Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие "Основы государственной культурной политики Российской Федерации"'

Рецензия на учебное пособие "Основы государственной культурной политики Российской Федерации" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
800
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / GOVERNMENTAL CULTURAL POLICY / CULTURE / CULTURAL SOVEREIGNTY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кашина М. А.

Основы государственной культурной политики Российской Федерации : учеб. пособие / А. С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В. В. Брежнева и др.; под ред. А. С. Тургаева ; ред.-сост. Л. Е. Востряков ; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. — Санкт-Петербург : СПбГИК, 2017. — 336 с.ISBN 978-5-94708-251-7В рецензии представлен обзор первого учебного пособия по основам государственной культурной политики, подготовленного для студентов вузов Министерства культуры специалистами Санкт-Петербургского института культуры. Автор показывает значение вопросов, рассмотренных в данном пособии, для формирования и сохранения культурного суверенитета России, обеспечения ее национальной безопасности в условиях информатизации общества, роста идеологического и цивилизационного противостояния в современном мире. Рецензент рассматривает как сильные стороны, так и ряд недостатков данного издания, и приходит к выводу о том, что авторы учебного пособия достигли поставленных целей, и данное пособие внесет свой вклад в формирование профессиональных компетенций будущих деятелей культуры и искусства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кашина М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the Textbook Fundamentals of the State Cultural Policy of the Russian Federation

The review presents an overview of the first textbook on the basics of governmental cultural policy. It was prepared for students of the universities of the Ministry of Culture by specialists of the St. Petersburg Institute of Culture. In the review the author shows the importance of the discussed issues for the formation and preservation of Russia’s cultural sovereignty, ensuring its national security in the conditions of informatization of society, the growth of ideological and civilizational confrontation in the modern world. The reviewer considers both the strengths and the weaknesses оf the manual. Nevertheless, she concludes that its authors have achieved the set goals, and this manual will contribute to the formation of professional competencies of the future figures of culture and art of Russia.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие "Основы государственной культурной политики Российской Федерации"»

^ DOI 10.22394/1726-1139-2018-6-168-171

| Рецензия на учебное пособие | «Основы государственной культурной политики < Российской Федерации»

Основы государственной культурной политики Российской Федерации : учеб. пособие / А. С. Тургаев, Л. Е. Востряков, В. В. Брежнева и др.; под ред. А. С. Тургаева ; ред.-сост. Л. Е. Востряков ; М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры. — Санкт-Петербург : СПбГИК, 2017. — 336 с.

ISBN 978-5-94708-251-7

Кашина М. А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, Российская Федерация; [email protected]

РЕФЕРАТ

В рецензии представлен обзор первого учебного пособия по основам государственной культурной политики, подготовленного для студентов вузов Министерства культуры специалистами Санкт-Петербургского института культуры. Автор показывает значение вопросов, рассмотренных в данном пособии, для формирования и сохранения культурного суверенитета России, обеспечения ее национальной безопасности в условиях информатизации общества, роста идеологического и цивилизационного противостояния в современном мире. Рецензент рассматривает как сильные стороны, так и ряд недостатков данного издания, и приходит к выводу о том, что авторы учебного пособия достигли поставленных целей, и данное пособие внесет свой вклад в формирование профессиональных компетенций будущих деятелей культуры и искусства России.

Ключевые слова: государственная культурная политика, культура, культурный суверенитет, национальная безопасность

Review of the Textbook Fundamentals of the State Cultural Policy of the Russian Federation

Kashina M. A.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; kashina_ [email protected]

ABSTRACT

The review presents an overview of the first textbook on the basics of governmental cultural policy. It was prepared for students of the universities of the Ministry of Culture by specialists of the St. Petersburg Institute of Culture. In the review the author shows the importance of the discussed issues for the formation and preservation of Russia's cultural sovereignty, ensuring its national security in the condi-

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ политики РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

tions of informatization of society, the growth of ideological and civilizational confrontation in the ^

modern world. The reviewer considers both the strengths and the weaknesses оf the manual. m

Nevertheless, she concludes that its authors have achieved the set goals, and this manual will ^ contribute to the formation of professional competencies of the future figures of culture and

Russia. ^

Keywords: governmental cultural policy, culture, cultural sovereignty, national security >:

В эпоху глобализации, информационных войн, растущего цивилизационного и меж-странового противостояния вопросы государственной культурной политики приобретают особое значение. Если в СССР, чтобы не допустить «вредоносного» воздействия западной цивилизации на неокрепшие умы советской молодежи государство могло просто опустить «железный занавес», глушить вражеские радиоголоса и высылать диссидентов из страны, то в современном информационном обществе, когда интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью образа жизни, причем не только молодежи, государству приходится искать иные способы противостояния своим идеологическим оппонентам. Статья 29 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам России свободу мысли и слова, а также право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». При этом «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»1. Сегодня нужно выигрывать борьбу не только и не столько на уровне военной техники, сколько на уровне ценностей. Именно поэтому вопрос о российских духовно-нравственных ценностях обсуждается на уровне Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2030 г. А ценности, как известно, продуцируются и реализуются посредством культурной деятельности граждан, которая, в свою очередь, регулируется и управляется через проведение государством культурной политики.

Рецензируемое учебное пособие «Основы государственной культурной политики Российской Федерации» адресовано студентам высших учебных заведений системы Министерства культуры Российской Федерации, но с учетом соображений, высказанных выше, знакомство с ним будет полезно всем студентам высшей школы, поскольку именно они являются объектом той идеологической борьбы, победа в которой является залогом будущего России как великой мировой державы.

В учебном пособии два раздела: «Государство и культура в современной России» и «Основные направления государственной культурной политики современной России». Первый раздел носит теоретико-методологический характер, в нем рассматриваются ценностно-нормативный цивилизационный подход в государственной культурной политике, исторические аспекты российской модели государственной культурной политики (средневековый, имперский и советский периоды), а также современные типологии моделей государственной культурной политики (в том числе дается критический обзор подходов и концепций западных исследователей). Важными сюжетами первого раздела выступают нормативно-правовые, экономические и управленческие основания государственной культурной политики, а также рассмотрение ее в качестве фактора национальной безопасности. Трудно не согласиться с авторами учебного пособия, которые, рассматривая вопросы обеспечения культурного суверенитета нашей страны, утверждают, что «если государство не придает значения собственной культурной политике, то его гражданам легко навязать чуждую культуру, чуждый культурный код, что приведет к уничтожению суверенитета культуры народа страны» и далее: «государство и его граждане имеют право

1 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution. ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения: 22.05.2018).

^ противодействовать распространению информационной продукции, угрожающей ™ национальной идентичности общества, этическим, эстетическим и бытовым нормам»1. X Соответственно, вопрос в том, какие именно культурные коды составляют куль-^ турную идентичность российских граждан, и как их донести до них. Этим вопросам ^ посвящен второй раздел рецензируемого учебного пособия. В нем рассматриваете ются основные направления государственной культурной политики современной России. В частности, обсуждаются вопросы культурного наследия и этнокультурного разнообразия народов России, культурно-языковой политики, информационного обеспечения развития сферы культуры, культурного воспитания и просвещения граждан.

Понятно, что трудно обсудить в небольшом по объему учебном пособии все многообразие видов культурной деятельности государства, поэтому авторы сосредоточились на нескольких ключевых областях: сохранении этнокультурного разнообразия в едином информационном пространстве, государственной поддержке художественной культуры и профессионального искусства, музейной деятельности, а также роли культурной политики в области воспитания и просвещения детей и молодежи. Отдельный важный сюжет второго раздела — международная культурная политика.

Роль культурной дипломатии и необходимость продвижения российской культуры в мире невозможно переоценить. Можно только согласиться с авторами, которые утверждают, что «Образ государства, его репутация в мире, международный авторитет во многом формируются именно на основе культурного достояния этого государства, интенсивности его культурных связей с другими государствами, степени его участия в международном культурном обмене, уровня культурного развития и умения использовать свой культурный потенциал на мировой арене. Именно культура обладает теми уникальными возможностями, связанными с формированием позитивного образа народов, государств, который в конечном итоге помогает и в решении политических проблем». Продвижение позитивного образа российской культуры и русского языка в мире — это задача не только специализированных государственных структур и различных общественных организаций, деятельность которых подробно описана в этой главе учебного пособия. Это задача каждого из тех, кто считает себя патриотом России, кто гордится своим российским гражданством, и круг этих людей гораздо шире, чем студенты вузов, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации.

Конечно, рецензируемое учебное пособие не свободно от недостатков. В первом разделе отсутствует отдельный параграф, посвященный месту культурной политики в системе видов социальной политики государства. Остается неясным, какие подходы существуют в государственной культурной политике помимо цивилизаци-онного. Вторая глава, в которой рассматривается исторический аспект российской модели государственной культурной политики, очень тезисная. На двадцати страницах авторы пытаются раскрыть почти тысячелетний опыт культурной политики российского государства. Хотя, возможно, здесь многое предстоит сделать самим студентам в ходе самостоятельной работы по курсу. В главе тринадцатой «Личность и общество как объекты государственной культурной политики» стоило бы не только описать культурные мероприятия, проводимые для детей и молодежи, но и возникающие при этом проблемы, привести данные социологических исследований, позволяющие оценить эффективность этих мероприятий. Отдельного рассмотрения заслуживает феномен молодежных субкультур и позиция государства по отношению

1 Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А. С. Тургаев, Л. Е. Востряков, В. В. Брежнева и др.; под ред. А. С. Тургаева; ред.-сост. Л. Е. Востряков. СПб. : СПбГИК, 2017. С. 90-91.

к ним. Не ко всем главам пособия есть задания для самостоятельной работы сту- ^ дентов. Вопросы для самопроверки носят, порой, формальный характер. Однако ™ все это не снижает общей ценности рецензируемого учебного пособия, скорее, X это задачи, которые авторы смогут решить при подготовке следующих изданий § своей работы. ^

«Основы государственной культурной политики Российской Федерации» является < первым учебным пособием, чьей задачей выступает приобщение будущих деятелей культуры и искусства к проблематике культурной политики государства. Своей профессиональной деятельностью выпускники вузов Минкульта России будут эту политику реализовывать, поэтому им крайне важно понимать, что не в последнюю очередь именно от них, от успешности их работы будет зависеть сохранение национальной безопасности нашей страны и ее культурного суверенитета.

Об авторе:

Кашина Марина Александровна, доцент кафедры связей с общественностью и социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат философских наук, доцент; [email protected]

About the author:

Marina A. Kashina, Associate Professor of the Chair of Public Relations and Social Technologies of North-West Institute of Management of a RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), PhD in Philosophy, Associate Professor; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.