Научная статья на тему 'Рецидивный орофарингеальный рак: выбор тактики лечения'

Рецидивный орофарингеальный рак: выбор тактики лечения Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Research'n Practical Medicine Journal
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РЕЦИДИВНЫЙ ОРОФАРИНГЕАЛЬНЫЙ РАК / OROPHARYNGEAL CANCER / ЛЕЧЕНИЕ / TREATMENT / RECCURENT / SURGERY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Остриская Т.В., Жуманкулов А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецидивный орофарингеальный рак: выбор тактики лечения»

Рецидивный орофарингеальный рак: выбор тактики лечения

Ключевые слова: рецидивный орофарингеальный рак, лечение

Keywords:

reccurent, oropharyngeal cancer, treatment, surgery

Остриская Т.В., Жуманкулов А.М.

СПб ГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер» Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, 122-183 E-mail: tatyanaostrinskaya@yandex.ru

Recurrent oropharyngeal cancer: choice of the treatment

Ostrinskaya T.V., Zhumankulov A.M.

Clinical Oncology Centre

122-183 prospect Veteranov, St. Petersburg Russian Federation E-mail: tatyanaostrinskaya@yandex.ru

При раке ротоглотки хирургический метод резервируется как спасительный при неудачах химиолучевого лечения. По данным Капо S., Zafereo et а1., 2009 Нотта А et а1., 2010 рецидив после консервативного лечения наблюдается в 20-40% случаев. Хирургия рецидивных опухолей орофарингеальной зоны сопровождается значительным риском осложнений, низким локорегионарным контролем, требует тщательного планирования и опыта хирурга.

Цель. Оценка послеоперационных осложнений и выживаемости больных с рецидивным раком ротоглотки, выявление факторов прогноза для определения целесообразности расширенно-комбинированных вмешательств для данной категории пациентов.

В исследование включено 102 пациента с прогресси-рованием или рецидивом опухолевого процесса после ХЛТ. Локализация опухоли: боковая стенка глотки — 55 (54%), корень языка — 39 (38%), мягкое нёбо — 8 (8%). Пациенты после включения были рестадированы (гТЫМ). Большинство рецидивных опухолей 64 (65%) классифицированы как гТ2-3. На первичном очаге выполнено 72 (71%)вмешательств (из них 87% — расширенно-комбинированные) и 30 (29%) — операции только на шее. 82 (80%) — условно-радикальные оперативные вмешательства, 20 (20%) — нерадикальные. Из 35 человек с N0 после операции у 11 (31%)- pN+. Общие осложнения имелись

у 15 (15%). Местные осложнения развились у 39 (38%) пациентов, 18% из них имели сочетанные осложнения. В 21 (21%) случаях выявлены неблагоприятные факторы. Функциональные результаты: среднее время зондового питания — 23 дня, среднее время деканюляции — 21 день, 4% пациентов остались канюленосителями пожизненно,11% пациентов — гастростома пожизненно, 65% — удовлетворительная разборчивость речи, 35% — неудовлетворительная разборчивость/отсутствие речи. Средний период наблюдения — 23 мес. 46 (45%) пациента умерло, из них 37 (80%) — от прогрессирования опухоли, живы с рецидивом — 14 (14%), живы без рецидива — 40 (40%). Трехлетняя выживаемость составила 54%, безрецидивная трехлетняя — 31%. Спасительная хирургия рака ротоглотки сопряжена с низкой общей и безрецидивной выживаемостью, но остается на сегодняшний день единственным методом, позволяющим прогнозировать излечение данной категории пациентов. Успех операций наиболее вероятен при наличии следующих факторов: длительный безрецидивный период между ХЛТ и возникновением рецидива, ограниченный размер рецидивной опухоли, отсутствие регионарного рецидива на шее, молодой возраст пациента. Консервативные методы лечения показали значительно худшие результаты по общей выживаемости, чем хирургический метод.

184 Proceedings of the First International Forum of Oncology and Radiology, Moscow, September 23-28 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.