Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Ю. В. Абдурахимова "монопрофильные города Южного Урала: проблемы и перспективы развития"'

Рецензия на монографию Ю. В. Абдурахимова "монопрофильные города Южного Урала: проблемы и перспективы развития" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ МОНОПРОФИЛЬНЫЕ ГОРОДА / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MONOTOWNS / DEVELOPMENT STRATEGIES / TERRITORY OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сёмин Александр Николаевич

В рецензии рассматриваются материалы монографии Ю. В. Абдурахимова «Монопрофильные города Южного Урала: проблемы и перспективы развития» и отмечается актуальность, значимость данного исследования. В решении комплекса проблем развития малых депрессивных городов определен корректный выбор проектной парадигмы устойчивого развития, проблемы модернизации градообразующих предприятий и создания новых «точек роста» в депрессивных городах, источники дохода и осуществления активных действий по развитию экономики, перспективы развития монопрофильных городов в условиях новых трендов мировой экономики. Материалы монографии можно считать основой для дальнейшего развития идей организационно-экономического управления территорий данного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Yu.V. Abdurakhimov’s monograph “South Ural monotowns: problems and prospects of development”

The review considers Yu.V. Abdurakhimov’s monograph “South Ural monotowns: problems and prospects of development” and emphasizes the topicality of the study. To solve the problems of developing small depressed towns, the author outlines the correct choice of the project paradigm for sustainable development, the problems of modernizing cityforming enterprises and creating new “growth points” in depressed towns, sources of income and actions for developing economy, prospects for developing monotowns in the context of new global economy trends. The monograph materials can be considered the basis for developing the ideas of organizational and economic management of such territories.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Ю. В. Абдурахимова "монопрофильные города Южного Урала: проблемы и перспективы развития"»

Для цитирования: Сёмин А. Н. Рецензия на монографию Ю. В. Абдурахимова «Монопрофильные города Южного Урала: проблемы и перспективы развития» // Социум и власть. 2018. № 6 (74). С. 128—134.

УДК 332.1

рецензия на монографию

ю. в. абдурахимова «монопрофильные

города южного урала:

проблемы и перспективы развития»

Сёмин Александр Николаевич,

Уральский государственный университет, директор Института мировой экономики, заведующий кафедрой стратегического и производственного менеджмента, доктор экономических наук, профессор, Академик РАН.

Российская Федерация, 620144, Екатеринбург, переулок Университетский, 7. E-mail: aleks_ural_55@mail.ru

Аннотация

В рецензии рассматриваются материалы монографии Ю. В. Абдурахимова «Монопрофильные города Южного Урала: проблемы и перспективы развития» и отмечается актуальность, значимость данного исследования. В решении комплекса проблем развития малых депрессивных городов определен корректный выбор проектной парадигмы устойчивого развития, проблемы модернизации градообразующих предприятий и создания новых «точек роста» в депрессивных городах, источники дохода и осуществления активных действий по развитию экономики, перспективы развития монопрофильных городов в условиях новых трендов мировой экономики. Материалы монографии можно считать основой для дальнейшего развития идей организационно-экономического управления территорий данного типа.

Ключевые понятия: малые монопрофильные города, стратегии развития, территории опережающего социально-экономического развития.

Стратегической целью развития малых монопрофильных городов Южного Урала является выход их из состояния депрессии на траекторию устойчивого развития.

Относительно низкий уровень технологического развития промышленного комплекса в рамках границ данных территорий, наличие обостренных проблем социально-гуманитарного плана (от демографии до экологии)определяет основную проблему территорий такого типа — стагнация производственной деятельности градообразующих предприятий, снижение уровня доходов субъектов, доходов населения, рост уровня безработицы, потеря инвестиционной привлекательности.

Для достижения цели развития монопрофильных городов следует формировать новые подходы и методы к решению возникающих конкретных прикладных задач, определять новые возможности для реализации долгосрочных траекторий развития.

В рецензируемой работе этим вопросам уделено значительное место и внимание автора.

Принципиальным моментом в решении всего комплекса проблем развития малых депрессивных городов, требующих поиска эффективных стратегий их выхода на траекторию устойчивого развития, автор определяет корректный выбор проектной парадигмы (общий подход и основные принципы формирования антикризисной стратегии, целевые ориентиры, методы и прикладной инструментарий для достижения активного результата). Справедливо определение автором методологии перепроектирования и соответствующих подходов ее реализации, не предполагающих отказа от существующего опыта городов в решении ряда задач.

Неравномерность развития различных сегментов социально-экономической структуры рассматриваемых городов диктует необходимость решения задачи с комбинированным использованием принципов улучшения и перепроектирования систем, что достаточно обосновано автором в рецензируемой работе. Социально-экономическая среда малого монопрофильного города должна формироваться на принципах перепроектирования в целом в сочетании с принципом улучшения в частных аспектах его развития.

Предлагаемая монография посвящена решению этой задачи в плане теоретического и методологического обеспечения поисков рациональных траекторий разви-

тия городов, разработки необходимого прикладного инструментария.

Цель монографии — поиск перспективных, реально возможных в существующих условиях и надежных стратегических решений, обеспечивающих выход малых монопрофильных городов Южного Урала из состояния социально-экономической депрессии на траекторию устойчивого развития, — аргументирована и обоснована.

Объектом исследования в монографии является группа из пяти малых монопрофильных муниципальных образований Челябинской области, имеющих наиболее сложную социально-экономическую ситуацию (городские округа — Верхний Уфалей, Карабаш и Усть-Катав, муниципальные районы — Нязепетровский и Ашинский), практические решения рассматриваются по Верхнему Уфалею.

В качестве информационной основы исследования автор использует открытые источники статистических данных, результаты исследований российских и зарубежных авторов.

В рамках общего для монографии системного подхода в решении задач использованы экспертный, социологический, сравнительный, факторный, системный, структурный и морфологический анализ, синтез, результаты лучших мировых и российских практик управления развитием города.

Базовые принципы системного подхода, логика и анализ существующей практики выполнения научных работ данного типа, цель и конкретные задачи исследования определили структуру монографии.

В первой главе «Монопрофильные города Южного Урала: специфика и основные тренды формирования экономики, проблемы развития» представлены результаты ретроспективного анализа изменения социально-экономических показателей пяти малых монопрофильных городов Южного Урала, находящихся в депрессивном состоянии. Ретроспективный анализ социально-экономического развития сосредоточен на факторах и причинах депрессивного развития монопрофильных городов и муниципальных районов в Челябинской области (категория территорий, имеющих наиболее сложное социально-экономическое положение).

Все рассматриваемые в данном исследовании территории относятся к классу старопромышленных, а их развитие и функционирование экономики осуществляет-

ся за счёт деятельности градообразующих предприятий.

Более глубокий и детальный анализ динамики основных социально-экономических параметров развития определил тенденции сокращения численности населения в рассматриваемых территориях, причины миграции в более крупные города региона. Вместе с тем автор отмечает, что положительные тенденции и перспективы изменения миграционного прироста населения в перспективе могут привести к формированию положительного миграционного прироста.

На протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается рост номинальной заработной платы во всех рассматриваемых городских округах и муниципальных районах, но темпы роста номинальной заработной платы в муниципальных образованиях существенно различаются и во многом отражают ситуацию в сфере экономики. Там, где в экономике в этот период осуществлялись мероприятия по восстановлению прежних темпов роста (Карабашский городской округ, Ашинский муниципальный район), изменения заработной платы приближается к среднему росту по Челябинской области. В остальных ситуация гораздо хуже — рост номинальной заработной платы составляет 68—77 % от среднего по области.

Проблемы модернизации градообразующих предприятий и создания новых «точек роста» в депрессивных городах требуют скорейшего решения инвестиционной политики их развития. В перспективе развития инвестиционных вложений на период 2018—2020 гг. ситуация, вероятно, будет формироваться несколько иная: инвестирование будет по-прежнему иметь высокий рост в Карабашском городском округе, а в остальных рассматриваемых территориях, вероятно, величина инвестиций будет резко колебаться, что усилит важность управленческих решений в этом вопросе.

Задача сокращения количества убыточных предприятий и организаций требует значительных финансовых ресурсов, времени, изменения менталитета населения, предпринимателей и органов власти, перехода к поиску источников дохода и осуществлению активных действий по развитию новых инициатив в экономике. В этом вопросе автор отмечает важность создания благоприятной институциональной среды для реализации программ развития малого и среднего бизнеса в целях повышения качества жизни населения и условий инвестиционной привлекательности, что, в свою

очередь в перспективе усилит возможности изменения ситуации за счет собственных источников финансовых ресурсов.

Для решения экономических и социальных проблем задача реабилитации моногородов представляется весьма непростой и требует изменений экономической политики депрессивных территорий, анализа новых технологических и организационно-экономических трендов развития отечественной и мировой экономики. Крайне важным в этой связи является обобщение результатов самооценки населения социально-экономического положения городов, определение позиций и поведения в решении всех жизненно важных проблем (личное отношение). В решении данных вопросов определено особое место институциональной среды, ее развития.

Системная взаимосвязь проблем, под воздействием которой с каждым годом в данном типе поселений формируется все более острая и сложная социально-экономическая ситуация, определяет содержание второй главы — «Самооценка населением Верхнего Уфалея социально-экономического положения». В главе представлены результаты социологического исследования общественного мнения жителей города, изучение их социально-экономического самочувствия и стратегий поведения — активные действия по преодолению негативных тенденций выхода малого города из депрессивного состояния. Актуальный вопрос о приемлемых способах выхода из сложившейся ситуации и дальнейших стратегиях поведения в условиях реальной угрозы снижения уровня жизни рассмотрен достаточно подробно и заслуживает внимания. Так, треть опрошенных выбирает стратегию доживания: вторая стратегия в рейтинге — стратегия оседлости — предполагает стремление найти более высокооплачиваемую работу в Верхнем Уфалее. Ее выбирает каждый пятый респондент (21 %). Это в большей степени молодежь и респонденты в возрасте 31—50 лет, более образованные горожане, наемные работники и безработные / временно неработающие, имеющие — по самооценке — доход среднего уровня. Стратегию миграции склонны в этой ситуации рассматривать 16 % опрошенных (молодежь и среднее поколение, респонденты с высшим образованием, наемные работники, индивидуальные предприниматели и руководители организаций, учащиеся и студенты, горожане с доходом выше среднего уровня). Стратегию «отхо-

жего промысла» попытаются реализовать 13 % опрошенных (мужчины, молодежь и представители среднего возраста, наемные работники и безработные / временно неработающие, живущие за гранью бедности). К выбору стратегии вахтовика (10 %) в большей степени склонны мужчины, респонденты в возрасте 31 —50 лет, наемные работники и безработные/временно неработающие, имеющие доход ниже среднего уровня. К выбору стратегии протеста при дальнейшем снижении уровня жизни в городе готовы 8 % респондентов, и это чаще наемные работники, имеющие доход ниже среднего уровня, среди которых минимальна доля потерявших работу вследствие закрытия ОАО «Уфалейникель». На шестом месте — стратегия предпринимательства (6 %), которую чаще выбирает молодежь и представители среднего возраста, более образованные, наемные работники, индивидуальные предприниматели и руководители организаций, учащиеся и студенты, имеющие доход среднего и выше среднего уровня.

В рамках проведенного опроса не зафиксировано массового желания переехать в другой населенный пункт. С одной стороны, это обусловлено понятным желанием горожан сохранить сложившийся образ жизни, стремлением к стабильности. С другой стороны, возможно, эта установка провоцируется обещаниями улучшений в связи с присвоением Верхнему Уфалею статуса ТОСЭР, ожидаемым притоком инвестиций и формированием в рамках закрытого предприятия структуры — промышленный технопарк.

Исследования, результаты которых приведены в третьей главе «Управление развитием сложных социально-экономических систем: методология, российский и зарубежный опыт, возможности использования для России», посвящены поиску и выбору базовой методологии и прикладного инструментария решения поставленных задач на основе обобщения опыта выхода старопромышленных монопрофильных территорий из депрессивного состояния на траекторию устойчивого развития.

Управление социально-экономическими системами (регион, город, муниципальное образование) достаточно трудоемкий, требующий поиска новых решений процесс, когда разрабатывать и осуществлять изменения в жизнедеятельности объекта управления необходимо, ориентируясь на эффективность управления социально-экономическими процессами в условиях

высокой неопределенности, что во многом определено связанными между собой факторами: во-первых, необходимость корректной оценки ситуации с учетом всех важных ее особенностей, адекватная формулировка реально достижимых целей и корректная постановка соответствующих управленческих задач; во-вторых, выбор адекватной методологии решения поставленных задач (формирование пакета конкретных методов и алгоритмов решения задач).

Одной из наиболее эффективных базовых методологий решения задач управления сложными социально-экономическими объектами в условиях высокой и трудно прогнозируемой изменчивости внешней среды является системный подход. Рассматривая современные каноны управленческого системного подхода в отношении технологий и процедур внесения изменений в собственную структуру и собственные внутренние процессы, автор использует два возможных приема: «улучшение систем», «проектирование (перепроектирование) систем».

Автор справедливо определяет, что два варианта внесения изменений вфункциони-рование объектов управления — на принципах улучшения и проектирования — являются различными, но не альтернативными и могут, а часто и должны одновременно использоваться для различных элементов одной и той же управляемой системы.

Совершенствование объекта управления как сложной системы, с использованием метода проектирования, на практике сводится к решению инжиниринговых задач. При выполнении процедур перепроектирования существующего объекта управления автор рекомендует использовать свод правил эффективного управления системными изменениями, созданный на основе реальных российских и зарубежных практик.

Необходимо отметить акцент автора в основной особенности системного подхода — современная методология решения сложных задач может формировать из достаточно большого ассортимента инструментов тот набор, который, возможно, единственным и наилучшим образом подходит к решению конкретной задачи, учитывая при этом необходимость проведения дополнительных масштабных и сложных исследований.

Первый и, вероятно, наиболее важный вывод, который следует сделать по результатам анализа российского и зарубежного опыта по выходу монопрофильных горо-

дов из кризисной ситуации, состоит в следующем: возможности, перспективы и результаты развития в целом, и социальной сферы в частности, прежде всего, определяются состоянием экономики в этих субъектах. Значимость факторов — размер территории, наличие природных ресурсов, численность населения,уровень финансового потенциала территории — безусловно, не исчезает. Автор справедливо отмечает при этом, что неизбежное и закономерное развитие человеческого капитала предопределяет рост важности позиции и уровня активности местного сообщества в решении вопросов развития территорий и городов.

В условиях растущей глобализации экономики государство сохраняет роль источника финансового обеспечения проектов развития территорий. В монографии подчеркнуто возрастание значения государства в обеспечении инфраструктурной, юридической и внешнеполитической поддержки проектов градообразующих предприятий, ориентированных и обеспечивающих повышение качества жизни населения, его благосостояние.

Экономика создания гибких сетевых предприятий формирует совершенно новые возможности для развития малого и среднего производственного бизнеса. Ключевым элементом стратегии развития в данном случае может быть, по мнению автора, встраивание предприятий малых городов в глобальные технологические цепочки создания добавленной стоимости. Это справедливо.

Конечным и важным с точки зрения прикладного использования является материал четвертой главы «Перспективы развития монопрофильных городов в свете новых и технологических и организационно-экономических трендов мировой экономики», в которой рассматриваются различные варианты выхода монопрофильных старопромышленных городов Южного Урала на траекторию устойчивого развития в свете современных технологических и организационно-экономических трендов российской и мировой экономики.

Первая группа траекторий развития заключает в себе все возможные пути, основанные на улучшении традиционных сегментов городской экономики за счет развития — «развитие от достигнутого» (стратегия улучшения объекта управления).

Вторая группа траекторий развития базируется на предположении о допустимости

СоЦИУМ И влАСть № 6 (74) 2018

131

прогнозирования развития ситуации во внешней среде объекта управления (целенаправленное использование возникающих возможностей внешнего мира) — «развитие от возможного» — стратегия системного проектирования объекта управления.

Управление развитием малых моногородов, оказавшихся в настоящее время в состоянии депрессии, содержит ряд специфических отличий и требует именно особых управленческих подходов, рассмотрения условий, возможностей и перспектив проведения эффективных социально-экономических преобразований. Автором предпочтение отдано прикладным вопросам и решениям, ориентированным на практические задачи. Особое внимание занимает анализ взаимосвязи между текущими условиями и возможностью возвращения к парадигме индустриального развития на новом технологическом уровне. Одно из самых очевидных направлений выхода из структурного кризиса предопределяется автором необходимостью поиска новых вариантов развития на базе высоких технологий уже имеющейся горнодобывающей промышленности на Урале, использование местных конкурентных преимуществ.

Помимо сложных вопросов экономической оценки производственных затрат и прогнозирования финансовых результатов в монографии затрагивается проблема социальной ответственности бизнеса в качестве одного из ключевых условий устойчивости развития территории, важного требования модернизации управленческой муниципальной системы управления.

Таким образом, автор констатирует, что, учитывая реальное социально-экономическое положение в малых индустриальных городах Южного Урала, весьма ограниченные ресурсные возможности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, стратегия выхода из депрессивного состояния должна представлять собой набор стратегий разного уровня, имеющих различный временной горизонт осуществления, комбинированный характер, и одновременно содержать три необходимых составляющих: а) краткосрочная стратегия ухода от очевидных, значительных и реально существующих опасностей, ведущих к дальнейшему углублению кризиса (улучшение на основе инкрементальной модели развития); б) среднесрочная стратегия выхода отдельных секторов экономики городов на уровень восстановительного роста и стабилизации социально-экономического

положения, восстанавливающая привлекательность города для российских и международных инвесторов (стратегия улучшения на основе многокритериальной оптимизации по Парето); в) долгосрочная стратегия выхода на траекторию устойчивого развития (использование новых технологических и организационно-управленческих возможностей).

Перечисленные типы стратегий являются не альтернативами,а взаимодополняющими и во многих случаях они принципиально должны быть разработаны и реализованы в одном пакете, а развитие становится все более очевидным при данном условии.

Сетевая схема организации производства создает для обладающих, как правило, ограниченными материальными и финансовыми ресурсами предприятий малых индустриальных городов новые и очень выгодные возможности развития. Их стратегия может быть ориентирована на встраивание собственных производственных компетенций в уже существующие, или вновь формируемые глобальные технологические цепочки создания добавленной стоимости. Нет сомнений, что малые предприятия моногородов, стратегия которых направлена на производство уникальной, в том числе и высоко-технологичной конечной продукции, а также на развитие и встраивание собственного производства в технологические цепочки создания добавленной стоимости крупных сетевых корпораций, должны будут преодолеть значительные трудности, и не только финансовые. Прежде всего необходимо изменить менталитет собственников и наращивать управленческую квалификацию руководителей предприятий.

В эпоху глобализации значительный, устойчивый и долгосрочный успех в экономике могут обеспечить ориентация производства на экспорт конкурентоспособной продукции, качественное управление процессами разработки и реализации проектов развития, обеспечение их необходимыми ресурсами и прежде всего наращивание человеческого капитала.

Нет сомнений, что малые предприятия моногородов, стратегия которых направлена на производство уникальной, в том числе и высокотехнологичной конечной продукции, а также на развитие и встраивание собственного производства в технологические цепочки создания добавленной стоимости крупных сетевых корпораций, должны будут

преодолеть значительные трудности, и не только финансовые. Прежде всего, необходимо изменить менталитет собственников и наращивать управленческую квалификацию руководителей предприятий.

Для выхода городов с монопрофильной экономикой из состояния депрессии благоприятным фактором является возможность приобретения статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). По сути, это совершенно необходимая в сложившейся ситуации поддержка малых городов на федеральном и региональном уровне.

Привлекательность стратегии встраивания малого и среднего бизнеса в глобальные технологические цепочки, создающие добавленную стоимость, а также перспективы ее развития в будущем должны играть решающую роль в принятии положительных решений по ее использованию (создание муниципальных центров технологического развития).

Не требует особых доказательств утверждение, что перспективы развития социальной сферы монопрофильных городов в значительной мере определяются уровнем развития их экономики. Поэтому первый шаг в решении проблем моногородов заключается в решении задачи выхода из депрессивного состояния экономики и формирования плацдарма для дальнейшего экономического развития.

Из 10 главных идей разрабатываемой в Челябинской области «Стратегии-2035» следует отметить понимание важности осуществления перспективной специализации компетенций создаваемых экономических центров. Именно по отношению к ним, как сказано в Послании В. В. Путина Федеральному Собранию, «небольшие населенные пункты будут тесно интегрированы в общее социальное и экономическое пространство России».

Представленные в данной монографии результаты исследования, раскрывающие генезис и причины одностороннего развития целого ряда малых городов Южного Урала, направлены на решение именно этих задач.

Экономика малых городов России, и Южного Урала в частности, не должна ориентироваться исключительно на сохранение или воссоздание крупных предприятий полного производственного цикла, возрождающих или усиливающих приоритет в городской экономике градообразующих предприятий. Новая экономика, ориентированная на создание гибких сетевых предприятий, фор-

мирует совершенно новые возможности для развития малого и среднего бизнеса.

Органы власти малых городов и городское бизнес-сообщество должны найти возможность создания муниципальных центров технологического развития, в работе которых в качестве консультантов будут принимать участие специалисты, обладающие теми компетенциями, которых сегодня недостаточно у действующих управленцев, собственников бизнеса, а также имеющие практический опыт решения задач управления развитием сложных социально-экономических систем.

В целом можно отметить, что автору монографии удалось раскрыть процесс социально-экономического развития монопрофильных городов, описать его этапы,дать объективную оценку результатам деятельности градообразующих предприятий, выявить проблемы управления и решения их.

Наблюдающиеся сегодня многообразие факторов на территории моногородов, а также отсутствие четкой концепции вывода монопрофильных город из депрессивного состояния делают тематику монографического исследования чрезвычайно актуальной и предоставляющей широкие возможности для научного поиска:

- необходимости теоретического обобщения, развития процессов выбора стратегий развития монопрофильных городов Южного Урала;

- анализа разработанности указанных проблем в работах экономистов;

- нерешенность комплекса проблем выработки концепции развития малых городов.

Представленный в работе комплексный анализ факторов, характеристика сущности объединений усилий по выводу из депрессивного состояния, детальное изучение основных направлений формирования единого социально-экономического пространства имеет большую практическую значимость для широкого круга специалистов, разрабатывающих теоретические и практические аспекты данной темы.

Достоверность выводов, положений и рекомендаций, сформулированных в монографии, подтверждается теоретической, правовой и статистической аргументацией, базирующейся на анализе и критическом обобщении теории и практики исследуемой проблемы.

Следует особо подчеркнуть, что рецензируемую монографию выгодно отличает богатый эмпирический материал,

социум и власть № 6 (74) 2018

133

представленный в содержательной части работы, что свидетельствует о серьезном научном уровне автора исследования.

Монография рассчитана на широкий круг специалистов в сфере региональной и национальной экономики, руководителей администраций и специалистов-практиков, решающих задачи управления развитием сложных социально-экономических систем, в том числе малых городов и муниципалитетов.

Монография имеет высокий научный уровень, при этом написана языком, доступным и понятным широкому кругу читателей. Изложенный в ней материал может быть использован для учебной, преподавательской работы, а также послужить основой для дальнейшего исследования.

For citing: Semin A.N.

Review of Yu.V. Abdurakhimov's monograph "South Ural monotowns: problems and prospects of development" // Socium i vlast' 2018. № 6 (74). P. 128—134.

UDC 332.1

review

of yu.v. abdurakhimov's monograph

"south ural monotowns: problems and prospects of development"

Aleksander N. Semin,

Ural State University,

Director of the Institute of World Economy,

Head of the Department Chair of Strategic

and Production Management,

Doctor of Economics, Professor,

Member of the Russian Academy of Sciences.

Russian Federation,

620144, Yekaterinburg, pereulok Universitetsky, 7. E-mail: aleks_ural_55@mail.ru

Abstract

The review considers Yu.V. Abdurakhimov's monograph "South Ural monotowns: problems and prospects of development" and emphasizes the topicality of the study.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

To solve the problems of developing small depressed towns, the author outlines the correct choice of the project paradigm for sustainable development, the problems of modernizing city-forming enterprises and creating new "growth points" in depressed towns, sources of income and actions for developing economy, prospects for developing monotowns in the context of new global economy trends.

The monograph materials can be considered the basis for developing the ideas of organizational and economic management of such territories.

Key concepts: monotowns, development strategies,

territory of advanced socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.