Научная статья на тему 'Рецепция ницшеанских идей в России на рубеже XIX-XX вв'

Рецепция ницшеанских идей в России на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1262
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИДРИХ НИЦШЕ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУБЕЖ ВЕКОВ / ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СВЕРХЧЕЛОВЕК / FRIEDRICH NIETZSCHE / RUSSIAN LITERATURE / TURN OF THE CENTURY / WESTERN PHILOSOPHY / SUPERMAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветков Александр Васильевич

Статья посвящена проблеме восприятия философии немецкого ученого Фридриха Ницше в России на рубеже XIX-XX вв. Автор показывает, что отношение к произведениям немецкого философа в это время в России было неоднозначным, как следствие различалась и рецепция ницшеанских идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reception Nietzschean ideas in Russia at the turn of XIX-XXth centuries

The article is devoted to the perception of the philosophy of the German scientist Friedrich Nietzsche in Russia at the turn of the XIX-XX centuries. The author shows that the relationship with the work of German philosopher at that time in Russia was mixed, as a result and varied reception Nietzschean ideas.

Текст научной работы на тему «Рецепция ницшеанских идей в России на рубеже XIX-XX вв»

УДК 008.001.14

А. В. Цветков

Рецепция ницшеанских идей в России на рубеже XIX-XX вв.

Статья посвящена проблеме восприятия философии немецкого ученого Фридриха Ницше в России на рубеже XIX-XX вв. Автор показывает, что отношение к произведениям немецкого философа в это время в России было неоднозначным, как следствие - различалась и рецепция ницшеанских идей.

Ключевые слова: Фридрих Ницше, русская литература, рубеж веков, западная философия, сверхчеловек. A. V. Tsvetkov

Reception Nietzschean ideas in Russia at the turn of XIX-XXth centuries

The article is devoted to the perception of the philosophy of the German scientist Friedrich Nietzsche in Russia at the turn of the XIX-XX centuries. The author shows that the relationship with the work of German philosopher at that time in Russia was mixed, as a result - and varied reception Nietzschean ideas.

Keywords: Friedrich Nietzsche, Russian literature, turn of the century, Western philosophy, superman.

Ни один человек из среды интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ вв., будь то в Западной Европе или в России, не мог остаться равнодушным по отношению к произведениям и трудам такого немецкого философа, как Фридрих Ницше. Феномен его заключается в том, что мы не имеем дело с философом в чистом виде. Ницше - это намного больше, чем просто философ. Это и писатель, и поэт, и ком -позитор. Как философ он не оставил после себя ни одного полностью законченного исследования какой -то определенной философской проблемы. Однако же сегодня практически невозможно найти ту проблему мироздания, которой он не коснулся бы хоть немного в своих произведениях.

Кризис европейской культуры рубежа веков, ее декадентство были порождены духом гуманизма, духовной деградацией носителей самой культуры. И способ решения проблем, преодоления этого кризиса, предложенный Ницше, произвел эффект разорвавшейся бомбы, что, естественно, повлекло за собой сильное воздействие не только на современных для философа писателей и мыслителей, но и на авторов последующих поколений. Большое влияние Ницше оказал на русскую культуру и литературу рубежа веков, «серебряного века». Однако при непрекращающемся внимании к философии Фридриха Ницше в прозе и лирике русских писателей «серебряного века», несмотря на существование отдельных статей, посвященных влиянию Ницше на русскую литературу, отсутствует концептуально-комплексное исследование трансформации ницшеанских идей. А опыт России с Ницше был, по

меньшей мере, любопытным. До 1892 г. Ницше почти не был известен в России. Информация о нем проникает в русские издания в конце 1892 г. В 1892 г. выходит первое изложение философии Ницше на русском языке. Автор этого изложения, В. Преображенский, отмечает: «К некоторому несчастью для себя Ницше делается, кажется, модным писателем в России». Статья называлась «Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма» [8, с. 17]. Долгое время основные положения философии немца оставались непонятными русским интеллигентам. Появляющиеся в печати работы философа служили сперва только одной цели: показать, какие странные и отвратительные явления порождает западноевропейская культура. И в этом не было ничего удивительного, поскольку Россия всегда себя ассоциировала с православной религией, где образ бога не мог подвергаться сомнению. Ницше же предлагает идею смерти бога, которая не могла быть сразу же осмыслена и понята русскими интеллигентами и обществом в целом.

Русский читатель, несмотря на сильное препятствие царской цензуры, в начале 1890-х гг. начинает узнавать о философии Ницше. Не исключено, что многие отечественные писатели познакомились с трудами философа еще до этого времени, поскольку большинство русских интеллигентов владело и немецким, и французским языками, что позволяло им читать философские труды Ницше на языке оригинала или зарубежного перевода. Ведущие русские читатели воспринимали Ницше как философа и психолога морали, а не приверженца национализма

© Цветков А. В., 2012

и империализма, как это было в Германии или Англии. Н. А. Бердяев утверждает, что Ницше был популярен в России на рубеже веков не как представитель «биологической философии» (то есть философии жизни), как в Европе, а как «мистик и пророк». Именно как «мистик и пророк» проявляет себя Ницше в книге «Так говорил Заратустра». Именно этот труд становится первым, который выходит в России в 1892 г. в переводе М. Ю. Антоновского. Эта книга становится настольной книгой русской интеллигенции на рубеже веков.

Русские читатели, порой сами не подозревая об этом, вписывали Ницше в богатую русскую литературно-философскую традицию морального бунта. В русской культуре идеи Фридриха Ницше послужили своеобразным ускорителем этого переосмысления и переоценки такой традиции. Осмысляя его философию, русские читатели опередили своих современников в Германии, Франции и Англии в отношении критики традиционных моральных ценностей и в поиске альтернативных философских систем.

Популярность идей Фридриха Ницше в России определяется несколькими причинами. Во-первых, это ценностный кризис русской интеллигенции. В России на рубеже веков не оставалось единого доминирующего идеологического направления: марксизм только лишь начинал формироваться и завоевывать приверженцев, а идеологии народничества, антигегельянского позитивизма и материализма 60-х гг. утратили свою популярность, поскольку не приносили никакого интеллектуального результата. Нужно было новое мощное философское учение, яркая и сильная философия. Во-вторых, это набирающий популярность еще в 60-е гг. XIX в. атеизм. Ницшеанская критика религии в его произведении «Антихрист», или «Так говорил Заратустра» была очень близка отечественным интеллектуалам. Ф. Ф. Зеленский писал: «У людей открывались глаза на вещи, доселе от них скрытые. Молодежь стали очаровывать цвет, звук и мистические интуиции, утраченные предшествующими поколениями. Сыновья стали открывать ценности, отброшенные их отцами. Старая крепость российского позитивизма начала рушиться под натиском молодых поэтов, критиков, художников, философов и богословов» [3, с. 103].

Первой серьезной попыткой осмыслить философию Ницше стала статья Преображенского «Фридрих Ницше: Критика морали альтруизма», вышедшая в свет в 1892 г. Преображенский, не принимая буржуазный строй жизни и мысли и считая, что он сковывает творческую волю человека, обратился к трудам Ницше, видя в нем реальный путь преодоления мещанской косности и стирания различий между ячейками общества. Он, как и немецкий фило-

соф, подверг критике заповеди морали в современном обществе, в котором, по его мнению, господствовала этика альтруизма, порожденная христианством и ставящая во главу угла утилитарный принцип полезности и счастья как отсутствия страдания и, вследствие этого, ведущая к обезличиванию человека. Единственный путь выхода из регрессивного движения к культурному краху современной эпохи Преображенский, как и его учитель, видел в переоценке идеалов, появлении новых идеалов, облагораживании человека. Главную заслугу философа исследователь видел в том, что тот впервые в науке о нравственности поднял саму проблему морали. Преображенский подчеркивал, что Ницше по-новому взглянул на нравственность, увидев в ней относительную ценность. «Нравственность имеет только относительную ценность, а не абсолютную ценность. Относительная ценность нравственности измеряется упадком или взлетом жизни» [7, с. 118].

Противоположную точке зрения Преображенского оценку творчеству Ницше дал Л. Лопатин в своей статье «Большая искренность» (1893). Критик считал, что работы Ницше изобилуют афоризмами, которые зачастую заменяли аргументы. И в своей статье взгляды немецкого философа он характеризует как «мрачные и беспощадные ко всему, что до сих пор было самым святым для людей, человеконенавистнические до цинизма» [4, с. 109].

Известный отечественный философ Владимир Соловьев, в целом разделяя взгляды Ницше, видел в его трудах симптомы кризиса европейской цивилизации. По мнению Соловьева, наиболее важным положением философского учения немца является идея о «сверхчеловеке». Соловьев подчеркивал важность раскрытия проблемы начала сверхчеловека, но при этом видел большую опасность для культуры православия. Русский философ понимал ницшеанского сверхчеловека как прообраз Антихриста и противопоставлял ему Иисуса Христа.

О роли, которую сыграл Ницше в жизни зарождающегося нового поколения отечественных интеллектуалов, ясно говорят воспоминания очевидцев-современников: Л. Менделеева-Блок писала про 1901 г.: «В эту зиму все читали «Так говорил Заратустра» [5]. «Фридрих Ницше, ниспровергатель кумиров, стоит в дверях нового века. Недавние тоскливые декаденты превращаются в ницшеанцев-анархистов, революционеров духа», - констатировал К. Мочульский [6, с. 25]; «Ницше - настоящий бог молодежи того десятилетия», - утверждал А. Бенуа [1, с. 631].

Непосредственно на рубеже веков учение Ницше получило высокую оценку у представителей отечественной интеллигенции. Его творчество в значительной степени повлияло на обращение новой

Рецепция ницшеанских идей в России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

289

формации русских идеалистов к религиозным основам культуры. Учение Ницше стало средством раскрепощения индивидуальности, помогавшим человеку познать самого себя в античном смысле этого слова, решить, кто он есть и каково его место в мире. Русские философы-неоидеалисты обратились к учению Ницше как миросозерцанию, в основе которого лежала вера в абсолютные ценности духа и в необходимость борьбы за них.

Ницше выработал новую этическую систему. В ее основе лежал принцип любви к вещам и призракам. Это такой принцип нравственного чувства, который находится на одном и том же расстоянии и от эгоизма, и от альтруизма. И эта любовь к вещам и призракам более ценна, чем любовь к людям. Под ней подразумевается любовь к отвлеченным ценностям, таким как справедливость, правда, красота, свобода, нравственность и т. д.

Именно Ницше смог сделать вывод из новой культурной ситуации, которая сложилась в Европе к концу XIX в., раньше и острее других сформулировав новую для человечества проблему, - проблему индивидуального и коллективного бессознательного. Впервые провозгласив свободу человека заглянуть в глубины своего сознания, философ понял, что содержание индивидуального сознания надындивидуально, более того, оно чуждо своему носителю -самой личности.

Следы философии Ницше мы можем найти в творчестве таких русских писателей, как Максим Горький, Леонид Андреев, А. И. Куприн, М. Арцы-башев, выдающихся поэтов, как, например, А. Блок, А. Белый, Д. С. Мережковский и др. Наиболее ярким примером является раннее творчество М. Горького. Во многих своих романтических рассказах писатель заимствует у немецкого философа такой тип героя, как сверхчеловек. Однако различие заключается в том, что герои Горького - это, с одной стороны, люди со «дна», босяки, отверженные, но, с другой стороны, все они предстают перед нами как личности исключительные, и каждый босяк - это своеобразный сверхчеловек Ницше. В своих ранних рассказах Горький прибегает также и к такой ницшеанской категории, как amor fati (любовь к своей судьбе), к мотивам «падающего - толкни», «наука об одиночестве», «имморализм», «воля к власти».

Леонид Андреев также был подвержен влиянию философии Фридриха Ницше. В его «Рассказе о Сергее Петровиче» главный герой читает произведение немецкого философа «Так говорил Заратуст-ра», которое поражает его идеей сверхчеловека, и именно увлечение ницшеанскими идеями приводит главного героя к самоубийству. Стоит также заметить, что Ницше, отрицая существование бога, в своих трудах использовал переосмысление библей-

ских сюжетов. То же самое мы находим и у Леонида Андреева, например, в повести «Иуда Искариот». Схожее с ницшеанским отношение к религии мы можем найти в романе М. Арцыбашева «Санин». Сам главный герой произведения Владимир Санин тоже может быть отнесен к категории сверхчеловека ницшеанского типа, объединяет Арцыбашева и Ницше также имморализм (заметим, что влияние ницшеанских идей на эстетику неонатурализма достаточно сильно и не ограничивается вышеназванными аспектами).

Таким образом, мы можем сказать, что на литературу «серебряного века» не могли не повлиять основные труды Фридриха Ницше («Так говорил Заратуст-ра», «Антихрист», «Человеческое, слишком человеческое», «Рождение трагедии из духа музыки», «Ге -неалогия морали», «Воля к власти»). Отсюда следует, что идеи и концепции немецкого философа были использованы рядом писателей рубежа - первой четверти ХХ в., такими как М. Горький, А. Блок, Л. Андреев, А. Белый, М. Арцыбашев и т. д. Естественно, философские взгляды Ницше не были просто скопированы упомянутыми писателями; они были перенесены на почву русской литературы, в ряде случаев кардинально трансформированы, приняты или переосмыслены с новых точек зрения, и это, безусловно, может стать интересной и перспективной темой для дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания (в двух томах) [Текст] / А. Н. Бенуа. - М.: Наука. - Т. 1.

2. Бердяев, Н. А. Русская идея [Текст] // Н. А. Бердяев Русская идея. - Харьков: Фолио; М.: АСТ, 1999. - С. 219.

3. Зелинский, Ф. Ф. Вячеслав Иванов [Текст] / Ф. Ф. Зелинский // Русская литература XX века (1895-1910) / под ред. проф. С. А. Венгерова. - М., 1916. - Т. 3. - Ч. 2.

4. Лопатин Л. Больная искренность [Текст] / Л. Лопатин // Вопросы философии и психологии. - 1893. - № 16. - С. 109.

5. Менделеева-Блок, Л. Д. Были и небылицы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.rU/b/blok_a_a/text_02401.shtml

6. Мочульский, К. В. Андрей Белый [Текст] / К. В. Мочульский. - Париж: ИМКА-Пресс, 1955. - С. 25.

7. Преображенский, В. П. Фридрих Ницше: критика морали альтруизма [Текст] // В. П. Преображенский // Вопросы философии и психологии. - 1892. - № 15. -С. 118.

8. Эткинд, А. М. Культура против природы: психология русского модернизма [Текст] / А. М. Эткинд // Октябрь. - 1993. - № 7. - С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.