Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Р. Н. Гизатуллина "от солдатской школы до классической гимназии: история учебных заведений дореволюционного Троицка"'

Рецензия на монографию Р. Н. Гизатуллина "от солдатской школы до классической гимназии: история учебных заведений дореволюционного Троицка" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / Г. ТРОИЦК ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / МЕДРЕСЕ / МЕКТЕБЕ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / TROITSK / ORENBURG PROVINCE / PUBLIC SCHOOLS / PAROCHIAL SCHOOLS / MADRASSAS / SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антипин Николай Александрович

В рецензии дана характеристика монографии, комплексно рассматривающей историю учебных заведений г. Троицка (ныне Челябинской области) в дореволюционный период. Автор осветил вопросы организации и трансформации образовательной системы во второй половине XVIII первой четверти XX в. через призму изучения учебных заведений автор представил историю уездного города, его экономическое и социокультурное развитие, акцентировал внимание на своеобразии Троицка, представил влияние этноконфессиональной ситуации на сферу образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE MONOGRAPH BY R. N. GIZATULLINA "FROM THE SOLDIER’S SCHOOL TO THE CLASSICAL GYMNASIUM: HISTORY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF PRE-REVOLUTIONARY TROITSK"

The review describes a monograph that comprehensively examines the history of educational institutions in Troitsk (now Chelyabinsk region) in the pre-revolutionary period. The author covered the issues of organization and transformation of the educational system in the second half of XVIII first quarter of XX century Through the prism of educational institutions, the author presented the history of the County-level city, its economic, social and cultural development, focused on the originality of Troitsk, presented the effect of ethno-religious situation in the field of education.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Р. Н. Гизатуллина "от солдатской школы до классической гимназии: история учебных заведений дореволюционного Троицка"»

рецензии

УДК 371 «17/19»(091)(470.55) DOI: 10.14529^180414

ББК 74.03(235.55)

рецензия на монографию р. н. гизатуллина «от солдатской школы до классической гимназии: история учебных заведений дореволюционного троицкА»1

Н. А. Антипин,

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация

В рецензии дана характеристика монографии, комплексно рассматривающей историю учебных заведений г. Троицка (ныне Челябинской области) в дореволюционный период. Автор осветил вопросы организации и трансформации образовательной системы во второй половине XVIII — первой четверти XX в. через призму изучения учебных заведений автор представил историю уездного города, его экономическое и социокультурное развитие, акцентировал внимание на своеобразии Троицка, представил влияние этноконфессиональной ситуации на сферу образования.

Ключевые слова: учебные заведения, г. Троицк Оренбургской губернии, народные училища, приходские училища, церковно-приходские школы, медресе, мектебе.

Автор книги Рауф Назипович Гизатуллин — историк, педагог, краевед, знаток истории Южного Урала и г. Троицка. Область его научных интересов — история печати, медицины в дореволюционном Троицке, формирование его многонационального населения; исследования биографий людей, оставивших след в истории города. Конечно, педагога по образованию и призванию заинтересовала и история образования.

Исследователи истории образования на Южном Урале уже сформировали определенную историографическую традицию. А. П. Абрамовский и В. С. Кобзов изучали образование в Оренбургском казачьем войске, В. Я. Рушанин, Л. М. Конев и В. В. Чуприн посвятили свою книгу истории среднего образования Урала в пореформенный период, А. И. Конюченко защитил кандидатскую диссертацию, посвященную истории духовного образования в Оренбургской епархии [1; 4; 5; 7; 8]. Весьма близкой к рецензируемой книге стоит исследование В. С. Боже «Школьный мир дореволюционного Челябинска», который в двух томах своего труда представил историю развития образования в г. Челябинске в XVIII — начале XX века, а также собрал богатый биографический справочник педагогов [2]. Для Р. Н. Гизатуллина история образования не стала новой темой: в 2016 г. он опубликовал книгу «Мусульманские учебные заведения дореволюционного Троицка (конец XVIII — начало XX вв.)» [3], ставшем шагом к настоящему изданию.

Источниковедческая база исследования обширна. Она включает в себя документы из центральных архивов: ГАРФ, РГАДА, РГВИА, РГИА, а также региональных — ОГАЧО (Челябинск), ГАОО

1 Гизатуллин Р. Н. От солдатской школы до классической гимназии: история учебных заведений дореволюционного Троицка. — Челябинск : Край Ра, 2018. — 392 с.

(Оренбург), ЦГИА РБ (Уфа), ПГАСПИ (Пермь) и архивного отдела администрации Троицкого района. Корпус источников включает адрес-календари, воспоминания, материалы периодической печати. Автор активно привлекает опубликованные исследования дореволюционных, советских и современных историков и краеведов. В основу рецензируемой книги легли многочисленные статьи, тезисы, интервью, опубликованные автором в сборниках и периодической печати.

Объектом изучения новой книги Р. Н. Гизатулли-на стала история дореволюционных учебных заведений уездного г. Троицка Оренбургской губернии. В ней автор попытался собрать сведения о всех учебных заведениях, существовавших в городе до 1924 г. История образования в монографии разделена на три периода: 1) вторая половина XVIII в., 2) первая половина XIX в., 3) с 1861 г. по 1924 г.

В книге четыре главы, в которых автор последовательно рассматривает историю каждого учебного заведения. Главы выстроены в хронологическом порядке, внутри выделяются тематические параграфы. Повествование открывает краткий очерк истории Троицка. Вообще, история образования представлена в книге в контексте истории небольшого провинциального города, каким был Троицк в описываемый период. Несмотря на свое периферийное положение, город сформировался как торговый центр, пограничное положение обусловило его национальное, конфессиональное и культурное разнообразие.

Первая глава исследования посвящена учебным заведениям, открытым в Троицке во второй половине XVIII в. И первое из них — инженерная школа возникла в 1751 г., таким образом, она стала первым учебным заведением на территории современной Челябинской области. Затем ее преобразовали в гарнизонную школу, и просуществовала она больше

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки» 2018, т. 18, № 4

Рецензии

века. Военный характер школы обусловлен тем, что и основное население Троицкой крепости — были военные. Учащимся преподавали точные науки, инженерное дело, планировку и даже музыку. Периферийный характер Троицк стал причиной создания здесь «заказа» — духовного правления, призванного организовывать и управлять церковной жизнью удаленного от епархиального центра в Тобольске края, а вслед за этим в 1757 г. в крепости появилась своя церковная школа (с. 32—34). Чуть позже, со строительством в конце XVIII в. мечети, при ней открылась «татарская школа». Автор объясняет это политикой Екатерины II, в правление которой было образовано Уфимское магометанское духовное собрание, она же инициировала строительство мечетей вдоль российской границы с казахской степью (с. 35—41).

Самая объемная — вторая глава монографии посвящена школам Троицка. Развитие системы образования автор связывает с обретением Троицком статуса города в 1785 г., развитием его экономической жизни, ростом численности городских сословий: купечества и мещан (с. 43). В 1835 г. открылось уездное училище (с. 45), в 1839 г. — приходское (с. 49), в 1861 г. — женское, затем преобразованное в прогимназию и гимназию (с. 56), в том же 1861 г. — «киргизское» (с. 61), в 1870 г. — чеботарное (с. 72).

Говоря о приходском училище, автор выходит на весьма интересную тему старообрядчества, таким образом, дополняет конфессиональную палитру Троицка. Русские, татары, евреи, бухарцы, выходцы из казахской степи «киргизы» сформировали неповторимое лицо города, определили его социокультурное своеобразие, что отразилось и на системе образования. В 1866 г. в Троицке проживало 7808 человек, из них 537 — казахов (с. 61). Появление специальной школы для них свидетельствует о стремлении правительства воспитать из «киргизов» российских подданных, хотя была и практическая цель: «подготовка низших чиновничьих кадров из представителей "туземного" населения» (с. 65). Говоря о «киргизской» школе, автор приходит к выводу, что Троицк стал «одним из центров просвещения казахского народа», кроме школы, здесь издавались газета и журнал на казахском языке (с. 67). Конечно, в XIX в. продолжает развиваться мусульманское образование, ведь около 40 % населения Троицка составляли мусульмане. Вслед за строительством мечетей, появляются мектебы и медресе (с. 74).

Для беднейшего населения города действовало чеботарное училище, призванное дать учащимся практические знания по пошиву обуви и портняжному делу. Возникла она при Свято-Троицком соборе, и содержалось на средства попечительства и городского бюджета. Это тоже весьма любопытный феномен, свидетельствующий о развитии благотворительности в Троицке, формированию институтов социальной поддержки. В конце XIX в. это училище трансформировалось в ремесленную школу.

Среди любопытных отступлений автора от главной линии повествования следует отметить сюжет, посвященный ученику приходского училища — Федору Плевако, ставшему впоследствии известным

российским адвокатом (с. 51—54). В Троицке это имя хорошо известно, там установлен ему памятник. Биография Ф. Н. Плевако — тоже отражение своеобразия Троицка: его отец был таможенным чиновником, а мать — крещеной «киргиз-кайсачкой».

Новый этап в развитии образования в России связана с Великими реформами Александра II, а именно утверждением в 1864 г. нового Школьного устава, по которому появились классические и реальные гимназии, в 1874 г. — Положения о начальных народных училищах.

В Троицке в начале XX в. действовало два училища: трехклассное и четырехклассное (с. 87). Р. Н. Гизатуллин подробно останавливается на них, описывая учебный процесс, педагогический персонал и особо — попечителей. Второе училище состояло под покровительством купца 1-й гильдии М. А. Яушева, богатейшего человека города и представителя известной татарской фамилии предпринимателей, затем его сменил другой предприниматель — Г. А. Башкиров. Автор позволяет себе подробнее остановиться на истории этих фамилий, характеризует развитие бизнеса, текст дополняют портреты купцов, фотографии их торговых домов и заведений (с. 94—105). Таким образом, Р. Н. Ги-затуллин объясняет истоки благотворительности и меценатства в Троицке. Яушевы и другие татарские купцы поддерживали развитие русско-татарских школ в Троицке (с. 143—161). Примечательно, что в этих школах в основном обучались башкиры, казахи и татары, плохо владевшие русским языком, поэтому приоритетным было изучение русского, а полученное образование открывало для молодежи возможность поступления в средние учебные заведения.

Существенный блок второй главы составляет параграф о приходских училищах (с. 117—140), которых в городе было семь. Автор описывает обстоятельства их открытия, помещения, педагогический персонал, финансирование и образовательные программы. Так, через призму образования реконструируется повседневная жизнь уездного города, наполненная событиями «местного масштаба». Одновременно с приходскими училищами действовали церковно-приходские школы (с. 163—177), не входившие в структуру министерства народного просвещения, и воскресные школы, имеющие статус внешкольного образования (с. 178—188). В Троицке действовало более десятка таких школ, в отличие от приходских училищ, в церковно-приходских школах особое внимание уделялось «утверждению в народе православного учения веры и нравственности христианской». Р. Н. Гизатуллин, естественно, стремится представить контекст: развитие города, рост населения, перед читателем реконструируется православная топография дореволюционного Троицка, визуализированная с помощью фотографий храмов, автор не обходит вниманием педагогический состав — священников.

В пореформенный период в Троицке открываются частные школы (с. 190—195). Однако их работа не носила системного характера: они закрывались, на их смену приходили новые. К частным же школам автор отнес хедер (открыта в 1896 г.), в котором

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2018, vol. 18, no. 4

Н. А. Антипин

Рецензия на монографию Р. Н. Гизатуллина «От солдатской школы до классической гимназии...

обучались еврейские дети, но информация об этом учебном заведении крайне скудна.

Параграф «Мусульманские учебные заведения» (с. 196—243) представляет собой экстракт предыдущей книги Р. Н. Гизатуллина «Мусульманские учебные заведения дореволюционного Троицка (конец XVIII — начало XX вв.)». Здесь автор подробно описывает период расцвета мусульманского образования в Троицке: открытие медресе и мекте-бов, особое внимание уделяет медресе «Расулия» (с. 217—222), второе открытие которого в отреставрированном историческом здании состоялось 6 июля 2018 г. По данным 1866 г. треть населения Троицка были грамотными, из них чуть менее половины составляли женщины (с. 55). К концу столетия наблюдается рост грамотности среди женщин и причина этого — в открытии татарской школы для девочек, а затем и мектебов для девочек (с. 228—232).

В этом же параграфе автор помещает эссе «О связи прошлого и современности», в котором рефлексирует о выборе темы, объясняет читателю свой интерес к исламской истории Троицка, а затем пытается разобраться в истоках исламского экстремизма, противостоянии салафизма и суфизма, ведь именно суфии выступали против религиозного радикализма, а центром суфизма до революции являлся Троицк.

Третья глава исследования посвящена истории средних учебных заведений, а таких в Троицке было два: женская и мужская гимназии (с. 245—320). Их история уже становилась предметов исследований историков и краеведов [7]. В. Я. Рушанин обстоятельно изучил историю семьи директора мужской гимназии И. А. Тихомирова и его жены — начальницы женской гимназии М. М. Котц [8]. Р. Н. Гизатуллин дополняет опубликованные работы, особое внимание уделяет педагогам, представляя их биографии, на основе репрезентативных количественных данных он показывает динамику роста учебных заведений. Отдельный сюжет посвящен революционному кружку гимназистов, действовавшему в 1877—1883 гг. (с. 315—320) В советской историографии эта тема, конечно, весьма подробно изучалась, однако для полноты картины автор помещает его в заключение главы [6].

Последнюю — четвертую главу монографии Р. Н. Гизатуллин отводит для десятилетия 1914— 1924 гг. (с. 321—341). Следуя уже отработанному приему, он для начала создает контекст: читатель погружается в повседневность уездного города периода Первой мировой войны (за два первых года войны население Троицка увеличилось на 50 %), затем революции и Гражданской войны. Несмотря на то, что в названии хронологические рамки книги ограничены 1917 г., однако исследователю важно понять, что происходило с дореволюционной школой после 1917 г., как педагоги отнеслись к новой власти, как разрушалась царская система образования.

Монография дополнена приложениями: описанием жизни в гарнизонных школах при крепостях Оренбургской укрепленной пограничной линии и воспоминаниями гимназистов.

Таким образом, Р. Н. Гизатуллин подготовил масштабное исследование появления и трансформации образовательных институтов в одном городе — Троицке. Через призму изучения учебных заведений автор представил историю уездного города, его экономическое и социокультурное развитие, ему удалось акцентировать внимание на своеобразии Троицка, представить влияние этноконфессиональ-ной ситуации на сферу образования.

книга насыщенна фактами, любопытными подробностями, именами и пояснениями. Возможно, порой это кажется излишним, но читатель поймет автора, ведь представленное монографическое исследование — плод многолетнего труда, Р. Н. Гиза-туллин сознательно стремится никого и ничто не забыть. Достоинство книги — богатство иллюстративного материала, позволяющего визуализировать прошлое Троицка.

Среди недостатков книги необходимо отметить следующее. Р. Н. Гизатуллин избрал для себя проблемно-хронологический подход, во введении он признается, что в книге превалирует описательный, а не аналитический акцент (с. 5). Тем не менее, отметим, что методологическое оформление работы способствовало бы более четкому структурированию нарратива, а также спровоцировало автора подготовить промежуточные выводы (по главам), а в заключение сформулировать тенденции, дать обзор развития образовательной системы в дореволюционном Троицке. Кроме того, не вполне кажется логичной структура монографии: выделенные главы не совпадают с предложенной автором периодизацией истории учебных заведений в Троицке.

Несмотря на высказанные замечания, монография Р. Н. Гизатуллина является цельным, законченным, новаторским и актуальным исследованием, обогащающим наши знания о дореволюционном прошлом Южного Зауралья, и, безусловно, заслуживает внимания читателей.

Литература

1. Абрамовский, А. П. Во славу государства Российского: начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске / А. П. Абрамовский, В. С. Кобзов. — Челябинск, 1994.

2. Боже В. С. Школьный мир дореволюционного Челябинска : в 2 т. /В. С. Боже. — Челябинск, 2006.

3. Гизатуллин, Р. Н. Мусульманские учебные заведения дореволюционного Троицка (конецXVIII — началоXXвв.): краткие очерки /Р. Н. Гизатуллин. — Челябинск, 2016.

4. Конюченко, А. И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX — начале ХХ вв. : дис. ... канд. ист. наук /А. И. Конюченко. — Челябинск, 1996.

5. Мирсаитова, С. Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX в. / С. Г. Мирсаитова. — Екатеринбург, 2000.

6. Рушанин, В. Я. Молодежное движение в России: региональный аспект (1861—1904) / В. Я. Рушанин. — Челябинск, 1998.

7. Рушанин, В. Я. Из истории среднего образования на Урале (1861—1917 гг.) / В. Я. Рушанин, Л. М. Конев, В. В. Чуприн. — Магнитогорск, 1994.

8. Рушанин, В. Я. Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени / В. Я. Рушанин. — Челябинск, 2016.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки» 2018, т. 18, № 4

рецензии

АНТИПИН Николай Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 23 августа 2018 года

DOI: 10.14529/ssh180414

review of the monograph by r. n. gizatullina «from the soldier's school to the classical gymnasium: history of educational institutions of pre-revolutionary troitsk»

N. A. Antipin, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The review describes a monograph that comprehensively examines the history of educational institutions in Troitsk (now Chelyabinsk region) in the pre-revolutionary period. The author covered the issues of organization and transformation of the educational system in the second half of XVIII — first quarter of XX century Through the prism of educational institutions, the author presented the history of the County-level city, its economic, social and cultural development, focused on the originality of Troitsk, presented the effect of ethno-religious situation in the field of education.

Keywords: educational institutions, Troitsk, Orenburg province, public schools, parochial schools, parochial schools, madrassas, schools.

References

1. Abramovskij A. P., Kobzov V. S. Vo slavu gosudarstva Rossij-skogo: Nachal'noe obrazovanie i voennaya podgotovka v Orenburgskom kazach'em vojske. — Chelyabinsk, 1994.

2. Bozhe V. S. Shkol'nyj mir dorevolyucionnogo Chelyabinska: v 2 t. — Chelyabinsk, 2006.

3. Gizatullin R. N. Musul'manskie uchebnye zavedeniya dorevolyucionnogo Troicka (konec XVIII — nachalo XX vv.). Kratkie ocherki. — Chelyabinsk, 2016.

4. Konyuchenko A. I. Duhovnoe obrazovanie v Orenburgskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX — nachale XX vv.: dis. na soisk. uchen. step. kand. ist. nauk. — Chelyabinsk, 1996.

5. Mirsaitova S. G. Narodnoe obrazovanie na Yuzhnom Urale v pervoj polovine XIX v. — Ekaterinburg, 2000.

6. Rushanin V. Ya. Molodezhnoe dvizhenie v Rossii: regional'nyj aspekt (1861—1904). — Chelyabinsk, 1998.

7. Rushanin V. Ya., Konev L. M., Chuprin V. V. Iz istorii srednego obrazovaniya na Urale (1861—1917 gg.). — Magnitogorsk, 1994.

8. Rushanin V. Ya. Ivan Aleksandrovich Tihomirov. Vozvrashchenie zabytogo imeni. — Chelyabinsk, 2016.

образец цитирования

Антипин, Н. А. Рецензия на монографию Р. Н. Ги-затуллина «От солдатской школы до классической гимназии: История учебных заведений дореволюционного Троицка» / Н. А. Антипин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2018. — Т. 18, № 4. — С. 101—104. DOI: 10.14529Л«Ы80414

Received August 23, 2018

for citation

Antipin N. A. Review of The monograph by R. N. Gizatullina «From the soldier's school to the classical gymnasium: History of educational institutions of pre-revolutionary Troitsk». Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2018, vol. 18, no. 4, pp. 101—104. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh180414

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2018, vol. 18, no. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.