Научная статья на тему 'РЕВЕРСИВНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ – НОВЫЙ ТРЕНД В УСЛОВИЯХ COVID-19?'

РЕВЕРСИВНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ – НОВЫЙ ТРЕНД В УСЛОВИЯХ COVID-19? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индекс EGDI / Интернет-роботизация / инфлюенс-маркетинг / мировая экономика / оффлайн процессы / цифровизация / экономика социального дистанцирования / COVID-19 / COVID-19 / digitalization / index EGDI / influence-marketing / internet / offline processes / robotics / social distance economy / world economy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕВЕРСИВНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ – НОВЫЙ ТРЕНД В УСЛОВИЯХ COVID-19?»

Павловская С.В.

к.э.н., доцент, доцент кафедры управления и экономики высшим образованием, Республиканский институт высшей школы, Минск Лисица Е.С.

к.э.н., доцент, ведущий экономист, ГО «Белорусская железная дорога», Минск

РЕВЕРСИВНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ - НОВЫЙ ТРЕНД В УСЛОВИЯХ COVID-19?1

Ключевые слова: индекс EGDI, Интернет-роботизация, инфлюенс-маркетинг, мировая экономика, оффлайн процессы, цифровизация, экономика социального дистанцирования, COVID-19.

Keywords: COVID-19, digitalization, index EGDI, influence-marketing, internet, offline processes, robotics, social distance economy, world economy.

Пандемия коронавируса COVID-19, объявленная ВОЗ всего 7 месяцев назад, резко изменила формат функционирования мировой экономики, замедлив темпы большинства экономических и социальных процессов, что отразилось в первую очередь на замедлении роста мирового производства и мировой торговли, росте безработицы, кризисе сферы здравоохранения, снижении уровня и качества жизни большой части населения.

Вызванный COVID-19 экономический кризис показал отсутствие скоординированных действий у всех субъектов мировой экономики и их неготовность к принятию общих решений. Страны столкнулись с кризисами практически во всех сферах: в здравоохранении, туризме, транспорте, промышленности, образовании. Международные организации (ВТО, ВБ, МВФ) демонстрировали по сути функциональное бессилие; из-за COVID-19 и разрыва производственных цепочек в странах проявились антиглобалистические настроения, которые довольно быстро сформировали анти-глобалистический тренд, пришедший на смену международному сотрудничеству. На первый, взгляд можно говорить об однозначно негативном влиянии пандемии, о возможном глобальном кризисе.

Под воздействием COVID-19 глобальная экономика, еще не в полной мере отошедшая от мирового финансового кризиса, демонстрирует противоречивость своих целей развития. С одной стороны, множественность целей развития мировой экономики, с другой - одновременная их недостижимость в полном объеме, способствуют формированию как отрицательных, так и положительных трендов в мировой экономике. Пандемия оказала разнонаправленное влияние, она ускорила развитие некоторых экономических процессов, в первую очередь это всесторонняя цифровиза-ция (реверсивная), рост онлайн-торговли, развитие социального маркетинга и другие.

Реверсивная цифровизация снизила стоимость международного общения и ускорила международный обмен информационными технологиями и достижениями науки и техники, способствовала появлению новых способов получения знаний, появлению международных инновационных моделей передачи знаний в области фундаментальных и прикладных исследований. В настоящее время государства стремятся создать на своей территории привлекательную для технологических предпринимателей нормативную и правовую базу и исследовательскую инфраструктуру (США, Великобритания, Нидерланды, Сингапур, Канада), необходимую для генерации новых знаний и технологий. Реверсивная цифровизация затронула все сферы хозяйственной деятельности, что выразилось: - в развитии электронных госсервисов, их диджитализации. Исследования о диджитализации государственных услуг проводятся ООН в рамках стратегии «Стратегия устойчивого развития 2030». По результатам исследования электронные правительства стран получают индексы EGDI и E-Participation Index. Индекс EGDI показывает, насколько правительства стран готовы к оказанию качественных государственных услуг в электронном виде (рис. 1).

1 Источники: Зубрицкая И.А. Анализ мирового опыта цифровой трансформации промышленности: институциональная модель // Цифровая трансформация. 2019. - № 1 (6). - С. 21-35; Революция машин: как китайские компании стали крупнейшим игроком на рынке роботов. - https://www.forbes.ru/kompanii/341905-revolyuciya-robotov-kak-kitayskie-kompanii-stali-krupneyshim-igrokom-na-rynke; Роботизация производств: драйверы и барьеры. - https://blogs.forbes.ru/2020/03/31/robotizacija-proizvodstv-drajvery-i-barery/; Alphabet soup: how will post-virus economic recovery shape up. - https://www.stgeorge.com.au/content/dam/ stg/downloads/report-centre/eco_reports/Economic0utlook_TheAlphabetSoupRecovery_2Jul20_STG.pdf; Dutta S., Lanvin B., WunschVincent S. Global innovation index 2019: Creating Healthy Lives-The Future of Medical Innovation. - Geneva: WIPO, 2020. - 454 p.; Global Digital Operations 2018 Survey. - https://www.strategyand.pwc.com/ industry4-0; IFR World Robotics Outlook 2019. -https://ifr.org/news/summary-outlook-on-world-robotics-report-2019-by-ifr

Рисунок 1.

Динамика индекса ЕСБТ 1ор-5 стран в сравнении с Республикой Беларусь и Россией, 2010-2020 гг.

Анализ динамики индекса БОБ1 за 2010-2020 гг. показывает, что наибольший прогресс в 1ор-5 показала Эстония, которая в 2010 г. занимала 20 место, а в 2020 г. - 3 место; Финляндия - 19 и 4 места соответственно. Республика Беларусь в рейтинге переместилась с 64 места на 40 в росте Интернет-торговли и количества Интернет-пользователей

(рис. 2).

6000

5000

4000

ЗООО

2000

1000

• Азия Сввгрэнл Америка

-Европа

•Латинская Аме ршаиКартбаомЬшн

» Аф р и к э С К в э ч и ч и А= "р э л .и

Ближним Васгш Мир

2009

2С1С

2011

2012

2013

2015

1016

2017

2018

2019 2020*

Рисунок 2.

Количество пользователей Интернета в мире в 2009-2020 гг. по регионам, млн. чел.

Как показывает анализ статистических данных, количество пользователей сети Интернет за последние 10 лет увеличилось более чем в 2,5 раза. Мировая торговля через Интернет с 2016 по 2019 год возросла в 1,7 раза и составила 3,46 трлн. долл. США, ежегодный рост онлайн торговли составил 20%. Три четверти пользователей делают хотя бы одну покупку в сети в месяц. Самые большие статьи расходов в 2019 году - путешествия (1,19 трлн. долл. США), мода (620 млрд. долл. США) и электроника (457 млрд. долл. США);

- в сервисизации как результате технологического воздействия цифровизации. Стремительный рост сервисиза-ции в мировой экономике наблюдается уже несколько лет, что подтверждает график на рис. 3;

- в нарастании и интенсификации роботизации и автоматизации. С0УГО-2019 усилил этот тренд, появившийся значительно раньше 2019 года.

70 60 50 40 30 20 10

_____

Л /~\

Доля в ВВП, % Доля а добавленной стоимости,%

4 3 2 1

- О

■1

Рисунок 3.

Доля услуг в ВВП и в добавленной стоимости в 1996-2018 гг., %

С0УГО-2019 изменил понимание роли и места технологий в мире и вызвала новые мегатренды, которые отражают усиление влияния роботизации и автоматизации на современную экономическую и социальную системы. Так, в 2019 году в производстве по всему миру использовалось более 2,7 млн. единиц робототехники, что на 12% больше, чем в 2018 году. Однако впервые за последние 6 лет рост в 2019 году сменился падением стоимостного объема продаж робототехники и составил 12% по сравнению к предыдущему году: с 422 тыс. до 373 тыс. единиц (рис. 4).

Рисунок 4.

Мировые ежегодные продажи робототехники, тыс. ед.

Наибольший спрос сегодня зафиксирован на промышленных роботов в автомобилестроении: более 28% общего количества промышленных роботов приходится на эту отрасль. Однако в 2019 году во всех отраслях наблюдается падение стоимостных объемов продаж роботов: автомобильная промышленность - 16%, электронная/электрическая промышленность (компьютерная, радио, телевизионная, средства связи, медицинское оборудование, точные и оптические инструменты) - 17%. При этом, все эти отрасли в 2014-2019 гг. ежегодно демонстрировали значительные темпы прироста (CAGR): отрасль легковых и грузовых автомобилей - 2%, электронная/электрическая промышленность -24% ежегодно (рис. 5).

Если оценивать показатель проникновения промышленных роботов из расчета на 10 тыс. работников, в среднем в 2019 году было 113 роботов: в азиатском регионе ежегодный прирост составил 18% (CAGR), в европейском регионе - 6%, американский регион - 9%. Наибольший уровень проникновения в Южной Корее - 855 роботов на 10 тысяч работников, Японии - 364, Германии - 346 и Швеции - 277.

- в усилении влияния правительства на интенсификацию процессов цифровой трансформации. Например, в США существует и реализуется план AMP (Advanced Manufacturing Partnership, 2011 г.), предусматривающий обеспечение конкурентных преимуществ страны за счет сотрудничества правительства, научных обществ, промышленных предприятий и частного сектора. Как результат, в 2014 году был создан консорциум «Industrial Internet Consortium», объединяющий такие компании, как Cisco, IBM, Intel и др. Данная программа направлена на развитие химической,

биологической, энергетической, робототехнической промышленных отраслей, энергосбережения иподготовки специалистов соответствующей квалификации.

неустановлено другие

питание

химическая промышленность

машиностроение

электронное/электр ич еско е производство

автомобильная промышленность

140

2019

12018

12017

Рисунок 5.

Ежегодные продажи промышленных роботов в зависимости от отрасли, тыс. ед.

В других странах также существуют подобные программы. В Японии разработана стратегия развития информационно-коммуникационных технологий «Smart Japan Strategy» (2014 г.), принят «Пятый базовый план научно-технического развития» (2015 г.), в Китае существует программа «Сделано в Китае 2025» (2015 г.), в ЕС принята инициатива «Digitising European Industry» (2016 г.) и программа «Цифровая Европа» (2018 г.), в Германии - программа «Industrie 4.0» (2011 г.), во Франции - план промышленного развития «New Industrial France» (2013 г.), в Великобритании - стратегический план развития промышленности до 2050 года (2017 г.).

В странах-участницах ЕАЭС также приняты и реализуются аналогичные программы: в России утверждена Стратегия развития информационного общества и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017 г.), в Казахстане - Государственная программа «Цифровой Казахстан» (2017 г.).

В 2018 г. на основе проведенного исследования PwC «Global Digital Operations 2018 Survey» (последующие отчеты исследуют сферу энергетики) разработан индекс уровня внедрения технико-технологических средств глобальных мегатрендов четвертой промышленной революции. На основе этого индекса все предприятия были разделены на 4 группы: цифровые начинающие (Digital Novices), цифровые последователи (Digital Followers), цифровые новаторы (Digital Innovators) и цифровые чемпионы (Digital Champions). Это позволило установить, что около 10% мировых промышленных компаний находятся в статусе «цифровых чемпионов», а 66% - «цифровых начинающих». Распределение по отраслям представлено на рис. 6.

Рисунок 6.

Распределение компаний по индексу уровня внедрения технико-технологических средств глобальных мегатрендов четвертой промышленной революции

Лидерами в формировании конкурентных преимуществ, достигнутых через осуществление цифровой трансформации промышленности, стали ведущие индустриальные концерны: Siemens, ThyssenKrup, Robert Bosch, BASF,

Embedded Systems, Smart Factory, Robuste Netze, Cloud Computing и IT-Security, NV, Materialise NV (Бельгия), Limacorporate SPA (Италия), Medical Modeling, Inc. (США);

- в конкурентной борьбе за высококвалифицированный персонал. На фоне развития реверсивной цифровиза-ции во всех секторах экономики резко возрастает необходимость в высококвалифицированном персонале со стороны компаний и правительств стран. Например, ряд стран разрабатывают и реализуют активную политику для привлечения и удержания квалифицированных мигрантов и иностранных студентов для создания и сохранения инновационной среды; стимулируют мобильности научных кадров (например, Бразилия, Китай) как средство наращивания научно-инновационного и исследовательского потенциала страны.

В дополнение стоит отметить, что на основе анализа рейтингов GCI и GII за 2011-2019 гг. можно констатировать положительную зависимость между инновационным развитием в стране и усилением позиций конкурентоспособности в мировой экономике. Так, Швейцария только в 2019 году опустилась на 5 место в рейтинге GCI, удерживая до этого 1 место в обоих рейтингах в рамках исследуемого периода. Швеция, США и Нидерланды в обоих рейтингах входят в top-10 стран;

- в усилении тенденции «партнерских соглашений» (объединение усилий) в различных секторах экономики под влиянием цифровизации. Различные компании использовали «партнерские соглашения» и до COVID-19, но большее распространение они получили в период действия пандемии. В большей степени «партнерские соглашения» используются в автомобилестроении. В 2019 году концерны BMW (BMW, MINI, Rolls-Royce) и JLR (Jaguar, Land Rover) объявили о сотрудничестве в разработке электромобилей и двигателей, а позднее в октябре 2019 года в единый концерн объединились PSA (Peugeot, Citroen, Opel) и FCA (Fiat, Chrysler, Alfa Romeo, Lancia, Dodge, Jeep, Ram). Также продолжается сотрудничество концерна Daimler (Mercedes-Benz, Smart) с альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi (также владеет Lada);

- в переводе многих оффлайн экономических процессов в формат онлайн. В ближайшее время прогнозируется развитие роботизации торговли (например, полностью автоматизированные магазины без человеческого персонала) и роботизация доставки товаров и продуктов со склада. Согласно исследованию компании Capgemini, б4% потенциальных покупателей в США предпочли бы купить новый автомобиль через Интернет. Так, весь процесс продаж может быть в будущем переведен в онлайн режим и будет выполняться одним сотрудником. Например, в настоящее время в России в формате онлайн можно уже купить Lifan, Chery, Lada, Volkswagen NFZ, Renault;

- в развитии «технологий для общения» онлайн, виртуальной среды и индустрии онлайн-развлечений под влиянием необходимости социального дистанцирования людей в обществе. Бенефициарами COVID-19 и цифровиза-ции стали компании, которые занимаются разработкой программ для онлайн-общения и видеоконференций (Zoom, корпоративный мессенджер Slack). Например, с мая по июль 2020 года выручка «Zoom Video Communications» выросла на 355% и превысила выручку за весь прошлый год, достигнув б33,5 млн. долл. США (за 2019 год - б22,7 млн. долл. США). Рыночная капитализация компании составляет примерно 125 млрд. долл. США, это больше, чем стоимость «IBM».

В индустрии онлайн-развлечений бенефициарами стали сервисы, которые позволяют смотреть кино и сериалы, слушать музыку и играть в видеоигры онлайн (Netflix, Youtube). В определенные моменты воздействие COVID-19 выразилось в резком росте пользователей, что не позволяло одномоментно удовлетворить все запросы и привело к временному снижению качества трансляции;

- во внедрении онлайн-технологий в «исторически» оффлайн-сектора (fashion-индустрия, оффлайн-развлечения, туризм, питание вне дома и др.). Например, онлайн-концерт южнокорейской группы BTS «Bang bang con: the live» в 2020 году стал крупнейшим платным онлайн-концертом в мире. Он собрал в Интернет около 75б,б тысяч зрителей, доход по приблизительным оценкам составил от 19 до 2б млн. долл. США.

Сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2020 году была проведена с использованием онлайн-технологий: обращения глав стран и министров были представлены по видеосвязи.

В сфере fashion-индустрии происходит переосмысление самого понятия «мода»: снижение роли новизны и скорости (такие концепции продвигают ретейлеры быстрой моды - Zara, H&M). Сегодня популярным является наличие виртуальной площадки модной одежды.

В сфере туризма создаются специальные виртуальные реальности, позволяющие заранее принимать решения о маршрутах и местах для посещения (например, цифровой близнец г. Херренберг (Германия), разработанный Центром высокопроизводительных вычислений); музеи и театры мира организовывают виртуальные туры и возможности виртуального посещения достопримечательностей (например, город инков Мачу-Пикчу, стеклянный мост Чжанцзяцзе в Китае).

Сдвиг реального в сторону виртуальной реальности под действием реверсивной цифровизации привел к ускоренному развитию «инфлюенс-маркетинга» («маркетинг влияния»), вызванного тем, что социальные сети продвигают маркетинг в сферу связей с общественностью. Показатель окупаемости инвестиций в «инфлюенс-маркетинге» по сравнению с традиционными маркетинговыми стратегиями в социальных сетях в 11 раз выше. Рост мирового объема рынка инфлюенс-маркетинга прогнозируется к 2024 году в 22,4 млрд. долл. США;

- в усиливающемся обострении противостояния двух систем: либеральной системы и китайского госкапитализма.

В настоящее время в мировом сообществе признается, что основой интеграции в мировую экономику Китая стали не традиционные для большинства стран принципы либерализации и открытой и недискриминационной торговли, а собственная система экономических отношений, подконтрольная государству и партии (китайский госкапитализм). Конкуренция между США и ЕС происходит в рамках общей системы правил и ценностей, в отношениях с Ки-

таем складывается иная ситуация. Усиление позиций Китая благодаря импорту западных экспертов делает его одним из центров инноваций (например, в автомобилестроении). Инвесторы из ЕС и США подвергаются дискриминационному воздействию на китайском рынке, сталкиваются с принудительным трансфером технологий и регулярным нарушением авторских прав, что вызывает ответные действия со стороны стран в мировой экономике, например, запрет в Германии на покупку китайским производителем бытовой техники «Midea» компании «Kuka» (разработчик технологии «Индустрия 4.0») и государственным концерном «State Grid Corporation of China» компании «50 Hertz» (20192020), запрет на приобретение компанией «Yantai Taihai Group» станкостроительной фирмы «Leifeld Metal Spinning» (2020), приостановление сотрудничества «Alphabet Inc», принадлежащей «Google», и «Huawei technologies» в сферах, требующих передачи оборудования, программного обеспечения и технических услуг, за исключением тех, которые являются общедоступными по открытой лицензии (включение китайской компании в Entity List - список предприятий, которым ограничен доступ к американским товарам и технологиям), конфликт «Huawei» с «Cisco» (2003) и «Fujitsu Network Communications» (2004), прекращение сотрудничества с крупнейшей ритейловской сетью в США «Best Buy» (2018), приостановление закупок оборудования Японией (2018), запрет на участие в развертывании сетей 5G в Великобритании (2020), запрет на участие в строительстве инфраструктуры для телекоммуникационных сетей 5G в Австралии (2020). В большинстве случаев запрет на сотрудничество возникал как следствие обвинения компаний в использовании собственного оборудования для шпионажа в пользу китайского правительства.

В США, используется механизм «угрозы национальной безопасности» через ограничение работы программ китайского происхождения, которые могут быть использованы при шпионаже и сборе данных. Согласно указу президента США (август 2020 г.), начиная с 45 дней после даты опубликования, запрещены любые сделки любого лица или в отношении любого имущества, находящегося под юрисдикцией США, с компанией ByteDance Ltd. (владелец TikTok). Окружной суд в Вашингтоне в сентябре 2020 г. временно заблокировал запрет на скачивание китайского приложения. Это позволит в дальнейшем получить одобрение США и Китая по планируемой сделке. Согласно последним данным планируется партнерство с американскими компаниями Oracle и Walmart. По соглашению будет выкуплено 20% в новой компании TikTok Global, 80% останется компании ByteDance Ltd.

Под воздействием COVID-19 и вследствие необходимости социального дистанцирования, получила развитие «экономика социального дистанцирования», в которой гибкость и адаптивность становятся «стандартами выживания» при изменении поведения потребителей. Происходят изменения в покупательном поведении потребителей, происходит ускоренное развитие отдельных отраслей и ритейла (продажи письменных столов и офисной мебели для создания «домашних офисов», продажа различного программного обеспечения (компьютерного и для мультимедиа и дизайна, электронная коммерция).

Выход из капкана COVID-19 сегодня требует от стран соблюдения экономического баланса интересов при обеспечении устойчивого роста благосостояния и политической ответственности. Это связано, в первую очередь, с возможным столкновением кратко- и долгосрочных стратегий развития, ввиду направленности краткосрочных целей на достижение краткосрочного эффекта. В настоящее время, понять то, что обеспечит долгосрочное эффективное развитие в сложившихся условиях и какими будут эти условия развития, не представляется возможным. Экономический кризис и реверсивная цифровизация поставили под вопрос необходимость существования многих процессов в современном мире. Произошла смена целей и стратегий человечества: на первый план вышли ответственность перед будущими поколениями за демографические и экологические проблемы, построение сбалансированной и инновационной системы здравоохранения, процессы взаимопомощи и сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.