Научная статья на тему 'Рецидив или ресоциализация?'

Рецидив или ресоциализация? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
252
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамадишин Д. З.

Вопросы, касающиеся положения осужденных и бывших осужденных в обществе, определения их правового статуса, были и остаются актуальными. Еще более злободневными они становятся при рассмотрении их во взаимосвязи с проблемами, связанными с ростом рецидивной преступности, а также преступности среди женщин и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецидив или ресоциализация?»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Генерал-лейтенант внутренней службы Д. 3. ХАМАДИШИН, начальник УФСИН России по Республике Татарстан

РЕЦИДИВ ИЛИ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ?

Вопросы, касающиеся положения осужденных и бывших осужденных в обществе, определения их правового статуса, были и остаются актуальными. Еще более злободневными они становятся при рассмотрении их во взаимосвязи с проблемами, связанными с ростом рецидивной преступности, а также преступности среди женщин и подростков.

Не вызывает сомнений тот факт, что уголовное наказание само по себе не способно противодействовать развитию негативных явлений в обществе. Более того, некоторые специалисты убеждены, что усиление карательных начал в борьбе с преступностью лишь усугубляет криминогенную обстановку, ведет к социальной напряженности в обществе. В этой связи знаковыми стали слова В. В. Путина, прозвучавшие на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в феврале 2002 года: «Какой смысл ужесточать наказание, если правоохранительная система не может обеспечить неотвратимости?»1.

Итак, если жесткость наказания за преступления не способна оградить общество от криминала, то что же нужно предпринимать для обеспечения общественного порядка?

Как известно, одной из основных целей уголовного наказания согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ является исправление осужденного. Однако возникают вопросы: что такое исправление; насколько оно может быть полным; в какой мере степень исправления освобождаемых осужденных может влиять на уровень общественной безопасности и рецидивной преступности?

Исправление подразумевает признание осужденным своей вины в совершенном деянии и справедливости понесенно-

го им наказания. Очевидно, что такое признание не дает обществу гарантии того, что не будет рецидива преступления.

В последнее время в теории уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права наряду с термином «исправление» все чаще употребляются термины: «ресоциализация», «социальная адаптация» и «социальная реабилитация».

Ресоциализация (лат. те (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. ИезсиаМеги^) - это повторная социализация индивида. Ресоциализация осуществляется путем изменения его установок, целей, норм и ценностей жизни.

Социальная адаптация -это процесс приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды.

Социальная реабилитация - это процесс по восстановлению личности в качестве полноценного и полноправного члена общества, принимающего установленные в нем законы, нормы и правила общежития.

Применительно к нашей теме, как верно отмечено одним из видных исследователей данной проблематики М. С. Рыбаком: «Ресоциализация осужденного - это целенаправленный процесс перерождения преступника в законопослушного человека (гражданина)»2. Ресоциализация - это своего рода повторная социализация, т. е. социализация уже социально зрелых индивидов. По своей сути - это процесс, предполагающий преодоление социальной отчужденно-

сти личности. Ресоциализация является неотъемлемой частью более объемного понятия и процесса - социальной адаптации личности.

Можно выделить два этапа ресоциализа-ции осужденных: пенитенциарный и постпенитенциарный. Первый из них одновременно является подготовительным этапом социальной адаптации личности. Он осуществляется в условиях пребывания преступника в исправительном учреждении. Второй, или начальный этап социальной адаптации, реализуется после освобождения. Следует отметить, что каждый из них одинаково важен. В обоих случаях объект - один и тот же индивид. Различаются этапы субъектным составом и местом реализации. Субъектом пенитенциарного этапа ресоциализации является пенитенциарная система в лице администрации исправительного учреждения. Субъектами постпенитенциарного этапа должны быть государственные, общественные, религиозные и иные структуры, заинтересованные в социальной адаптации индивида.

Ресоциализация осужденных в период отбывания наказания осуществляется путем их исправления при умелом использовании основных средств, предусмотренных ч. 2 ст. 9 УИК РФ (режима, воспитательной работы, получения общего образования, профессионального обучения и т. д.).

В деятельности исправительных учреждений претворяются в жизнь несколько стадий ресоциализации осужденного как процесса корректировки свойств его личности. Это и прекращение связей с асоциальной средой, и установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе (с учетом интеллектуальных или волевых свойств его личности), и индивидуально-коллективная воспитательная работа, и осуществление комплекса мероприятий по социальной адаптации осужденного к условиям исправительного учреждения, и так называемое исправление осужденного, выражающееся в осознании им своей вины и справедливости понесенного наказания, а также в соответствующем поведении на протяжении длительного времени.

На этом этапе осужденные, находясь в изоляции от общества, приобщаются к ценностям человеческого общежития. В сфере трудовой адаптации они могут получить начальное профессиональное образование; им создаются условия для формирования трудолюбия,

эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда; в образовательной сфере - предоставляется возможность получить среднее, а также высшее образование (методом дистанционного обучения); в духовной сфере - лица, отбывающие наказание, приобщаются к религиозно-нравственным и семейным ценностям; в спортивной - им прививаются нормы здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью (пропагандируется отказ от пагубных привычек и т. д.); в культурно-досуговой сфере - осужденные приобщаются к культурному времяпрепровождению. Немаловажным аспектом воспитательного воздействия на осужденных является корректировка правового сознания, формирование навыков правопослушного поведения.

Ресоциализация после освобождения предполагает индивидуальное, самостоятельное приобщение индивида к нормам устройства общественной жизни: правилам поведения, морально-нравственным, духовным, культурным и материальным ценностям, принятым в обществе.

Применительно к участию государственных и общественных институтов в реализации этапа постпенитенциарной ресоциализа-ции индивида в мировой юридической науке и практике используется понятие «пробация». Службы пробации, центры адаптации, функционирующие преимущественно в западных странах с развитой демократией, целью своего существования определяют предоставление помощи в социальной реинтеграции лицам, освобождающимся из тюрем, а также лицам, приговоренным к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Пробация (англ. ргоЪа1юп) в уголовном праве США, Англии, Швеции и ряда других стран - это вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т. п.).

Институт пробации является традиционным для уголовной юстиции некоторых зарубежных стран. Этот институт впервые был введен в США в первой половине XIX века на основе двух институтов - условного осуждения и отсрочки отбывания наказания. Он получил распространение в Великобритании, Канаде,

Швеции, Норвегии, Японии и т. д. На современном этапе институт пробации, пожалуй, наиболее эффективная форма осуществления мероприятий по социальной адаптации и ресо-цициализации десоциализированных индивидов.

Эта форма реализации норм уголовно-исполнительного права является новой и для некоторых стран ближнего зарубежья, например, Латвии. Создание служб пробации входит также в долгосрочные планы развития уголовной юстиции Российской Федерации и Республики Казахстан, (см.: постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17.02.2010 № 33-СФ «О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений», Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, Программа дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан).

В указанном постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сказано: «Создание условий для эффективной социальной адаптации лиц, осужденных за совершение преступлений, и лиц, освобожденных из мест лишения свободы,... является одной из важнейших задач государства. и институтов гражданского общества»3. Таким образом, ресоциализацию личности осужденного к лишению свободы и личности освободившегося от отбывания наказания следует рассматривать в качестве важной государственной задачи.

Ресоциализация осужденных в России: практика и закон

Как показывает практика, правоохранительные органы во всем мире в основном неплохо, а во многих случаях очень профессионально справляются со своими обязанностями по предупреждению, предотвращению, ликвидации последствий преступлений. Однако как бы качественно государство ни выполняло свою правоохранительную функцию, ничто не заменит решения государственных задач по социальной поддержке граждан, задач, направленных, прежде всего, на профилактику асоциального поведения людей, социальную адаптацию и ресоциализацию индивидов, преодоление их социальной отчужденности.

Громоздкая «колонистская» система исполнения наказаний, созданная в СССР, изжила себя, исчерпала свой ресурс, стала неэффективной в современных социально-экономических условиях.

Во всем мире содержание одного осужденного - это недешевое «удовольствие». Например, налогоплательщикам Великобритании оно обходится в астрономическую сумму - 40 тыс. фунтов стерлингов, т. е. 80 тыс. долларов в год4. В России эта сумма составляет 28 тыс. рублей5.

Тюрьма, несмотря на ее определенные преимущества в решении вопросов воспитания осужденных, не может полностью обеспечить положительного результата в их исправлении и ресоциализации.

Как показывает статистика, больше половины лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, вновь совершают преступления и попадают в «места не столь отдаленные». Такая же ситуация наблюдается и в сравнительно благополучных странах (например, в США и Великобритании). Аномально низкий уровень рецидивной преступности демонстрирует, пожалуй, только Япония ввиду приверженности ее жителей к устойчивым традициям и определенной социокультурной замкнутости японского общества6.

Необходимо признать, что Россия находится в числе мировых лидеров по количеству осужденных на 100 тыс. населения. Уровень криминализации общества вызывает серьезные опасения, как за моральное здоровье нации, так и за безопасность граждан. Как верно было указано Президентом России Д. А. Медведевым на совещании по вопросам правоохранительной деятельности 7 ноября 2008 года, «...тюрьмы переполнены. Это не секрет. И это создает большие проблемы для последующей социализации таких людей... Кроме того, последствия тоже для всех очевидны - идет, по сути, насильственное приобщение тысяч людей к тюремной субкультуре»7.

О серьезной угрозе общественному благополучию свидетельствует динамика показателей преступности среди женщин и подростков. Несмотря на сокращение в течение последних лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6%. Количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло

вдвое и достигло к 2010 году 80% от общей численности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Более четверти осужденных приговорено к длительным срокам лишения свободы, почти половина - отбывает наказание второй раз и более, что приводит к увеличению удельного веса социально деградировавших граждан8.

Более 80% преступников при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. человек нуждаются в получении обязательного основного общего образования. Стремительно растет количество осужденных подростков, не умеющих читать и писать.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на 1 января 2010 года более 90% (около 800 тыс.) осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний, 433,7 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 72,46 тыс. - психическими расстройствами, 40,77 тыс. - активным туберкулезом, 55,96 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,47 тыс. - вирусным гепатитом, 62,04 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 25 тыс. осужденных являются инвалидами9.

Указанные данные отчасти отражают состояние социального здоровья всего российского общества и свидетельствуют о необходимости совершения более энергичных шагов в реформировании не только пенитенциарной системы, но и механизмов государственного регулирования вопросов социальной реабилитации и ресоциализации бывших преступников.

В настоящее время уголовная и уголовно-исполнительная политика Российского государства находится в стадии активного реформирования. Издано множество нормативных правовых актов, направленных на гуманизацию исполнения наказаний, достижение открытости деятельности всей системы органов, исполняющих уголовные наказания. Российская уголовно-исполнительная система активно осваивает международные стандарты пенитенциарной теории и практики. Создана система общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений и следственных изоляторов. Приняты поправки к законам, в том числе касающиеся внедрения

и расширения практики применения форм уголовного наказания, не связанного с лишением свободы (альтернативных форм наказания). Созданы благоприятные условия для ре-социализации осужденных в исправительных учреждениях.

Деятельность исправительных учреждений за последние годы существенным образом скорректирована в сторону подготовки осужденных к жизни в обществе. С ними проводится колоссальная работа по индивидуализации воспитательного процесса. С этой целью осуществляется деятельность, направленная на обеспечение раздельного содержания различных категорий преступников. В исправительных учреждениях (на примере Республики Татарстан) осужденным предоставлены широкие возможности для получения образования (в том числе и высшего), обучения различным востребованным на рынке труда профессиям, приобретения трудовых навыков, восстановления социально полезных связей; осужденные получают обширный комплекс услуг - психологических, юридических, медицинских.

Пенитенциарная ресоциализация готовит, прежде всего, морально-психологическую, правовую и материальную основу для того, чтобы после освобождения гражданин, пользуясь полученными в исправительном учреждении социально полезными знаниями и навыками, мог стать полноправным членом социума.

Однако, как показывает практика и цифры статистики, эффект от пенитенциарной ресо-циализации уничтожается условиями, в которые попадает человек после освобождения. Как правило, бывшие осужденные оказываются в трудной жизненной ситуации, из которой не могут выйти самостоятельно, используя законные средства. Как результат, они вновь оказываются в привычной для себя уголовно-преступной среде. Говоря образно, преступный мир протягивает бывшим осужденным руку там, где от них отворачивается государство.

Государственные и общественные структуры встречаются с бывшим осужденным только после того, как он вновь совершит преступление и окажется на скамье подсудимых. Период его жизни с момента освобождения из мест лишения свободы до совершения им нового преступления недостаточно урегулирован государственной политикой. Таким образом, в не-

которой степени игнорируется реализация главной задачи уголовного закона - предупреждение преступления (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

В России назрела острая необходимость создания системы пробации, которая позволила бы государству более полно контролировать социальные процессы в обществе и влиять на регенерацию преступности.

Необходимость перехода к системе проба-ции обуславливается как потребностью в создании системы комплексной ресоциализации осужденных в период отбывания ими уголовного наказания и после освобождения от него, так и экономической целесообразностью.

Этой проблемой в разное время занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Создано большое количество научных трудов, разработан понятийно-терминологический аппарат. Немало теоретических изысканий было обсуждено на различных форумах, прошло проверку на практике. Учеными и общественными организациями России на сегодняшний день подготовлены и могут быть представлены предложения по многим законодательным инициативам в области исполнения уголовных наказаний: о развитии ювенальной юстиции, о введении специальных пенитенциарных судов, о внесении существенных изменений в действующие законодательные акты (например, поправка в УИК РФ, определяющая ре-социализацию как цель уголовного наказания; дополнение в Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» о том, что ресоциализация осужденных к лишению свободы рассматривается как предмет профессиональной деятельности всего персонала исправительных учреждений), о принятии новых важнейших нормативных правовых актов (например, проекта федерального закона «О социальной реабилитации лиц, отбывших наказание», проекта закона «О пробации») и т. д. Думается, некоторые гражданские инициативы заслуживают пристального внимания.

В нашем распоряжении имеется богатый опыт развития механизмов ресоциализации как в развитых странах, так и в государствах постсоветского пространства. Накоплен методологический материал, необходимый для законодательного закрепления институтов ресо-циализации и пробации в стране.

Отсутствие в настоящее время четкой нормативной правовой базы для организации

и осуществления работы по возвращению бывших осужденных к нормальной жизни приводит к тому, что в регионах, как правило, самостоятельно пытаются решать данные вопросы.

Инициативы местных органов государственной власти по оказанию помощи территориальным органам исполнения наказаний на современном этапе не находят своего развития из-за «белых пятен» в законодательстве. По сути, единственной нормой по вопросу оказания помощи пенитенциарной системе местными властями является ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которая гласит: «В целях создания условий для функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетных ассигнований собственных бюджетов. вправе оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных, реализации федеральных и региональных программ стабилизации и развития уголовно-исполнительной системы, устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также для работников. учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей. Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета»10.

Несмотря на трудности, в некоторых субъектах Российской Федерации проводится работа по формированию будущей государственной политики ресоциализации. Накопленный практический опыт целиком основан на эффективном взаимодействии органов государственной власти субъекта Федерации и территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний. На сегодняшний день такая работа, помимо Татарстана, активно проводится в республиках Марий Эл, Башкортостан, Дагестан, Архангельской, Белгородской, Брянской, Курской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской,

Свердловской, Волгоградской областях, Красноярском крае.

Нет сомнений в том, что значительное количество новаций, направленных на решение вопросов социальной адаптации лиц, осужденных за совершение преступлений, в ближайшей перспективе приведет к изменению качества работы - формированию соответствующего законодательства и появлению специальных структур управления.

1 «Прокуратура разгромлена». http:// www.lenpravda.ru/digest/federal/260213. html.

2 Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. ...докт. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 18.

3 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17.02.2010 № 33-СФ «О совершенствовании правового регулирования в сфере социальной реабилитации лиц, осужденных за совершение преступлений». http://www.council.gov.ru/inf_ps/ chronicle/2010/02/item11793.html.

4 «Прошел тренинг по реабилитации бывших осужденных». http://www.miloserdie. ru/index.php? ss=4&s= 19&id=13877.

5 «...Сколько стоит заключенный?». http://www.aif.ru/society/dontknow/ 3126.

6 Крайнова Н. А. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт//Уго-ловное право. 2002. № 2. С. 83-84.

7 Выступление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на совещании по вопросам правоохранительной деятельности в России. http://президент. рф/выступления/1995.

8 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. - М.: ФБУ Объединенная редакция ФСИН России, 2010. С. 6.

9 Там же. С. 7.

10 Федеральный закон от 25.12.2008 № 277-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». http://www.rg.ru/2008/12/30/turmy-dok.html. ^

Полковник внутренней службы О. В. ПЕНИН, помощник начальника управления УФСИН России по Московской области, кандидат юридических наук

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОНИКНОВЕНИЮ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ УИС

В современных условиях развития гражданского общества важная роль отводится уголовно-исполнительной системе как одному из важнейших социально-правовых институтов государства.

Основными важными целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами.

Совершение ряда преступлений осужденными (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, массовые беспорядки, захват заложников, побеги, убийства, причинение вреда здоровью и др.) связано с проникновением в места лишения свободы запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов, которые им не положено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. В частях 8, 9 ст. 82 УИК РФ не дается четкого определения, что входит в понятие «предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях». В законе названы только деньги,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.