КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
РЕЦЕНЗИЯ на монографию В. К. Сенчагова «Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность»
(Москва, издательство «Анкил»)
В монографии содержится обобщение результатов исследований, проведенных В. К. Сенчаговым в период с 1970-х гг. по настоящее время, результаты которых были изложены в ряде публикаций. Читая их, видишь в них своеобразную энциклопедию российской экономической жизни во всех ее проявлениях. Надо иметь большую смелость для того, чтобы выставить работы прошлых периодов экономической жизни страны, не лишенных и заблуждений и в чем-то наивных представлений (какими они нам кажутся сейчас), но, надо сказать, и прозрений и дальновидных предложений, которые, будь они в то время должным образом оценены и восприняты, может быть, предотвратили бы многие наши сегодняшние беды. Более того, автор показывает, что не стоит считать, что идеи, рожденные в доперестроечной экономике, не подходят к рыночной экономике. В связи с этим представляет интерес анализ попыток реформ, совершавшихся в 1960-е и 1970-е годы: внедрения хозрасчета в практику деятельности предприятий и увеличения степени их самостоятельности. К сожалению, эти начала создания рыночных условий в плановой экономике не получили в свое время развития. А ведь это дало бы шанс для отечественной экономики пойти по пути формирования рыночного социализма, избегнув катаклизма в начале 1990-х годов с их шоковой терапией, разбалансированностью финансовой и экономической системы и возникновения олигархического капитализма.
Очень большой интерес вызывает авторский анализ взаимоотношений государства и предприятий, при которых, с одной стороны, государство сохраняет свои функции собственника средств производства, но отдавая предприятиям основные фонды в аренду, позволяет им вступать в экономические отношения между собой. Такого рода государственная экономическая политика, как показано в главе 2, успешно проводилась в период нэпа. В. К. Сенчагов еще в 1970-е гг. осмысливал, по существу, возможности активизации экономической деятельности в рамках социалистических отношений в форме «государственного капитализма».
Весьма полезные уроки можно извлечь из главы 3, где обсуждается роль амортизационного фонда как составляющей воспроизводства основных фондов. В этой главе показаны пути использования категорий норм выбытия и норм амортизации на реновацию в перспективном планировании фонда накопления и финансовых ресурсов. Не оттого ли болезнью современной экономики России является слабая инновационная активность и то, что амортизационные отчисления в значительной степени используются нецелевым образом?
Также серьезного внимания заслуживает обоснованное анализом экономических и финансовых показателей работы предприятий в 1971—1973 гг. предложение о целесообразности применения механизма ускоренной амортизации в условиях роста цен на оборудование, опережающего повышение полезного производственного эффекта. Думается, что глубина анализа самой структуры амортизационного фонда, раскрытие его сущности сохраняют свою актуальность и в наше время. В связи с этим стоит процитировать гл. 4 (с. 182): «Ускоренная амортизация создает более благоприятные финансовые возможности для ранней замены оборудования новым, более производительным и тем самым способствует постоянному обновлению действующих основных фондов».
Во втором разделе книги обсуждаются идеи, рожденные стремлением к реформированию «буксующей» экономики путем сочетания централизованного планирования и самостоятельности предприятий, административных и экономических методов управления. И здесь интересно данное В. К. Сенчаговым обоснование необходимости обеспечения сбалансированности плана по
всей цепочке договорных отношений от производителя к потребителю (гл. 7, с. 314), направления доли материальных и производственных ресурсов в фонды экономического стимулирования.
Стремление к совершенствованию методов управления экономикой обратило внимание В. К. Сенчагова на опыт Китая, где в 1980-е годы начались реформы и опыт стран — членов СЭВ, который автор рассматривает в гл. 8. В связи с этим уже в середине 1980-х годов В. К. Сенчагов активно занимался изучением закономерностей формирования спроса на внутреннем и внешних рынках, что явилось первым шагом к освоению рыночных механизмов хозяйствования. В главе 9 рецензируемой книги излагаются попытки найти новые формы управления экономикой: предоставление широких прав предприятиям, обсуждение проекта закона о государственном предприятии и роли госзаказов в планировании деятельности предприятий. В связи с этим и сейчас сохраняют свою ценность предложения, в выработке которых принимал участие автор монографии, такие как ликвидация многочисленных ограничений и запретов на повседневную деятельность предприятий с сохранением нормативов длительного действия (гл. 9, с. 356). В. К. Сенчагов в конце 1980-х гг. особенно активно участвовал в процессах реформирования системы управления финансами и экономикой страны, входя в правительство. Проводимая им политика постепенной (а не шоковой) либерализации экономики обещала вывести страну на путь создания рыночного социализма. В связи с этим полезно обратить внимание на приводимые в книге (гл. 9, с. 357) данные по сокращению числа директивно утверждаемых заданий Госплана СССР для всех министерств и ведомств: 43 ООО в 1986 г., 21 ООО в 1987 г., 4 ООО в 1988 г. В этот же период был обеспечен выход предприятий на внешний рынок с валютными операциями.
Однако, как отмечает В.К. Сенчагов, процесс либерализации не был обеспечен созданием соответствующих сдерживающих мер. Изголодавшиеся по свободе трудовые коллективы, получившие новые права, недальновидно голосовали за проедание прибыли.
Во второй части второго раздела книги В. К. Сенчагов подробно анализирует ошибки, допущенные в организации и управлении процессами реформирования экономики, делает из них выводы, многие из которых сохраняют свою значимость и в нынешних условиях. В частности, он показывает, что механизм экономического регулирования должен быть сформирован так, чтобы цена стала важным ориентиром связи между производством, потреблением и распределением; привлекает внимание к использованию механизма дифференциальной ренты, платы за производственные фонды, труд и финансовые ресурсы, отчисление от прибыли как основы взаимоотношений между предприятиями и государством. Он показывает (гл. 11), что причиной провала мягкой либерализации экономики явилось нерациональное хозяйствование, когда финансовые бреши закрывались за счет экспорта нефти и других сырьевых продуктов, роста налога с оборота и объемов продаж винно-водочной продукции. Критике подвергаются также непоследавательность политики (пример тому — обвальное падение производства упомянутой продукции в процессе антиалкогольной компании).
Анализируя финансовую государственную политику, В. К. Сенчагов показывает необходимость проведения денежной реформы в конце 1980-х гг., но с обязательным условием ликвидации бюджетного дефицита. Это дало бы возможность избежать обвальной дефляции рубля (гл. 11, с. 437). Тем не менее, на первом этапе проведения реформ направление основного вектора экономической политики было выбрано верно. И это дало свой эффект. Так, если темп среднегодового роста производительности труда в 1981—1985 гг. составлял 3,1%, то в 1986—1988 гг. он вырос до 3,8%, причем в 1988 г. — на 5,1%. В 1,5 раза сократилось число убыточных предприятий (гл. 14, с. 458).
В заключительной части второго раздела книги В.К. Сенчагов подробно анализирует зарубежный опыт формирования экономической системы управления, рассматривая шведскую модель развития и японскую модель самоуправления. В частности, на основе изучения этого опыта, им в 1990 г. были разработаны предложения ввести три вида цен: государственные, регулируемые и свободные, в зависимости от вида продукции и с учетом ее социальной значимости. Можно только сожалеть о том, что в свое время разработанные на основе зарубежного опыта предложения не были услышаны, и В.К. Сенчагову пришлось уйти из правительства. Перед этим, будучи председателем Госкомцен СССР, В.К. Сенчагов пытался предупредить правительство о пагубности проводимой им финансовой политики. Об этом, например, свидетельствует доклад, направленный им в мае 1991 года премьер-министру СССР B.C. Павлову «Предупреждение об ожидаемой катастрофической инфляции. О прогнозируемой динамике цен» (см. с. 1035—1046).
В. К. Сенчагов явился одним из первых в стране основателей разработки теории экономической безопасности страны. Особо следует отметить его вклад в определение роли финансово-кредитной и денежной политики в обеспечение экономической безопасности государства (гл. 20 и 21). Еще в 1996 году, т.е. за два года до дефолта он предупреждал, что Правительство России формирует ситуацию, «при которой государственные ценные бумаги, предназначенные для ослабления дефицита бюджета, снижения спроса на деньги, на самом деле становятся фактором роста инфляции через механизм цен» (гл. 20, с. 621). Им были разработаны предложения по оздоровлению денежно-кре-дитной и бюджетно-налоговой политики (гл. 22), а после дефолта — проанализированы его уроки и предложены меры финансового оздоровления (гл. 23-26).
Четвертый раздел книги целиком посвящен разработкам экономической безопасности. В нем показана сущность понятия экономической безопасности, ее связь с национальной безопасностью, определены угрозы экономической безопасности. В гл. 31 формируются основы индикативной системы экономической безопасности. Особо следует отметить вклад автора в разработку пороговых уровней индикаторов безопасности.
Пятый раздел монографии посвящен работам, связанным с формированием современной национальной финансовой стратегии. В нем стоит особо выделить анализ ценовой и бюджетной государственной политики, анализ причин и характера проявления в России мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. и работы по определению стратегии экономического развития России.
В главе 38 автором выделены и обозначены основные болевые точки непродуманной государственной ценовой политики. Он показывает, что действующие цены утратили системный характер — их величина определяется не конкуренцией издержек производства, а монополизмом производителей, усугубленным влиянием многочисленных посредников на повышение цен. Ценовые перекосы привели к негативной тенденции перетекания ресурсов российской экономики из слабых отраслей в сильные (с. 940). При этом среди слабых оказались многие перспективные отрасли, развитие которых более всего способствовало бы технологическому развитию экономики России. Автор не ограничивается лишь критическим разбором, а предлагает конкретные пути решения ценовых задач.
В. К. Сенчагов в своем анализе также показывает негативную позицию бюджета. Проводимая бюджетная политика плохо реагирует на отмеченные противоречия, хотя она обязана способствовать их устранению. В части бюджетной политики им выявлена существенная асимметрия федерального и консолидированного бюджета, проявляющаяся в том, что федеральный бюджет оттягивает на себя финансовые ресурсы, стремясь централизовать их распределение между регионами. При этом значительная часть средств, которые предназначались для регионов, депонируются (накапливаются) вместо того, чтобы направляться на развитие.
В заключительных главах раздела В. К. Сенчагов анализирует условия, способствовавшие возникновению мирового финансового кризиса 2008 года, и вскрывает его фундаментальные причины. Он показывает, что «попытки оценить динамику экономики в будущем, обеспечить устойчивость ценовой конъюнктуры с помощью системы производных финансовых инструментов без системы стратегического индикативного планирования оказались неудачными и ошибочными» (с. 998).
В. К. Сенчаговым производится детальный анализ особенностей российского кризиса и выявляются угрозы и вызовы, обостряющиеся при его развитии. Это позволяет определить болевые точки российской экономики, ее потенциальные возможности и определить стратегию дальнейшего развития. Автор рассматривает варианты стратегии экономического развития России, показывая, что право на жизнь имеют лишь стратегии, ориентированные на сочетание максимального использования энергосырьевых ресурсов России и перехода на инновационное развитие, модернизируя Россию технологически. Как он считает, такая модернизация должна быть сосредоточена на основных прорывных макротехнологиях. При этом он считает, что «преувеличение преимуществ инновационного варианта стратегии и недооценка роли энергосырьевого сектора экономики ... может привести к еще большим, чем в настоящее время, дисбалансам».
Таким образом, книга В. К. Сенчагова представляет собой своеобразный историко-энцикло-педический экскурс в российскую экономику конца XX — начала XXI века с анализом процессов завершения эпохи централизованного социализма, его гибели, становления новой российской экономики со всеми перегибами экономической и финансовой политики и мучительным поиском места России в мировом экономическом пространстве.
Конечно, в книге В. К. Сенчагова немало спорных, дискуссионных утверждений. Например, о целесообразности создания Стабилизационного фонда в 2004—2007 гг. Скорее всего, следовало бы обсуждать вопрос о его нерациональном использовании в попытках сдержать развитие кризисных явлений в 2008—2009 гг. Немало заблуждений можно обнаружить в концепциях, исповедовавшихся в 1970-х — 1980-х годах. Однако в то время это были общие заблуждения, и стоит отметить смелость автора, честно показывающего свой «путь к познанию» со всеми его ошибками. В то же время мы видим, что этот путь пройден не зря, и прошел его В.К. Сенчагов честно и достойно, порой в своих разрабатываемых идеях опережая время и подготавливая почву для новой экономики России.
Директор Института экономики УрО РАН,
академик РАН А. И. Татаркин
Важенин С. Г. Мобильность компаний. Истоки, тенденции, последствия / отв. ред. акад. РАН А. И. Татаркин. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010. - 86 с.
В работе исследованы истоки, выявлены тенденции и оценены последствия «созидательного разрушения» на рынке хозяйствующих субъектов. Проанализирован вход на рынок новых и уход с рынка старых компаний по видам экономической деятельности, формам собственности, а также по регионам России.
Работа выполнена в рамках исследований Ведущей научной школы РФ «Уральская школа региональной конкурентоспособности».
Инновационное развитие регионов России. Теория, практика, управление / под общ. ред. акад. А. И. Татаркина; РАН. УрО. Ин-т экономики. — М.: Экономика, 2010. — 241 с.
В монографии на основе практического опыта и его теоретического осмысления рассматриваются проблемы организации и внедрения методологий и методов управления инновационным развитием России, ее регионов и организаций, предлагаются инновационные решения, изучаются источники инновационного развития, движущие силы и механизмы, способные привести в действие эти решения и источники.
Книга предназначена для широкого круга читателей, включая научных работников, преподавателей, представителей органов государственной власти и местного самоуправления, руководителей организаций различных организационно-правовых форм, студентов и аспирантов экономических специальностей.
Корабейников И. Н., Спешилов С. М. Кластерный подход к организации регионального производственного комплекса. Теоретические и практические аспекты / отв. ред. акад. РАН А. И. Татаркин. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 185 с.
В монографии обоснованы теоретические основы эффективного функционирования регионального производственного комплекса на основе кластерного подхода. Выделены факторы, влияющие на эффективное развитие регионального производственного комплекса. Предложена методика оценки развития регионального производственного комплекса. Представлен авторский подход методического обоснования приоритетов формирования производственных кластеров как базовых элементов развития регионального производственного комплекса. Описаны организационно-экономические модели функционирования кластеров различной типологии, позволяющие на равноправной основе учитывать потребности в эффективном развитии различных заинтересованных участников производственного процесса на региональном уровне.
Монография может быть интересна широкому кругу лиц и использоваться при изучении экономических дисциплин.
Корабейников И. Н., Гирина А. Н. Социально-экономические предпосылки внедрения информационных технологий на региональном уровне / отв. ред. акад. РАН А. И. Татаркин. — Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2009. - 196 с.
В монографии обоснованы теоретико-методические подходы внедрения информационных технологий, определяемые социально-экономическим развитием региона. Выявлены факторы, влияющие на развитие информационных технологий в социально-экономических системах на региональном уровне. Предложена методика определения направлений внедрения информационных технологий на предприятиях производственной сферы и в организациях непроизводственной сферы региона. Представлена методика определения пространственных приоритетов внедрения информационных технологий. Предложена организационно-экономическая модель внедрения информационных технологий на региональном уровне. Работа предназначена руководителям и специалистам в области управления внедрением информационных технологий на региональном уровне, научным работникам и аспирантам.
Огородников П. И. Научно-технический прогресс — основа эффективной реализации инновационных проектов в АПК / отв. ред. акад. РАН А. И. Татаркин. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2009. - 228 с.
Монография посвящена некоторым вопросам взаимодействия технического потенциала региона и реализуемых инновационных проектов.
Приведены данные о размещении технического потенциала сельскохозяйственных организаций на территории региона, предложены новые подходы к оценке эффективности инновационных проектов в зависимости от уровня технического потенциала сельскохозяйственной организации. Разработаны конкретные аспекты эффективной работы сельскохозяйственной техники на базе современного научно-технического потенциала в условиях инновационной экономики.
Книга адресована исследователям, изучающим инновационную экономику, а также студентам экономических и технических вузов.
|| ПИ Огороди**» шЯ №4 НО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
Ирогресс-
1 "аиов* ЫФптквнйи РЕДЛКЦЩЯМ ИкНЛЕД иконных онсгги к пли
Л П МВЕН