i Колесников В. Н., Кузьмин А. Е.
со
I Рецензия на учебник < «GR и лоббизм: взаимодействие бизнеса | и органов власти»
Kolesnikov V. N., Kuzmin A. E.
Review on the Tutorial «GR and Lobbying: Interaction of Business and Government Departments»
GR и лоббизм: взаимодействие бизнеса и органов власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Мин-тусова, О. Г. Филатовой. М. : Издательство Юрайт, 2015. 321 с.
ISBN: 978-5-9916-5100-4
Трансформационные процессы в постсоветской России привели к фундаментальным изменениям основ государственной и общественной жизни. В первую очередь это касается эволюции представлений о новой философии и практики взаимодействия государственных институтов и бизнес-структур. Эффективный диалог между ними превращается в детерминирующий фактор развития государства и общества в целом. Именно этим обстоятельством во многом объясняется появление и бурное развитие такого специфического для России направления в системе общественно-государственных связей, как Government relations (далее — GR) — связи с государством. Отечественный рынок образовательных услуг достаточно оперативно в последние годы реагирует на эти изменения. В номенклатуре современных профессий специалисты по связям с общественностью, включая и GR-специалистов, являются одними из самых востребованных. Все это существенно обострило необходимость разработки современных теоретико-методологических основ и методики подготовки специалистов по взаимодействию власти и бизнеса. Появились первые отечественные учебные пособия в этом направлении высшего образования, речь идет о таких учебниках и учебных пособиях, как учебное пособие под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофее-
ADAPWW* 0-* twKmil И F И.шчсди.О Г tuniigu.
GR И ЛОББИЗМ:
ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
тЗДмМ ■ fiAlTntfU
вой и книгах других авторов [1-5]. В этой же волне учебных изданий по связям с ^ государством в 2015 г. издательство «Юрайт» выпустило в свет в серии «Бакалавр. ™ Академический курс» учебник и практикум под редакцией известных российских спе- X циалистов по связям с общественностью В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова и О. Г. Фи- § латовой [6]. ^
Авторы учебника сразу же поясняют, что явилось исходным мотивом в написании < данной работы. Во-первых, это высокая степень актуальности становящейся профессии, приводящая к появлению заметного числа изданий, посвященных теоретическим и методическим основам GR. Во-вторых, по мнению авторов, определилась неразработанность базовых понятий, начиная с самого понятия «GR» и его соотношения с родственными понятиями (лоббизм, public affairs и т. д.). В связи с этим, авторы справедливо констатируют недостаточное количество существующей как научной, так и учебно-методической литературы по данной тематике. В-третьих, в учебнике совершенно обосновано отмечается высокая степень непрозрачности отношений бизнеса и НКО с государственными органами, препятствующая инсти-туциализации профессии.
Эти исходные соображения позволили авторам-составителям учебника определить довольно удачную архитектонику издания и вытекающую из нее логику и структуру изложения теоретических оснований, методики и системы применяемых в современном GR и лоббизме технологий.
Отталкиваясь от генетического родства понятий GR и лоббизм, авторы учебника исходят из существенных специфических особенностей этих двух родственных направлений. Это нашло свое отражение в самой структуре издания, первый раздел которого целиком посвящен концептуализации GR, характеристике субъектов GR, этическим основаниям деятельности специалистов по GR и лоббизму, а также анализу наиболее распространенных GR-технологий. Второй раздел учебника целиком посвящен описанию такого же рода тематических смыслов, но уже применительно к лоббистской деятельности.
Представив в первом разделе краткий очерк сложившихся в отечественном экспертно-аналитическом сообществе представлений о сущности GR, авторы учебника дают этому феномену свое определение. Согласно этой позиции, которая нам представляется достаточно аргументированной, «government relations — многоаспектная (прежде всего — коммуникативная) деятельность негосударственных структур, направленная на осуществление взаимодействия с органами государственной власти» [6, с. 16].
В том же разделе учебника получает свое разрешение давняя проблема в сфере профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. Пожалуй, впервые в отечественной литературе сформулирована такая четкая позиция, показывающая дистанцию между GR и PR-деятельностью. Согласно этой авторской позиции, «специалисты в области GR — люди, которые строят мост между властью и бизнесом (или иными общественными организациями), для того чтобы по этому мосту могли свободно пройти лоббисты для решения своих вопросов с властью». Если лоббист должен владеть теорией принятия решений в различных властных структурах и обязан знать конкретные процедуры принятия решений на том или ином уровне государственной власти, то GR-деятельность предполагает, по утверждению авторов, «умение выстраивать доверительные отношения с властью с помощью технологий PR-деятельности...» [6, с. 17]. Чуть ниже авторы формулируют совсем краткое определение на этот счет, которое они сами называют основным: «GR — вид PR-деятельности социального субъекта, связанный с отношениями с органами власти».
Едва ли не главным достоинством представленного учебника является его методическая конструкция. Данная работа предстает как бы иллюстрацией выраженного компетентностного подхода, когда вслед за постановкой основной цели опре-
^ делением навыков и умений, на формирование которых у студентов ориентирован ™ данный раздел, последовательно разворачивается теоретический, методический и X информационный материал. К тому нельзя не отметить еще одно достоинство 5 этого учебника. Каждая глава работы завершается выводами и практикумом, что ^ дает возможность студентам составить достаточно полное и цельное представление ние в рамках предметного поля каждой главы.
Удачно подобранный актуальный иллюстративный материал органичным образом «вплетается» в смысловое пространство изучаемых феноменов и категорий, к тому же такой формат призван ориентировать студентов на более целенаправленную и эффективную самостоятельную работу.
Второй раздел учебника отличается от первого хорошим кросс-национальным анализом лоббистской деятельности. Пострановый очерк специфики институциональных оснований и технологий лоббизма, представленный в одном издании, существенно усиливает практическую востребованность издания. Возможно, что подобный очерк был бы уместен и в первом разделе. Однако это нисколько не снижает, на наш взгляд, общий высокий содержательный и методический уровень раздела о GR-деятельности.
И последнее, возможно, самое главное для такого рода изданий: с первых же дней публикации учебника «GR и лоббизм: взаимодействие бизнеса и органов власти» он оказался нужным и в профессиональной, и преподавательской среде, так и среди студентов, обучающихся не только по направлению «Связи с общественностью» и по программам GR-деятельности, но и среди будущих политологов, специалистов по государственному и муниципальному управлению и т. п. С чем, в первую очередь, и следует поздравить коллектив авторов этого учебника.
Литература
1. Сушинский С. А. Лоббирование от «А» до «Я». Ростов-на-Дону : Феникс, 2015.
2. Терещенко И. А. Лоббизм и политические процессы в современной России. М. : Граница, 2012.
3. Толмачева И. В. Лоббизм по-русски: между бизнесом и властью. М. : Коммерсантъ, Эксмо, 2012.
4. Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.
5. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учеб. пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. М. : РОССПЭН, 2012.
6. GR и лоббизм: взаимодействие бизнеса и органов власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. М. : Издательство «Юрайт», 2015.
References
1. Sushinskiy S. A. Lobbying from «A» to «Z» [Lobbirovanie ot «A» do «Ya»]. Rostov-on-Don : Phoenix [Feniks], 2015. (rus)
2. Tereschenko I. A. Lobbying and political process in modern Russia [Lobbizm i politicheskie protsessy v sovremennoi Rossii]. M. : Border [Granitsa], 2012. (rus)
3. Tolmacheva I. V. Lobbying in Russian: between business and government [Lobbizm po-russki : mezhdu biznesom i vlast'yu]. M. : Kommersant, Eksmo, 2012. (rus)
4. Tolstykh P. A. GR. A workshop on lobbying in Russia [GR. Praktikum po lobbizmu v Rossii]. M. : Alpina Business Books, 2007. (rus)
5. GR — government relations. Theory, practice and mechanisms of interaction between business and civil society with the state [GR-svyazi s gosudarstvom. Teoriya, praktika i mekhanizmy vzaimodeistviya biznesa i grazhdanskogo obshchestva s gosudarstvom]. Tutorial / Ed. L. V. Smorgunov and L. N. Timofeeva. M. : ROSSPEN, 2012. (rus)
6. GR and Lobbying: interaction of business and government departments [GR i lobbizm: vzaimode- ^ istvie biznesa i organov vlasti]: tutorial and workshop for bachelors and masters / Ed. m V. A. Achkasova, I. E. Mintusov, O. G. Filatova. M. : «Yurayt», 2015. (rus)
Колесников Владимир Николаевич ^
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) >
Профессор кафедры истории и политологии □= Доктор политических наук [email protected]
Кузьмин Алексей Евгеньевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Доцент кафедры общего менеджмента и логистики Кандидат политических наук [email protected]
Kolesnikov Vladimir Nikolaevich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg,
Russian Federation) Professor of the Chair of History and Political Sciences Doctor of Science (Political Science) [email protected]
Kuzmin Aleksey Evgenevich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg,
Russian Federation)
Associate Professor of the Chair of general management and logistics
PhD in Political Science [email protected]