Научная статья на тему 'Ревизия концептуального аппарата современных гуманитарных наук'

Ревизия концептуального аппарата современных гуманитарных наук Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ТЕРМИНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК / ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рабош Василий Антонович, Никифорова Лариса Викторовна

Вышло в свет учебное пособие «Гуманитарный лексикон» под редакцией В. А. Рабоша и Л. В. Никифоровой. Новое учебное пособие знакомит с понятиями, которые стали маркерами процессов модернизации образования, имеют междисциплинарный статус и получили широкое распространение в языке законодательства, СМИ, в профессиональной лексике вузовских педагогов. Среди них «гуманитарное знание», «гуманитарная картина мира», «гуманитарные технологии», «духовность», «индивидуальность», «инновации», «компетентность», «социокультурная коммуникация», «устойчивое развитие», «философия человека» и др. Жанр лексикона, избранный для учебного пособия, представляет собой открытое эвристичное научное исследование, опирающееся на традицию изучения истории понятий, истории идей, чуткость к метаморфозам концептуализации понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ревизия концептуального аппарата современных гуманитарных наук»

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вышло в свет учебное пособие «Гуманитарный лексикон» под редакцией В. А. Рабоша и Л. В. Никифоровой. Новое учебное пособие знакомит с понятиями, которые стали маркерами процессов модернизации образования, имеют междисциплинарный статус и получили широкое распространение в языке законодательства, СМИ, в профессиональной лексике вузовских педагогов. Среди них «гуманитарное знание», «гуманитарная картина мира», «гуманитарные технологии», «духовность», «индивидуальность», «инновации», «компетентность», «социокультурная коммуникация», «устойчивое развитие», «философия человека» и др. Жанр лексикона, избранный для учебного пособия, представляет собой открытое эвристичное научное исследование, опирающееся на традицию изучения истории понятий, истории идей, чуткость к метаморфозам концептуализации понятий.

В. А. Рабош,

декан факультета философии человека Л. В. Никифорова, профессор кафедры теории и истории культуры

РЕВИЗИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АППАРАТА СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Гуманитарный лексикон: Учебное пособие / Под ред. В. А. Рабоша,

Л. В. Никифоровой. СПб.: Астерион, 2009. 268 с.

В современном мире многие знакомые слова изменили свой смысл, иногда чуть-чуть, порой — значительно. Часто такие перемены влекут важные следствия, кардинально меняя смысл работы преподавателя. Изменение смысла привычных слов, появление новых понятий в нашем языке объясняется многими причинами. Среди них — освоение особенностей современной культуры, информационного постиндустриального общества и необходимость называть новые явления и процессы. Причина может крыться в судьбе некоторых понятий, в истории их концептуализации, в которой закрепляются некоторые коннотативные значения слова, а основное оттесняется на второй план. Нельзя забывать, что иностранные слова, обладающие семантическими оттенками на родной языковой почве, могут утрачивать коннотации при закреплении в русском языке.

Преподаватели сталкиваются с такими новыми понятиями ежедневно, но что греха таить, — порой не хватает времени задуматься о том, почему именно на данный термин легла тяжесть смысла. Между тем частое употребление ведет к привыканию, к рутини-зации без уточнения содержания, способствует терминологической эквилибристике, не проясняющей, а, напротив, затуманивающей суть дела.

Например, понятие «компетентность», ставшее ключевым в современной модели образования. В компетентностном подходе к образованию под компетентностью понимается «мотивированная способность к действию». Как выяснилось на одной из встреч в рамках проведения программы повышения квалификации в РГПУ им. А. И. Герцена в 2007 г., это значение стало уже привычным для коллег педагогических, филологических специальностей, у других — представителей философских, социально-экономических, естественных, технических наук — вызвало бурную реакцию — от одобрения

и поддержки до недоумения и протеста. Между тем компетентностный подход должен стать в современном образовании ведущим.

Вихрь нового словоупотребления заставляет нас обсуждать некоторые общие проблемы, выходящие за условные границы научных дисциплин. Преподаватель в силу специфики своей профессии должен постоянно следить за метаморфозами своей образовательной области, просматривать журнальные и монографические новинки, интернет-публикации, но он не всегда успевает за обновлением самой образовательной среды, за новыми задачами образовательного процесса и требованиями, предъявляемыми лично к нему. Создание единой образовательной среды — не только каждого учебного заведения, но российской образовательной среды в целом, — обусловливает необходимость рефлексии над терминологией.

Цель настоящего издания — познакомить коллег с некоторыми понятиями, активно используемыми в современном языке — на уроках, лекциях, в официальных документах, языке СМИ.

В толковых словарях объяснение содержания тех или иных слов начинается обычно с этимологии, с буквального перевода, если речь идет о заимствованиях из иностранных языков. Сегодня такие приемы оказываются недостаточны. Чем, скажем, отличается креативность от творчества, инновации от новаторства, коммуникация от общения, медиатехнологии от технических средств обучения? Это можно было бы счесть схоластическими рассуждениями, если бы от нас не требовалось сегодня готовить выпускников, способных к креативным решениям, к инновационной деятельности, коммуникабельных и технологически грамотных — тогда поставленные вопросы оказываются далеко не праздными. К тому же нельзя забывать, что язык выражает сущность глубинных процессов, происходящих в культуре, сознании, мышлении — в человеческой жизни.

Сегодня, когда формируется новый тип культуры, когда все ее компоненты находятся в подвижном состоянии, упорядочение информации требует особого типа словаря. Как писал В. В. Бычков, «из популярного справочника или академического хранилища кодифицированных знаний он все чаще превращается в фундаментальное динамичное научное исследование достаточно широкого профиля (в пределах гуманитарных наук) с высоким коэффициентом концентрации актуальной информации, оптимальным библиографическим аппаратом, с достаточно четко выраженными аналитикой и методологией лаконичного (что особенно актуально в эпоху глобальной компьютеризации) исследования сущностных проблем, связанных с понятийным полем той или иной сферы знания, и имеющее тенденцию к постоянному развитию, то есть принципиально открытый характер» '.

У истоков традиции — «Лексикон философских предметов» А. И. Галича (1845), профессора кафедры философии Санкт-Петербургского педагогического университета 2. Современные формы представлены не только процитированным выше «Лексиконом нонклассики» под редакцией В. В. Бычкова, но и авторским словарем «Космос русской культуры» К. Г. Исупова, профессора факультета философии человека РГПУ им. А. И. Герцена 3. Надеемся, что настоящее учебное пособие отвечает этой традиции.

Набор словарных статей в настоящем издании гуманитарного лексикона не являются исчерпывающим и открыт для продолжения, вместе с тем он намечает некоторые срезы социокультурной реальности, нуждающиеся в информационно-аналитической ревизии.

Ряд словарных статей — «гуманитаристика», «гуманитарное знание», «духовность», «индивидуальность», «картина мира», «инновации», «научность», «целеполагание», «устойчивое развитие» — характеризуют ключевые проблемные зоны современной образовательной среды и одновременно современную культуротворческую практику в широком смысле, показывая взаимосвязи модернизационных стратегий в образовательной сфере с

широким общекультурным контекстом. Статьи «визуальная культура», «гуманитарные технологии», «гуманитарная экспертиза», «компетентность», «мягкая власть», «адаптивные стратегии», «социокультурная коммуникация», «этикет» характеризуют технологическую сферу современной культуры, способы взаимодействия агентов социокультурного поля в образовательной сфере и за ее пределами. Еще одна группа статей — «бедность», «благотворительность», «молодежная субкультура», «секуляризация» — посвящены таким явлениям социокультурной реальности, которые, строго говоря, новыми не являются, однако эти явления претерпели существенные изменения в современной культуре.

Одной из задач настоящего издания была отработка самого жанра современного словаря-лексикона, обладающего интеллектуальной и практической эвристичностью. Отсюда некоторая фрагментарность общего списка статей в настоящем издании, которое задумано как начало целой серии подобных выпусков. Выбор сюжетов для лексикона связан с научными интересами авторов, с задачами их университетских кафедр и является не только результатом работы, но и приглашением коллег к соразмышлению на заявленные темы.

Настоящее издание составлено по принципу алфавитного перечня. Словарные статьи написаны с учетом современного уровня концептуализации понятий и явлений, характеризуют современный социокультурный контекст их бытования, содержат справочный материал о современной практике, поименованной соответствующими понятиями, сопровождаются списками литературы, обратившись к которой можно проверить и уточнить предложенные комментарии.

Авторский коллектив учебного пособия составили, в основном, представители факультета философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, что объясняет философско-культурологическую направленность содержания статей.

Учебное пособие предназначено для представителей различных научных специальностей и отраслей знания, занятых общим делом — обучением и воспитанием молодежи в новых социокультурных условиях, в том числе для программ повышения квалификации педагогических кадров. Образовательная политика России и задачи модернизации образования требуют от каждого субъекта образовательного процесса, в первую очередь от педагога, понимания сущности производимых изменений, владения инструментами и ресурсами развития образовательной среды. Но нельзя забывать одно важное условие, лежащее в основе любых действий, — необходимо согласие по поводу ключевых понятий, ставших симптомами и маркерами современных модернизационных процессов.

Авторы искренне надеются, что предложенные материалы будут интересны педагогам и предлагают коллегам включиться в подготовку следующего выпуска «Гуманитарного лексикона».

Примечания

1.Бычков В. В. К философии лексикона // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / Под ред. В. В. Бычкова. М., 2003. С. 6.

2. Галич А. И. Лексикон философских предметов. Т. 1. СПб., 1845; Галич А. И. Опыт философского словаря. СПб.; Иваново, 2008. (Первые философские словари).

3. Исупов К. Г. Космос русского самосознания // Общество. Среда. Развитие (TERRA НиМА-^). 2006. № 1; 2007. № 1—4; 2008. № 1—4; 2009. № 1—4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.