РЕЦЕНЗИИ
А. М. Безгрешнова,
кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры
РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ
«ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 508 с.)
Монография «Философия и культурология в современной экспертной деятельности» объединила около сорока авторов, большая часть которых — преподаватели РГПУ им. А. И. Герцена, сотрудники факультета философии человека. В редакционную коллегию монографии вошли В. А. Рабош, тогда декан факультета философии человека, ныне проректор по учебной работе РГПУ им. А. И. Герцена, Л. В. Никифорова, профессор кафедры теории и истории культуры, Н. А. Кривич, доцент кафедры теории и методики философско-культурологического образования. Решение об издании коллективной монографии было принято на ученом совете факультета. Учитывая актуальность тематики и практическую направленность содержания, университет финансово поддержал издание.
Создание этой книги можно считать продолжением идей и импульсов, заданных инновационной программой «Создание инновационной системы подготовки специалиста в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (2007—2008 гг., руководитель программы — проф. С. А. Гончаров, ныне первый проректор РГПУ им. А. И. Герцена).
Авторам коллективной монографии было предложено поразмышлять на тему практического применения философского и культурологического знания в сфере разнообразной экспертной деятельности, а также поделиться практическим опытом различного рода экспертиз. Сегодня, когда разнообразные социокультурные практики рождают множество противоречий, когда обострены взаимоотношения между людьми, когда во всех социальных группах наблюдается умеренная или сильная конфронтация по весьма сложным вопросам, когда развивается практика решения многих спорных ситуаций гражданского права в судах, гуманитарная экспертиза со всей очевидностью становится остро востребованной.
Монография представляет и раскрывает читателям многообразие видов гуманитарной экспертизы, очерчивает круг направлений ее востребованности, анализирует те сферы жизни, которые все чаще нуждаются в специальной философско-культурологической аналитике. Это и проблемы культурной политики, и сохранение культурного наследия, и расширяющаяся конкурсная практика, и разнообразная научная и учебная деятельность, и контент СМИ, и современная топонимика, и еще многое другое.
Собранные в монографии статьи убедительно демонстрируют, что на сегодняшний день накоплен значительный опыт в таких видах экспертизы, как искусствоведческая, экспертиза архитектурных памятников, экспертиза научных работ и т. д. Однако многие другие вопросы, также глубокого гуманитарного анализа и ответственных выводов компетентного специалиста, часто решаются без привлечения экспертов, хотя и в этих вопросах имеется уже значительный опыт экспертной деятельности.
Потребность в разработке гуманитарных экспертных технологий давно назрела и особенно нужна в условиях девальвации общей системы ценностей. В тексте монографии доказана эта необходимость — развивать новые направления гуманитарной экс-
Рецензия на коллективную монографию...
пертизы, приведены примеры уже существующих, успешно реализованных экспертных действий.
Монография состоит из семи частей и Приложения. Первая часть «Экспертиза как гуманитарная технология: философско-культурологический взгляд» раскрывает философские основания экспертной деятельности, в ней обосновываются задачи этической, антропологической, культурологической экспертизы (А. Е. Зимбули, М. С. Уваров, Л. В. Никифорова). Открывается часть статьей первого проректора РГПУ им. А. И. Герцена, доктора филологический наук, профессора С. А. Гончарова, который предлагает видеть в философско-культурологической экспертизе проявление широкой практики «понимающего сознания», включающей интерпретационные механизмы постижения сути сложных вопросов.
Возможности философии и культурологи раскрываются в опыте экспертизы законодательной и нормотворческой деятельности, в области культурной политики. Этому посвящена вторая часть монографии. Здесь рассмотрены ход обсуждения Закона «О культуре» (Т. М. Гудима), возможность участия философов и культурологов в антикоррупционной экспертизе (Ю. С. Избачков, К. Е. Рыбак), экспертное сопровождение культурной политики на основе опыта Института культурных программ при Комитете по культуре Санкт-Петербурга (И. Н. Кизилова, В. В. Козлова).
Третья часть — «Экспертиза объектов культурного наследия и культурных ценностей» — посвящена одному из очевидных направлений культурологической экспертизы. Проблема сохранения, освоения, адекватного использования и даже статуса объектов культурного наследия вызывает множество споров и противоречий. Острые вопросы нормативно-правового регулирования и экспертизы конкретных объектов, зачастую требующие срочного вмешательства экспертов-культурологов, а также опыт зарубежных экспертов, раскрываются в статьях Л. С. Гуменюк, А. А. Никифоровой, К. Е. Рыбака, Л. Н. Летягина, Т. Б. Антиповой.
Проблематике экспертизы проектов в рамках музейных, выставочных, художественных конкурсов посвящена четвертая часть монографии — «Экспертиза культурных проектов». Здесь предметом анализа выступают критерии экспертной оценки, проблемы экспертизы инновационных проектов. В пятой части — «Экспертиза информационной продукции» — речь идет о средствах массовой информации, о политической рекламе, поток которой возрастает в периоды выборов, об имидже городов и территорий и даже органов власти; о сложностях, возникающих в практике переименования городских улиц и появления новых названий на карте города (С. К. Шайхитдинова, Е. В. Листвина, А. А. Суворова, А. А. Семёнова, И. В. Левитская, Т. В. Шмелева). Экспертиза в этой сфере является частью судопроизводства, но не только. Это и инициативная экспертиза, опрежающая принятие конкретных решений, и консультационная деятельность, включающая экспертизу как составную часть.
Особое место в экспертной деятельности занимает экспертиза научного и образовательного процессов. Шестая и седьмая части монографии посвящены соответственно экспертизе научно-исследовательской продукции и экспертизе в сфере образования. Большое внимание уделено вопросам качества экспертизы кандидатских и докторских диссертаций (Л. М. Мосолова, Т. С. Злотникова), рецензированию научных статей по философской и культурологической тематике (В. Г. Егоркин, А. В. Конева), экспертизы авторства научного текста и вопросам плагиата в сфере гуманитарных наук (Т. В. Шоломова).
В седьмой части — «Экспертиза в сфере образования» — размещены экспертные оценки научно-иследовательской работы студентов (Н. А. Кривич), интеракционист-
РЕЦЕНЗИИ
кой экспертизы пространства университетской повседневности (Л. В. Никифорова, М. В. Рон, С. А. Тихомиров, А. С. Макашова, П. Е. Подделкова), мониторинга профессиональной востребованности и занятости выпускников-культурологов (Л. С. Гу-менюк, Е. А. Рощина).
В Приложении даны экспертные заключения, выполненные по конкретным заказам.
Среди общих вопросов, которые оказались затронуты практически во всех частях монографии, — проблема профессиональных и личных качеств эксперта, уровня научной подготовки; широкий кругозор и в то же время наличие глубоких специализированных знаний о той проблеме, которая становится предметом экспертизы; проблемы экспертной этики; проблема взаимодействия института экспертизы и власти.
Монография «Философия и культурология в современной экспертной деятельности» представляет собой уникальный сплав теории экспертизы и практических наработок. Интереснейший фактический материал, высокий теоретический уровень осмысления поставленных проблем позволяет считать, что это издание должно стать ценным пособием для специалистов, стремящихся реализовать свои знания и опыт в таком важном практическом направлении, как экспертная деятельность, а также ускорить процесс ин-ституционализации профессиональной философско-культурологической экспертной деятельности.
Г. А. Куклин,
магистр факультета социальных наук
ТРЕТЬИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОФИЦИАЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
14 и 15 апреля в Главном корпусе РГПУ им. А. И. Герцена прошла международная научная конференция «Третьи Санкт-Петербургские социологические чтения. Социальная стратегия российской системы образования». Организаторами конференции выступили Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Министерство образования и науки Российской Федерации, Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, факультет социальных наук Санкт-Петербургского государственного университета, Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, Научно-образовательное культурологическое общество России. Тема была определена в соответствии с научным профилем принимающей стороны — РГПУ им. А. И. Герцена.
В мероприятии приняли участие более 300 человек, среди них социологи, философы, педагоги, аспиранты, студенты, магистранты. В работе конференции участвовали ученые из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Швеции, Монголии и других стран. География российских участников представлена Санкт-Петербургом, Москвой, Екатеринбургом, Великим Новгородом, Барнаулом, Ульяновском, Белгородом, Республикой Татарстан и т. д.
Скорее всего, это событие останется самым масштабным социологическим съездом Петербурга в этом году. Поэтому есть основание рассуждать о нем в плоскости тенденций и трендов, неожиданностей и, наоборот, «ожидаемостей». С другой стороны, эта конференция носила локальный характер даже на уровне петербургского социологического сообщества. Не секрет, что исследовательский и академический «рынки» российской, в частности петербургской социологии, чрезвычайно неоднородны. В этой связи о многом говорит практически полное отсутствие в числе участников и гостей представителей такого социологического гиганта, как ГУ—ВШЭ.