Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. И. ЗАХАРЦЕВА "ПРАВО: НОВЫЕ ИДЕИ И ПРОЧТЕНИЯ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. И. ЗАХАРЦЕВА "ПРАВО: НОВЫЕ ИДЕИ И ПРОЧТЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сальников Виктор Петрович, Хабибулин Алик Галимзянович, Числов Александр Иванович

Мы относимся к числу ученых, посвятивших свою жизнь изучению теории и философии права. Разумеется, нам известны работы «коллег по цеху», мы следим за их новыми публикациями и идеями. Вместе с тем новых работ не так много. Поэтому нас искренне порадовал выход в свет в 2021 году очередной монографии С.И. Захарцева под названием «Право: новые идеи и прочтения» [5], тем более, что уважаемый автор является нашим давним другом и соавтором, а многие отраженные в книге идеи мы начинали разрабатывать совместно. Данной книге посвящена настоящая рецензия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сальников Виктор Петрович, Хабибулин Алик Галимзянович, Числов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE MONOGRAPH BY SERGEI ZAKHARTSEV “LAW: NEW IDEAS AND READINGS”

We are among those scholars who devoted their life to studying the theory and philosophy of law. Of course, we know the works of our fellow scholars and keep track of their new publications and ideas. At the same time there are not so many new works. That is why we were genuinely pleased when still another monograph by S. Zakhartsev entitled “Law: New Ideas and Readings” [5] was published in 2021, all the more so since the esteemed author is our long-time friend and co-author, and the development of many ideas set forth in the book was started by us jointly. The review is dedicated to this book.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С. И. ЗАХАРЦЕВА "ПРАВО: НОВЫЕ ИДЕИ И ПРОЧТЕНИЯ"»

Рецензия на монографию С.И. Захарцева «Право: новые идеи и прочтения»

Сальников В. П.1, Хабибулин А. Г.2, Числов А. И.3

Мы (авторы) относимся к числу ученых, посвятивших свою жизнь изучению теории и философии права. Разумеется, нам известны работы «коллег по цеху», мы следим за их новыми публикациями и идеями.

Вместе с тем новых работ не так много. Поэтому нас искренне порадовал выход в свет в 2021 году очередной монографии С.И. Захарцева под названием «Право: новые идеи и прочтения» [5], тем более, что уважаемый автор является нашим давним другом и соавтором, а многие отраженные в книге идеи мы начинали разрабатывать совместно.

Данной книге посвящена настоящая рецензия.

DOI: 10.21681/2226-0692-2021-4-93-98

В 2014 году один из авторов настоящей рецензии совместно с С.И. Захарцевым обосновал компрехендную теорию права. Ее смысл связывается со строго объективным, реальным, деидеализированным, деидеологи-зированным познанием права, не допуская господства какой-либо концепции. Чем объективней будет оцениваться право как сложное, противоречивое, многогранное социальное явление, четче будут вскрываться все его противоречия и изъяны, сильные и слабые стороны, возможности и пределы этих возможностей и т. д., — тем скорее получится прийти к познанию права [5, с. 30—31]. Стало расхожим наше сравнение права с бриллиантом. Как известно, наиболее распространенная огранка бриллианта составляет 57 граней. И думается, что ученые видят ту или иную грань камня, подчас даже подробно рассматривают ее, при этом упуская из виду, что есть еще как минимум 56 граней этого же камня. То же происходит и с правом. Специалисты по одной грани права судят о нем как о целом. Очевидно, что получаемые таким образом теории со временем упираются в неразрешимые противоречия. Далее появляются новые мыслители, которые также, иногда искренне полагая, что видят предмет целиком, заостряют взгляды на одном из проявлений предмета. Их теории также опровергаются другими концепциями, которые тоже далеки от совершенства. Исторически сколько было различных концепций понимания права? Казалось бы, немало (позитивистская, естественная, договорная, психологиче-

ская, историческая, социологическая и т. д.). Однако их и не так много, как граней бриллианта. Мы считаем, что пока не будет создано значительное количество самостоятельных концепций, объективно и полно раскрывающих конкретные грани права, единого и общего понятия нам создать не удастся. Но как только количество определений права достигнет критической массы, оно перерастет в качество, в результате чего мы получим понимание права на уже совершенно новом уровне, может быть, удивительном для нас всех [10, с. 11—26; 11, с. 4—13; 12, с. 93—103].

Рецензируемая книга С.И. Захарцева во многом посвящена дальнейшей разработке компрехендной теории права. Им были уточнены вопросы как положительных, так и негативных граней права. Например, показаны такие его негативные проявления, как развратность и аморальность (однополые браки и продажа наркотиков в разных государствах), фактический приоритет показаний в расследовании и особенно признания подсудимым вины (это по-прежнему имеется практически во всех странах), формализм и т. д. Многие ученые по-прежнему избегают смотреть на право объективно, не хотят видеть его негативных проявлений. Но ведь такие проявления (названные нами грани) у права есть.

Следует положительно отметить широкое использование С.И. Захарцевым трудов выдающихся философов как России, так и зарубежья. Особенно много внимания, в том числе в контексте диалектики, уделе-

Сальников Виктор Петрович, доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН, главный редактор журнала «Юридическая наука: история и современность», советник ректората Русской христианской гуманитарной академии, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: fonduniver@bk.ru

Хабибулин Алик Галимзянович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита (факультета) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Заслуженный юрист Республики Башкортостан, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: 21alik@mail.ru

Числов Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация. E-mail: 944343@gmail.com

но Гегелю. Трудам Гегеля С.И. Захарцев и мы посвятили три предыдущие монографии [9; 16; 20]. При этом С.И. Захарцев внимательно перечитал гегелевскую «Философию права» и заставил нас по-новому посмотреть на понимание немецким философом государства и общества для права, а также на отдельные философские оценки права. Добавим, что Гегель любил сравнивать познание права с художником. Дескать, у каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не сделает его художником. И мысль о праве не есть нечто такое, чем обладает каждый [3, с. 58]. Продолжая это красивое суждение, С.И. Захарцев написал, что чаще сравнивает право с врачами. Он пишет: «Дело в том, что от дурной картины или плохого исполнения музыки лишь испортится настроение. А от ошибки врача, неправильного понимания процесса болезни и лечения, ложного диагноза, невнимательности и даже банальной грязи в больнице может зависеть жизнь! То же касается и права, его невнимательного прочтения, неправильного понимания, ложного толкования, заведомо ложного и «грязного» использования» [5, с. 124]. В книге немало и других интересных авторских афоризмов С.И. Захарце-ва, высоко оцененных юридическим сообществом. Например, такой: «Если Вы видите в праве только хорошее и не замечаете банальных противоречий, а подчас и откровенных глупостей — Вы не юрист!».

Кроме того, С.И. Захарцев по-новому взглянул на работы по философии права Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и И.А. Ильина [5, с. 83—135].

Надо сказать, что в рецензируемой книге С.И. За-харцев последовательно отражает собственный подход к философии права. Он считает эту дисциплину не юридической, а философско-специализированной наукой, размещающейся, условно говоря, между философией и общей теорией права. По его обоснованию, философия права — это философско-специализированная наука, предметом изучения которой являются основополагающие проблемы онтологии права, гносеологии права, аксиологии права, антропологии права, логики права, этики права, праксиологии права, правосознания [5, с. 272—273]. Этот подход не раз обосновывался в других монографиях автора [6; 7; 8; 19]. С.И. Захарцев также последователен в методологии права. Он убедителен в том, что юридической науке единая научная методология необходима. Такую функцию успешно выполняла и выполняет диалектика. Законы диалектики в праве действуют и являются основой для других научных методов. При этом уже отмечалось, что диалектика вовсе не забыта на Западе, а, напротив, достаточно активно используется. Автор уверен, что диалектический метод познания еще долго будет оставаться всеобщим, универсальным методом (методологической основой) для философии права, общей теории права и других правовых дисциплин [5, с. 290].

В контексте компрехендной теории права и философии особо значимы рассуждения С.И. Захарцева о запрограммированности общества и роли права в этом процессе. Мы согласным с автором, что в дореволюционной России при ее формировавшемся буржуазном капитализме жизнь каждого человека была четко запрограммирована и очерчена жесткими рамками. Что означает «жизнь запрограммирована»? Это значит, что уже с

рождения человека сразу видно, как и в каких условиях он будет жить. Родился дворянином — будешь жить достойно, с медицинской помощью, образованием, статусной работой. А родился в семье крепостных — навсегда будешь рабом! Вырываться из крепостных удавалось единицам! Крепостное право в 1861 году вроде бы отменено. Но эта отмена, по большому счету, поменяла не так много. Конечно, избавление от рабства — это хорошо. Но указанная формальная отмена не принесла бывшим крепостным средств к существованию. Поэтому все равно у богатых жизнь нацелена на пополнение богатства, широкое образование и возможность стать кем хочешь и кем сможешь. Бедные слои населения России опять же очутились в жестком и узком коридоре: у них при формально задекларированных правах не появилось возможности получить пропитание, работу, образование, медицинскую помощь и т. д. Поэтому они с рождения были приучены к полунищете, голоду и прислуживанию богатым. И в таком коридоре им необходимо было существовать всю жизнь до смерти, без права выбора. Вырваться из коридора опять же удалось мало кому. Таким образом, жизнь сразу запрограммирована и очерчена [5, с. 147].

С.И. Захарцев верно отметил, что при рабовладельческом строе эти коридоры обеспечивались насилием. По мере развития человечества обеспечение таких оград стало осуществляться методами не столь жестокими, чем при рабовладельческом строе, но отнюдь не менее жесткими и циничными по своей сути. Так, в буржуазно-капиталистическом обществе жизненный коридор человека стала жестко очерчивать экономика. Экономика стала диктовать (не просто определять, а именно диктовать!) место человека в обществе. И это место стало банально зависеть от наличия или отсутствия у человека денежных средств. Программировала жизнь людей относительно небольшая прослойка власть имущих.

Мы много рассуждали с С.И. Захарцевым о том, что в настоящее время экономика обеспечивает жизненные коридоры человека и запрограммированность еще более цивилизованно — через образование! В подтверждение наших слов приведем понятный пример. Если у человека денег на образование нет, то человек его и не получит. Закончит обязательных восемь классов и устроится на работу грузчиком или типа того. Если у человека или его родителей хватило денег только на среднее образование, то эффект будет примерно таким же. Разве что он может закончить колледж, профессиональное училище и стать квалифицированным рабочим, техническим работником в организации и т. д. Устроиться на хорошо оплачиваемую работу может только человек, имеющий высшее образование, причем престижное и востребованное. Однако такое образование в абсолютном большинстве стран является платным. Если у человека нет денег, чтобы заплатить за высшее образование, то у него не будет и хорошо оплачиваемой работы. Причем в так называемых цивилизованных высокоразвитых странах проводится политика, чтобы, во-первых, высшее образование стоило не символических, а серьезных денег и, во-вторых, количество вузов и, соответственно, людей, имеющих высшее образование, было относительно небольшим. Иными словами, количество хорошо образованных людей является регулируемым (обратите на это внимание). Для

всех остальных людей жизнь четко запрограммирована, каждый в своем коридоре. При этом и наличие высшего образования не всегда избавляет от «своего коридора». Вырваться из него могут единицы, как правило, хорошие артисты или спортсмены. Такая обстановка (с нюансами для каждой страны) имеется во всех современных капиталистических демократических государствах. Кроме этого, как верно сказано в книге, имеется также и другое явление, которое отдельные исследователи путают с подлинной свободой и справедливостью: когда в программе общественной жизни для человека заложен относительно неплохой уровень социального обеспечения. При такой ситуации специалист (служащий, рабочий, крестьянин и др.) получает сносную зарплату, более-менее удовлетворительную пенсию, терпимые социальные гарантии. Этот человек тоже выполняет свою роль и идет своим строго запрограммированным жизненным коридором (из которого также очень трудно выйти), но он удовлетворен в социальном плане и не думает о переменах. А чтобы человек не думал о возможных переменах в жизни, справедливости, честности, ему дают усеченное образование. Это образование может быть и высшим, но весьма узким, не приучающим думать и не включающим философские и нравственные ценности. Описанный выше тип жизненного коридора нередко называют «средним классом» [5, с. 148—149].

Далее в монографии правильно указывается, что в СССР среднее образование было, во-первых, бесплатным, во-вторых, обязательным, в-третьих, фундаментальным и даже близким к зарубежному высшему, в-четвертых, одинаковым, т. е. и в центральных школах Москвы, и в дальних уголках страны учили одинаково. Возможно, что в Москве уровень и был чуть выше, но это не мешало детям из сельских школ поступать в столичные престижные вузы. Поступали все, кто по-настоящему хотел. Высшее образование было также бесплатным и фундаментальным. Такого среднего и высшего образования, как в СССР, не было нигде в мире. Сейчас советское образование развалено! При этом автор обращает внимание, что при переходе к капиталистической системе отношений в современной России в первую очередь развалили и разрушили систему образования. Помните расхожий афоризм: образованный и нашедший себя человек теряет зависимость от чужих мнений. Сейчас образованность не нужна. Нужна, как констатирует автор, программируемость и предсказуемость. Российское общество стали программировать с образования [5, с. 151].

В течение последних примерно пятидесяти лет в зарубежных странах, а теперь и в России получают высшее образование в кредит. То есть с совершеннолетия залезают в кредиты и затем их выплачивают. При этом современные российские вузы как один проводят политику по сокращению бюджетных, бесплатных мест. Соответственно, люди с молодости становятся еще более экономически подконтрольными и зависимыми. Ведь человеком, имеющим долги, всегда легче управлять. А если еще вспомнить кредиты на жилье, на автотранспорт, на медицинские операции... Одним словом, все направлено на то, чтобы у человека всю сознательную жизнь имелись долги, а он постоянно работал для их погашения.

Далее С.И. Захарцев задумался о роли права и закона в запрограммированном обществе. По его справедливому мнению, роль права и закона в таком обществе связана, как минимум, с двумя плоскостями. Первая плоскость: декларирование всеобщего равенства, абсолютного равенства между высшим чиновником и рабочим, миллионером и бедным крестьянином, бизнесменом и школьным учителем. Другая плоскость права и закона связана с тем, чтобы с их регламентацией рабочий тем не менее оставался рабочим, крестьянин — крестьянином, а миллионер — миллионером. Обеспечивают эти процессы нормативно-правовые акты. Иными словами, роль права в программируемом обществе связана с обеспечением нормального существования тех, кто это общество программирует, то есть тех, кому принадлежит реальная власть [5, с. 152—153].

В настоящее время в конституциях почти всех государств декларируются обширные естественные права человека. К ним относятся право на жизнь, на медицинскую помощь, на образование, на труд, на отдых, на пенсионное обеспечение и т. д. Кроме того, в рамках запрограммированности и своего жизненного коридора человек может быть достаточно свободен. Хочешь — покупай или не покупай, заводи или выкидывай, вступай в брак или нет, голосуй или игнорируй и пр. Закрепление широких прав, конечно, является большим шагом вперед по растущей цивилизованности и разумности всего человечества. Правовой прогресс, конечно, имеет место быть, о чем мы не раз писали [13, с. 171—188; 14, с. 175—192; 15, с. 20—35]. Раба уже не считают вещью, женщины и мужчины наделены равными правами и т. д. Но надо хорошо понимать, что все эти права и дозволения — только в пределах своего коридора, рамки которого жестко очерчены образованием и имеющимися финансами.

И более того: всегда следует помнить, что многие декларируемые права финансово не обеспечены. Хорошо, например, что есть право на труд. Однако обеспечивать работой и заработком никто не обязан. Сиди со своим правом и голодай. Прекрасно, что каждый имеет право на медицинскую помощь. Но эта помощь будет оказана ему только в том объеме, насколько у конкретного человека хватит денежных средств. Ярким подтверждением таких слов стала политика западных государств по отношению к своим пожилым жителям, заболевшим коронавирусной инфекцией. Инфицированных пожилых людей, не могущих хорошо оплатить лечение, просто стали свозить в хосписы, где они без оказания помощи умирали. В запрограммированной жизни этих несчастных людей изначально никто не планировал бороться за их здоровье [5, с. 154].

Проблема запрограммированности общества интересным образом пересекается с проблемой манипулирования сознанием с помощью информационных технологий, а также опасностью биологических экспериментов над человеком. За последний год в России выпущено три значимые книги, посвященные указанным проблемам. Это труд Т.Я. Хабриевой и Н.Н. Черногора «Будущее права. Наследие академика В.С. Степина и юридическая наука», монография Ю.Н. Жданова, С.К. Кузнецова и В.С. Овчинского «СОУШ-19: преступность, кибербе-зопасность, общество, полиция» и рецензируемая книга

С.И. Захарцева [4; 18]. В этих работах названные ученые, каждый по-своему и со своей стороны, но объективно и принципиально рассмотрели опасности бесконтрольного внедрения различных информационных технологий и биоэкспериментов.

Для самого автора мы считаем необходимым и далее развивать исследования указанных новейших и крайне актуальных проблем современности.

У всего мирового сообщества вызвала интерес приведенная в книге и разрабатываемая С.И. Захарце-вым с нашим участием гипотеза катаклизмов и круговорота жизни на Земле. Об этой гипотезе задумались не только философы, юристы и историки, но и физики, химики, врачи. Наблюдаемая пандемия СОУШ-19 подтвердила многие опасения и предположения автора, в том числе в части неконтролируемого развития современных биотехнологий и информационного насилия. Названным проблемам в книге посвящена отдельная глава [5, с. 291—329].

Мы поддерживаем то, что ученый не просто пишет о существовании рисков для всего человечества, но своими многочисленными публикациями привлекает к этой потенциальной опасности особое внимание, тем самым борясь с ней.

Книга С.И. Захарцева вышла в 2021 году и сразу стала заметной. Известные специалисты по теории и философии права высоко оценили ее, а некоторые и

опубликовали рецензии [1, с. 248—251; 2, с. 217—232]. Монографией заинтересовались и за рубежом. Например, наши коллеги из Академии наук Таджикистана тоже опубликовали на нее положительную рецензию под названием «Новая книга известного российского философа права» [17, с. 187—195].

В контексте последних слов мы бы хотели обратить внимание уважаемого С.И. Захарцева на то, что в книге надо больше внимания уделять российскому суверенитету и российской суверенной философии права, более рельефно отражать самобытность русской фило-софско-правовой идеологии. Тем более, что подобные работы у нас есть.

Сделанное замечание, однако, не влияет на высокую положительную оценку книги. Она фундаментальна, содержит много интересных и актуальных идей.

Мы рекомендуем монографию научным и педагогическим работникам юридических, философских и психологических вузов, студенчеству. Она будет полезна практическим работникам. А разделы, связанные с разъяснением опасности биологических и информационных экспериментов над человеком, а также гипотезой катаклизмов и круговорота жизни на Земле советуем прочитать всем.

Желаем уважаемому Сергею Ивановичу Захарце-ву новых солидных книг и научных побед!

Литература

1. Баранов В.М., Баранова М.В. Инновационная трактовка права. Рецензия на монографию С.И. Захарцева «Право: новые идеи и прочтения» (М. : Юрлитинформ, 2021. 440 с.) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 2 (54). С. 248—251.

2. Галиев Ф.Х., Исмагилов Р.Ф., Сальников М.В. Актуальные проблемы науки о праве. Рецензия-размышления на монографию С.И. Захарцева «Право: новые идеи и прочтения. М. : Юрлитинформ, 2021. 440 с» // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 2 (64). С. 217-232. DOI: 10.33184/pravgos-2021.2.18 .

3. Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем.; ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц; авт. вступ. ст. и примеч. В.С. Нерсесянц. М. : Мысль, 1990. 524 с.

4. Жданов Ю.Н., Кузнецов К.С., Овчинский В.С. COVID-19: преступность, кибербезопасность, общество, полиция; вступ. статья А.Л. Кудрина. М. : Международные отношения, 2021. 448 с.

5. Захарцев С.И. Право: новые идеи и прочтения : монография. М. : Юрлитинформ, 2021. 440 с. DOI: 10.17513/np.453 .

6. Захарцев С.И. Некоторые проблемы теории и философии права : монография / Под ред. В.П. Сальникова. М. : Норма, 2014. 208 с. DOI: 10.17513/np.468 .

7. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философия. Философия права. Юридическая наука : монография. М. : Юрлитинформ, 2015. 264 с. DOI: 10.17513/np.454 .

8. Захарцев С.И., Сальников В.П. Философия и юридическая наука : монография. М. : Юрлитинформ, 2019. 424 с. DOI: 10.17513/np.491 .

9. Захарцев С.И., Масленников Д.В., Сальников В.П. Логос права: Парменид — Гегель — Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права : монография. М. : Юрлитинформ, 2019. 376 с. DOI: 10.17513/np.467 .

10. Захарцев С.И., Сальников В.П. Компрехендная теория познания права // Юридическая наука: история и современность. 2015. № 8. С. 11—26.

11. Захарцев С.И., Сальников В.П. Компрехендная теория познания права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 4 (33). С. 4—13. DOI: 10.21681/2226-0692-2019-4-04-13 .

12. Захарцев С.И., Сальников В.П. Пробелы в праве — грань компрехендной теории его познания // Пробелы в позитивном праве: доктрина и практика: материалы VI Международной научной конференции теоретиков права «Пробелы в позитивном праве: доктрина и практика» (Москва, 20—21 февраля 2020 г.) / Т.Я. Хабриева, С.В. Липень, В.В. Лазарев и др.; отв. ред. Н.Н. Черногор. М. : ИД «Юриспруденция», 2021. С. 93—103.

13. Захарцев С.И., Сальников В.П. Правовой прогресс — новая философско-правовая дефиниция // Мир политики и социологии. 2016. № 4. С. 171—188.

14. Захарцев С.И., Сальников В.П. Правовой прогресс как актуальная философско-правовая проблема // Юридическая наука: история и современность. 2016. № 9. С. 175—192.

15. Захарцев С.И., Сальников В.П. Правовой прогресс: новое направление исследования права // Теория государства и права. 2017. № 2. С. 20—35.

16. Идея свободы. Право. Мораль (классическая и постклассическая философия права) : монография / Ананских И.А., Грибов И.Н., Захарцев С.И., Зорина Н.В., Исмагилов И.Р., Клименко О.А., Лежнева О.Ю., Мазурин С.Ф., Маков Б.В., Масленников Д.В., Мирзоев И.К., Петров И.А., Поливко Е.А., Прокофьев К.Г., Пылева О.В., Сальников В.П., Сальников М.В., Чудин-Курган Ф.О.; под ред. С.И. Захарцева. М. : Юрлитин-форм, 2020. 288 с.

17. Маджидзода Дж.З., (Зоиров Дж.М.), Шарофзода Р.Ш. Новая книга известного российского философа права. Рецензия на монографию С.И. Захарцева «Право: новые идеи и прочтения». М. : Юрлитинформ, 2021. 440 с. // Правовая жизнь. № 1 (33). 2021. С. 187—195.

18. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Степина и юридическая наука. М. : ИНФРА-М, 2020. 176 с. DOI: 10.12737/1112960 .

19. Zakhartsev S.I., Salnikov V.P. The Philosophy of Law and Legal Science. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. 270 p. DOI: 10.17513/np.452 .

20. Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., Salnikov V.P. The Logos of Law: Parmenides — Hegel — Dostoevsky. The Speculative and Logical Foundations of the Metaphysics of Law. London: Europe Books. 2021. 450 p. DOI: 10.17513/np.490 .

Review of the monograph by sERGEi Zakhartsev "Law: new ideas and readings"

V. Sal'nikov4, A. Khabibulin5, A. Chislov6

We (autors) are among those scholars who devoted their life to studying the theory and philosophy of law. Of course, we know the works of our fellow scholars and keep track of their new publications and ideas.

At the same time there are not so many new works. That is why we were genuinely pleased when still another monograph by S. Zakhartsev entitled "Law: New Ideas and Readings" [5] was published in 2021, all the more so since the esteemed author is our long-time friend and co-author, and the development of many ideas set forth in the book was started by us jointly.

The review is dedicated to this book.

References

1. Baranov V.M., Baranova M.V. Innovatsionnaia traktovka prava. Retsenziia na monografiiu S.I. Zakhartseva "Pravo: novye idei i prochteniia" (M. : Iurlitinform, 2021. 440 pp.). Iuridicheskaia nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii, 2021, No. 2 (54), pp. 248-251.

2. Galiev F.Kh., Ismagilov R.F., Sal'nikov M.V. Aktual'nye problemy nauki o prave. Retsenziia-razmyshleniia na monografiiu S.I. Zakhartseva "Pravo: novye idei i prochteniia" (M. : Iurlitinform, 2021. 440 pp.). Pravovoe gosudarstvo: teoriia i praktika, 2021, No. 2(64), pp. 217-232. DOI: 10.33184/pravgos-2021.2.18 .

3. Gegel' G.V.F. Filosofiia prava. Per. s nem. Red. i sost. D.A. Kerimov, V.S. Nersesiants, avt. vstup. st. i primech. V.S. Nersesiants. M. : Mysl', 1990. 524 pp.

4. Zhdanov Iu.N., Kuznetsov K.S., Ovchinskii V.S. COVID-19: prestupnost', kiberbezopasnost', obshchestvo, politsiia, vstup. stat'ia A.L. Kudrina. M. : Mezhdunarodnye otnosheniia, 2021. 448 pp.

5. Zakhartsev S.I. Pravo: novye idei i prochteniia : monografiia. M. : Iurlitinform, 2021. 440 pp. DOI: 10.17513/np.453 .

6. Zakhartsev S.I. Nekotorye problemy teorii i filosofii prava : monografiia. Pod red. V.P. Sal'nikova. M. : Norma, 2014. 208 pp. DOI: 10.17513/np.468 .

7. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Filosofiia. Filosofiia prava. Iuridicheskaia nauka : monografiia. M. : Iurlitinform, 2015. 264 pp. DOI: 10.17513/np.454 .

8. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Filosofiia i iuridicheskaia nauka : monografiia. M. : Iurlitinform, 2019. 424 pp. DOI: 10.17513/np.491 .

4 Viktor Sal'nikov, Dr.Sc. (Law), Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Editor-in-Chief of the Journal "Legal Science: History and the Present", Counsellor at the Rector's Office of the Russian Christian Humanitarian Academy, Meritorious Scientist of the Russian Federation, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation.

E-mail: fonduniver@bk.ru

5 Alik Khabibulin, Dr.Sc. (Law), Professor, Head of the Department of Economic and Financial Investigations of the Higher School of Government Audit (faculty) of the Lomonosov Moscow State University, Professor at the Department of Theory of State & Law and Politology of the Faculty of Law of the Lomonosov Moscow State University, Meritorious Lawyer of the Republic of Bashkortostan, Moscow, Russian Federation. E-mail: 21alik@mail.ru

6 Aleksandr Chislov, Dr.Sc. (Law), Professor, Professor at the Department of Staff and Moral-cum-Psychological Support for the Activities of Bodies of Internal Affairs of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen, Russian Federation. E-mail: 944343@gmail.com

Review of the monograph by Sergei Zakhartsev "Law: new ideas and readings"

9. Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., Sal'nikov V.P. Logos prava: Parmenid -- Gegel' -- Dostoevskii. K voprosu o spekuliativno-logicheskikh osnovaniiakh metafiziki prava : monografiia. M. : Iurlitinform, 2019. 376 pp. DOI: 10.17513/np.467 .

10. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Komprekhendnaia teoriia poznaniia prava. Iuridicheskaia nauka: istoriia i sovremennost', 2015, No. 8, pp. 11-26.

11. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Komprekhendnaia teoriia poznaniia prava. Monitoring pravoprimeneniia, 2019, No. 4 (33), pp. 4-13. DOI: 10.21681/2226-0692-2019-4-04-13 .

12. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Probely v prave -- gran' komprekhendnoi teorii ego poznaniia. Probely v pozitivnom prave: doktrina i praktika: materialy VI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii teoretikov prava "Probely v pozitivnom prave: doktrina i praktika" (Moskva, 20-21 fevralia 2020 g.). T.Ia. Khabrieva, S.V. Lipen', V.V. Lazarev i dr., otv. red. N.N. Chernogor. M. : ID "Iurisprudentsiia", 2021, pp. 93-103.

13. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Pravovoi progress — novaia filosofsko-pravovaia definitsiia. Mir politiki i sotsiologii, 2016, No. 4, pp. 171-188.

14. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Pravovoi progress kak aktual'naia filosofsko-pravovaia problema. Iuridicheskaia nauka: istoriia i sovremennost, 2016, No. 9, pp. 175-192.

15. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Pravovoi progress: novoe napravlenie issledovaniia prava. Teoriia gosudarstva i prava, 2017, No. 2, pp. 20-35.

16. Ideia svobody. Pravo. Moral' (klassicheskaia i postklassicheskaia filosofiia prava) : monografiia. Ananskikh I.A., Gribov I.N., Zakhartsev S.I., Zorina N.V., Ismagilov I.R., Klimenko O.A., Lezhneva O.Iu., Mazurin S.F., Makov B.V., Maslennikov D.V., Mirzoev I.K., Petrov I.A., Polivko E.A., Prokof'ev K.G., Pyleva O.V., Sal'nikov V.P., Sal'nikov M.V., Chudin-Kurgan F.O., pod red. S.I. Zakhartseva. M. : Iurlitinform, 2020. 288 pp.

17. Madzhidzoda Dzh.Z., (Zoirov Dzh.M.), Sharofzoda R.Sh. Novaia kniga izvestnogo rossiiskogo filosofa prava. Retsenziia na monografiiu S.I. Zakhartseva "Pravo: novye idei i prochteniia" (M. : Iurlitinform, 2021. 440 pp.). Pravovaia zhizn, No. 1 (33), 2021, pp. 187-195.

18. Khabrieva T.Ia., Chernogor N.N. Budushchee prava. Nasledie akademika V.S. Stepina i iuridicheskaia nauka. M. : INFRA-M, 2020. 176 pp. DOI: 10.12737/1112960 .

19. Zakhartsev S.I., Salnikov V.P. The Philosophy of Law and Legal Science. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018. 270 p. DOI: 10.17513/np.452 .

20. Zakhartsev S.I., Maslennikov D.V., Salnikov VP. The Logos of Law: Parmenides -- Hegel -- Dostoevsky. The Speculative and Logical Foundations of the Metaphysics of Law. London: Europe Books, 2021. 450 p. DOI: 10.17513/np.490 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.