Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Романова А.П., Якушенков С.Н., Хлыщёва Е.В., Васильев Д.В., Кусмидинова М. Х., Якушенкова О.С., Топчиев М.С. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие: учебное пособие. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2014, 236C.'

Рецензия на монографию: Романова А.П., Якушенков С.Н., Хлыщёва Е.В., Васильев Д.В., Кусмидинова М. Х., Якушенкова О.С., Топчиев М.С. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие: учебное пособие. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2014, 236C. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
179
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Герасимиди Елена Ивановна

Рецензия на монографию: Романова А.П., Якушенков С.Н., Хлыщёва Е.В., Васильев Д.В., Кусмидинова М. Х., Якушенкова О.С., Топчиев М.С. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие: учебное пособие. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2014, 236C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review of the book Romanova A.P., Khlyscheva E.V., Yakushenkov S.N., Vasilyev D.V., Kusmidinova M.H., Yakushenkova O.S., Topchiev M.S. The frontier of Lower Volga: cultural memory and cultural heritage: Manual for students, Astrakhan: Sorokin Roman, 2014, 236P.

The manual “The frontier of Lower Volga: cultural memory and cultural heritage”, written by Romanova A.P., Yakushenkov S.N., Khlyscheva E.V., Vasilyev D.V., Kusmidinova M.H., Yakushenkova O.S., Topchiev M.S., gives the analysis of the ways of preservation of cultural heritage in the specific frontier region. That’s why the authors using the methodology and conceptual framework of frontier territories develop a special approach to the problem of reservation of cultural heritage. The system of cross-cultural communications depends on many factors, including the history of cultural landscape in the frontier territory where a process of cross-cultural communications takes a special form that needs new models and methods. From this position the problems of preservation the cultural safety in conditions of the polycultural spaces are rised. The main attention in the review is made for the concepts of models and modules in the cultural landscape of the region. The authors try to use their theoretical approach to the practical situation in the cultural landscape of the region. Several modules in the city are named and analyzed: White City, Transcanal, Transcutum, and Spit. The analysis of modern society leads to understanding of the necessity to achieve the cultural dialogue in the space where cultures and interests of many people compelled to look for a way to interact with each other.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Романова А.П., Якушенков С.Н., Хлыщёва Е.В., Васильев Д.В., Кусмидинова М. Х., Якушенкова О.С., Топчиев М.С. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие: учебное пособие. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2014, 236C.»

Рецензия на монографию: Романова А.П., Якушенков С.Н., Хлыщёва Е.В., Васильев Д.В., Кусмидинова М. Х., Якушенкова О.С., Топчиев М.С. Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие: учебное пособие. Астрахань:

Сорокин Роман Васильевич, 2014, 236C.

Герасимиди Елена Ивановна, к. и. н., директор музея культуры Астрахани, 414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского 4, E-mail: elena_gerasimidi@mail.ru

Культура каждого народа, имея свое неповторимое лицо, является частью культуры всего человечества, а любое общество вписывается в историю прежде всего благодаря своей культуре. Специфические черты культуры складываются исторически в ходе приспособления определенного социокультурного сообщества к условиям существования.

Анализ современного общества приводит к пониманию необходимости достижения устойчивого культурного диалога в мире, где причудливо переплетаются культуры и интересы многих народов, вынужденных искать способ не сталкивать свои интересы друг с другом, а взаимодействовать. Однако в реальной жизни функционирование национальных культур во многом обусловлено наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, общностью их исторических судеб.

Зоны пересечения культур - наиболее уязвимые точки стабильности поликультурного общества, соседствующего с другими территориями и испытывающего «миграционный нажим». Здесь острее всего стоят проблемы коммуникации во всех сферах: экономической, религиозной, бытовой. Такие территории определяются как фронтирные, т.е. особые территории, где сталкивается несколько культур, формируя новые социокультурные отношения. Фронтир характеризуется более высокой мобильностью по сравнению с глубинной территорией, перемещением больших групп людей, новыми формами культурных и социальных контактов. С одной стороны, это приводит к синтезу культурных традиций и появлению новых культурных форм, характерных для транскультурных сообществ. С другой стороны, именно здесь острее всего чувствуется напряженность как социальная, так и культурная, что становится причиной серьезных конфликтов.

Определив Нижнее Поволжье как фронтир, авторы учебного пособия «Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие» разрабатывают понятийный аппарат и методологию анализа фронтирный территорий. Это зона контактов разных культур, разных народов, хозяйственных и социальных систем. Здесь формируется особое культурное наследие и культурная память. Поэтому важнейшим элементом культурной безопасности полиэтничного региона является проблема сохранения его культурного наследия.

Применяемая для исследования новая типология: ранний фронтир, фронтир, постфронтир и рефронтир - обладает новыми методологическими возможностями, позволяя анализировать фронтир не как законченное историческое событие, а как современный социокультурный процесс. Это

дает возможность лучше понять характер современных конфликтов и конфронтаций основных акторов нижневолжского фронтира и спрогнозировать дальнейшее развитие межкультурных коммуникаций в этом регионе.

Система межкультурных коммуникаций зависит от многих факторов, в том числе и от истории формирования культурного ландшафта территории, на которой идет процесс межкультурных коммуникаций. В книге обосновывается идея невозможности сведения целостной системы культурного наследия к единичным объектам. Авторы настаивают на важности сохранения культурного ландшафта, как отражения деятельной картины мира человеческого сообщества. Был создан новый фундаментальный научный «модульный» подход к сохранению культурного наследия, который позволяет исследовать всю совокупность объектов культурного наследия синхронно, как состоявшуюся целостность, и диахронно, как последовательность этапов его формирования, развития и в отдельных случаях утраты. В качестве модуля взята системная единица культурного ландшафта, которая может быть представлена разнообразными таксономическими явлениями: культурными, социальными, экономическими, природными и т.д.

Важнейшим элементом культурной безопасности полиэтничного региона является проблема сохранения его культурного наследия. Поэтому в центре внимания модель культурного наследия, включающая в себя объект, субъект культурного наследия, механизм трансляции культурного наследия, формы сохранения культурного наследия, функции культурного наследия, границы и уровни культурного наследия. В отличие от традиционного подхода к культурному наследию, предложенного ЮНЕСКО, представляющего собой систематизацию объектов материального культурного наследия по определенным группам; памятники, ансамбли, достопримечательные места, в рамках модульного подхода основным полем исследования являются не одиночные объекты культурного наследия и их состояние, а отдельные модули культурного ландшафта, представляющие собой территориальную и историко-культурную целостность. Это новый подход, позволяющий соединить этническую составляющую, культурный ландшафт и объекты культурного наследия в единое целое.

В процессе работы над книгой был получен новый массив археологических данных в процессе раскопок, проведён мониторинг состояния всех объектов материального архитектурного наследия астраханского региона, собран новый полевой материал по нематериальному культурному наследию. Особое внимание авторы пособия уделяют концепции охраны и использования памятников археологии Астраханской области, определяют основные приоритеты, категории и направления охраны и использования археологического наследия края.

Исходя из того, что культурное наследие - «капитал невозместимой ценности», авторы разрабатывают модульный подход к проблеме сохранения и использования культурного наследия. Базовое значение приобретает

постоянный мониторинг состояния сохранности культурного наследия на основании выделения ряда моделей.

В рецензируемом учебном пособии представлены и описаны модули как законченные единицы культурного ландшафта, обладающие четкими территориальными, темпоральными, экономическими, семантическими и прагматическими характеристиками. Модуль не является единичным памятником культуры, охраняемым государством, а выступает некой системной единицей: городским районом, историческим местом, частью биологической или экологической системы и тесно связан со всей системой в целом, имеет определенную функцию и конкретные параметры (пространственные, временные, смысловые и т.д.). Модульный подход дает возможность комплексного анализа культурного ландшафта региона и в определенных случаях историко-культурный ландшафт сам может рассматриваться как отдельный модуль культурного ландшафта.

В астраханском городском культурном ландшафте можно выделить несколько модулей - Кремль, Белый город, Заканалье, Закутумье, Коса, каждый из которых обладает культурным своеобразием. В книге дается подробный анализ данных модулей и рассматриваются пути сохранения объектов культурного наследия. Особое внимание уделяется проблеме «вписанности» объекта культурного наследия в современный городской ландшафт. Сохраненный или отреставрированный памятник XVIII - XIX вв., окруженный новостройками, становится всего лишь неким анахронизмом, пережитком прошлого.

С учетом общих параметров модельно-модульного подхода авторы учебного пособия анализируют несколько возможных сценариев с сохранением культурного наследия: пессимистический, ведущий первоначально к отчуждению объекта от культурного ландшафта, а затем и полному его исчезновению; оптимистический, предполагающий формирование законодательной базы защиты культурного наследия, наличие продуманной информационной политики, активизацию интереса общественности и развитие туристической сферы с сопутствующими ей секторами экономики; реалистический, констатирующий реальное положение дел в данной сфере.

Культурное наследие формирует глубинных возможностей региона, который становится основным действующим фактором в пространстве глобализирующегося мира. Модульный подход повышает жизнеспособность системы, помогает предотвращать ее деформацию, гармонизировать или даже предотвращать внутренние бифуркации. Поэтому необходимы действия по снижению деструктивных характеристик фронтирных сигнификатов и включение их в единый культурный ландшафт.

Специалист по модульному подходу к сохранению культурного наследия края не может появиться по приказу. Его необходимо воспитывать, давать особое образование, требующее специфичных навыков в разных областях знания. На это и направлено учебное пособие, которое прежде всего адресовано студентам и специалистам культурологического и

туристического, музейного профиля.

Однако модульный подход не является лишь уделом небольшого числа специалистов. Все население края должно быть вовлечено в него, а для этого требуется система информации и распространение знаний. С этой целью в приложении книги приводятся нормативные документы по охране культурного наследия конкретного региона.

Учебное пособие написано живым языком и представляет интерес для всех, кто интересуется культурным развитием Астраханского региона, его спецификой и в тоже время универсальностью, как возможного образца сосуществования и взаимодействия различных народов.

The review of the book Romanova A.P., Khlyscheva E.V., Yakushenkov S.N., Vasilyev D.V., Kusmidinova M.H., Yakushenkova O.S., Topchiev M.S. The frontier of Lower Volga: cultural memory and cultural heritage: Manual for students, Astrakhan: Sorokin Roman, 2014, 236P.

Gerasimidi Elena Ivanovna, Ph.D. (History), Director of museum of Astrakhan

culture,

414000, Astrakhan, Chernyshevskogo St. 4, E-mail: elena_gerasimidi@mail.ru

The manual "The frontier of Lower Volga: cultural memory and cultural heritage", written by Romanova A.P., Yakushenkov S.N., Khlyscheva E.V., Vasilyev D.V., Kusmidinova M.H., Yakushenkova O.S., Topchiev M.S., gives the analysis of the ways of preservation of cultural heritage in the specific frontier region. That's why the authors using the methodology and conceptual framework of frontier territories develop a special approach to the problem of reservation of cultural heritage. The system of cross-cultural communications depends on many factors, including the history of cultural landscape in the frontier territory where a process of cross-cultural communications takes a special form that needs new models and methods. From this position the problems of preservation the cultural safety in conditions of the polycultural spaces are rised.

The main attention in the review is made for the concepts of models and modules in the cultural landscape of the region. The authors try to use their theoretical approach to the practical situation in the cultural landscape of the region. Several modules in the city are named and analyzed: White City, Transcanal, Transcutum, and Spit.

The analysis of modern society leads to understanding of the necessity to achieve the cultural dialogue in the space where cultures and interests of many people compelled to look for a way to interact with each other.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.