Научная статья на тему 'Рецензия на учебник С. А. Кравченко "социология. В 2-х тт. "'

Рецензия на учебник С. А. Кравченко "социология. В 2-х тт. " Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебник С. А. Кравченко "социология. В 2-х тт. "»

#

Федотова В. Г.

рецензия

новый академический курс социологии в учебнике С. А. кравченко

Кравченко С . А. Социология . В 2-х тт . Т . 1 . Классические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата . М .: Издательство Юрайт, 2014 . — 584 с .

Кравченко С . А. Социология . В 2-х тт . Т . 2 . Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата . М .: Издательство Юрайт, 2014 . — 636 с .

Задача написания учебника по социологии, отвечающего жёстким требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и одновременно авторского, т е нестандартного, творческого, способного увлечь студентов, развить их творческое воображение, очень не проста

Рецензируемый нами учебник является флагманом нового поколения учебников . Его автор — С . А. Кравченко — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии МГИМО-Университета .

Многие учебники пишутся коллективами, и им часто не хватает стилистического и концептуального видения, угла зрения, под которым рассмотрены социологические концепции в их истории Кроме того, среди множества изданных сегодня учебников по социологии трудно найти сопоставимый по охвату социологических направлений . В первом томе — «Классическая теория» или более развёрнуто «Классические теории через призму социологического воображения» — изложены следующие вопросы: возникновение социологии как науки; социологическая теория и социологическое воображение; зарождение позитивистской метапарадигмы; первые российские социологи; поиски фактора общественного прогресса; структурный функционализм Э . Дюркгейма; диалектико-материалистиче-ская социология К . Маркса и Ф . Энгельса; марксистская социология (конец XIX — начало XX века); «понимающая» социология М . Вебера: зарождение интерпретативной макропарадигмы; формально-релятивистская социология Г Зиммеля; социальный психоанализ З Фрейда; символический интеракционизм Дж. Мида, Ч . Кули и Г . Блумера; А. Шютц — основоположник феноменологической социологии; К Маннгейм: институциона-

#

120

№ 3(7), 2014

лизация социологии знания; теория социального обмена; социология П . Сорокина: зарождение интегральной метапарадигмы; Т . Парсонс: создание структурно-функциональной теории на основе интегрального подхода .

Понимание причин отнесения указанных социологических теорий к классическим определено одним из пунктов методологии автора: его отношением к социологии как к науке об обществе и обществах с присущими им культурами, особенностями и характерами людей . Рассмотренные теории являются классическими не просто по времени своего возникновения, традиционно отнесённому к классике, но и в связи с состоянием общества на данном этапе — проявляющем предсказуемые закономерности, в значительной степени детерминированном и определённом . Многообразие концепций классической социологии свидетельствует о конкуренции теорий и их изменениях по мере изменения социума

Во втором томе «Новые и новейшие социологические теории» («Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения») рассмотрены следующие концепции: Р . Мертон: создание структурно-функционалистской теории среднего уровня; П . Бергер, Т . Лукман: современная социология знания; Г . Гарфинкель: создание этнометодологии; Э . Гофман: социологическая драматургия; Франкфуртская школа: обоснование критической теории; гуманистический психоанализ Э . Фромма; Ю . Хабермас: создание метапарадигмальной теории коммуникативного действия; Р Эмерсон: теория социальной сети; Дж. Коулман: теория рационального выбора; современная марксистская и постмарксистская социология; Э . Гидденс: синтез деятельных агентов и самоорганизующихся структур; структуралистский конструктивизм П . Бурдье; становление постмодернистского общества и его концептуальные интерпретации; постструктурализм как предшественник постмодернистских теорий; З . Бауман: социология «текучего» социума; Ж . Бодрийяр: «антисоциальная» теория; Н Луман: системная теория через призму аутопойезиса; Дж Ритцер: макдональдизация общества; Дж. Урри: повороты в социологии; У. Бек: рискологический поворот; Дж . С . Александер: культурный поворот; С . Кравченко: играизация общества

Здесь фигура Р Мертона является, на наш взгляд, переходной Его ещё можно причислить к классической социологии . Но в целом речь идёт не просто о другом времени, о новой и новейшей социологии, а о чрезвычайных переменах в обществе: многооб-

Федотова В. Г.

Рецензия 121

разии путей развития, нелинейности, турбулентности, глокальности (гло-болокальности), рисках, непредсказуемости нового этапа развития социума . В принятой концептуальной матрице неклассическая социология — это уже не инструмент понимания и предсказания, а инструмент оценки рисков, непредсказуемостей, предупреждений о развилках пути общества

Достоинствами учебника является не только широта охвата социологических теорий, но и то, что в нём отражена динамика социологической науки в связи с динамикой общества и его социальными проблемами . Показано многообразие теоретических интерпретаций, ориентированных на выбор наиболее адекватного подхода в классический период, порождающий конкуренцию концепций . Автор показывает отношения социологов к теориям друг друга В неклассический период разнообразие социологических теорий менее конкурентно и ориентирует на выбор разных ракурсов интерпретации, поскольку они раскрывают разные аспекты социума В учебнике отражены, пожалуй, впервые феминистические концепции Автор рассматривает социологическое воображение как неотъемлемый элемент социологических теорий В учебнике приведены выдержки из социологических воззрений многих социологов Учебник интересен как справочник не только для студентов, но и для специалистов-социологов .

Удачно выстроена методическая часть учебника . Каждая глава сопровождается определением основных терминов, вопросами на развитие социологического воображения, вопросами для семинарского занятия и списком литературы . Оба тома снабжены учебно-тематическими планами курсов «Классические теории через призму социологического воображения» и «Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения» и темами для письменных работ

Рецензируемый двухтомный учебник по социологии даёт обзор и интерпретацию широкого спектра теорий, которые представлены в классической и современной социологии . Он важен для формирования нового поколения социологов и привлечёт внимание профессионалов в социологии и других областях социально-гуманитарного знания

Федотова В. Г., д.филос.н, профессор, зав. сектором социальной философии Института философии РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.