Т. Г. Басангова
- РЕЦЕНЗИЯ на монографию Р. А. Султангареевой «Башкирский фольклор: -
семантика, функции и традиции»
— РЕЦЕНЗИЯ —
DOI 10.25587^1^2020.17.58374
Т. Г. Басангова
Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова
РЕЦЕНЗИЯ
на монографию Р. А. Султангареевой «Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции»
Исследование фольклора в контексте междисциплинарного подхода, комплексное освещение свидетельств старины с многосторонней интерпретацией мировоззренческих, этнографических, археологических и других антропологических компонентов в современной науке являются приоритетными и востребованными. На таких принципах и комплексной методологии исследования строится фундаментальный труд Р. А. Султангареевой «Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции» в двух томах (Уфа, 2018, 519 с.). Настоящая работа является актуальной на нынешний период как по постановке вопросов, так и по принципам, методологии их освещения, т. к. исследование выходит за рамки сугубо филологических. Этот исследовательский аппарат не подходит для фольклористических работ, поскольку фольклор являет собой синкретичный вид народных знаний, из глубин цивилизаций дошедший в форме образов, поэтико-художественных образов. Предметный анализ в книге охватывает уровни освещения мифолингвистических, лин-гвокультурологических, мифоритуальных и других ракурсов народного творчества. Ценности башкирского фольклора рассматриваются как неразрывная составная часть традиционной культуры. Исследовательский уровень работы достигается тем, что учтены новые мировые научные достижения в данной области. Книга являет собой значимое слово в фольклористике по охвату проблем, по освещению малоизученных и неизученных в фольклористике вопросов. Монография посвящена самым разным проблемам (миф и мифологические традиции, истоки обряда и модернизации, традиции баксы, эпос и ми-форитуал, культ семи святых, природопоклонение), в ней обозначены современные трансформации состояния праздничных комплексов и целительных актов. Автором привлечен огромный сравнительно-типологический материал из разных культур, языков и, таким образом, создан
БАСАНГОВА Тамара Горяевна - д. филол. н., доцент, зав. сектором Международного научно-исследовательского центра «Ойраты и калмыки на Евразийском пространстве» ФГБОУ ВО «Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова», Элиста, Россия.
E-mail: basangova49@yandex.ru
BASANGOVA Tamara Goryaevna - Doctor of Philological Sciences, Asst. Prof., Head of the Sector "Oyrats and Kalmyks in Eurasian Space", B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia.
E-mail: basangova49@yandex.ru
Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: - Серия Эпосоведение, № 1 (17) 2020 -
оригинальный исследовательский корпус, система анализа, которая обнаруживает универсалии относительно фольклора других народов. В исследованиях Р. А. Султангареевой обозначены исследовательские инструменты в отечественной фольклористике, какими стали ранние монографии «Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа» (Уфа, 1998), «Жизнь человека в обряде» (Уфа, 2006), «Йола-система и нормы жизневедения башкир» (Уфа, 2015), «Танцевальный фольклор башкир» (Уфа, 2013) и тома из серии «Башкирское народное творчество» (1995, 2010, 2018). В предисловии автор аргументирует свои исследовательские методы, новизну подходов, необходимость нового осознания предмета изучения и термина «фольклор». Жанры фольклора исследуются в единой связи как материал-наука-практика, при этом транслируются глубинные замыслы, семантика, семиотика, функциональные особенности компонентов, их составляющих. Таким образом, данное исследование охватывает вертикальную и горизонтальную сферы, для аргументирования расшифровок замыслов фольклора привлекаются многомерные и многосторонние характеристики из этнографии, археологии и лингвистики. Шесть больших глав настоящей работы по сути представляют связное системное и единое по замыслу монографическое исследование, посвященное самым актуальным и малоизученным проблемам традиционной народной культуры, идейно-функциональным центром, принципом создания которого является фольклор. Это: 1. Башкирский обрядовый фольклор: функции, семиотика и мифопоэтика; 2. Палеохореография. Актуальные вопросы и перспективы решения; 3. Башкирский эпос. Сказительство и исполнительские традиции; 4. Религиозный фольклор: истоки, специфика и трансформации; 5. Музыкальный фольклор: духовно-нравственные традиции; 6. Обрядовый фольклор в современной трансформации.
Многосторонний комплексный анализ совершается автором предметно, на высоком научном уровне с привлечением большого фактологического материала, обнаруживая компетентность, эрудицию автора в постижении и расшифровке по сути разных по природе, но единых по содержанию, идейной направленности отраслей башкирского фольклора. Привлекательной стороной работы является и то, что разносторонний, многоаспектный анализ позволяет раскрыть фольклор как своеобразный принцип, свидетельствующий о мудрости, духовно-нравственной состоятельности и глубинной философии башкир. Мифопоэтика, ритуальная специфика, национальный колорит фольклора изучены на фоне мировой типологической закономерности и духовно-нравственных, мировоззренческих традиций. В результате жанровые ценности и достояния башкирского фольклора позиционируются как органическая и неразрывная часть общечеловеческой, мировой культуры, что, в свою очередь, является большой заслугой работы.
Уникальную значимость труда составляет то, что автор дает ценностный исследовательский материал по обнаруженной ею новой версии эпоса «Урал-батыр». Находка эта является по сути большим открытием, совершенным Р. А. Султангареевой, и заслуживает высокой оценки как в научном мире, так и общественности. Оно значимо также и в мировом масштабе, поскольку великий эпос является частью общечеловеческой культуры и духовности. Запись эпоса по живой памяти в мелодическом, поэтико-речитативном исполнении является венцом и, сказать без преувеличения, научным подвигом ученого. Эпос является фактом этнической и языковой, духовной идентичности со своим творцом, фактом его импровизационного дара только в том случае, если имеются варианты и версии живого исполнения произведения. Акциональный фольклор - малоизученная область не только в башкирской, но и в целом отечественной науке. На основе анализа танцевального, шаманского, обрядового фольклора автор открывает ценные пласты информативной пластики, особенности языка жестовой культуры, воспроизводит правила и нормы телодвижений. Например, в танце мужчины не должны поднимать ноги выше пояса - это означает пинать бога Тенгри, женщины не должны смотреть на зрителей, т. к. это чревато сглазом, тяжелыми болезнями. Нельзя также долго смотреть на танец журавлей и без причины, вне обряда повторять движения журавлей. Исследователь проводит наиболее полную и объемную характеристику современных процессов трансформаций народного целительства, празднеств, обрядов, сказительского искусства.
Таким образом, монография Р. А. Султангареевой будет востребована в профессиональной науке, культуре, образовании, послужит большую роль в актуализации новых подходов в постижении фольклорных жанров.