Научная статья на тему 'Рецензия на монографию С. Г. Исаева, Н. Г. Владимировой "актуальная поэтика: смена художественной парадигмы" (великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. 482 с. )'

Рецензия на монографию С. Г. Исаева, Н. Г. Владимировой "актуальная поэтика: смена художественной парадигмы" (великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. 482 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНАЯ ПОЭТИКА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / СМЕНА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ / НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ / ACTUAL POETICS / HISTORICAL POETICS / THEORETICAL POETICS / ARTISTIC MODALITY / CHANGE OF ARTISTIC PARADIGM / NON-CLASSICAL ARTISTRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потанина Наталия Леонидовна

Представлен аналитический обзор научной монографии, посвященной осмыслению глубинных изменений в художественной литературе второй половины XX начала XXI века. Обоснованы новизна, актуальность и теоретическая значимость монографии, определяемые созданием целостной типологии неклассической художественности на основе мультидисциплинарного подхода к проблеме ее зарождения и функционирования, а также специфическим сочетанием эстетического и литературоведческого анализа текстов, позволившим сделать типологические обобщения. Подтверждена значимость и научная перспективность вклада авторов монографии в исследование проблемы неклассической художественности, в формирование новых представлений о современной теоретической поэтике и связанных с этим особенностях литературоведческого анализа современных художественных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Потанина Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE MONOGRAPH by S.G. ISAEV, N.G. VLADIMIROVA “CURRENT POETICS: the CHANGE of ARTISTIC PARADIGM” (Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2017, 482 p.)

An analytical review of the scientific monograph devoted to the comprehension of profound changes in the fiction of the second half of the 20th century and the early 21st century is presented. The novelty, relevance and theoretical significance of the monograph, determined by the creation of a holistic typology of nonclassical artistry based on a multidisciplinary approach to the problem of its origin and functioning, as well as a specific combination of aesthetic and literary analysis of texts, which allowed typological generalizations, are substantiated. The significance and scientific prospects of the contribution of the monograph authors to the study of the problem of nonclassical artistry, to the formation of new ideas about modern theoretical poetics and related features of the literary analysis of contemporary art texts have been confirmed.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию С. Г. Исаева, Н. Г. Владимировой "актуальная поэтика: смена художественной парадигмы" (великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. 482 с. )»

DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-16-81-84 УДК 82-1/-9

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С.Г. ИСАЕВА, Н.Г. ВЛАДИМИРОВОЙ «АКТУАЛЬНАЯ ПОЭТИКА: СМЕНА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ»

(Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. 482 с.)

Наталия Леонидовна ПОТАНИНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлен аналитический обзор научной монографии, посвященной осмыслению глубинных изменений в художественной литературе второй половины XX - начала XXI века. Обоснованы новизна, актуальность и теоретическая значимость монографии, определяемые созданием целостной типологии неклассической художественности на основе мультидисциплинарного подхода к проблеме ее зарождения и функционирования, а также специфическим сочетанием эстетического и литературоведческого анализа текстов, позволившим сделать типологические обобщения. Подтверждена значимость и научная перспективность вклада авторов монографии в исследование проблемы неклассической художественности, в формирование новых представлений о современной теоретической поэтике и связанных с этим особенностях литературоведческого анализа современных художественных текстов.

Ключевые слова: актуальная поэтика; историческая поэтика; теоретическая поэтика; художественная модальность; смена художественной парадигмы; неклассическая художественность

Монография известных российских ученых, университетских преподавателей Наталии Георгиевны Владимировой и Сергея Георгиевича Исаева примечательна уже тем, что в ней рассмотрены актуальные проблемы неклассической художественности в западноевропейской и русской литературах второй половины ХХ - начала XXI века. Это сделано целенаправленно, основательно, в высшей степени профессионально и современно, ярко и убедительно. Потребность в такой фундаментальной разработке этой проблемы давно назрела.

Круг произведений, помещаемых в центр исследовательского интереса, затрагивает как значительные новейшие, так и классические тексты той эпохи, которая характеризовалась художественной модальностью. На материале этих последних показаны истоки зарождения неклассической художественности.

Новая концепция «открываемого условного мира» [1, с. 18], состоящая в его «непротивопоставленности реальному и действительному» [1, с. 18], представлена в монографии ее соотношении с философскими, эстетическими, этическими концепциями, имеющими долговременную историю существования. В этом направлении анализируют-

ся произведения Г.Р. Державина, В.Ф. Одоевского, Д.С. Мережковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского, А. Битова, В. Пелевина, Д.Г. Россети, М. Пруста, Г. Грина, Джона Фаулза, Джулиана Барнса, Дженет Уинтер-сен, Дианы Сеттерфилд и др. С этой же целью привлечен и широкий философско-эстетический, теоретический материал, формирующий литературоведческие представления о неклассической художественности, целостности, игре, вариативности (труды Г. Гердера, А. Шопенгауэра, М. Хайдеггера, Ю. Кристевой, Р. Барта, М. Фуко, Ж. Дерри-да, Ж. Женетта, В. Шкловского, Н. Бердяева, М. Бахтина, Ю. Лотмана, М. Гаспарова и др.).

На этой основе авторы монографии прочерчивают свою четкую линию в понимании принципов художественности и целостности в контексте категорий актуальной поэтики. Это придает исследованию необходимую концептуальную глубину в решении сложных и неоднозначных проблем, связанных с совершающимися на наших глазах переменами в художественной литературе.

Следующее несомненное достоинство рецензируемой монографии - в убедительном и впервые предложенном теоретическом обосновании феномена «событие текста».

© Потанина Н.Л., 2018

ISSN 2587-6953. Neophilology, 2018, vol. 4, no. 16

Последовательно, в диахронии и синхронии, охарактеризованы наиболее значительные из его модификаций (или «конфигураций»): «лабиринт», «круг», «домино», «сдвиг», возвращение» - впервые вводимые в обиход отечественного литературоведения.

В лучших традициях современного литературоведения авторы монографии рассматривают проблемы актуальной поэтики с привлечением широкого спектра концепций, оценок и суждений отечественных и зарубежных ученых. Значительное место в монографии занимает их подробное изложение и комментирование, что позволяет Н.Г. Владимировой и С.Г. Исаеву в итоге убедительно представить собственную концепцию «актуальной поэтики» как отражения смены художественной парадигмы.

Хочется особо приветствовать стремление авторов монографии к согласованию сложившегося в литературоведении XX века научного аппарата с новейшими обретениями самого искусства. При этом заслуживает самой высокой оценки взвешенное отношение авторов к выбору адекватных путей в решении этой сложной задачи. Как справедливо отмечено в монографии, «очевидной представляется необходимость тщательной балансировки новых терминов и понятий, добытых самой поэтикой в ее неустанном труде» [1, с. 3].

Монография включает в себя двадцать одну главу. Приведем названия некоторых -ведь и они свидетельствуют о многосложности поставленных проблем: Глава первая. Неклассическая художественность. Глава вторая. Художественность и целостность. Глава третья. Игра как модальная основа поэтики возможного. Глава четвертая. Случайность как алгоритм поэтики <...> Глава шестая. Текст как вещь: мифология и экфра-сис <...> Глава девятая. Палимпсест - память текста и его порождающее устройство <...> Глава девятнадцатая. От науки к литературе: художественный дискурс в литературоведческом тексте. Концептуальные Введение и Заключение удачно обрамляют основное содержание монографии, сообщая завершенность и стройность общей композиции.

Широкий охват в монографии произведений теоретической и художественной ли-

тературы способствует достижению двух целей. Первая из них мотивирована успешно решаемой задачей выработки представлений о едином теоретическом пространстве, в которое вписываются и русские мыслители, занимая в нем достойное место наряду с прославленными и признанными европейскими теоретиками. Вторая, посвященная исследованию зарождения и развития представлений о «событии текста», позволяет не только раскрыть наиболее важные поэтологические особенности, свидетельствующие о смене художественной парадигмы («лабиринт», «принцип домино», «герменевтический круг», оригинальные формы интертекстуальности, экфрасиса, палимпсеста, визуальной, сенсорной поэзии, новых проявлений интердискур-сивности), но и представить их с типологической точки зрения.

В монографии отчетливо прорисовано движение научного сюжета, богато иллюстрированное внимательным анализом обширного, но при этом тщательно отобранного в соответствии с решаемой литературоведческой задачей материала художественных произведений русской и западноевропейской (английской и французской) литературы.

Научная новизна монографии определяется как мультидисциплинарным подходом к проблеме зарождения и функционирования неклассической художественности (особенно в разделах, посвященных интертекстуальности, интермедиальности, палимпсесту, эк-фрасису, интердискурсивности), так и сочетанием эстетического и литературоведческого анализа текстов, что позволяет сделать типологические обобщения.

Результатом такого анализа неклассической художественности становится формирование новых представлений о современной теоретической поэтике и определяемых ее категориальным аппаратом особенностях литературоведческого подхода к анализу современных художественных текстов и порождающего их «устройства» [1, с. 192].

На основе широкого и разнообразного материала в монографии С.Г. Исаева и Н.Г. Владимировой создана целостная система типологии неклассической художественности - что свидетельствует о несомненной ценности проведенного исследования.

82

КБЫ 2587-6953. Неофилология. 2018. Т. 4, № 16

К величайшему сожалению, один из авторов этой книги, Сергей Георгиевич Исаев, известный в России и за ее пределами ученый, специалист по теории литературы, автор многих значительных научных трудов, на исходе 2017 года ушел из жизни. Светлая память талантливому ученому и прекрасному человеку.

Можно с уверенностью сказать, что результатам последнего фундаментального труда профессора С.Г. Исаева, осуществленного в соавторстве с профессором Н.Г. Владимировой (супругой, коллегой, другом, единомышленницей), предстоит долгая жизнь. Сразу после публикации книга «Актуальная поэтика: смена художественной парадигмы» оказалась широко востребована в среде преподавателей русской и зарубежной литературы, филологов, культурологов, студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов и широкого круга читателей. Многие идеи авторов монографии уже стали основанием для научных публикаций, докладов и диссертаций.

Представляется убедительно обоснованным итоговый вывод о том, что актуальная поэтика нашей эпохи претворяет в себе черты никогда не прерывавшейся выразительной традиции, которая базируется на рефлексии и саморефлексии. Однако нельзя не со-

гласиться и с тем, что «кардинальное преобразование этих форм и их функций во второй половине XX столетия <...> говорит о смене эстетической парадигмы, вне которой представить себе сложный мир современного человека невозможно» [1, с. 443].

Совершенно очевидно, что в этой книге достигнута цель, чрезвычайно плодотворная для нашей науки. Обоснована органическая связь классического литературоведения с современной литературной теорией, и показано, как использовать новый специализированный инструментарий филологии в качестве методологического средства при решении сегодняшних исследовательских задач. Тем самым открыты новые перспективы для дальнейшего исследования проблем, стоящих перед гуманитарным сообществом XXI столетия.

Список литературы

1. Исаев С.Г., Владимирова Н.Г.Актуальная поэтика: смена художественной парадигмы: монография. Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. 482 с.

Поступила в редакцию 21.06.2018 г. Отрецензирована 25.07.2018 г. Принята в печать 26.09.2018 г.

Информация об авторе

Потанина Наталия Леонидовна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Для цитирования

Потанина Н.Л. Рецензия на монографию С.Г. Исаева, Н.Г. Владимировой «Актуальная поэтика: смена художественной парадигмы» (Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. 482 с.) // Неофилология. 2018. Т. 4, № 16. С. 81-84. БО! 10.20310/2587-6953-2018-4-16-81-84.

ISSN 2587-6953. Neophilology, 2018, vol. 4, no. 16

83

DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-16-81-84

REVIEW OF THE MONOGRAPH BY S.G. ISAEV, N.G. VLADIMIROVA "CURRENT POETICS: THE CHANGE OF ARTISTIC PARADIGM" (Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2017, 482 p.)

Natalia Leonidovna POTANINA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract. An analytical review of the scientific monograph devoted to the comprehension of profound changes in the fiction of the second half of the 20th century and the early 21st century is presented. The novelty, relevance and theoretical significance of the monograph, determined by the creation of a holistic typology of nonclassical artistry based on a multidisciplinary approach to the problem of its origin and functioning, as well as a specific combination of aesthetic and literary analysis of texts, which allowed typological generalizations, are substantiated. The significance and scientific prospects of the contribution of the monograph authors to the study of the problem of nonclassical artistry, to the formation of new ideas about modern theoretical poetics and related features of the literary analysis of contemporary art texts have been confirmed.

Keywords: actual poetics; historical poetics; theoretical poetics; artistic modality; change of artistic paradigm; non-classical artistry

References

1. Isaev S.G., Vladimirova N.G. Aktual'nayapoetika: smena khudozhestvennoyparadigmy [Current Poetics: the Change of the Artistic Paradigm]. Velikiy Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2017, 482 p. (In Russian).

Received 21 June 2018 Reviewed 25 July 2018 Accepted for press 26 September 2018

Information about the author

Potanina Natalia Leonidovna, Doctor of Philology, Professor, Professor of the Russian and Foreign Literature, Journalism Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

For citation

Potanina N.L. Retsenziya na monografiyu S.G. Isaeva, N.G. Vladimirovoy «Aktual'naya poetika: smena khudozhestvennoy paradigmy» (Velikiy Novgorod: Izd-vo NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2017. 482 s.) [Review of the monograph by S.G. Isaev, N.G. Vladimirova "Current Poetics: the Change the Artistic Paradigm" (Velikiy Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2017, 482 p.)]. Neofilologiya - Neophilology, 2018, vol. 4, no. 16, pp. 81-84. DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-16-81-84. (In Russian, Abstr. in Engl.).

84

ISSN 2587-6953. Неофилология. 2018. Т. 4, № 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.