Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. М.: МПГУ, 2022. 259 С.'

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. М.: МПГУ, 2022. 259 С. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
821
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бакланова Татьяна Ивановна

В рецензии анализируется сборник материалов XII Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве», состоявшейся 23 ноября 2021 г. в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Издание подготовлено кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств МПГУ, адресовано преподавателям и студентам педагогических, гуманитарных и художественных вузов, а также широкому кругу специалистов в области культуры, искусства, образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE MODERN CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE: CONFERENCE PROCEEDINGS. MOSCOW: MPSU, 2022. 259 P.: OPINION PAPER

The review analyses the collection of materials of the XII International Research and Practice Conference “Traditions and Innovations in the Modern Cultural and Educational Space”, held on November 23, 2021 at the Moscow Pedagogical State University (MPSU). The publication was prepared by the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Institute of Fine Arts of the MPSU and is addressed to teachers and students of pedagogical, humanities and art universities, as well as a wide range of specialists in the field of culture, art, education.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КОНФЕРЕНЦИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. М.: МПГУ, 2022. 259 С.»

i rpämÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 11. С. 1099-1101 | 2022. Volume 7. Issue 11. P. 1099-1101

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Рецензия на сборник материалов конференции: Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. М.: МПГУ, 2022. 259 с.

Бакланова Т. И.

Аннотация. В рецензии анализируется сборник материалов XII Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве», состоявшейся 23 ноября 2021 г. в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). Издание подготовлено кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств МПГУ, адресовано преподавателям и студентам педагогических, гуманитарных и художественных вузов, а также широкому кругу специалистов в области культуры, искусства, образования.

EN

Traditions and Innovations in the Modern Cultural and Educational Space: Conference Proceedings. Moscow: MPSU, 2022. 259 p.: Opinion Paper

Baklanova T. I.

Abstract. The review analyses the collection of materials of the XII International Research and Practice Conference "Traditions and Innovations in the Modern Cultural and Educational Space", held on November 23, 2021 at the Moscow Pedagogical State University (MPSU). The publication was prepared by the Department of Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Institute of Fine Arts of the MPSU and is addressed to teachers and students of pedagogical, humanities and art universities, as well as a wide range of specialists in the field of culture, art, education.

Данная статья представляет собой рецензию на сборник материалов XII Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве». Сборник издан в юбилейном для МПГУ 2022 году, когда отмечалось его 150-летие. Научный редактор сборника Л. А. Рапацкая, ответственный редактор В. В. Гетьман, члены редакционной коллегии: М. С. Осеннева, Н. И. Дружкова, Е. А. Шкапа. Рецензенты: Т. И. Бакланова, Г. П. Стулова. Сборник содержит статьи ведущих российских ученых - преподавателей вузов и представителей Российской академии образования (РАО), а также начинающих исследователей -аспирантов и студентов вузов России и стран дальнего зарубежья.

Издание является оригинальным текстом, его объём - 259 страниц.

Цель и задачи сборника в его тексте не сформулированы, но просматриваются в структуре и содержании. По мнению рецензента, сборник нацелен на освещение разработанных исследователями инновационных методологических, исторических, теоретических и научно-методических подходов к развитию современного культурно-образовательного пространства на основе отечественных культурно-исторических традиций и духовно-нравственных ценностей.

В сборнике успешно решены следующие задачи: раскрыто методологическое значение аксиологического подхода к исследованиям современного образования в области культуры и искусства в контексте традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей; обоснована необходимость повышения роли культурно-исторических и педагогических традиций в современном культурно-образовательном пространстве; охарактеризованы инновационные технологии и методы художественного образования, включая интегратив-ные, цифровые и другие; освещены исторические корни и тенденции развития художественного образования в современном культурно-историческом пространстве.

Рецензия (opinion paper) | https://doi.org/10.30853/ped20220200

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

1100

Рецензии

Целевая аудитория - преподаватели, студенты и аспиранты педагогических и других вузов, а также широкий круг специалистов образования, искусства, культуры.

Рассмотрим структуру и основное содержание сборника. Издание состоит из 7 разделов, включает 43 статьи и сведения об их авторах.

В раздел «Вопросы методологии и инновационных технологий в музыкальном образовании» входит семь статей российских и китайских авторов. Особого внимания заслуживает статья Л. А. Рапацкой «Духовность: к проблеме возвращения изначальных смыслов категории педагогики музыкального образования». В ней дан сравнительный анализ нескольких подходов к трактовке духовности: богословского, цивилизационного, культурологического, музыковедческого и музыкально-педагогического.

Новое перспективное направление музыкально-педагогического образования предложено в статье А. В. То-роповой «О возможности и необходимости разработки интегрированной образовательной программы магистратуры "Музыкальное образование и музыкально-терапевтические технологии"». Известно, что музыкальная терапия возникла в XIX в. во Франции и применялась многие десятилетия исключительно психиатрами и психотерапевтами. В российское музыкальное образование элементы музыкальной терапии начали внедряться с конца ХХ в., но до сих пор, к сожалению, не имеют широкого распространения, хотя в ситуации повышенной тревожности и других социально-психологических проблем населения на них возник общественный запрос. Главным препятствием широкого внедрения музыкальной терапии в общее музыкальное образование детей является отсутствие педагогических кадров с соответствующими профессиональными компетенциями. Преодолеть его поможет реализация идеи А. В. Тороповой об открытии в МПГУ профильной подготовки магистров в области применения музыкальной терапии в музыкальном образовании.

Важное значение для совершенствования музыкально-теоретической подготовки студентов - будущих музыкальных педагогов имеет владение знаниями о научных истоках современного российского музыкознания. Этой проблеме посвящена статья Е. А. Шкапы.

В статье А. М. Старчак «Культурологический подход как основа музыкально-педагогической подготовки исполнителей на гуслях звончатых в процессе обучения в условиях музыкального колледжа» поднимается очень важная проблема обучения студентов колледжа игре на гуслях - старинном русском народном музыкальном инструменте, занимавшем важное место в русской народной культуре, устном народном и музыкальном творчестве. Однако, по нашему мнению, более перспективным и обоснованным было бы применение к исследованию данной проблемы не культурологического, а этнокультурного подхода.

Остальные статьи этого раздела посвящены совершенствованию вокальной и фортепианной подготовки студентов педагогических вузов.

Раздел «Социокультурные проблемы современного образования: российский и зарубежный опыт» состоит из пяти статей. Авторы анализируют российские практики внедрения цифровых компетенций педагога, оплаты труда в сфере образования, подготовки менеджеров музыкального искусства, дополнительного музыкального образования, формирования репертуара музыкально-театрального коллектива. Хотя название данного раздела не в полной мере соответствует его содержанию (в содержании отсутствуют зарубежный опыт и непосредственно социокультурные проблемы), но каждая включенная в него статья актуальна, имеет не только практическую, но и определенную теоретическую значимость. Например, в статье Т. Ю. Прокопец «Цифровые компетенции педагога не "дань моде", а требование современного общества» отражены результаты исследования, на основе которого автор разработала «Карту цифровых компетенций педагогов дополнительного образования». Ее применение, по данным исследования Т. Ю. Прокопец, помогает совершенствовать профессиональные и личностные компетенции педагогов музыкального и других видов дополнительного образования детей.

Следующий раздел - «Вопросы истории и теории музыкального искусства и образования». Разнообразные исторические аспекты музыкального искусства раскрыты в статьях Л. Н. Гаврилиной «Венский период в творчестве Л. ван Бетховена - путь к творческой зрелости», Е. А. Бабак «Любительское музицирование как предмет историко-педагогического исследования», К. К. Делей, Е. Г. Савиной «"Спиричуэлс" как интонационная основа академической музыки XX века». Особого внимания в контексте российских культурно-исторических традиций заслуживает, по нашему мнению, статья М. А. Румянцевой «К вопросу о влиянии особенностей партесного стиля на жанры хоровой музыки». Автор делает обоснованный вывод о том, что партесный стиль, распространившийся в России в XVII веке, оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие отечественного хорового искусства. Другие статьи данного раздела посвящены теоретическим основам и методам обучения вокалу. В этой связи можно было бы дополнить название этого раздела термином «методы».

В разделе «Музыкальное образование как феномен духовной культуры» основное место занимают статьи о русской духовной музыке и церковно-певческом искусстве, авторами которых являются Н. И. Богачев и О. И. Наумова. Этот пласт русской музыкальной культуры получил достаточно широкое освещение в научной литературе, но авторам удалось ярко высветить наименее исследованный его аспект - музыкально-образовательный. Отдельное место в данном разделе занимает статья Е. Г. Борониной «Педагогические условия освоения музыкального фольклора детским фольклорным коллективом». В ней рассмотрены духовный компонент традиционной народной культуры и его взаимосвязи с художественным, интеллектуальным и бытийно-практическим компонентами, отраженные в содержании учебной и творческой деятельности участников детского фольклорного коллектива.

Раздел сборника «Проблемы исполнительства в педагогике музыкального образования» включает статьи об обучении в вузах и детских музыкальных школах разным видам музыкально-исполнительской деятельности:

Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Том 7. Выпуск 11

1101

пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, гитаре. Они представляют интерес прежде всего для педагогов - практиков музыкально-исполнительского искусства.

Следующий раздел - «Изобразительное искусство и художественное образование в современном мире». На наш взгляд, это название более широкое, чем содержание раздела. Вошедшие в него статьи посвящены проблемам художественного образования в России. Так, например, С. С. Веселова рассматривает преподавание истории искусства в Московском императорском университете и на Высших женских курсах в XIX - начале XX века. Статья Н. И. Дружковой посвящена истории кафедры теории и истории искусств МПГУ. Л. Г. Савенкова раскрывает сущность и научно-методические основы реализации интегрированного полихудожественного направления в педагогике искусства, которое с 1987 г. разрабатывается в Институте художественного образования и культурологии РАО. В этом же научно-исследовательском институте собрана уникальная коллекция детских рисунков, которой посвящена статья Н. Н. Фоминой. Проблему интеграции изобразительного и других видов искусства на уроках мировой художественной культуры в российских школах осветила Л. Ф. Буркова.

В заключительной разделе сборника - «Культура, искусство и образование глазами молодых исследователей» - представлены несколько статей магистрантов МПГУ. Некоторые из них написаны в соавторстве с научными руководителями. Тематика статей отражает широту, разнообразие и новизну научных интересов нового поколения ученых.

Таким образом, анализ сборника материалов XII Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» показал, что его цель и задачи, предположенные рецензентом, успешно достигнуты. Название сборника в целом соответствует его содержанию, структура логична и последовательна, содержание всех статей актуально, обладает научной новизной, теоретической и практической значимостью. Однако формулировки названий двух разделов сборника не в полной мере соответствуют их содержанию. Также, на наш взгляд, в сборнике недостает Введения. В нем целесообразно было бы дать общую характеристику сборника и конференции, материалы которой в него включены. Например, раскрыть их актуальность, концептуальные основы, цель, задачи, новизну, ключевые понятия и другие важные особенности.

Эти и некоторые другие отдельные недостатки не снижают высокой оценки рецензируемого сборника. Его материалы вносят важный вклад в развитие взаимосвязей традиций и инноваций в современном культурно-образовательном пространстве, могут быть широко использованы в исследованиях и практике российского и зарубежного образования в сферах искусства и культуры.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Бакланова Татьяна Ивановна1, д. пед. н., проф. 1 Московский педагогический государственный университет; Институт развития образовательных технологий, г. Пушкино

Baklanova Tatiana Ivanovna1, Dr

1 Moscow Pedagogical State University;

Institute for the Development of Educational Technologies, Pushkino

1 moypochta@bk.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.11.2022; опубликовано (published): 26.12.2022.

Ключевые слова (keywords): культура; искусство; музыкальное образование; традиции; инновации; culture; art; musical education; traditions; innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.