УДК 336.1.07
DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-127-133
РЕВИЗИИ БАКИНСКОЙ ТАМОЖНИ И «ПЛАН ФИНАНСОВ» М. М. СПЕРАНСКОГО
Павлина Т. В.
Российский новый университет
105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, Российская Федерация
Аннотация. Целью статьи является выявление информационного потенциала материалов ревизий таможенных учреждений, игравших в XIX в. значимую роль в пополнении бюджета России. Автором на основе применения общенаучных и специфических методов познания экономической истории проанализированы не исследованные ранее материалы ревизий Бакинской таможни 1810-1812 гг. в контексте осуществляемых в эти годы мероприятий «плана финансов» М. М. Сперанского. С учетом итогов ревизии и доходности таможни для государства оценена эффективность первых мероприятий правительства по созданию российской таможенной системы в Прикаспийском регионе Закавказья в начале XIX в. Статья адресована исследователям проблем истории экономики и управления России.
Ключевые слова: таможенные учреждения, Российская империя, г. Баку, финансовый контроль, «план финансов» М. М. Сперанского.
AUDITS OF BAKU CUSTOMS OFFICES AND THE "FINANCIAL PLAN" OF M. M. SPERANSKY
T. Pavlina
Russian New University
22 ul. Radio, Moscow 105005, Russian Federation
Abstract. The article is aimed at analyzing materials on auditing customs offices, which played a significant role in replenishing the budget of Russia in the 19th century. Using general scientific and specific methods for studying the economic history of that period, the author analyzes materials on auditing the Baku customs (1810-1812) that have not been previously investigated. These materials are studied in the context M. M. Speransky "Financial Plan" that was being implemented at that time. Taking into account the results of audits and the profitability of customs for the state, the author estimates the efficiency of measures having been undertaken by the government to establish the Russian customs system in the Caspian region of Transcaucasia at the beginning of the 19th century. The article can present interest to researchers studying the history of economy and Russian administration.
Keywords: customs office, Russian Empire, Baku, financial control, "Financial Plan" of M. M. Speransky.
© CC BY Павлина Т. В., 2019.
Ревизия являлась обязательной частью порядка производства дел в российских министерствах, необходимой «для удостоверения в исправном течении» их, в том числе в соблюдении баланса доходов и расходов. Последнее было особенно важным для ведомств, «кои имеют в ... управлении своем знатныя суммы» [6, № 24.686]. В этой связи материалы ревизий таможенных учреждений, доходы от которых обеспечивали в XIX в. третью по значению статью российского бюджета [7, с. 67], заслуживают особого внимания, тем более, что специальные труды, посвященные данному источнику, в российской историографии на сегодня отсутствуют.
В нашей работе мы попытаемся отчасти восполнить этот пробел на материалах ревизий Бакинской таможни, относящихся к 1810-1812 гг. и ранее не исследованных1. Анализ их позволит определить доходность названной таможни для государства в указанные годы и оценить на ее примере эффективность первых мероприятий правительства по созданию российской таможенной системы в Прикаспийском регионе Закавказья в начале XIX в. Рассмотрение материалов ревизий в контексте мероприятий «плана финансов» М. М. Сперанского, осуществляемых в эти годы, поможет выявить особенности его практической реализации в таможенных учреждениях и дополнить имеющиеся представления о становлении системы государственного финансового контроля в России на одном из ключевых этапов ее развития [2, с. 11-13].
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 10. Оп. 1. Д. 28; Ф. 19. Оп. 3. Д.149.
Разработка плана происходила в обстановке глубокого финансового кризиса. «125 мил. дохода, 230 мил. расхода, 577 мил. долга, ни малейшаго запаснаго фонда и ни одного готоваго источника дохода!», - писал о бюджете России на 1810 г. «Русский Архив» [1, с. 93]. Бремя военных расходов, бесконтрольные выпуски ассигнаций для их покрытия, стремительное их обесценивание усугубляли дефицит бюджета, влекли рост цен и недоимок. Министерство финансов, учрежденное в 1802 г., не способно было управлять данной ситуацией. Разработанный М. М. Сперанским по поручению Александра I «план финансов» предусматривал два этапа выхода из кризиса.
Первый содержал экстренные меры по стабилизации государственного бюджета в 1810 г.: увеличение доходов за счет повышения налогов и сокращение расходов путем усиления контроля над ними и упорядочения денежной системы. Так, расходы планировалось уменьшить до 20 млн. руб. за счет отмены «разных построений и. работ», а также «пересмотра» их в течение года. Выдача казенных средств и их «свер-штатное назначение» допускались только по согласию министра финансов [6, № 24.116]. Главной денежной единицей для банковских и торговых операций был определен серебряный рубль. В качестве разменных денег допускались монеты меньшего достоинства и медные. Обращение ассигнаций в государстве было ограничено суммой 577 млн. руб. [6, № 24.197; № 24.264].
Реализация данных мер в таможенных учреждениях была возложена на Коммерц-коллегию, состоявшую с 1802 г. в ведении Министерства коммерции. Известно, что только в марте
1810 г. ею были изданы и направлены в Бакинскую таможню три указа по вопросу «пересмотра» расходов1. В частности, указом от 28 марта 1810 г. № 2638 у таможни были запрошены объяснения, «на каких узаконениях или предписаниях» были произведены ею в 1809 г. выдачи средств «на перестройку... нанетаго под таможню караван-сарая... и на построение моста».2
Как показывают объяснения, направленные рапортом от 23 мая 1810 г., расходы были произведены в рамках подготовки таможни к официальному открытию в августе 1809 г. Перестройка арендованного караван-сарая потребовалась для размещения «присудствия и канцелярии», комнат для «квартирования» служащих Бакинской таможни. Мост (точнее, пристань) вблизи таможни был построен для причаливания торговых судов во время волнений на море. При этом первый расход был оплачен откупщиком Б. Тарумовым, добровольно пожертвовавшим на эти цели 600 руб. медью. Второй, на сумму 89 руб. 65 к., - серебром из таможенных сборов. Оба были зафиксированы в особой книге и журнале3. По результатам слушания рапорта в Коммерц-коллегии книга о «записке вышеизъясненных денег» была передана для проверки в Счетную экспедицию Коммерц-колле-гии, а «засвидетельствованная копия» с журнала затребована у таможни «для надлежащего сличения при ревизии таможенных счетов»4. К результатам ее мы вернемся позже.
1 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 17-26 об.
2 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 17.
3 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 17 об. - 19 об.
4 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 23 об, 26 об.
Примечательно, что о названных выше расходах Бакинская таможня оперативно, с приложением подтверждающих документов, докладывала Коммерц-коллегии еще 25 августа и 18 ноября 1809 г., причем в первом случае, помимо коллегии, - курировавшему её министру коммерции Н. П. Румянцеву.5 Рапорты эти, судя по всему, не получили должного хода в ведомстве. Отсутствие четкой внутренней организации в министерствах и «в частях, от них зависящих», часто вело к тому, что дела, «не быв разделены на свои степени», производили «пустое много-делие и беспорядок» [4, с. 123].
Для продолжения финансовых преобразований требовалось переустройство министерской системы. Разработанные в этих целях при участии М. М. Сперанского «учреждения министерств» [6, № 24.307; № 24.686], регламентировали общий порядок их деятельности и компетенцию каждого министерства. Таможенную часть затронула существенная реорганизация. Министерство коммерции в августе
1810 г. было упразднено [6, № 24.326], а вопросы внешней торговли и таможенного управления были переданы из него в Департамент внешней торговли, созданный в структуре Министерства финансов. Эти изменения были закреплены в Учреждении данного министерства, изданном 25 июля
1811 г. [6, № 24.688].
Упорядочение работы министерств
позволило перейти ко второму этапу «плана финансов», предусматривающему составление постоянных сметных правил для руководства ведомств, главным из которых должна была стать образцовая смета. Такую смету следо-
5 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 18-18 об.
вало подготовить каждому министерству на основании классификации своих расходов и обобщения сведений о них за два-три года. После Высочайшего утверждения она должна была стать примером для составления последующих годовых смет. Подготовку образцовой сметы планировалось начать в 1811 г., с тем, чтобы с 1812 г. положить «твердое основание все штатным издержкам» [6, № 24.335]. Сбор сведений о расходах, необходимых для составления образцовой сметы, обеспечивался, в том числе, в ходе ревизий.
В Министерстве финансов «обре-визование таможенных счетов и документов по 1812 год» было возложено на Временный департамент Коммерц-кол-легии, созданный в связи с ее упразднением в ноябре 1811 г. [6, № 24.801; № 24.938]. 4 января 1812 г. Бакинская таможня направила сюда для ревизии дел и счетов за 1811 г. 19 книг учета разных доходов и расходов, годовые ведомости пошлин и сборов, 144 объявления на товары, поданные купцами1. Все указанные в документах суммы были сверены и пересчитаны в ходе ревизии. Её итоги представлены в таблице2.
Комментируя ее данные, отметим, что доходы в казну, как это и требовалось вышестоящими инстанциями, взимались Бакинской таможней преимущественно серебром (84,6%), а оплата различных расходов производилась медью и ассигнациями (77,3%). Обеспечить более выгодное для казны соотношение не всегда было возможно ввиду перебоев с присылкой из центра наличных сумм, ассигнованных на расходы. Вследствие этого прихо-
1 РГИА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-1 об.
2 Составлено по данным: РГИА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 28. Л. 17.
дилось оплачивать часть издержек из пошлинных сборов, то есть серебром. В том числе сюда в 1811 г. вошла, например, часть суммы (742 руб. 15 к.) на выплату жалованья таможенным служащим. Это объяснялось тем, что в Закавказье «ассигнации между народом никакого оборота не имеют»3.
Расходование пошлинного серебра на любые цели центром не приветствовалось и всегда требовало объяснений. В обоснованных случаях трату следовало немедленно возместить «в пошлинную сумму» из средств, ассигнованных на расходы, по их получении. Такое требование, например, выдвинула Коммерц-коллегия в связи с расходом Бакинской таможней серебра из таможенных сборов на постройку пристани в 1809 г4. Впрочем, данной ревизией необоснованных издержек и недоимок выявлено не было. Итоговая запись в журнале Временного департамента Коммерц-коллегии от 17 июля 1812 г. свидетельствует, что «книги и документы за 1811 год Бакинской таможни обревизованы, и недоимки в пошлинах и прочих сборах не найдено»5. Доход государства от деятельности Бакинской таможни в 1811 г. составил 17 728 руб. 56 к., а за вычетом всех расходов - 14 011 руб. 33 к.
Итоги ревизии оказали влияние на решение ещё одного важного вопроса. Он рассматривался Департаментом внешней торговли в связи с выявлением в делах упраздненной Коммерц-коллегии неоднократных (начиная с ноября 1809 г.) безответных обращений Бакинской таможни по поводу возмещения расходов, возникших у
3 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 31.
4 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 19об-20
5 РГИА. Ф. 10. Оп.1. Д. 28. Л. 5
Таблица
Доходы и расходы Бакинской таможни и ее таможенных застав
в 1811 году (руб.)
Статья дохода/ Бакинская Дербентская Кубинская Всего
расхода таможня застава застава
Доходы
Таможенные пошлины, всего 12 795-62 3 687-87 616-02 % 17 099-51 %
- ввозные пошлины 11 558-56 % 3 442-86 % 616-02 % 15 617-46
- отпускные пошлины 1 217-16 245-00 % - 1 462-16 %
- консульские сборы 19-89 % - - 19-89 %
Иные сборы, всего 387-12 % 226-38 15-54 % 629-04 %
-ластовые, печатные, гербовые 225-21 % 226-38 15-54 % 467-14
-сборы с конфискации 161-90 % - - 161-90 %
Итого 13 182-74 % 3 914-25 631-56 % 17 728-56
- серебром 10 980-68 % 3 492-45 528-50 15 001-63 %
-медью и ассигнациями 2 202-06 421-79 % 103-06 % 2 726-92 %
Расходы
На выплату жалованья таможенным служащим (включая таможенные заставы) 2 369-07 2369-07
На аренду и содержание судов и «за книги в Коммерц-коллегию» 915-41 % - - 915-41 S
На содержание таможенных застав в Дербенте и Кубе (без учета жалованья) 344-64 % - 344-64 S
На канцелярские расходы 68-90 - - 68-90
На прогоны чиновнику 19-20 - - 19-20
Итого 3 717 -23 - - 3 717 -23
- серебром 842-15 842-15
-медью и ассигнациями 2 875-08 2 875-08
Остаток
Итого 14 011-33 - - 14 011-33
нее в связи с содержанием таможенных застав в Дербенте и Кубе. При этом в делах коллегии «об учреждении сих застав. никакого. постановления» не имелось 1. В ходе разбирательства было установлено, что создание таможенных застав для пресечения тайного провоза товаров из Персии было
1 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 1-2 об, 8-10
об, 13-16 об, 30-31, 34-37 об, 44-45 об, 49-52 об, 72, 74б-74б об.
инициировано начальником Астраханской таможни С. С. Ивановым, руководившим в 1809 г. подготовкой к открытию таможни в Баку. Направив соответствующее представление в Министерство коммерции, главнокомандующий на Кавказе генерал А. П. Тор-масов поручил Бакинской таможне, не дожидаясь решения, организовать деятельность застав своими силами2.
2 РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 149. Л. 82-84 об.
Итоги ревизии таможни за 1811 г. позволяли Департаменту внешней торговли сравнить сумму годовых ее издержек на содержание таможенных застав с доходом государства от их деятельности. Доход этот (4 545 руб. 81 к.) окупал не только издержки, но и все годовые расходы Бакинской таможни (3 717 руб. 23 к.). Это было веским основанием для решения вопроса в пользу сохранения и легализации таможенных застав, особенно с учетом растущих затрат казны в преддверии войны с Наполеоном. Дальновидность такого решения подтвердили итоги 1812 г., когда доход от деятельности Бакинской таможни и ее таможенных застав увеличился по сравнению с 1811 г. почти в 4 раза1.
Таможенные доходы в масштабах всей России росли в это время не так ощутимо. С 1803 по 1812 гг. они увеличились в 1,6 раза: с 11,5 до 19, 3 млн. руб. [5, с. 167; 3, с. 223], что обусловлено негативным влиянием военно-политических событий на внешнеторговую сферу. Тем не менее в сложнейшее для финансов России время эта динамика была положительной. Думается, что не последнюю роль в этом сыграл «план финансов» М. М. Сперанского, обеспечивший за два года реализации прирост всех доходов государства в 2,5 раза [1, с. 131]. Уточнение данного вывода в части, касающейся таможенного ведомства, требует дальнейшего всемерного изучения материалов ревизий таможенных учреждений.
Статья поступила в редакцию 07.02.2019
ЛИТЕРАТУРА
1. Блиох И. С. Финансы России XIX столетия: история - статистика. Т. I. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1882. 344 с.
2. Грачева Е. Ю. Основные тенденции развития бюджетного контроля в РФ // Финансовый контроль и аудит. 2013. № 2 (2). С. 4-38.
3. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М.: Русина-Пресс, 2004. 577 с.
4. Корф М. А. Жизнь графа Сперанскаго. Т. 1. СПб.: Императорская публичная библиотека, 1861. 316 с.
5. Министерство финансов 1802-1902 гг. (Исторический обзор главнейших мероприятий финансового ведомства). Ч. 1. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1902. 640 с.
6. Полное собрание законов Российской империи (Собрание первое: с 1649 по 12 декабря 1825 г.): в 48-ми т. Т. ХХХ1: 1810-1811 гг. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830. 960 с.
7. Таможенное дело в России Х - начало ХХ вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы). СПб.: ПиК, 1995. 211 с.
REFERENCES
1. Blioh I. S. Finansy Rossii XIX stoletiya: istoriya - statistica [The Finances of Russia of the 19th century: history and statistics]. Vol. I. Saint Peterburg, Tip. M. M. Stasyulevicha Publ., 1882. 344 p. ^^^^Н^^^^ВЦ^^Н^^Н
1 В 1812 г. доходы от деятельности Бакинской таможня и ее таможенных застав составили 69 304 р. 3 % к. РГИА. Ф. 19. Оп. 3. Д. 1125. Л. 4.
2. Gracheva E. Yu. [Main trends in the development of budgetary control in the Russian Federation], In: Finansovyi kontrol' i audit, 2013, no. 2 (2), pp. 4-38.
3. Kislovskii Yu. G. Istoriya tamozhennogo dela i tamozhennoi politiki Rossii [History of customs affairs and customs policy of Russia]. Moscow, Rusina-Press Publ., 2004. 577 p.
4. Korf M. A. Zhizn grafa Speranskago. T. 1 [Life of Count Speransky. Vol. 1]. Saint Peterburg, Imperatorskaya Publichnaya Biblioteca Publ., 1861. 316 p.
5. Ministerstvo finansov 1802-1902 gg. (Istoricheskii obzor glavneishikh meropriyatii finanso-vogo vedomstva). Ch. 1 [The Ministry of Finance 1802-1902 (historical overview of the main activities of the financial sector). Part 1]. Saint Peterburg, Ekspedicia zagotovlenia gos. bum-ag Publ., 1902. 640 p.
6. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii (Sobranie pervoe: s 1649 po 12 dekabrya 1825 g.): v 48-mi t. T. XXXI: 1810-1811 gg. [Complete collection of the laws of the Russian Empire (first iss.: from 1649 to 12 December 1825) in 48 volumes. Vol. 31: 1810-1811] St.Peterburg, Tipografiya 2-go Otdeleniya Sobstvennoi Ego Imperatorskogo Velichestva Kantselyarii Publ., 1830. 960 p.
7. Tamozhennoe delo v Rosii X - nachala XX vv. (Istoricheskii ocherk. Dokumenty. Materialy) [Customs affairs of Russia in the 10th - the beginning of the 20th centuries (A historical sketch. Documents. Content)]. Saint Peterburg, PiK Publ., 1995. 211 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Павлина Татьяна Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры правового регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела Российского нового университета; e-mail: tatyana_pavlina@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tatyana ^ Pavlina - PhD in Historical sciences, Associate Professor at the Department of Legal Regulation of Foreign Economic Activity and Customs Affairs, Russian New University; e-mail: tatyana_pavlina@mail.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Павлина Т. В. Ревизии бакинской таможни и «план финансов» М. М. Сперанского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019. № 2. C. 127-133. DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-127-133
FOR CITATION
Pavlina T. Audits of Baku Customs Offices and the "Financial Plan" of M. M. Speransky. In: Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: History and Political Sciences, 2019, no. 2, pp. 127-133.
DOI: 10.18384/2310-676X-2019-2-127-133