Научная статья на тему 'Рецензия на работу: Матвеев О.В. Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти. Краснодар: Традиция, 2019. 384 с.'

Рецензия на работу: Матвеев О.В. Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти. Краснодар: Традиция, 2019. 384 с. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
историко-культурное наследие / кубанское казачество / культура / народная память / традиции / historical and cultural heritage / Kuban Cossacks / culture / folk memory / traditions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ратушняк Олег Валерьевич

Книга О.В. Матвеева посвящена различным аспектам истории и культуры кубанского казачества. В данной работе автор показывает и анализирует отдельные сюжеты истории казачества, судьбы казачьих офицеров и рядовых казаков, историческое наследие кубанского казачества, а также народные исторические представления о событиях прошлого. Опираясь на подход Ф. Броделя, О.В. Матвеев ставит своей целью показать скрытую гармонию в столкновении пространства, человеческих судеб и факторов исторического процесса. Он также предпринимает попытки выявить процесс и механизмы функционирования народной памяти. Исследуя организацию пространства исторической памяти, О.В. Матвеев акцентирует внимание на роли народной топонимики. Анализируя динамику развития исторических представлений кубанских казаков, исследователь погружается в социальную имагологию. В рецензии делается вывод, что О.В. Матвеев, проводя анализ в контексте персональной истории, правомерно руководствуется тем, что основным объектом подобного исследования являются персональные тексты, а предметом — история жизни во всей уникальности и полноте. Отмечается, что в заключении проведенного исследования О.В. Матвеев сделал выводы, значимые как для методологии исторической науки, так и для историографии истории казачества и Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on: Matveev O.V. Kuban Cossacks: Historical and Cultural Heritage, Fates, Facets of Folk Memory. Krasnodar: Traditsiya, 2019. 384 p.

Book by O.V. Matveev is devoted to various aspects of the history and culture of the Kuban Cossacks. In this work the author shows and analyzes individual subjects of the history of the Cossacks, the fate of Cossack officers and common Cossacks, the historical heritage of the Kuban Cossacks, as well as folk historical ideas about the events of the past. Based on the approach of F. Braudel, O.V. Matveev aims to show the hidden harmony in the collision of space, human destinies and factors of the historical process. He also makes attempts to identify the process and mechanisms of the functioning of folk memory. Exploring the organization of the space of historical memory, O.V. Matveev focuses on the role of folk toponymy. Analyzing the dynamics of the development of the historical ideas of the Kuban Cossacks, the researcher dips into social imagology. The review concludes that conducting the analysis in the context of personal history, O.V. Matveev is rightfully guided by the fact that the main object of this is personal texts, and the subject is the history of life in all its uniqueness and completeness. It is noted that in the conclusion of the study, O.V. Matveev made conclusions that are significant both for the methodology of historical science and for the historiography of the history of the Cossacks and the Kuban.

Текст научной работы на тему «Рецензия на работу: Матвеев О.В. Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти. Краснодар: Традиция, 2019. 384 с.»

318

НОВОЕ ПРОШЛОЕ • THE NEW PAST • № 4 2021

DO1 10.185722/2500-3224-2021-4-318-322 УДК 94(47).083

шш

Рецензия на работу: Матвеев О.В. Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти. Краснодар: Традиция, 2019. 384 с.

Ратушняк Олег Валерьевич

Краснодарский государственный историко-археологический

музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына;

Кубанский государственный университет,

Краснодар, Россия

oleg_ratushnyak@mail.ru

Аннотация. Книга О.В. Матвеева посвящена различным аспектам истории и культуры кубанского казачества. В данной работе автор показывает и анализирует отдельные сюжеты истории казачества, судьбы казачьих офицеров и рядовых казаков, историческое наследие кубанского казачества, а также народные исторические представления о событиях прошлого. Опираясь на подход Ф. Броделя, О.В. Матвеев ставит своей целью показать скрытую гармонию в столкновении пространства, человеческих судеб и факторов исторического процесса. Он также предпринимает попытки выявить процесс и механизмы функционирования народной памяти. Исследуя организацию пространства исторической памяти, О.В. Матвеев акцентирует внимание на роли народной топонимики. Анализируя динамику развития исторических представлений кубанских казаков, исследователь погружается в социальную имагологию. В рецензии делается вывод, что О.В. Матвеев, проводя анализ в контексте персональной истории, правомерно руководствуется тем, что основным объектом подобного исследования являются персональные тексты, а предметом - история жизни во всей уникальности и полноте. Отмечается, что в заключении проведенного исследования О.В. Матвеев сделал выводы, значимые как для методологии исторической науки, так и для историографии истории казачества и Кубани.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, кубанское казачество, культура, народная память, традиции.

Review on: Matveev O.V. Kuban Cossacks: Historical and Cultural Heritage, Fates, Facets of Folk Memory. Krasnodar: Traditsiya, 2019. 384 p.

Ratushnyak Oleg V.

Krasnodar State Historical and Archaeological Museum-Reserve named after E.D. Felitsyn; Kuban State University, Krasnodar, Russia oleg_ratushnyak@mail.ru

Abstract. Book by O.V. Matveev is devoted to various aspects of the history and culture of the Kuban Cossacks. In this work the author shows and analyzes individual subjects of the history of the Cossacks, the fate of Cossack officers and common Cossacks, the historical heritage of the Kuban Cossacks, as well as folk historical ideas about the events of the past. Based on the approach of F. Braudel, O.V. Matveev aims to show the hidden harmony in the collision of space, human destinies and factors of the historical process. He also makes attempts to identify the process and mechanisms of the functioning of folk memory. Exploring the organization of the space of historical memory, O.V. Matveev focuses on the role of folk toponymy. Analyzing the dynamics of the development of the historical ideas of the Kuban Cossacks, the researcher dips into social imagology. The review concludes that conducting the analysis in the context of personal history, O.V. Matveev is rightfully guided by the fact that the main object of this is personal texts, and the subject is the history of life in all its uniqueness and completeness. It is noted that in the conclusion of the study, O.V. Matveev made conclusions that are significant both for the methodology of historical science and for the historiography of the history of the Cossacks and the Kuban.

Keywords: historical and cultural heritage, Kuban Cossacks, culture, folk memory, traditions.

Цитирование: Ратушняк О.В. Рецензия на работу: Матвеев О.В. Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти. Краснодар: Традиция, 2019. 384 с. // Новое прошлое / The New Past. 2021. № 4. С. 318-322. DOI 10.18522/2500-3224-2021-4-318-322 / Ratushnyak O.V. Review on: Matveev O.V. Kuban Cossacks: Historical and Cultural Heritage, Fates, Facets of Folk Memory. Krasnodar: Traditsiya, 2019. 384 p., in Novoe Proshloe / The New Past. 2021. No. 4. Pp. 318-322. DOI 10.18522/2500-3224-2021-4-318-322.

© Ратушняк О.В., 2021

Книга «Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти» профессора кафедры истории России Кубанского государственного университета, доктора исторических наук Олега Владимировича Матвеева посвящена различным аспектам истории и культуры кубанского казачества. Автор работы - известный кавказовед, один из крупнейших специалистов по истории и культуре казачества, - сделал попытку (и, на наш взгляд, вполне успешную) объединить в одном исследовании «вопросы историографии и источниковедения, персональные и локальные страницы прошлого кубанского казачества и особенности функционирования механизмов народной памяти» (с. 6). Структура работы и задачи, поставленные автором в предисловии, отражают его стремление опереться на подход Ф. Броделя и показать скрытую гармонию в столкновении пространства, человеческих судеб и факторов исторического процесса.

Материал, изложенный в монографии, разбит на три раздела. Первый раздел посвящен проблемам историографии и источниковедения. Автор анализирует деятельность и труды военных историков М.И. Санькова, С.И. Петина, И.Е. Гулыги, А.Г. Рыбальченко, исследователя истории и культуры адыгов Н.Л. Каменева. Их биографии и труды известны узкому кругу специалистов, однако и для них исследование О.В. Матвеева также будет интересно в плане изложения ранее неизвестных фактов и интерпретации изученного материала. Анализируя документы ХУШ-пер-вой половины XIX в., автор выявляет «следы присутствия выходцев из белорусских земель в рядах черноморского и линейного казачества Кубани» (с. 52). В контексте изучения мировоззрения казачества конца Х1Х-начала ХХ в. О.В. Матвеев предлагает обратиться к таким источникам, как политические обзоры, подготовленные жандармскими офицерами. В монографии детально анализируется полемика между историком-архивистом П.Л. Юдиным и есаулом Кубанского казачьего войска Г.А. Эммануэлем по вопросу участия казачества в Отечественной войне 1812 г. При этом автор делает вывод о значимости данной полемики не столько в контексте обсуждаемого вопроса, сколько «в плане профессионального подхода к изучению архивных источников, уяснению необходимости долгой, тщательной исследовательской работы с документами, недопустимости легкомысленного и предвзятого отношения к историческим реалиям» (с. 44).

Во втором разделе монографии О.В. Матвеев представляет и анализирует «персональные и локальные страницы прошлого кубанского казачества» (с. 6). Проводя анализ в контексте персональной истории, автор правомерно руководствуется тем, что основным объектом подобного исследования являются персональные тексты, а предметом - история жизни во всей уникальности и полноте (с. 133). При этом О.В. Матвеев анализирует как историю Кубанского казачьего войска в целом, так и жизнь отдельных его представителей: генерал-майора И.Ф. Чуйкова, атамана станицы Дядьковской Д.И. Галая, казака станицы Новолабинской Ф.К. Иванова, собственного корреспондента газет «Кубанский край» и «Кубанские областные ведомости» Я.П. Григоренко, кавалера ордена Св. Георгия И.Г. Березлева. Отдельные

публикации посвящены станице Сергиевской и церковному приходу станицы Дядьковской.

В третьем разделе монографии основное внимание автора сосредоточено на выявлении функционирования механизмов народной памяти казаков-станичников. Исследователь разбирается с представлениями жителей станицы Некрасовской о ее истории и роли Игната Некрасова в основании и названии станицы. В основу анализа пространства исторической памяти кубанского казачества об Отечественной войне 1812 г. О.В. Матвеев положил в качестве ключевого источника исторические песни и предания. Конечно же, исследователь не мог пройти мимо представлений кубанских казаков о знаковых событиях начала ХХ в. - Великой российской революции и Гражданской войне. При этом особый акцент автор делает на влияние этносоциальной идентичности на данные представления. Исследуя организацию пространства исторической памяти, О.В. Матвеев концентрирует внимание на роли народной топонимики, а анализируя голод 1932-1933 гг. на Кубани - на материалах устной истории. Обращается он к устной истории и при анализе битвы за Кавказ и партизанского движения в Краснодарском крае в годы Великой Отечественной войны. Погружается исследователь и в социальную имагологию, предприняв анализ образа пана (барина) в динамике развития исторических представлений кубанских казаков (с. 273).

В заключение проведенного исследования О.В. Матвеев делает выводы, значимые как для методологии исторической науки, так и для историографии истории казачества и Кубани.

Бесспорным представляется утверждение автора, что «историческая культура кубанского казачества во многом была определена сословной принадлежностью» (с. 336). В то же время исследователь отмечает, что упразднение сословий в послереволюционной России практически никак не сказалось на культурном своеобразии казачьих земель. Причину этого он правомерно видит в усилении субэтнических характеристик, проявляющихся в языке, культуре и самосознании кубанского казачества.

Погрузившись в персональную историю кубанского казачества при изучении его отдельных, преимущественно малоизвестных, представителей, О.В. Матвееву удалось не только познакомить читателей с данными персонажами, но и сделать ряд значимых выводов касательно этнокультурного социума, в котором они действовали. В частности, он констатирует, что «человеческий фактор, личные пристрастия, корыстные мотивы, злоба и мстительность нередко накладывали свой отпечаток на традиционное казачье самоуправление, попирая правду и справедливость» (с. 337). Обращает автор внимание и на тот факт, что социально-экономические проблемы, порой выходящие на уровень бедствия, катастрофы, особенно обострившиеся в годы революции и Гражданской войны, оказались сильнее идеи нравственного совершенствования, проводившейся среди представителей казачьего

сословия в предыдущие годы. В то же время сам тезис о преобладании подобной идеи в более ранней истории казачества вряд ли может быть убедительно доказан.

Анализ, проведенный О.В. Матвеевым в плане выявления роли народной топонимии, показывает, что она не только не искажает, но «во многом дополняет историческую действительность, участвует в организации единого пространства исторической памяти кубанских казаков, работает на самоидентификацию и культурную отмеченность» (с. 338).

Автор правомерно обращает внимание на значимость устной истории в плане выявления идентификационного набора кубанского казачества и убедительно показывает это на примере таких тем, как голод 1932-1933 гг. на Кубани и партизанское движение в Краснодарском крае в 1942-1943 гг.

Анализ монографии профессора кафедры истории России Кубанского государственного университета, доктора исторических наук О.В. Матвеева дает основание сделать вывод, что его исследование представляет интерес не только для исследователей и специалистов, работающих в сфере методологии, источниковедения и историографии казачества, но и для всех интересующихся историей кубанского казачества.

Статья принята к публикации 15.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.