2015. - С. 134-150.

6. Кондорский БМ Феодальная революция в Китае (к постановке вопроса) // 46-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Т. XLVI. - M.: ИВ РАН, 2016. - С. 24-40.

7. Кофанов Л.Л. Lex и jus: возникновение и развитие римского права в VII-III вв. до н.э. - M.: Статут, 2006. - 575 с.

8. Оппенхейм А. Древняя Mесопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - M.: Наука, 1980. - 407 с.

9. Печатнова Л.Г. История Спарты (периода архаики и классики). - СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. - 510 с.

10. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. - Л.: Изд. ЛГУ, 1988. - 232 с.

11. Шифман И.Ш. Государство в системе социальных институтов в древней Палестине (вторая половина III - первая половина I тыс. до н.э.) // Государство и социальные структуры на древнем Востоке. - M.: Наука, 1989. - С. 53-85.

References:

1. Berlev O.D. Trudovoe naselenie Egipta v jepohu Srednego carstva. - M.: Nauka, 1972. -368 s.

2. Vasil'ev L.S. Fenomen vlasti-sobstvennosti // Tipy obshhestvennyh otnoshenij na Vostoke v srednie veka. - M.: Nauka, 1982. - S. 60-99.

3. Kondorskij B.M. Arhaicheskaja revoljucija v drevnem Kitae (popytka sravnitel'no-istoricheskogo analiza) // 43-ja nauchnaja konferencija «Obshhe-stvo i gosudarstvo v Kitae». T. XLIII, ch. 2. - M.: IV RAN, 2013. - S. 16-28.

4. Kondorskij B.M. Ispol'zovanie koncepcii revoljucionnogo perioda dlja ana-liza vazhnejshih politicheskih javlenij i sobytij // Politicheskaja nauka pered vyzovami sovremennoj politiki: Materialy VII Vserossijskogo kongressa politologov. Moskva, 19-21 nojabrja 2015 g. - M.: Aspekt Press, 2015. - S. 289-290.

5. Kondorskij B.M. Revoljucionnyj period v Kitae // 45-ja na-uchnaja konferencija «Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae». T. XLV, ch.1. - M.: IV RAN, 2015. - S. 134-150.

6. Kondorskij B.M. Feodal'naja revoljucija v Kitae (k postanovke voprosa) // 46-ja nauchnaja konferencija «Obshhestvo i gosudarstvo v Kitae». T. XLVI. - M.: IV RAN, 2016. - S. 24-40.

7. Kofanov L.L. Lex i jus: vozniknovenie i razvitie rimskogo prava v VII-III vv. do n.je. - M.: Statut, 2006. - 575 s.

8. Oppenhejm A. Drevnjaja Mesopotamija. Portret pogibshej civilizacii. - M.: Nauka, 1980. -407 s.

9. Pechatnova L.G. Istorija Sparty (perioda arhaiki i klassiki). - SPb.: Gumanitarnaja Akademija, 2001. - 510 s.

10. Frolov Je.D. Rozhdenie grecheskogo polisa. - L.: Izd. LGU, 1988. - 232 s.

11. Shifman I.Sh. Gosudarstvo v sisteme social'nyh institutov v drevnej Palestine (vtoraja polovina III - pervaja polovina I tys. do n.je.) // Gosudarstvo i social'nye struktury na drevnem Vostoke. - M.: Nauka, 1989. - S. 53-85.

— • —

Сведения об авторе

Борис Михайлович Кондорский, кандидат биологических наук, начальник отдела, НПФ «Синбиас» (Донецк, Украина).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.