РЕЦЕНЗИИ
УДК 821.161.1.09
DOI: 10.18384/2310-7278-2018-1-109-112
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Т.К. БАТУРОВОЙ «ДУХОВНЫЕ ПОДВИЖНИКИ И РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» (М.: ИИУ МГОУ, 2016. 244 С.)
Аношкина В.Н.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
REVIEW OF Т. BATUROVA'S MONOGRAPHY "SPIRITUAL ASCETICS AND THE RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE" (MOSCOW, MRSU ED. OFF. PUBL., 2016. 244 P.)
V. Anoshkina
Moscow Region State University
10A, Radio st., Moscow, 105005, Russian Federation
Доктор филологических наук, профессор Т.К. Батурова, многолетняя исследовательница литературы пушкинского времени, на новом этапе своей деятельности сосредоточилась на изучении духовно-религиозных основ русской литературы, их многообразных проявлений в русской культурной жизни XIX в. Обширная эрудиция Т.К. Батуровой, её специальные труды (лекции и публикации) в области литературной критики, религиоведения, обращённого к художественному творчеству, мемуаристике, русским святым, позволили создать монографию - обстоятельный труд, логически убедительный и весьма, весьма актуальный. Батурова как личность, как поистине творческая индивидуальность отличается цельностью душевно-нравственной натуры, верностью избранным, выработанным в трудовой интеллектуальной деятельности принципам и идеалам. История её работы в МГОУ, список научных публикаций говорят о раннем, давнем идейно-религиозном формировании исследовательницы - сосредоточении на изучении влияния святых подвижников на реальную жизнь, а особенно - на художественное литературное творчество. Работая на кафедре русской классической литературы, Т.К. Батурова плодотворно содействовала в течение
© Аношкина В.Н., 2018.
десятилетий сплочению кафедры вокруг изучения влияния наших святых на русскую литературную классику. Её сборник, составленный вместе с религиозным филологом В.П. Зверевым «Грядите с Богом! Преподобный Серафим Саровский и духовность русской литературы XIX в.» имел серьёзный успех и был выпущен авторитетным издательством «Пашков дом». Также и работы Т.К. Батуровой, посвящённые святому праведному Иоанну Кронштадтскому, получили общее одобрение и вошли в фундаментальное монографическое коллективное издание «Газета "Русь" 1880 - 1886 годов».
Многолетний труд Т.К. Батуровой в избранном ею направлении, начатый ещё в кандидатской диссертации, продолженный в докторском исследовании, затем в монографических изданиях, в статьях, рецензиях на труды единомышленников и учеников, - всё это заслуженно увенчалось большим успехом. Книга «Духовные подвижники и русская классическая литература» получила грамоту «Шестого Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений "Университетская книга - 2017"» в номинации «Лучшее издание по гуманитарным наукам».
Особенно хочется одобрить высокую оценку Батуровой научного наследия талантливого и глубокого религиозного литературоведа М.М. Дунаева «Православие и русская литература»; недопустимо забвение фундаментальных трудов этого исследователя - основателя «религиозного направления» в современном литературоведении.
Весьма убедительны и верны собственные исходные философские постулаты исследовательницы, направленные на изучение важнейшей
проблемы соотношения человеческого знания и веры, твёрдое убеждение в «изначально существующей между ними гармонии». Справедливо заявлен в книге главный тезис философских исследований Т.К. Батуровой: «Религиозное чувство определяет человеческое бытие, влияет на мировоззрение, поэзию, нравственность» [с. 5].
Логика собственных литературоведческих трудов исследовательницы сразу же привела к А.С. Пушкину, который, как известно, «наше всё». Т.К. Батурова, верный поэту пушкинист, провозгласила единение у русского гения религиозной духовности и его поэзии: «душа в заветной лире» у Пушкина издавна стала предметом научных трудов автора.
Оформляя своё исследование, Т.К. Батурова выделила две «части», исчерпывающие в своём замысле (а в идеале неисчерпаемые) решение главных задач: 1) осмысление самой личности духовного подвижника, святого, его влияния на людей, входивших в общение с ним, а также и на широкую общественно-культурную жизнь той эпохи и даже за её пределами. Она пересоздала, пользуясь воспоминаниями современников святых и научными исследованиями, образы самых почитаемых в России людей - обаяние их духовно-душевного мира, общение с людьми, нуждающимися в помощи, сердечном участии, молитвах и неизменно их получающими. Так, исследовательница воспроизвела в своей монографии покоряющие духовной привлекательностью и силой благотворного воздействия на человека образы преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета (Дроздова), святого праведного Иоанна Кронштадтского. Таким путём
^iioy
она охватила весь XIX в., показала его святую опору в начале столетия, середине и на завершающем этапе, в преддверии последнего века в тысячелетии. Каждая из этих частей (автор труда не стремится к формализации своего текста, не употребляет слова «глава») в своей сущности раскрывает движение духовно-нравственных идей и настроений, формирование задач преодоления нигилизма и идейного радикализма, задач становления личности, стремящейся к духовному совершенствованию людей и самосовершенствованию.
В методологии первой части своего труда Т.К. Батурова заметно тяготеет к психолого-педагогическим наблюдениям и заключениям. Её интересует «детский период» жизни, детская психика и этика; «будьте как дети» - заповедь, к которой восходили нередко наставления преподобного Серафима Саровского. Исследовательница внимательна в своей работе и к такому периоду жизни человека, как старость, предчувствие смерти и она сама, даже загробное существование человека. Редко исследователи решаются говорить об этом. Но задачи представленного труда, собственный религиозный настрой автора монографии позволили касаться и заповедных тем, по сути, столь важных для каждого человека. Этически, психологически убедительны сформулированные здесь тезисы.
Вторая часть монографического труда посвящена другой стороне решаемой проблемы: обращению русской художественной литературы к святости, христианским заповедям, к русским святым и непосредственному общению с ними наших писателей и поэтов. Речь здесь идёт об А.С. Пушкине, поэтах его круга, в частности о Н.М. Языкове, а также о
Ф.И. Тютчеве, его семье, К.Н. Леонтьеве, о печатных изданиях XIX в., нередко мало изученных, публикующих произведения сейчас почти, к сожалению, забытых авторов. Т.К. Батурова, будучи знатоком «альманачного периода» русской литературы, воскрешает их, выводит из забвения. Научный интерес и этой части представленной работы, её новизна несомненны.
С чем можно отчасти поспорить, читая книгу Т.К. Батуровой, так это с отношением к понятию «идеология», которое исследовательница связала с теорией классовой борьбы, марксистским наследием XX в. Однако понятие «идеология» восходит к двум очень важным составляющим: «идея» (система идей - это мировоззрение человека) и «идеал» (совокупность высших ценностей, целеустремлений человека и общества). И тот и другой смыслы слова, их совокупность необходимы человеку как явлению социально-культурному, духовно-нравственному. Нельзя отказать человеку в его стремлении выработать своё мировоззрение, понимание (не только его «прав», но и «обязанностей», его «долга» обществу, государству и т. д.). Также важно и осознание идеалов. «Безыдеальность», а также «безыдейность», «бездуховность» делают социум бескрылым, приземлённым, лишают перспектив. Однако Батурова уточнила свою критику понятия «идеология»: она имела в виду «материалистическую идеологию» [с. 7]. В этом случае с автором книги следует согласиться. Права Т.К. Батурова в критических замечаниях в адрес тех, кто недооценивает важность духовного общения людей, его глубинных психологических механизмов, а также социальной реализации этих духовных потребностей человека.
Современная жизнь нового тысячелетия, с его «плюрализмом» в мировоззрениях некоторых представителей интеллигенции, со следами «официального атеизма» прошедшего века, с трудностями осознания современных социальных, да и природных катаклизмов, нередко ведёт к шаткости истинных ценностных ориентаций. Труд Т.К. Батуровой, выстраданный ею, основательно продуманный и даже сердечный, оказывается противоядием против «болезней» современности, достойным лекарством излечения,
указанием на надёжный путь обретения духовно-душевных нравственных ценностей.
Бесспорно, ценная работа Батуро-вой о русских святых заслуживает расширенного переиздания с включением в него и других статей автора с близкой проблематикой, а также с дополненной библиографией (в настоящем издании в ней есть пробелы).
Работа профессора Т.К. Батуровой актуальна, плодотворна и для молодого поколения, и для людей, умудренных опытом жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Батурова Т.К. Духовные подвижники и русская классическая литература. М.: ИИУ МГОУ, 2016. 244 с.
REFERENCES
Baturova T.K. Dukhovnye podvizhniki i russkaya klassicheskaya literatura [Spiritual ascetics and the Russian classical literature]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ., 2016. 244 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Аношкина Вера Николевна - доктор филологических наук, профессор; заслуженный деятель науки РФ.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Vera N. Anoshkina - Doctor in Philological Sciences, professor; Honored Worker of Science of the Russian Federation.
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Аношкина В.Н. Рецензия на монографию Т.К. Батуровой «Духовные подвижники и русская классическая литература» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 1. С. 109-112 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-1-109-112
FOR CITATION
Anoshkina V.N. Review of T. Baturova's monography "Spiritual ascetics and the Russian classical literature". In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2018, no. 1, pp. 109-112 DOI: 10.18384/2310-7278-2018-1-109-112
Vrn^