УДК 94(470.55/.58) «18/19»
ББК Т3(2Р36)52-289 + Т3(2Р36)52-7
DOI: 10.14529/ssh170217
рецензия на монографию в. с. толстикова, а. ю. ерыкалиной «южноуральские горожане В эпоху культуры модерна (на рубеже Х1Х—ХХ вв.)»1
В. Г. Тищенко
В рецензии отмечается, что модернизационные процессы, имевшие место в России на рубеже XIX—XX столетий, активизируются и на Южном Урале, когда не только столичные, но и провинциальные города становятся форпостами цивилизации. Показано, что в исследуемый период происходили существенные сдвиги в материальной культуре, быстро росла численность городского населения, складывалась и формировалась досуговая сфера в городах, наблюдались многочисленные положительные изменения в повседневной культурной жизни южноуральских горожан. Дана оценка источниковой базы монографического исследования. В рецензии подчеркивается, что данная работа представляет собой оригинальное историческое исследование, посвященное актуальной исследовательской проблеме, имеющей теоретическое и научно-практическое значение. Высокой оценки заслуживают материалы монографии, в которых раскрываются формы, содержание и основные тенденции культурной активности городского населения Южного Урала в эпоху модерна.
Ключевые слова: культура, модернизация, южноуральские горожане, социокультурное пространство, краеведческая деятельность.
Социально-экономические и политические трансформации, происходящие в современном российском обществе, во многом аналогичны тем процессам и тенденциям, которые происходили в России на рубеже XIX—XX вв. Поэтому стремление авторов монографии изучить новации и традиции повседневной культурной жизни, особенности формирования социокультурного пространства, основные тенденции и перемены в культуре южноуральских горожан в эпоху модерна заслуживают одобрения и поддержки.
Выбранная тематика привлекательна также и в связи с ситуацией, сложившейся в региональной историографии, так как, в отличие от в основном аграрной Российской империи, Урал в исследуемый период был старопромышленным районом, и горнопромышленная история стала ведущей темой уральской исторической науки, оттеснив изучение истории других городов на второй план.
сравнительно небольшая и компактная, всего 183 страницы, монография В. С. Толстикова и А. Ю. Ерыкалиной представляет собой обобщающий труд по истории культурной жизни городского социума Южного Урала в период рубежа XIX— XX вв., который многие исследователи выделяют как отдельный, особый этап в истории России.
Источниковая база представленной работы является обширной и убедительной, включает различные типы источников, в том числе и те, которые впервые вводятся в научный оборот. Их основу составляют материалы фондов двух центральных и пяти местных архивов. Кроме того, в монографии использованы опубликованные документы, справочные издания. Многочисленные и
1 Толстиков, В. С., Южноуральские горожане в эпоху культуры модерна (на рубеже XIX—XX вв.) : монография / В. С. Толстиков, А. Ю. Ерыкалина. — Челябинск : Изд-во ЧГИК, 2016. — 183 с.
разнообразные источники, материалы исторической и краеведческой литературы позволили авторам нарисовать широкую панораму культурной жизни южноуральских горожан, сделать содержащиеся в монографии правильные научные выводы.
В первой главе «Новации и традиции культурной жизни южноуральского городского населения» обобщен значительный практический материал, характеризующий изменения в социально-культурном пространстве, усложнение инфраструктуры, развитие дорожной сети, появление новых современных скоростных видов транспорта и средств связи, использование электричества в качестве источника энергии, складывание в целом современного по тому времени социокультурного пространства, особенно в крупных городах.
В этой главе значительное внимание уделяется происходившим трансформациям в сфере досуга, зрелищной культуры, популярность которой росла среди горожан. Рассмотрев возникновение и функционирование народных домов и клубов, «вокзалов» (вокальных залов), театров, кино и цирка В. С. Толстиков и А. Ю. Ерыкалина справедливо называют их площадками для организации культурного времяпрепровождения городских жителей. Они показывают, что театр превратился не только в новый демократический вид искусства, но и воспитывал «своего» зрителя, для которого становились более понятны спектакли со сложной режиссурой, образностью и который по своему уровню приближался к более требовательной столичной публике.
Значительный интерес представляют материалы монографии, оценки ее авторов о новых явлениях, характеризующих культурную жизнь и быт южноуральских городов в конце XIX — начале XX вв. Речь здесь идет, прежде всего, о формировании культуры чтения, расширении роли печати и распространении книг, участии горожан в благотворительной деятельности, развитии физкультуры
рецензия
и пропаганда здорового образа жизни. важными атрибутами городской культуры в исследуемый период становится демонстрация новых стандартов красоты, связанных с модной одеждой, сшитой по европейскому образцу. в то же время отмечается, что в одежде большей части городского населения четко прослеживалась сословная и национальная принадлежность, а также профессия человека.
На основе анализа многочисленных источников авторы не ограничиваются положительными оценками изменений в городской культуре и быта в условиях модернизации. Факты, приводимые в рецензируемой работе, свидетельствуют о том, что город с его враждебной маргинальной средой приводил к ломке традиционного образа жизни горожан, способствовал росту девиантных социальных явлений в обществе: проституции, пьянству, бандитизму, распространению азартных игр. Интересен вывод о том, что для борьбы с этими негативными явлениями, наряду с полицией и системой запретов, использовались в то время и культурные средства, а именно разумные развлечения.
во второй главе «художественно-просветительная и краеведческая деятельность в южноуральских городах» реконструируется участие педагогической, художественной и музыкальной интеллигенции в повышении культурного уровня горожан. Анализируются процессы, характеризующие рост тяги населения к просвещению, увеличение числа учебных заведений и учащихся в регионе, появление и функционирование разного рода курсов повышения квалификации педагогов и их роль в просветительной деятельности в городах. Изученные документы позволили авторам утверждать, что наряду с педагогами широкую поддержку народному просвещению, городской культуре оказывали имущие слои населения, прежде всего предприниматели, а также образованные горожане, оказавшие заметное влияние на приобщение южноуральцев к литературе и научным знаниям, развитие их художественных вкусов.
во втором параграфе этой главы освещаются новые формы изобразительного (выставочная деятельность, школы с художественным уклоном,
студийные формы объединения художников) и музыкального искусства (вокальные кружки и хоровые общества, пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание шарманки и граммофонных пластинок), также фотография, которая проникала в культурную жизнь и становилась ее неотъемлемой частью. Авторы монографии выявляют характерную для провинциальных общественных объединений и любительских коллективов того времени синкретичность, т. е. занятие одновременно несколькими видами искусства и указывают на то, что музыкальная и художественная культура сделала культурную жизнь горожан более насыщенной и интересной.
в монографии показано и развитие краеведческого движения, которое прошло путь от филиалов столичных обществ, до организации своих, провинциальных, а также возникновение в связи с этим городских музеев, регионального туризма, увеличение числа местных специалистов в области изучения истории, полезных ископаемых, флоры и фауны в крае. все это являлось свидетельством тому, что восприятие южноуральской истории и культуры становилось ценностями, которые необходимо сохранить и передать следующим поколениям.
Одним из важных достоинств работы следует считать достаточно убедительные выводы авторов, подкрепленные фактическими данными, о создании в городах в изучаемый хронологический период социокультурной среды, во многом адекватной запросам времени.
в рецензируемом издании содержится информационно-справочный аппарат, впервые размещены фотографии, рекламные щиты и другая визуальная продукция, способствующая объективному познанию культуры южноуральских горожан в исследуемый период.
в целом монография доктора исторических наук, профессора в. с. Толстикова, кандидата исторических наук А. Ю. Ерыкалиной является актуальным и самостоятельным исследованием, вносит серьезный научный вклад в изучение культурной и социальной истории как Урала, так и России в целом.
Поступила в редакцию 15 февраля 2017 г
ТИЩЕНКО Валерий Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры профессиональной подготовки и управления правоохранительной деятельности, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Россия). E-mail: [email protected]
116
Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»
В. Г. Тищенко
Рецензия на монографию В. С. Толстикова, А. Ю. Ерыкалиной «Южноуральские горожане в эпоху культуры модерна...»
Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 2, pp. 115—117
DOI: 10.14529/ssh170217
review on the monograph «south-urals citizens in the epoch of art nouveau culture (at the turn of xix—xx centuries)» by v. s. tolstikov, a. Yu. erykalina
V. G. Tishchenko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
The review stresses that modernizing processes in Russia at the end of XIX — beginning of XX centuries were increasing in the South Urals as well when both capital cities and provincial towns were becoming civilization outposts. The authors show that within the period of time under research considerable shifts in material culture, growth of urban population were quite obvious, leisure activities sphere in cities and towns was formed. All this resulted in many positive changes in everyday cultural life of the South-Urals citizens. The reviewer appraises the source foundations of the monograph research pointing out that the given work is an original historical research disclosing an actual problem with great theoretical and scientific-practical meaning. The monograph materials concerning the forms, the content and general trends of the South Urals urban citizens' activities in the epoch of art nouveau culture should be highly appreciated.
Keywords: culture, modernization, South-Urals citizens, social-cultural environment, local history activity.
Received February 15, 2017