Научная статья на тему 'Рецензия на научное издание. А. М. Цукер. "Страницы памяти - события и судьбы": научное издание. М. , Изд-во "композитор", 2017. 288 с. ISBN 978-5-9909057-3-3 города и консерватории: культурные практики ХХ века'

Рецензия на научное издание. А. М. Цукер. "Страницы памяти - события и судьбы": научное издание. М. , Изд-во "композитор", 2017. 288 с. ISBN 978-5-9909057-3-3 города и консерватории: культурные практики ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на научное издание. А. М. Цукер. "Страницы памяти - события и судьбы": научное издание. М. , Изд-во "композитор", 2017. 288 с. ISBN 978-5-9909057-3-3 города и консерватории: культурные практики ХХ века»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

Рецензия на научное издание. А.М. Цукер. «Страницы памяти -события и судьбы»: научное издание. М., Изд-во «Композитор», 2017. 288 с. ISBN 978-5-9909057-3-3

Города и консерватории: культурные практики ХХ века

© 2018 Е.Я. Бурлина

Доктор философских наук, профессор Самарского государственного медицинского университета, зав. кафедрой философии и культурологии. Самара, Россия. E-mail: burlinae@gmail. com

Предлагаемая статья - диалог с книгой известного музыковеда, профессора и доктора искусствоведения о роли консерватории в жизни города. Научная биография профессора А.М. Цукера связана с консерваториями многих городов России, а его новая книга - своего рода портрет консерваторий в столицах и российских регионах ХХ столетия, в том числе, не только в столицах, но также в Новосибирске, Свердловске, Челябинске, Магнитогорске, Красноярске, Ростове и многих других городах России. Опыт показывает, что консерватория за исторически короткое время начинает влиять на развитие музыкальной культуры в локальном месте. Вместе с тем, в отзыве Е.Я. Бурлиной на книгу А.М. Цукера есть и определенная полемика относительно «двоемыслия» и «недоосмыслия» в сфере музыкальной культуры. Поднятые вопросы не снимают преклонения перед широчайшей эрудицией профессора А.М. Цукера и глубоким знанием институциональной природы консерваторий.

Книга доктора искусствоведения, профессора, А.М. Цукера «Страницы памяти - события и судьбы» - это необычный жанр для отечественной гуманитаристики. С одной стороны, мемуары, семейная сага, охватывающая несколько поколений семьи, с другой стороны, - панорама того важнейшего института городской культуры, который называется консерваторией.

Для тех, кто далек от названной сферы, скажем, что в консерваториях учатся не только инструменталисты и вокалисты, которые потом будут греметь на сценах всего мира или воспитывать музыкальную культуру детей. В некоторых (далеко не во всех) особенно продвинутых консерваториях, имеется теоретико-композиторский факультет. Как правило, здесь требуются люди вы-

сочайшей профессиональной эрудиции. Они формируют гомосферу консерватории и влияют на общую культуру городов.

Автор рассматриваемой книги почти полвека проработал в Ростовской консерватории, будучи ее первым выпускником, а потом проректором по науке и Председателем диссертационного Совета. Кроме того, в Ростове более 35 лет существовал «Музыкальный клуб», который был местом встреч и дискуссий элитной и университетской публики.

По жанру последняя книга профессора А.М. Цукера - это музыковедческие и культурологические исследования-очерки. А как определить главного героя книги? Это мы и попытаемся сделать по ходу изложения.

Все главы книги насыщены фактами ХХ столетия, биографиями и портретами разных городов СССР. А еще - «памятью сердца». Начиная от описаний семейных судеб и кончая портретами учителей и коллег, у которых учился или с которыми работал в разных городах. Родители родом из Киева; сам герой начинал учиться в Свердловске, куда семью забросила военная эвакуация. Потом одаренный юный интеллектуал поступил на теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории, где проучился 5 лет. Ему оставалось сдать только госэкзамены, когда большой «Новосибирский десант» двинулся в Ростов. «Нашего Толю» никто не собирался оставлять, и свои госэкзамены он сдавал уже в Ростовском музыкально-педагогическом институте. А буквально через месяц поступил в аспирантуру Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), намереваясь писать диссертацию об эстетике Мусоргского и образе народа в операх «Борис Годунов» и «Хованщина».

Будучи успешным доцентом, профессором, проректором по научной работе, он сделал все возможное и невозможное, чтобы преобразовать свой вуз в Ростовскую консерваторию имени С.В. Рахманинова. Параллельно А.М. Цукер написал целую библиотеку книг, став «голосом» маститых композиторов Москвы.

Очень трогают первые семейные главы, а также чудесный портрет «Лии» - Л.Я. Хинчин, консерваторского наставника студента в Новосибирске, а потом и в Ростове. Так же глубоко и сердечно интерпретирует автор личность своего Ленинградского шефа - профессора А.Н. Сохора - научного руководителя диссертационной работы, написанной в заочной аспирантуре Ленинградской театральной академии. Эту триаду портретов «закруг-

Рецензия Review

ляет» очерк, посвященный композитору Виталию Ходошу - другу и товарищу, с которым много лет вместе работали в Ростове, создавая современную музыкальную среду обитания в городе. Это памятник молодости и той музыкальной атмосфере Ростова, которую они вместе создавали.

Анатолий Цукер открыл то, чем еще в 1920-е гг. загорелся Борис Владимирович Асафьев: образ народа в операх Мусоргского! Нужно было обладать не только огромной профессиональной интуицией, но и гражданской смелостью, чтобы в «застойные» 1970-е гг. повернуться к этой беспощадной тематике.

Шли 1970-е гг., когда не только музыковеды, но даже историки или философы не читали «веховцев»; не знали «Страницы жизни» Ф.И. Шаляпина; под замком цензуры были «Несвоевременные мысли» А.М. Горького, написанные в 1917 -1918 гг., в разоренном Петрограде. Немногие понимали, почему Дмитрий Дмитриевич Шостакович в военном Куйбышеве, сразу после легендарной премьеры Седьмой симфонии вдруг! взялся делать новую редакцию «Бориса Годунова» Мусоргского. Это была не столько необходимость новой оркестровки, сколько вглядывание в концепцию народа, созданную Мусоргским.

Арнольд Наумович Сохор - профессор Ленинградской консерватории, - был крупным эстетиком и социологом культуры ХХ столетия. Анатолий Цукер подробно анализирует теорию жанров, по Сохору. И делает очень важный вывод: жанровая концепция А.Н. Сохора - не внутри цеховая «раскладка»; не дебаты о терминах. Жанры -трансляция парадигм культуры. Передача жанрового опыта - живая пульсация опыта культуры. Как впоследствии написал М.М. Бахтин: «Жанр -память культуры».

Хотелось бы выделить особенно описанное в книге профессора Цукера перетекание кадровых потоков консерваторий по разным городам страны: Новосибирск, Магнитогорск, Ростов, Ленинград, Москва. Это - фундамент книги, как бы «подводный» сюжет. Уникальный опыт Анатолия Цукера состоит не только в том, что он уживался в разных консерваторских школах и городах. Он всегда оказывался необходим как аналитик с титаническим трудолюбием, как чуткий музыкант и гуманитарный человек, способный разговаривать с публикой.

Как правило, «консерваторский мир» ценят музыканты, а культурологи о нем почти ничего не знают. Каким был уровень нестоличных консерваторий; чем они отличались от столичных музыкальных вузов; как образовывались твор-

ческие союзы в советских городах. Как жили, как подрабатывали, чем интересовались, какую читали поэзию. Любой социолог, читая книгу А.М. Цукера «Страницы памяти», скажет, кроме всего прочего, - это уникальное исследование по кадровому составу и атмосфере российских консерваторий ХХ века.

Вторая часть книги имеет свою «сверх-задачу». В ней представлены портреты тех мастеров, творчество которых исследовал уже зрелый музыковед и профессор. Например, композитор, дирижер и всеми любимый профессор Московской консерватории Николай Раков; композитор Ми-каэл Таривердиев, звезда интеллигенции 1970-х и «автор миллионов», отдавших сердца легендарным мелодиям из фильма «Семнадцать мгновений весны»; композитор Григорий Фрид, создавший в Союзе композиторов уникальный Московский музыкальный клуб, одно из немногих пространств свободного общения в эпоху «застоя».

В этой же второй части идет обстоятельное представление программ Ростовского «Музыкального клуба». Это тоже персонаж: живой, развивающийся и, к сожалению, оставшийся в прошлом. 35 лет Ростовским музыкальным клубом руководил музыковед, профессор, проректор по науке Анатолий Цукер. Ему удалось собрать вокруг «Музыкального клуба» университетскую публику, проникнутую интересом к современным экспериментам. Несомненно, подобный «Музыкальный клуб» - огромный вклад в культуру российского города ХХ века.

Очерки второй части имеют уже совсем другой хронотоп и у них как бы другой автор. Перевешивает не прошлое, но настоящее. Пишет уже не мальчик, не студент, а зрелый мастер и коллега своих самых именитых собеседников.

И все же, именно во второй части не хватило противоречий времени. Автор не решился на «озвучивание» горьких тем ХХ столетия. Именно профессору А.М. Цукеру, с его аналитическим умом и деликатностью, такая тема была бы по плечу.

Любой творческий союз, любой театр был активным институтом двоемыслия. Разве это секрет?! Еще Булгаков обсмеял Дом Грибоедова, звуковую ассоциацию МАССОЛИТ и пр.

Тема «советского двоемыслия» могла бы громче прозвучать в трагическом рассказе о смерти Арнольда Наумовича Сохора. Драмы эпохи не хватило в его портрете.

Как всякого общественного деятеля кто-то из композиторов его сильно любил и уважал, как например, Г.В. Свиридов, посвятивший музыко-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №6, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 6, 2018

веду одно из своих лучших сочинений «Отчалившуюся Русь». К Сохору нежно относился В.П. Соловьев-Седой, благодарный за книжки о массовой послевоенной песне. Самый молодой из них - В.А. Гаврилин называл А.Н. Сохора своим учителем [2, Сохор, 1980, 1981, 1983].

Добавлю, что Ленинградский Союз композиторов той поры сделал все возможное, чтобы память А.Н. Сохора была достойно увековечена. Был издан 3-х томник его работ. Чудесное, умное и глубокое Предисловие написал один из самых уважаемых музыковедов - Марк Генрихович Арановский [2].

И еще и такой факт. В Германии книжки А.Н. Сохора издают и сегодня. Последнее издание с обзором его работ - 2014 г. Место издания - музыкальный Институт в университете имени М. Лютера, в Халле, на средства гранта по изучению «серой зоны» (неизвестной зоны) - музыкальной социологии в СССР. Думаю, что и нам когда-нибудь выпадет время заняться изучением «серой зоны» [5, Natalia Nowak, 2014].

О чем-то догадываешься в чудесных главах о композиторе, профессоре Московской консерватории Н.П. Ракове, а особенно - о М.Л. Таривердиеве. Важно было бы написать, что «двоемыслие на местах» ущемило судьбы всех столичных героев рассматриваемой книги: Н.П. Ракова, М.Л. Таривердиева, Г.С. Фрида.

Цитируем современный сайт Калуги: «о заслуженном деятеле искусств РСФСР, композиторе Николае Петровиче Ракове (1908 - 1990) в Большой Советской Энциклопедии, вышедшей в его время, не было сказано ни слова» [3, http ://www.librero.ru/author/rakov]. А потому, что дед его был богатейшим купцом дореволюционного города. И хотя отдал все до нитки, а сам остался с семьей в каморке и пошел работать продавцом, но и через полвека это родство не прощали внуку - композитору и профессору Московской консерватории.

А разве мы стали другими?! В 1987 г., в разгар перестройки, в Большом театре закрыли уже после генеральной репетиции (!) балет Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть», с участием Андриса Лиепы, Нины Ананиашвили. Постанов-щица - Вера Боккадоро оказалась в конфликте с новым начальством Большого театра. А друзья отошли в сторону: Родион Щедрин и Майя Плисецкая. И не помогло письмо Виталию Коротичу - всесильному тогда редактору «Огонька». Партитуру балета, о котором мечтал, композитор

выбросил в мусоропровод [4]. И кстати тоже, чуть не умер тогда от инфаркта.

А.М. Цукер сделал много хороших книг. И эта - последняя, 2017 года, несомненно, очень хорошая и важная. Гигантская работа: культурологическая, историческая, литературная. Открытие консерваторских, композиторских и музыковедческих миров, увы, ушедшей эпохи. Разные консерватории и города: культурные практики второй половины ХХ века.

1. Цукер А.М. Страницы памяти - события и судьбы. -М., Изд-во «Композитор», 2017. 288 с.

2. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей / сост. Ю. Капустин. Вып.1. Ленинград, «Советский композитор», 1980. 294 с.; Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Путь ученого / ред.-сост. М. Арановский. Вып.11. Ленинград, «Советский композитор», 1981. 294 с. С. 3 - 15; Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / ред.-сост. Д.Г. Дараган. Вып. III. Ленинград, «Советский композитор», 1983. 304 с.

3. История Калуги в лицах: http://www.librero.ru/author /rakov: http ://nashasreda.ru/biografiya

4. Микаэл Таривердиев. Я просто живу // Портал «Наша среда»: http ://www.nashasreda.ru

5. Nowack, Natalia. Grauzone einer Wissenschaft. Musiko-logie in der DDR unter Berucksichtigung der UdSSR. Weimar, 2014. 425 S.

Рецензия на статью М.В. Купцова «Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов»

© 2018 Л.В. Артешина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Самарского государственного социально-педагогического университета. Самара, Россия

Статья «Социально-педагогические аспекты проблемы готовности педагогов к работе с детьми мигрантов» посвящена актуальной, остро значимой проблеме современного образования. Автор выделяет затруднения, с которыми сталкивается учитель при работе в поликультурных и полиэтнических классах.

М.В. Купцова справедливо констатирует, что современная демографическая ситуация предъявляет к системе образования новые требования, обоснованно отмечая, что главным социальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.