СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 378(09)
А. Ю. Ерыкалина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.
Рассматривается вклад педагогических курсов в развитие системы образования на Южном Урале в конце XIX - начале ХХ в. Освещается деятельность органов местного самоуправления в вопросах организации и финансирования городских образовательных мероприятий. Приведены данные об инициативах педагогов в деле совершенствования своей профессиональной квалификации и повышении эффективности работы южноуральских учебных заведений в целом.
Ключевые слова: педагогические курсы, образование, повышение квалификации, интеллигенция, Южный Урал
Как известно, на рубеже столетий в России формируется система начального образования, благодаря которой создается прочная основа для дальнейшего распространения просвещения, знаний в социуме. Под воздействием модернизации в стране расширяется сеть учебных заведений, возникает педагогическое движение, и в его рамках обсуждаются вопросы: всеобщего начального обучения, создания учительских объединений, организации педагогических съездов, повышения квалификации и др. [13, с. 26]. В связи с этим все более актуальными становятся проблема укомплектования учебных заведений педагогическими кадрами, а также сам процесс подготовки необходимых специалистов.
В рассматриваемый период количество университетов было небольшим, да и располагались они преимущественно в европейской части империи, ближайшим к Южному Уралу был Казанский университет. Следовательно, возможности получения высшего образования для основной части южноуральцев и жителей восточных территорий страны были крайне незначительны. Выход из этой ситуации нашли - повсеместно стала внедряться практика использования повышения квалификации преподавателей при помощи педагогических съездов, курсов, классов и др. Педагогические курсы приобрели популярность в силу своей доступности практически для любого, кто хочет повысить свой образовательный и
культурный уровень, и многие учителя эффективно этим пользовались [14, с. 315].
Курсы были как местного, так и столичного уровня. «В 1907 году в России действовали 112 педагогических курсов...» [14, с. 77]. Обычно в их подготовке принимали участие различные городские организации и ответственные лица, например, управа, инспектора народных училищ и др. Сообща удавалось найти необходимое помещение, оборудование для учащихся и тому подобное, вследствие чего экономились городские средства. Например, в Челябинске организаторами курсов часто выступало Челябинское общественное собрание, которое бесплатно предоставляло помещение, Народный дом - мебель, а городские власти выделили общежитие для иногородних курсантов [4, л. 9]. Таким образом, в рамках сотрудничества наиболее полно удавалось использовать городские ресурсы.
Необходимо отметить, что и главный вопрос - обеспечение курсов компетентными лекторами также решался на городском уровне. Ими обычно выступали «местные педагогические силы» [6, л. 3]. Хотя были случаи, когда в качестве лекторов приглашали людей без педагогического образования. Например, лекторами высших оренбургских курсов стали заведующий городскими электрическими станциями Яновский и присяжный поверенный кандидат прав Я. Д. Горчаков [1, л. 89].
147
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. Ю. Ерыкалина
Педагогические курсы в системе образования на Южном Урале в конце XIX - начале ХХ в.
В результате, осознавая острую необходимость курсов, органы местного самоуправления прилагали большие усилия для их организации. Например, Челябинское земство, испытывая дефицит средств, брало кредит, используя разные источники, в том числе и пособия казны [6, л. 9].
Подчас курсы открывались при учебных заведениях, как, например, произошло в 1906— 1907 учебном году при Златоустовской мужской прогимназии. Они были одногодичными, учебные занятия разделялись на теоретическую и практическую части. Лекторами выступали преподаватели гимназии, а также приглашенный учитель-инспектор местного городского училища Н. Быков. На теоретических занятиях изучались общеобразовательные предметы, что способствовало расширению объема имеющихся знаний слушателей [2, л. 403]. Практическая часть посвящалась методике преподавания и развитию педагогических навыков. Обучение на курсах было бесплатным. Ежегодно министром народного просвещения для их обеспечения выделялась одна тысяча рублей [Там же, л. 403об.].
Педагогические курсы проводились в то время во многих губернских центрах, в том числе и в Оренбурге. Они отличались более высоким уровнем организации и финансирования, а также разнообразием программ. Например, в 1914 г. с 1 июня по 1 июля состоялись Оренбургские краткосрочные педагогические курсы. По смете на их проведение было выделено 9000 рублей [5, л. 4об.]. На курсах обучались 210 слушателей (100 человек из Оренбурга, 50 из Оренбургского уезда и 60 из прочих пяти земских единиц) [7, л. 3].
Программа курсов отличалась обширностью, включала значительный объем учебного материала. Лекции читались по следующим предметам: экспериментальной педагогике и психологии, методике объяснительного чтения, преподаванию истории в начальной школе, выразительному чтению, методике преподаванию географии, арифметики, природоведения, рисования, пения. Проводились беседы по организации учебных экскурсий и внешко-
льных чтений, значительное внимание уделялось изготовлению простейших наглядных пособий. Преподавали на курсах городской санитарный врач И. Д. Дегтярев и школьный санитарный врач Никулин, которые читали лекции об алкоголизме, туберкулезе и школьной гигиене. Местом проведения стало Первое мужское Гоголевское училище [7, л. 5].
Помимо повышения квалификации, программа предусматривала несколько культурных мероприятий, таких как посещение музея, выставки литературы, различные экскурсии, в том числе практические занятия по естествознанию, работа на детской площадке [Там же, л. 4об.]. Таким образом, кроме удовлетворения образовательных целей, уделялось внимание и культурному развитию педагогов.
Архивные материалы свидетельствуют о том, что имелся ряд дисциплин (выразительное чтение, методика преподавания географии в начальной школе, методика природоведения, вопросы организации учебных экскурсий, практические занятия по естествоведению, изготовлению приборов и наглядных пособий), для чтения которых долгое время не могли найти квалифицированных преподавателей [Там же, л. 7]. Данное положение дел свидетельствует о дефиците необходимых специалистов даже в губернском центре, что отрицательно сказывалось на развитии южноуральской системы образования в целом.
Необходимо отметить важный факт: на рубеже столетий развитие системы образования происходило во многом благодаря совместным усилиям городских властей, стремлению населения получить образование, а также желанию педагогов улучшить собственную квалификацию. Все это находит свое подтверждение во многих архивных материалах. Например, наблюдались случаи, когда педагоги повышали профессиональный уровень по собственной инициативе, как, например, учительница челябинского Первого смешанного городского начального училища К. К. Малкова, самостоятельно поступившая на Высшие женские курсы в Москве [9, л. 4]. Преподаватель А. Ф. Сурьянинова посещала
148
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. Ю. Ерыкалина
Педагогические курсы в системе образования на Южном Урале в конце XIX - начале ХХ в.
кратковременные педагогические курсы в Миассе (1901 г.), Челябинске (1903 г.), Москве (1908 и 1912 гг.) [11, л. 6].
Несмотря на усилия в деле повышения квалификации педагогов все же ощущалась заметная разница в этом отношении между городскими и сельскими преподавателями. Если к 1914 г. штат школ в городах в основном был укомплектован квалифицированными для того времени специалистами, то в уездах дела обстояли сложнее. Во многом это объясняется неодинаковым образовательным цензом педагогов городских и сельских учебных заведений. «Первые почти все обладают средним общим или специальным образованием, между тем, среди последних весьма редко встречаются лица, окончившие среднее учебное заведение» [7, л. 2]. Понимая всю сложность ситуации, городские педагоги подчас безвозмездно и по личной инициативе передавали знания и опыт своим коллегам, работающим в сельской местности - посредством проведения уроков в праздничные дни [8, л. 24]. Были случаи, когда деревенские преподаватели работали практикантами при городских учебных заведениях. Таким образом, городские педагоги принимали посильное участие в транслировании знаний и повышении квалификации своих сельских коллег.
Обучение в исследуемый период было крайне востребованным, следовательно, возникала необходимость в педагогах, которые могли дать не только минимальный багаж знаний, но и, что немаловажно, повысить уже имеющийся уровень образования южноуральцев. В ряде случаев в учебные заведения обращались высокопоставленные служащие с просьбой организовать им индивидуальные уроки. Так, в 1908 г. помощник управляющего Златоустовского завода горный инженер Н. П. Калугин просил местное техническое училище давать ему уроки минералогии [3, л. 47].
Характерно, что некоторые педагоги вносили важные изменения в учебные программы, которые позволяли давать учащимся дополнительные знания и навыки. Например, в Челябинске в 1913-1914 учебном году были введены уроки ручного труда при пятом мужском и втором женском училищах - классы по корзино-
плетению, а при четвертом мужском училище -по изделиям из дерева и кожи [12, л. 156об.].
Одним из положительных моментов развития системы образования на Южном Урале стало и повышение статуса некоторых учебных заведений. Нередко инициаторами этого процесса выступали сами педагогические коллективы. Такой прецедент имел место в Златоустовском ремесленном училище, когда в 1907 г. его инспектор был командирован в Санкт-Петербург для ходатайства перед Министерством народного просвещения о преобразовании учебного заведения в среднее механико-техническое училище с низшей при нем ремесленной школой по слесарному ремеслу [10, л. 10.]. Данная инициатива оказалась очень полезна для южноуральского образования, потому что в городах горнозаводской зоны и особенно там, где пролегал Транссиб, были очень востребованы рабочие технических специальностей.
В заключение необходимо отметить, что педагогические курсы стали наиболее эффективным средством для повышения квалификации южноуральских преподавателей. Это произошло по ряду причин: во-первых, организовывались они во многих южноуральских городах, что способствовало привлечению к участию на курсах значительного количества провинциальных преподавателей. Во-вторых, они проводились на местной базе, которая не требовала значительных затрат для городских властей, что позволяло последним открывать курсы по мере их необходимости. В-третьих, повышение квалификации преподавателей содействовало их более активной общественной позиции, что нашло свое отражение в совершенствовании учебной программы, повышении статуса учебных заведений, а также трансляции знаний в общество и других инициативах, благотворно влияющих на просвещение южноуральского социума.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что педагогические курсы внесли значительный вклад в развитие системы образования, повышение профессиональной квалификации южноуральских преподавателей и формирование местной прослойки педагогической интеллигенции в начале ХХ в.
149
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)
А. Ю. Ерыкалина
Педагогические курсы в системе образования на Южном Урале в конце XIX - начале ХХ в.
1. Государственный архив Оренбургской области. Ф. 10. Оп. 1. Д. 283.
2. Златоустовский городской архив. Ф. И-11. Оп. 1. Д. 490.
3. Златоустовский городской архив. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 1558.
4. Объединенный государственный архив Челябинской области (далее ОГАЧО). Ф. И-9. Оп. 1. Д. 16.
5. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 22.
6. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 29.
7. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 30.
8. ОГАЧО. Ф. И-36. Оп. 1. Д. 11.
9. ОГАЧО. Ф. И-36. Оп. 1. Д. 16.
10. ОГАЧО. Ф. И-180. Оп. 1. Д. 3.
11. ОГАЧО. Ф. Р-752. Оп. 1. Д. 56.
12. ОГАЧО. Ф. Р-874. Оп. 1. Д. 35.
13. Полуказакова, Е. А. Развитие педагогических идей повышения квалификации учителей в России во второй половине XIX - начале ХХ в.: дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Полуказакова. - Москва, 1996. - 225 с.
14. Сучков, И. В. Учительство России в конце XIX - начале ХХ века : дис. ... д-ра ист. наук / И. В. Сучков. -Москва, 1995. - 126 с.
Сдано 09.12.2013 A. Yu. Erykalina
TEACHER TRAINING COURSES IN THE EDUCATION SYSTEM IN THE SOUTHERN URALS
IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES
Abstract. The article discusses the contribution of teacher training courses in the development of education in the Southern Urals in the late XIX - early XX centuries. Highlights the work of local authorities in the organization and financing of urban educational activities. The data on the initiatives of teachers in improving their professional skills and improving the effectiveness of schools in the South Urals whole.
Keywords: teacher training courses, education, advanced training, intelligency, the South Urals
References
1. Gosudarstvennyj arhiv Orenburgskoj oblasti [State Archive of the Orenburg region]. F. 10 . Op. 1. D. 283.
2. Zlatoustovskij gorodskoj arhiv [Zlatoust city archive]. F. I-11. Op. 1. D. 490.
3. Zlatoustovskij gorodskoj arhiv [Zlatoust city archive]. F. I-20. Op. 1. D. 1558.
4. Ob'edinennyj gosudarstvennyj arhiv Cheljabinskoj oblasti (dalee OGAChO) [Joint State Archive of the Chelyabinsk region (hereinafter CSAChR)]. F. I-9. Op. 1. D. 16.
5. OGAChO [CSAChR]. F. I-9. Op. 1. D. 22.
6. OGAChO [CSAChR]. F. I-9. Op. 1. D. 29.
7. OGAChO [CSAChR]. F. I- 9. Op. 1. D. 30.
8. OGAChO [CSAChR]. F. I-36. Op. 1. D. 11.
9. OGAChO [CSAChR]. F. I-36. Op. 1. D. 16.
10. OGAChO [CSAChR]. F I-180. Op. 1. D. 3.
11. OGAChO [CSAChR]. F. R-752. Op. 1. D. 56.
12. OGAChO [CSAChR]. F. R-874. Op. 1. D. 35.
13. Polukazakova, E. A. Razvitie pedagogicheskih idej povyshenija kvalifikacii uchitelej v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. [Development of pedagogical ideas of teacher training in Russia in the second half of XIX - early XX century]: dis. ... cand. Ped. science / E. A. Polukazakova. - Moscow, 1996. - 225 p.
14. Suchkov, I. V. Uchitel'stvo Rossii v konce XIX - nachale XX veka [Magisterium Russia in the late XIX - early XX century]: dis. ... dr. Hist. science / I. V. Suchkov. - Moscow, 1995. - 126 p.
Received 09.12.2013
150
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)