Научная статья на тему 'Рецензия на учебник по культурологии для бакалавров и специалистов гуманитарных факультетов (под ред. Проф. Л. М. Мосоловой. М. : Академия, 2012)'

Рецензия на учебник по культурологии для бакалавров и специалистов гуманитарных факультетов (под ред. Проф. Л. М. Мосоловой. М. : Академия, 2012) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2076
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебник по культурологии для бакалавров и специалистов гуманитарных факультетов (под ред. Проф. Л. М. Мосоловой. М. : Академия, 2012)»

ОБЗОРЫ,РЕЦЕНЗИИ

И. В. Кондаков

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

(под ред. проф. Л. М. Мосоловой. — М.: Академия, 2012)

Представленная к изданию в издательстве «Академия» рукопись учебника «Культурология» подготовлена коллективом петербургских ученых во главе с заведующей кафедрой теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена доктором искусствоведения, профессором, заслуженным работником высшей школы Л. М. Мосоловой. Кроме самой Л. М. Мосоловой, автора бесспорно лучших глав и разделов, в написании учебника приняли участие еще 16 авторов, кандидатов и докторов наук, в основном работающих на этой кафедре. Несмотря на разнородный коллектив, авторам учебника удалось создать достаточно цельный и непротиворечивый текст, в целом соответствующий задачам учебника по общему (вводному) курсу культурологии.

Вместе с тем отдельные главы и разделы учебника могут быть полезными при изучении более частных культурологических дисциплин — философии и теории культуры, истории мировой культуры, различных прикладных спецкурсов (по культурологии личности и музейности, моды и города, по проектированию культурной политики и культурологической экспертизе). В этом отношении учебник, подготовленный коллективом ученых под редакцией Л. М. Мосоловой, достаточно универсален и вдвойне полезен для высшей школы.

Следует отметить, что это первый учебник, написанный в соответствии с требованиями стандарта третьего поколения и рассчитанный на подготовку бакалавров. Удача учебника заключается, прежде всего, в том, что его текст, в пределах сравнительно небольшого заданного объема (около 20 авт. л.), раскрывает все важнейшие темы курса, не упрощая и не профанируя материала, но в то же время — в большинстве случаев — ясно и доступно (для студентов начальных курсов), используя при этом терминологически строгий язык и обращаясь к понятиям и категориям, принятым в современной науке о культуре, к общим и специальным исследованиям по различным проблемам и аспектам культуры и науки о культуре.

Авторы учебника ненавязчиво дают понять своим читателям, что культурология, сравнительно молодая гуманитарная наука, имеет уже свою терминологию, свою историю и теорию, свою плеяду классиков — как отечественных, так и зарубежных, свой предмет и свои укоренившиеся методы исследования культуры — в ее теоретическом, историческом и прикладном направлениях, что у культурологии есть определенная структура научной и учебной дисциплины, есть дисциплинарные ответвления, имеющие свое приложение в смежных областях знаний о культуре. Наконец, учебник дает

194

представление о неисчерпаемости культуры и сведений о ее различных аспектах; поэтому предлагаемый авторами учебник — своего рода верхушка огромного айсберга, представляющего собой современное культурознание.

Предлагаемый учебник (и авторы его отчетливо доводят до своих читателей соответствующую установку) — это надежный навигатор в океане культурологического знания, и, следя за его указаниями и отсылками на авторитетные исследования и источники, на определенные персоналии, добросовестный и нацеленный на получение профессии студент легко сориентируется в отношении тех авторов, их монографий и учебных пособий, статей и иных публикаций, с помощью которых будущий культуролог сможет углубить свои познания в области теории и истории культуры, в сфере прикладных культурологических исследований различного плана.

Впрочем, учебник предназначен не для одних культурологов, но и рассчитан на гуманитариев широкого профиля. Совершенно очевидно, что данный учебник хорошо согласуется с профессиональными интересами и учебными программами будущих философа и социолога, историка и психолога, экономиста и юриста, филолога и политолога, менеджера и документоведа, журналиста и искусствоведа. Каждый из названных здесь (и неназванных) представителей гуманитарных профессий, изучая культурологию по представленному учебнику (в рамках бакалавриата), получит свои профессиональные стимулы и навыки для изучения культуры в ее различных аспектах и приложениях. Более того, каждому читателю учебника становится понятно, что знание культуры, ее теории и истории, ее прикладных значений в XXI в. становится необходимым и обязательным для любого образованного человека, профессионала в своей области, не только теоретика, но и практика.

Структура и содержание рецензируемого учебника довольно точно соответствует требованиям квалификационной характеристики ФГОС ВПО и примерной программе учебного курса по культурологии. В учебнике две части — инвариантная и вариативная; в первой — 4 модуля (1. Пролегомены к культурологии; 2. Теоретическая культурология; 3. Историческая культурология; 4. Прикладная культурология), во второй — 2 модуля (5. Культурология музейности и 6. Культурология моды, — с подзаголовком: Мода как феномен современной культуры и предмет изучения культурологии). Модули 2-й и 3-й содержат в себе по две главы. Во втором модуле: глава 2 — Философские основы изучения культуры и глава 3 — Культурология как наука; в третьем модуле: глава 4 — Культура доиндустриального общества и глава 5 — Культура индустриального и постиндустриального общества. Модулям 1-му и 4-му соответствуют одиночные главы: соответственно глава 1 — Пути постижения феномена культуры в истории: от мифа к логосу и глава 6 — Специфика прикладной культурологии.

С такого рода структурой общего (вводного) курса культурологии в принципе вполне можно согласиться: феномен культуры предстает в ней достаточно разнообразно и многосторонне; учтены основные направления ее изучения — теоретическое, историческое и прикладное; в учебно-методической части представлены удачно составленные контрольные вопросы по темам, задания для самостоятельной работы, возможные темы рефератов и аналитических конспектов, рекомендуемая научная и учебная литература (основная и дополнительная).

Завершает методическую часть словарь терминов. Эта, в целом удачная идея, нуждается в дальнейшем развитии. Аналогичную методическую функцию выполняют биографические сведения о деятелях культуры и культурологах, которые в некоторых главах рукописи даются в сносках, а в других случаях — растворены в тексте; подоб-

ные сведения стоит унифицировать. Это будет полезно и с методической точки зрения, и с точки зрения оптимизации учебного аппарата учебника.

Одобряя в целом структуру и содержание учебника по культурологии под ред. Л. М. Мосоловой, не удержусь от некоторых частных рекомендаций по этому поводу. Я бы, пожалуй, во 2-й главе, после параграфа, посвященного аксиологии культуры, предусмотрел небольшой раздел, связанный с социологией культуры («Социологические аспекты теории культуры»), поскольку этот аспект теории культуры стоило бы как-то обозначить, а социология культуры вполне вписывается в раздел «Философские основы изучения культуры». Подобный раздел методологически подготовил бы материал параграфа 3.5 («Единство социального и культурного»).

В 3-й главе я бы уделил несколько больше внимания художественной культуре, о которой лишь мельком говорится в связи с морфологией культуры (между тем как в части, посвященной исторической культурологии, много художественного материала), и медиакультуре (о которой почти не говорится ничего, в то время как культура постиндустриального общества во многом основана именно на ней). Можно было бы предусмотреть в главе, посвященной культурологии как науке, небольшие параграфы: 1) о художественной культуре и ее специфике (эстетической, игровой, символической и т. п.), об искусстве — феномене культуры и 2) отдельно о медиакультуре, включая телевидение и Интернет. Впрочем, это мое субъективное пожелание, необязательное к исполнению.

Рукопись учебника выполнена на современном научном уровне. Концептуальную основу учебника составляют новейшие концепции культуры, принадлежащие Ю. М. Лот-ману, Э. С. Маркаряну, А. Я. Гуревичу, В. С. Степину, М. С. Кагану, Г. С. Кнабе,

A. Я. Флиеру, А. С. Запесоцкому, Н. А. Хренову, В. М. Массону и др. отечественным ученым; широко привлекаются идеи и современных зарубежных ученых — К. Гирца,

B. Беньямина, А. Л. Кребера, Ле Гоффа, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, У. Бека, С. Жижека, М. Кастельса, У. Эко и др. Не забыты и классики науки о культуре: Дж. Вико, И. Г. Гердер, И. Кант, О. Конт, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, П. А. Сорокин и др. При этом рецензируемый учебник не полемизирует с изданиями и авторами, на которые ссылается, а опирается на достигнутое ими и на этом основании выстраивает обобщающее знание. Все это в целом представляет современное состояние науки о культуре и историю становления культурологического знания.

От предшествующих учебников рецензируемая рукопись отличается не только лаконизмом и лапидарностью, но и обобщенностью. Не отвлекаясь на многие частности, авторы учебника под ред. Л. М. Мосоловой, сосредоточены на раскрытии различных аспектов феномена культуры, рассмотренного в теоретическом, историческом и прикладном аспектах, тесно взаимосвязанных между собой. Практические аспекты изучения культуры и культурологии, нашедшие свое воплощение в двух последних главах, обращены к актуальным вопросам музеологии и моды, проанализированных с культурологической точки зрения. Конечно, в качестве прикладных аспектов культурологического знания можно было бы выбрать и другие тематические повороты (например, телевидение и Интернет или театр), но и выбранные темы вполне уместны в современном контексте. Сильной стороной учебника является и его методическое обеспечение, заслуживающее особой похвалы.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что подготовленная авторским коллективом под руководством профессора Л. М. Мосоловой рукопись учебника в целом соответствует всем основным требованиям, предъявляемым сегодня к учебникам по культурологии и заслуживает присвоения грифа НМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.