Научная статья на тему 'Рецензия на учебное пособие А. В. Савки «Основы философии хозяйства»'

Рецензия на учебное пособие А. В. Савки «Основы философии хозяйства» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
417
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебное пособие А. В. Савки «Основы философии хозяйства»»

РЕЦЕНЗИЯ на учебное пособие А.В. Савки «Основы философии хозяйства» (1)

А.М. Орехов

Современная философия экономики — одно из самых интересных и перспективных направлений в философии социальных и гуманитарных наук в целом. Это направление подразумевает, в первую очередь, исследование философских проблем экономической науки, а также «хозяйства» как экономической системы общества. В историко-философском плане под «философией хозяйства» понимается религиозно-философское направление, заданное еще в 1912 г. одноименной работой русского философа С.Н. Булгакова. Это направление делает акцент на исследовании таких разделов философии экономики, как экономическая аксиология, философия экономической политики, экономическая этика, философия труда, философско-экономическая антропология.

Но как бы мы ни интерпретировали «философию хозяйства», в любом случае книга профессора, доктора философских наук А.В. Савки — вещь необходимая и нужная и для студентов, и для аспирантов. Само учебное пособие структурируется автором как курс лекций из четырнадцати тем.

Первая тема посвящена философии хозяйства Востока в связи с его культурно-историческими традициями. Автор подчеркивает связь, существующую, с одной стороны, между национальной культурой, и, с другой стороны, хозяйственной культурой, а также подробно анализирует различные традиции хозяйственной культуры на Востоке: индо-буддистскую, конфуцианскую и исламскую. Вторая тема — это проблемы становления культурных основ западной цивилизации; здесь автор опирается на работы М. Вебера и других классиков западной культурологии, и вслед за ними подчеркивает, что именно «протестантизм стал духовной основой новой цивилизации, построенной на принципах индивидуальной свободы, правового государства, рынка и рыночных отношений и рационально-технического преобразования природы» [2. C. 87].

Следующие несколько тем, — с третьей по одиннадцатую, — затрагивают различные концепции «философии хозяйства», разработанные русскими мыслителями. Автор также детально останавливается на цивилизационной траектории России и особенностях ее хозяйственной культуры. В частности, А.В. Савка отмечает: «русская культура, как и любая культура, синтетична, ей приходится взаимодействовать с Западом и Востоком, образуя как бы мост от первого ко второму... Важнейший процесс исторического и культурного развития — этногенез состоял в смешении нескольких этнических потоков — славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Что же касается хозяйственной культуры, то она зарождалась из соединения трех хозяйственно-техно-

логических регионов, — земледельческого, скотоводческого и промыслового, т.е. можно говорить о наличии трех типов образа жизни: оседлого, кочевого, бродячего» [2. C. 136—137].

Тема четвертая обсуждает вопрос об особенностях русского капитализма и предпринимательства в XVIII в., — здесь автор снова возвращается к проблеме цивилизационных особенностей России. В частности, А.В. Савка указывает на то, что «светские реформы Петра I, искоренявшие в тотальной вестернизации добрую самобытную народную Русь, усиливали в обществе культурные диспропорции» [2. C. 190]. По мнению автора, вестернизация России затронула лишь дворянское сословие, а все остальные слои общества остались к ней равнодушными.

Тема пятая посвящена спору славянофилов и западников относительно исторического пути России и типа ее хозяйственной культуры. Например, по мнению автора, для славянофилов был характерен культ русской крестьянской общины. «Главное достоинство сельской общины славянофилы видели в тех духовно-нравственных принципах, которые она воспитывала у своих членов: готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм. Основываясь на принципиальной установке, что община является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный принцип всеобъемлющим, т.е. перенести его в сферу городской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной жизни и способно заменить собой „мерзость" адмнинстративности в России. Славянофилы признавали, что в современном устройстве имеются негативные моменты, порожденные наличием крепостного права» [2. C. 208].

В последующих темах (с шестой по одиннадцатую) А.В. Савка продолжает исследовать различные философско-хозяйственные концепции русских мыслителей. Шестая тема посвящена Н.Я. Данилевскому и К.Н. Леонтьеву, седьмая — христианскому социализму Л.Н. Толстого, восьмая — философии всеединства, девятая — философии хозяйства С.Н. Булгакова, десятая — философско-хозяй-ственным идеям Н.А. Бердяева и Г.П. Федотова, одиннадцатая — евразийской концепции культуры и хозяйства.

В двенадцатой теме автор подробно исследует модерн и постмодерн как этапы цивилизации. В частности, вполне справедливым следует признать ее следующее замечание относительно сущности общества постмодерна: «Если ранее, в XIX и XX веках, основными источниками социальной дифференциации были социальный класс, раса или гендер, то в конце XX века им на смену пришли образцы потребления или потребления различия; в обществах потребления потребители приобретают власть и авторитет за счет производителей, будь то производители товаров или профессионалы, предлагающие определенные услуги. Как врачи, учителя или юристы. В некотором отношении экономическая позиция потребителя подменяет его политические права и обязанности, гражданин заменяется потребителем... Рынок распространяется на все сферы жизни, а совершение покупок становится видом досуга» [2. C. 378—379]. В этой теме А.В. Савка детально рассматри-

Вестник РУДН, серия Философия, 2011, № 2

вает различные постмодернистские концепции философии хозяйства: Ж. Бодрийя-ра, М. Фуко, Ю. Хабермаса, Ж. Дерриды и др.

Тринадцатая тема посвящена социоприродным и культурным основам хозяйства России. Здесь, в частности, автор пытается проанализировать его культурные архетипы и традиции осмысления. В частности, она отмечает: «Находясь между двумя культурными полюсами — Западным и Восточным, — и, впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала и были синтезированы в идеи соборности» [2. C. 409—410].

Последнюю часть своего труда, — четырнадцатую тему, — А.В. Савка посвятила исследованию (в контексте философии хозяйства) феномена глобализации. Здесь автор подробно анализирует основные типы глобализации: политическую, экономическую, культурную и ее противоречия, а также исследует так называемую «новую экономику» (неоэкономику) развитых стран. Касаясь последней, А.В. Савка отмечает, что неоэкономика создает новый тип производственных отношений в современном мире. Он основан на знании как основном экономическом ресурсе и на сетях как коммуникативных формах распространения этого знания. Неоэкономика также является глобальным феноменом, пронизывающим собой экономические структуры всех регионов планеты. На основе неоэкономики происходит постепенный процесс формирования мирового глобального общества.

Вместе с тем в указанной работе есть ряд недостатков. Во-первых, следует отметить, что учебное пособие А.В. Савки получилось чересчур историко-описа-тельным, в ней явно не хватает теоретического дискурса. К примеру, автор совершенно обошел своим вниманием проблему предметного поля философии хозяйства. А между тем можно и нужно было бы вполне задаться следующим вопросом: чем схожа и чем отличается философия хозяйства от философии экономики? В нашей работе уже была попытка прояснить этот вопрос [1]. К сожалению, А.В. Савка не дает на него никакого ответа. Должны были заслужить авторское внимание и иные теоретические дискурсы в сфере философии хозяйства: проблема экономической справедливости, философия собственности, философия экономической политики, экономическая аксиология и т.п. Во-вторых, обратим внимание на очевидное несоответствие названия работы ее содержанию. Учебное пособие называется «Философия хозяйства», а в ней фактически, за небольшим исключением, представлена «история философии хозяйства» (в основном история русской философии хозяйства).

Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, учебное пособие А.В. Савки заслуживает серьезного интереса со стороны научного сообщества. Оно может быть рекомендовано для изучения студентам и аспирантам в процессе преподавания им курсов «История экономических учений» и «Философия экономики».

ПРИМЕЧАНИЯ (1) См.: Савка А.В. Основы философии хозяйства [2].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Орехов А.М. «Философия экономики» и «философия хозяйства»: как их следует понимать? // Философские проблемы экономической науки. — М.: «Институт экономики РАН», 2009.

[2] Савка А.В. Основы философии хозяйства. — М.: Академкнига, 2010.

A REVIEW OF THE TEXTBOOK BY A.V. SAVKA "THE FUNDAMENTALS OF ECONOMIC PHILOSOPHY"

A.M. Orekhov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.