Научная статья на тему 'Ревалоризация и ревитализация Смольного собора в контексте музейного дела'

Ревалоризация и ревитализация Смольного собора в контексте музейного дела Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
239
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМОЛЬНЫЙ СОБОР / ХРАМ / ПАМЯТНИК КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ / РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / РЕВАЛОРИЗАЦИЯ / РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / SMOLNY CATHEDRAL / TEMPLE / MONUMENT OF RELIGIOUS ARCHITECTURE / RELIGIOUS ART / HISTORICAL AND CULTURAL VALUE / REVALORIZATION / REVITALIZATION / MUSEALIZATION / CULTURAL HERITAG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власникова Мария Александровна

Смольный собор, выдающийся памятник архитектуры XVIII-XIX вв., после закрытия в 1923 г. и вплоть до конца 1960-х гг. использовался для хозяйственных целей и разрушался. Исследование вводит в научный оборот источники, раскрывающие историю ревалоризации и ревитализации собора с 1937 по 2016 г. документы из фондов архивов и музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Впервые изучению подвергаются проекты ревитализации и ревалоризации Смольного собора, анализируется их соответствие основным целям музеефикации максимального сохранения и раскрытия историко-культурной ценности. В истории ревалоризации и ревитализации Смольного собора выделяются три этапа в зависимости от цели: проект планетария и музея, выставка генерального плана развития Ленинграда, концертный зал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVALORIZATION AND REVITALIZATION OF SMOLNY CATHEDRAL IN THE CONTEXT OF MUSEUM WORK

Smolny Cathedral, an outstanding monument of the architecture of XVIII-XIX centuries, after its closing in 1923 up to its opening as the exhibition in 1972, was used as various organizations and destructed. The research enters into scienti c circulation the sources which reveal a history of revalorization and revitalization of the Сathedral from 1937 to 2016 the documents from the stock of the archives and the museums of Saint-Petersburg and Moscow. First the realized and not realized projects of the adaptations of the Smolny Cathedral in XX century are explored, their accordance to the main principles of the musealization (the maximum preservation and the disclosure of historical and cultural value) is analyzed. Suggested by the author classi cation of the musealization of monuments of religious architecture is used. In the history of the projects of adaptation of the Smolny Cathedral three stages are revealed, according to the goal: the project of the planetarium and museum, an exhibition of the General plan of Leningrad development, and concert hal

Текст научной работы на тему «Ревалоризация и ревитализация Смольного собора в контексте музейного дела»

УДК [726:271.2-523.4(470.23-25)"17/18"]:069

М. А. Власникова

Ревалоризация и ревитализация Смольного собора в контексте музейного дела

Смольный собор, выдающийся памятник архитектуры XVIII—XIX вв., после закрытия в 1923 г. и вплоть до конца 1960-х гг. использовался для хозяйственных целей и разрушался. Исследование вводит в научный оборот источники, раскрывающие историю ревалоризации и ревитализации собора с 1937 по 2016 г. - документы из фондов архивов и музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Впервые изучению подвергаются проекты ревитализации и ревалоризации Смольного собора, анализируется их соответствие основным целям музее-фикации - максимального сохранения и раскрытия историко-культурной ценности. В истории ревалоризации и ревитализации Смольного собора выделяются три этапа в зависимости от цели: проект планетария и музея, выставка генерального плана развития Ленинграда, концертный зал.

Ключевые слова: Смольный собор, храм, памятник культовой архитектуры, религиозное искусство, историко-культурная ценность, ревалоризация, ревитализация, музеефикация, культурное наследие

Mariya A. Vlasnikova

Revalorization and Revitalization of Smolny Cathedral in the Context of Museum Work

Smolny Cathedral, an outstanding monument of the architecture of XVIII-XIX centuries, after its closing in 1923 up to its opening as the exhibition in 1972, was used as various organizations and destructed. The research enters into scientific circulation the sources which reveal a history of revalorization and revitalization of the Сathedral from 1937 to 2016 - the documents from the stock of the archives and the museums of Saint-Petersburg and Moscow. First the realized and not realized projects of the adaptations of the Smolny Cathedral in XX century are explored, their accordance to the main principles of the musealization (the maximum preservation and the disclosure of historical and cultural value) is analyzed. Suggested by the author classification of the musealization of monuments of religious architecture is used. In the history of the projects of adaptation of the Smolny Cathedral three stages are revealed, according to the goal: the project of the planetarium and museum, an exhibition of the General plan of Leningrad development, and concert hall.

Keywords: Smolny Cathedral, temple, monument of religious architecture, religious art, historical and cultural value, revalorization, revitalization, musealization, cultural heritage DOI 10.30725/2619-0303-2020-1-6-11

Воскресенский Смольный собор - выдающийся памятник церковной архитектуры. Строительство храма, входящего в ансамбль Смольного монастыря, продолжалось с 1748 по 1762 г. по проекту Ф. Б. Растрелли. Зодчий не успел закончить интерьеры собора; окончательную отделку храма и ремонт, потребовавшийся после длительного периода запустения собора, произвел в 1828-1835 гг. В. П. Стасов. В «Положении о соборе всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя», утвержденном 31 мая 1835 г. императором Николаем I, храму был присвоен статус собора всех учебных заведений и одновременно «приходской для окрестностей церкви» [1, л. 5-5 об.]. Этот статус выражался в мемориальном значении, связывавшем окончание строительства собора с «памятью почившей императрицы Марии Федоровны»: в день памяти небесной покровительницы императрицы -святой равноапостольной Марии Магдалины

22 июля - в соборе собирались воспитанники государственных учебных заведений для участия в торжественном богослужении. В остальном функции Смольного собора соответствовали функциям приходского храма [1, л. 5-5 об.].

Собор был действующим приходским храмом до закрытия в 1923 г., а после 1931 г. в нем был организован склад, сохранявшийся там вплоть до 1960-х гг. В 1920-х гг. храм был поставлен на государственную охрану, но его закрытие и использование под склад способствовало разрушению. История Смольного собора в последующие десятилетия демонстрирует попытки ревалоризации и ревитализации памятника.

Комплексно проекты ревалоризации и ревитализации собора не были широко исследованы. Опубликованы краткие сведения о послевоенной реставрации и планах приспособления собора [2, с. 97-98; 3, с. 163], освещены рестав-

рации 2004-2006 гг. и концертная деятельность в храме после 2004 г. [4].

Целью настоящей работы является анализ проектов ревитализации и ревалоризации Смольного собора в ХХ в. с точки зрения соответствия основным принципам музеефикации (сохранение памятника и раскрытие его историко-культурной ценности).

В процессах ревитализации и ревалоризации Смольного собора можно выделить несколько этапов в зависимости от целей использования памятника: 1937 г., 1965-1987 гг., 1987-2016 гг.

I этап: 1937 г. Проект планетария и музея. Наиболее краткий этап, представляющий собой нереализованный проект создания в Смольном соборе учреждения культуры. Ввиду того, что данный проект является первым из известных и характеризует довоенные взгляды на возможность функционального использования Смольного собора, он рассматривается наряду с этапами, выделенными в соответствии с состоявшимися проектами.

В 1937 г. архитектор А. И. Гегелло создал проект реконструкции Смольного собора под планетарий и музей1. По замыслу Гегелло, в соборе устанавливалось железобетонное перекрытие, которое делило пространство на два этажа. В центре первого этажа устраивался зал планетария с полусферическим куполом, по бокам от планетария - фойе с выставками. Второй этаж занимали кинолекторий и залы музея миро-ведения, в барабане центрального купола размещалось спиралевидное перекрытие из пяти уровней, которые становились продолжением выставочных залов [5; 6]. Проект Гегелло напоминал до неузнаваемости изменивший интерьеры проект приспособления Никольской единоверческой церкви под музей Арктики и Антарктики в 1934-1936 гг. архитектора А. В. Сивкова [7]. Данный проект ревитализации и ревалоризации Смольного собора, содержавший угрозу кардинально преобразования внутреннего пространства храма, нарушив его цельность и гармоничность, и тем самым значительно исказивший восприятие интерьеров, не состоялся.

II этап: 1965-1987 гг. Выставка. В начале 1950-х гг. заговорили о недопустимости использования Смольного собора под склад и необходимости открытия интерьеров для по-

1 Проекты атрибутировала зав. сектором научного отдела хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI вв. Музея архитектуры им. А. В. Щусева, искусствовед И. Е. Финская. Проекты были представлены на выставке «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом» (Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева, 19 апреля - 11 августа 2019 г.).

сещения [8, л. 44, 52]. В этот период возникает идея создания в соборе архива, библиотеки, геологического музея [9, с. 65-68]. В 1965 г. Ленинградское отделение Союза Советских архитекторов выдвинуло предложение об использовании Смольного собора под постоянно действующую выставку «Макет Генерального плана развития города Ленинграда» «в целях обсуждения на этом макете градостроительных вопросов с широкими массами трудящихся» [10, л. 15], и в 1966 г. здание было освобождено от занимавших его склада тары Эрмитажа, декораций ТЮЗа и овощебазы [9, с. 75]. В 1968 г. архитекторы мастерской «Ленпроект» Г. А. Байков и В. К. Якоби предложили следующие проекты: предполагалось строительство трех ярусов в западной части и в центральном алтаре, по бокам и в центральной части храма располагались щиты, в центральной части также устраивалась круглая лестница, ведущая на второй ярус в центральном алтаре [2, с. 97-98]. Однако утвержден был проект другого архитектора этой же мастерской А. В. Кука [11, л. 76].

В 1970 г. Смольный собор вошел в состав Музея истории Ленинграда [12, л. 1]. В первой половине 1970-х гг. осуществлялась реставрация собора и приспособление для современного использования: были проведены теплотрасса, водопровод, канализация, вентиляционное оборудование для воздушного отопления [3, с. 163]. В это время был разобран и вывезен из собора исторический резной иконостас [9, с. 83]. (Сломка деревянного резного золоченого иконостаса М. Месмахера утверждалась еще Управлением Комитета по охране памятников при президиуме ВЦИКа в 1935 г. [8, с. 52] и Инспекцией по охране памятников Ленинграда в 1952 г. [8, с. 65]). Выставка «Ленинград сегодня и завтра», открытая в 1974 г., намеренно создавалась на контрасте с интерьерами собора. Экспозиция строилась по круговому принципу. Использовались электрифицированные круговые стенды с плоскостными макетами, настроенными на цикличный показ с аудиосопровождением. На плоскостную основу устанавливались объемные макеты, «характеризующие архитектурный облик старого и нового Ленинграда» [13, л. 1]. Осмотр экспозиции осуществлялся с эспланады, которая планировалась на уровне 2-го яруса, однако впоследствии было решено поднять на уровень цоколя пилонов «с учетом сохранения пропорций архитектуры интерьера Смольного собора» [12, л. 27]. Экспозиция предполагала показ тем, посвященных росту территории Ленинграда, планировочной структуре в соответствии с генпланом развития Ленинграда, развитию учреждений и зеленых насаждений,

транспорта, метрополитена и сельского хозяйства; проект развития центра города и размещения жилищного строительства. Чердачные и подвальные помещения планировалось занять кафе, кинозалом, приемными для посетителей и комнатами сотрудников [12, л. 61-66]. Периодически производились дополнения экспозиции новыми темами (культура и искусство Ленинграда в предшествующие годы, наука и др.) [14, л. 6]. Выставку посещало около 100 тысяч человек в год, что было хорошим показателем для одной выставки, однако к середине 1980-х гг. посещаемость упала.

Выставка стала первым реализованным проектом ревитализации и ревалоризации Смольного собора. Здание начало использоваться в соответствии со статусом памятника архитектуры, стало доступным для посещения: открытие выставки впервые дало возможность ознакомления с интерьерами выдающегося творения Растрелли и Стасова. Ревалоризация выразилась в возвращении в общественном сознании Смольному собору эксплуатационной ценности, но с изменением его функциональной типологии.

Однако выставка, посвященная современному Ленинграду, была чуждой пространству собора. Цельность интерьера, создававшегося выдающимися мастерами В. П. Стасовым, М. Мес-махером, элементы которого сохранились в соборе (колонны с капителями, карнизы, мраморные солеи и полы в алтаре, чугунные хоры), при реализации проектов не была учтена, что привело к утрате иконостаса работы М. Месма-хера. Кроме того, сама выставка не содержала рассказа об истории и архитектуре памятника. Таким образом, его историко-культурная ценность не была раскрыта.

III этап: 1987-2016 гг. Концертный зал. К 1987 г. была осознана инородность выставки по отношению к Смольному собору. Члены творческих союзов писали: «время показало, что экспозиция, размещенная в соборе, не соответствует ни градостроительной роли памятника в окружающей застройке, ни специфике его интерьера, ни той социокультурной функции, которую потенциально способно выполнять это уникальное сооружение» [15, л. 6]. В особенности не подходящей для памятника архитектуры считалась экспозиция, посвященная современности, так как она требовала аудиовизуальных средств, создание «второго каркаса» из щитов, перегородок, подвесных потолков, являющихся необходимым фоном экспозиции и искажающих исторические интерьеры, в результате чего «музей и памятник противостоят друг другу» [16, л. 13-18]. Ввиду этого здание Смольного собора было решено

освободить от выставки «Ленинград сегодня и завтра», и весной 1988 г. выставка «Ленинград сегодня и завтра» была демонтирована. В это время впервые зазвучало предложение приспособить Смольный собор под концертный зал, где предполагалось устраивать выставки, усиливающие эмоционально-художественное воздействие концертов.

Возникла концепция многофункционального центра культуры, в которой были слышны отголоски идеи крупного религиозного философа первой половины ХХ в., священника П. А. Флоренского о «живом музее» и «храмовом действе как синтезе искусств». Авторы концепции 1980 х гг. писали: «синтез архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и театрального действия, ради которого и было возведено это уникальное сооружение, в настоящее время может быть возрожден в рамках многофункционального центра культуры. Создание такого центра на базе музея-памятника „Смольный собор" превратит его в истинный „храм искусств", материализующий идею античного Музейона - обители муз, храма, посвященного наукам, поэзии, искусствам. Вся деятельность такого центра должна быть определена значимостью Смольного собора как уникального явления русской культуры, в котором в легко доступной для восприятия форме сконцентрирована сама история. Этот центр синтетически объединит в себе функции многих учреждений культуры - от музея до театра» [16, л. 15-16]. Считалось, что такой центр станет образцом новой «динамической» концепции музея взамен «изжившему себя традиционно замкнутому музею» [16, л. 16]. В то же время такая концепция интерпретировала пространство храма в соответствии со сложившимися подходами к популяризации памятников религиозного искусства: подчеркивалось, что основная функция храма - зрелищная. В рамках концепции в качестве одной из возможных форм многофункционального центра культуры рассматривался музейно-концертный комплекс.

В эти же годы впервые предлагается размещение в Смольном соборе, наряду с концертной площадкой, постоянной экспозиции «Музей -памятник архитектуры ХУШ-Х1Х вв.», посвященной истории и архитектуре Смольного собора, творчеству Ф. Б. Растрелли и В. П. Стасова. Темы других выставок, предполагавшихся к размещению в соборе, были посвящены историческим и историко-бытовым темам, не относившимся непосредственно к храму: мебели, русскому фарфору до начала ХХ в. и агитационному фарфору, костюму и др. Собор должен был стать музеем в дневное время и концертной площадкой - в вечернее.

Концертный зал открылся в ноябре 1988 г. и рассматривался как эксперимент. Среди выставок по различным тематикам, в том числе оружия, выделялась выставка, планировавшаяся на лето 1990 г. и посвященная 270-летию Ленинградской епархии. Однако в экспозиции использовалось оборудование, оставшееся от выставки «Ленинград сегодня и завтра» и ранее вызывавшее серьезную критику как диссонирующее с интерьерами собора, а выставка, посвященная истории Смольного монастыря и составлявшая половину новой экспозиции, была построена исключительно на фотографиях [17, л. 3].

В 1990 г. концертно-выставочный зал вышел из состава музея истории Ленинграда и стал самостоятельной организацией [18, л. 40]. В 1991 г. развивалась концепция преобразования всего комплекса Смольного монастыря под Центр русской национальной культуры, разработанная концертно-выставочным комплексом «Смольный собор» и Международным благотворительным фондом спасения Петербурга-Ленинграда. В это время здания Смольного монастыря занимали почти 100 различных организаций, что отрицательно сказывалось на сохранности памятника. Концепция Центра основывалась на идее русских монастырей, которые «являлись центрами науки, культуры, ремесла, искусства» [19, л. 17]. Соединение в монастырском ансамбле музейной, выставочной, концертной деятельности, библиотеки по русскому искусству, художественной и музыкальной школ должно было «возродить первоначальное значение памятника, но в качественно ином значении» [18, л. 21]. Концепция предполагала экспонирование православной утвари и икон, находившихся в запасниках Музея истории религии и атеизма. Предполагалось вывести Смольный собор из состава музея истории Ленинграда и сделать его основой центра русской культуры, в который включить весь архитектурный ансамбль Смольного монастыря. В поддержку концепции выступили многие общественные организации и деятели культуры и искусства, она также была поддержана Ленинградским правительством.

В середине 1991 г. был подготовлен проект решения о передаче всех зданий Смольного монастыря Государственному центру классической культуры и искусства с присвоением ансамблю статуса заповедника. Августом 1991 г. датированы последние обнаруженные документы с просьбой концертного зала об утверждении проекта Центра русской национальной культуры, однако концепция реализована не была.

Смольный собор остался концертно-вы-ставочным комплексом, его посещаемость в

1990-1996 гг. резко снизилась. Выставочная деятельность была ограничена, что обуслови-лось отсутствием фондов, недостатком кадров, финансирования и утвержденной концепции, и приоритетным направлением стали межмузейные выставки, тематика которых к 2000 г. стала преимущественно художественной [20, л. 1-3]. Само здание к 2001 г., несмотря на несколько предпринимавшихся в 1970-1980-е гг. реставраций, пришло в неудовлетворительное состояние, а с главного купола обрушился крест, восстановленный только в 2004 г.

В 2004 г. Смольный собор вновь вошел в состав музея - государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», по-прежнему со статусом концертно-выставочного зала. В 2005-2006 гг. разрабатывалась концепция приспособления Смольного собора для современного использования, была произведена масштабная реставрация. Состоялась реконструкция собора с модернизацией концертно-выставочного зала [4, с. 194]. Зал был обустроен современной свето-и видеоаппаратурой [4, с. 199]. Проводились выставки на историческую, художественную и духовно-нравственную тематику, начала осуществляться профессиональная экскурсионная деятельность, музейные специалисты контролировали состояние сохранности памятника и занимались его исследованием, действовала экспозиция по истории Смольного монастыря. Смольный собор получил широкую известность как концертный зал и символ города, однако внутреннее пространство, снова искажалось оборудованием, обеспечивавшим деятельность и имидж современного комфортабельного кон-цертно-выставочного комплекса.

В 2016 г. собор был передан Русской православной церкви, что открыло новый этап существования собора как действующего храма.

Таким образом, после закрытия выставки стали возникать идеи изменения функции собора. Первоначальная концепция его преобразования в многофункциональный центр искусств, основанный на идее «храма искусств», аналогичный античному Мусейону, была реализована в создании концертно-выставочного комплекса. Несмотря на то, что появлялись и другие концепции преобразования, например концепция образования государственного центра культуры и искусств, апеллировавшего к истокам русской монастырской культуры, концертно-выставоч-ный зал стал в тот период оптимальной формой использования памятника. Но ввиду развития в первую очередь концертной деятельности, задачи раскрытия историко-культурной ценности и сохранения памятника отошли на второй план. С вхождением собора в состав государственно-

го музея-заповедника «Исаакиевский собор» произошли позитивные изменения, способствовавшие сохранению здания благодаря реставрациям и грамотному текущему уходу за памятником, а раскрытию историко-культурной ценности - благодаря проведению экскурсий по собору, его исследованию и экспозиции. Тем не менее степень вмешательства в интерьеры с целью создания современного комфортабельного концертного зала была достаточно высока, что затрудняло обзор интерьеров и снижало возможности комплексного раскрытия историко-культурной ценности.

Проекты ревалоризации и ревитализации Смольного собора объединяло стремление актуализировать и использовать памятник. Создание в нем выставочного и концертно-выставочного пространства было успешным с точки зрения реализации лишь некоторых социокультурных музейных функций, таких как образовательная и рекреационная. Благодаря открытию выставки удалось остановить интенсивное разрушение памятника, происходившее в результате запустения, а затем эксплуатации здания в качестве склада. Кроме того, памятник был включен в культурную жизнь города. Но, несмотря на это, рассмотренные проекты показали невозможность комплексного раскрытия историко-культурной ценности памятника без учета его самоценности. В свою очередь, недостаточность раскрытия историко-культурной ценности объекта не вполне соответствует целям музеефикации, оптимальным вариантом которой можно признать экспонирование памятника в качестве самостоятельного объекта музейного показа.

Список литературы

1. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 758. Оп. 14. Д. 236.

2. Пилявский В. И. Смольный. Ленинград: Стройиздат, 1970. 102 с.

3. Кедринский А. А., Колотов М. Г., Ометов Б. Н., Раскин А. Г. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. Ленинград: Стройиздат: Ленингр. отд-ние, 1983. 495 с.

4. Квятковский А. В., Хайретдинова М. Е. Смольный собор сегодня и завтра (хроника современной жизни) // Кафедра Исаакиевского собора: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 175-летию окончания строительства и освящения собора во имя Воскресения Христова всех Учебных заведений - Воскресенского Смольного собора. 2010. Вып. 6. C. 189-205.

5. Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева. Научный отдел хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI вв. Pla 7964/6.

6. Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева. Научный отдел хранения архитектурно-графических фондов XX-XXI вв. Pla 7964/4.

7. Российский музей Арктики и Антарктики: история // Российский музей Арктики и Антарктики: офиц. сайт. URL: http://www.polarmuseum.ru/history/history.html (дата обращения: 28.11.2019).

8. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Ф. 341. Оп. 1. Д. 285.

9. Разработка проектной документации на реставрацию интерьеров Собора Воскресения Словущего, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Смольный собор». Разд. 2. Комплексные научные исследования. Ч. 1. Историко-архивные и библиографические исследования. Шифр: ПД-23-16 КНИ-1 / С. В. Самусенко, Р. С. Катаев; ЗАО «СПб-ПРОЕКТ». Санкт-Петербург, 2016. 127 с.

10. ЦГАЛИ СПб. Ф. 341. Оп. 1. Д. 691.

11. Научно-исследовательский архив Государственного музея истории Санкт-Петербурга (НИА ГМИ СПб). Ф. 1. Оп. 3. Д. 29.

12. НИА ГМИ СПб. Ф. 1. Оп. 3. Д. 177.

13. НИА ГМИ СПб. Ф. 1. Оп. 3. Д. 313.

14. НИА ГМИ СПб. Ф. 1. Оп. 3. Д. 633.

15. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 6. Д. 178.

16. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 240. Д. 80.

17. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 7. Д. 382.

18. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 6. Д. 473.

19. Центральный государственный архив историко-партийных документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). Ф. 24. Оп. 247. ч. 4. Д. 1442.

20. ЦГАЛИ СПб. Ф. 105. Оп. 7. Д. 488.

References

1. Russian state historical archive (RSHA). F. 758. Op. 14. D. 236 (in Russ.).

2. Pilyavskij V. I. Smolny. Leningrad: Strojizdat, 1970. 102 (in Russ.).

3. Restoration of monuments of architecture of Leningrad / A. A. Kedrinskij, M. G. Kolotov, B. N. Ometov, A. G. Raskin. Leningrad: Strojizdat : Leningrad branch, 1983. 495 p. (in Russ.).

4. Kvyatkovskij A.V., Hajretdinova M.E. Smolny cathedral today and tomorrow (chronicle of modern life) // Department of St. Isaac's Cathedral: materials of a scientific-practical conference dedicated to the 175th anniversary of the completion of the construction and consecration of the Cathedral in the name of the Resurrection of Christ of all educational institutions - the Resurrection Smolny Cathedral. 2010. VI, 189-205. (in Russ.).

5. State museum architecture named after A. V. Shchusev. Scientific Department of storage of architectural and graphic collections of the XX-XXI centuries. Pla 7964/6. Pla 7964/6.

6. State museum architecture named after A. V. Shchusev. Scientific Department of storage of architectural and graphic collections of the XX-XXI centuries. Pla 7964/6. Pla 7964/4.

7. Russian Museum of the Arctic and Antarctic: history. Russian Museum of the Arctic and Antarctic: offic. website. URL: http://www.polarmuseum.ru/history/history.html (accessed: Nov. 28, 2019) (in Russ.).

8. Central state archive of literature and art of Saint Petersburg (CSALA St. Petersburg). F. 341. Op. 1. D. 285 (in Russ.).

9. Development of project documentation for the restoration of the interiors of the Cathedral of the Resurrection of the Word, which is part of the Smolny Cathedral, a federal cultural property. Section 2. Integrated research. Part 1. Historical, archival and bibliographic studies. Code: PD-23-16 KNI-1/S. V. Samusenko, R. S. Kataev ; ZAO «SPb-PROEKT». Saint-Petersburg, 2016. 127 (in Russ.).

10. CSALA St. Petersburg. F. 341. Op. 1. D. 691 (in Russ.).

11. Research archive of the State Museum of history of Saint Petersburg (RA SMH GMI St. Petersburg). F. 1. Op. 3. D. 29 (in Russ.).

12. SMH GMI St. Petersburg. F. 1. Op. 3. D. 177 (in Russ.).

13. SMH GMI St. Petersburg. F. 1. Op. 3. D. 313 (in Russ.).

14. SMH GMI St. Petersburg. F. 1. Op. 3. D. 633 (in Russ.).

15. CSALA St. Petersburg. F. 105. Op. 6. D. 178 (in Russ.).

16. Central state archive of historical and party documents of Saint Petersburg (CSAHPD St. Petersburg). F. R-24. Op. 240. D. 80. (in Russ.).

17. CSALA St. Petersburg. F. 105. Op. 7. D. 382 (in Russ.).

18. CSALA St. Petersburg. F. 105. Op. 6. D. 473 (in Russ.).

19. CSAHPD St. Petersburg. F. 24. Op. 247, p. 4. D. 1442 (in Russ.).

20. CSALA St. Petersburg. F. 105. Op. 7. D. 488. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.