Научная статья на тему '«Урал-батыр» и духовное наследие народов мира: международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию записи башкирского народного эпоса (г. Уфа, 30 ноября 2010 г. )'

«Урал-батыр» и духовное наследие народов мира: международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию записи башкирского народного эпоса (г. Уфа, 30 ноября 2010 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Юлдыбаева Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Урал-батыр» и духовное наследие народов мира: международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию записи башкирского народного эпоса (г. Уфа, 30 ноября 2010 г. )»

«УРАЛ-БАТЫР» И ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ МИРА: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ЮО-ЛЕТИЮ ЗАПИСИ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ЭПОСА (г. Уфа, ЗО ноября 2О1О г.)

Организаторами конференции выступили Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, Академия наук РБ, Министерство культуры РБ, Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО.

Предыдущие конференции, посвященные изучению башкирского народного эпоса «Урал-ба-тыр», состоялись: в 1995 г. — региональная; в 2003 г. — посвященная 85-летию записи эпоса; в 2005 г. — симпозиум «Эпос и мифология УралоАлтайского региона» в рамках Международной научно-практической конференции «Урал-Алтай: через века в будущее».

В работе конференции приняли участие более 300 чел. Среди участников были представители не только из Башкортостана, но и Абхазии, Алтая, Татарстана, а также из гг. Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень.

В приветствии участникам конференции от имени Правительства Республики Башкортостан, оглашенном заместителем Премьер-министра Правительства РБ З.Я. Рахматуллиной, говорилось: «Башкирский народный эпос «Урал-батыр» — выдающееся сказание башкирского народа, в котором запечатлены древнейшие мифы и реалии о творении мира, модели Вселенной, о мировой горе благополучия и мировой идее Добра. Многие эпические концепты произведения созвучны с мотивами мирового фольклора, что свидетельствует о зарождении сказового искусства башкир в глубокой мифотворческой эпохе и развитии в русле общечеловеческой культуры. «Урал-батыр» является не только вершиной мифопоэтического творчества башкирского народа, но и выдающимся произведением мировой эпики наряду с такими шедеврами эпической поэзии, как финская «Калевала», германская «Песнь о Нибелунгах», древнескандинавская «Эдда», англосаксонский «Беовульф», киргизский «Ма-нас», якутский «Нюргун Боотур», калмыцкий «Джангар».

Направили приветствие также и.о. академи-ка-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН В.А. Тишков и от имени Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО отв. секр. Комиссии, президент Комитета Всемирного наследия России Г.Э. Орджоникидзе.

На пленарном, секционных заседаниях и в ходе работы симпозиумов бышо заслушано около 100 докладов и сообщений, посвященных актуальным проблемам духовного наследия народов мира, вопросам этнической культуры, перевода и публикации эпоса-кубаира «Урал-батыр» на других языках, исследованию башкирского эпоса в контексте народной культуры тюркских и других народов, вопросам эпосоведения и этно-лингвофольклористики, этнолингвистики, современной сказительской традиции и искусства. К началу работы конференции был издан сборник ее материалов (в 2-х частях).

На пленарном заседании с научными докладами выступили известные ученые — доктора филол. наук, профессора: З.Я. Рахматуллина (Уфа), Ф.Г. Хисамитдинова (Уфа, ИИЯЛ УНЦ РАН), З.Д. Джапуа (Сухуми, зам. дир. ИГИ им. Д.И. Гулиа АН Абхазии), Е.Н. Кузьмина (Новосибирск, Ин-т филологии СО РАН), В.В. Блажес (Екатеринбург, УрГУ им. М.А. Горького), Ф.А. Надршина (Уфа, гл. науч. сотр. ИИЯЛ УНЦ РАН), Р.А. Султангареева (Уфа, гл. науч. сотр. ИИЯЛ УНЦ РАН).

З.Я. Рахматуллина в своем докладе отметила: «Мифологическое повествование об Урал-ба-тыре — один из древнейших духовных памятников башкирского народа, возникший на стадии разложения первобытнообщинного строя и запечатлевший нравственные нормы и моральный прогресс башкирского духа. Здесь яркое воплощение получили мироощущение и миропонимание далеких предков башкир, их надежды, попытки познать самого себя, ответить на кардинальные моральные проблемы человеческого бытия: проблемы жизни и смерти, добра, зла и спра-

ведливости, человеческого счастья, бессмертия, смысла человеческого существования и др.».

Ф.Г. Хисамитдинова в своем выступлении отметила: «Башкирский кубаир «Урал-батыр» как величайший памятник человечества, включенный в Список нематериального культурного наследия Тюрксой, является достойным кандидатом на включение в Список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества». Определенные шаги по продвижению ку-баира «Урал-батыр» в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО сделаны Президентом, Правительством РБ. Во-первых, 27 марта 2008 г. между Правительством Республики Башкортостан и ЮНЕСКО в штаб-квартире ЮНЕСКО было подписано Коммюнике-Соглашение о сотрудничестве. Во-вторых, был подписан Указ Президента Республики Башкортостан «О совершенствовании деятельности Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО» (№УП—142 от 26 марта 2010). В-третьих, вышло Постановление Правительства РБ «О плане мероприятий по реализации Коммюнике-Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан и ЮНЕСКО» (№ 303, от 3 августа 2010 г.). В плане мероприятий особое место занимают мероприятия, направленные на продвижение башкирского народного эпоса «Урал-батыр» в Список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это пункты № 33, 34, 35, предусматривающие проведение конкурса чтецов на языках мира, международной научно-практической конференции и проработку вопроса о включении эпоса «Урал-батыр» и древнейшего искусства игры на курае в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО1. Таким образом, в республике на сегодня созданы все условия для продвижения ку-баира «Урал-батыр» в Шедевры ЮНЕСКО. Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, привлекая другие научные, государственные и общественные организации, готов подготовить весь пакет основных и сопутствующих документов для ЮНЕСКО. Для этого от имени участников конференции обращаюсь в Правительство Республики с просьбой как можно быстрее принять Распоряжение Правительства «О подготовке Заявки и соответствующей документации в

ЮНЕСКО по продвижению эпоса «Урал-батыр» в Список Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО», определении ответственной организации за сохранение и возрождение эпоса, подготовке целевой программы «Эпосы народов Южного Урала», проекта «Сохранение, защита и популяризация эпического наследия коренного народа Башкортостана — башкир».

Доклад З.Д. Джапуа был посвящен теме змееборства или великаноборства (АТ 300 — 302, 313, 403 и др.). Он отмечает, что данная тема в абхазском фольклоре более отчетливо и полно представлена в героико-архаическом нартском эпосе, богатырской или волшебно-героической сказках, мифологическом предании. Дальнейшая ее трансформация весьма наглядна в героико-историческом эпосе абхазов. Великаноборство отражает всю (или почти всю) динамику развития нартской эпики — от самых архаических пластов до последующих и поздних напластований и разработок, до конкретной историзации ряда сюжетов. Оно строит не только остов, но и фабулу основного тематического диапазона нартского эпоса.

В.В. Блажес в своем докладе «Черты башкирской мифологии Х века (по материалам Ибн-Фадлана)» отметил: «История башкирского народа убеждает, что именно пассионарность средневековых башкир, будучи атрибутивным свойством их этнической сущности, способствовала формированию территории Башкортостана, башкирского этноса и сохранению им своего культурного национального облика. В исторической динамике башкиры постоянно испытывали какие-либо инонациональные влияния вплоть до того, что в XIII в. были покорены монголами и вошли в Золотую Орду, а в ХУ—ХУ1 вв. территория Башкортостана оказалась поделенной между Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской Ордой. Но все контакты и влияния обнаруживали способность башкир проявлять демократичность и уважение к иноэтничным культурным ценностям, сохраняя свое исконное и продолжать цивилизационное развитие».

Е.Н. Кузьмина свое выступление посвятила текстологическим аспектам бурятского героического эпоса. Она говорила о том, что поэтические константы, к которым относятся все стереотип-

1 Постановление Правительства Республики Башкортостан № 303 от 3 августа 2010 г.

ные описания, в т.ч. типические места и эпические формулы, содержат в себе ответы на вопросы об устойчивости традиции, механизмах сюжето-строения и стилеобразования, исполнительских особенностях. Поэтому их систематизация и изучение являются первостепенной задачей современного эпосоведения.

В своем докладе Р.А. Султангареева говорила о том, что башкирское сказительство современности делится на несколько форм: 1. Живые эпические традиции, бытующие в памяти населения в глубинках РБ; 2. Словесно-поэтические традиции, поддерживаемые специальными конкурсами и форумами.

Секционная работа проводилась по следующим темам:

1. «Фольклор: мифология, верования, демонология». Выступили: З.Я. Рахматуллина, В.Г. Котов (оба — Уфа), Л.Х. Мухаметзянова, И.Р. Шарипов, И.Г. Закирова (все — Казань) и др.

2. «Лингвофольклористика. Этнолингвистика». Выступили: З.А. Сиразитдинов, Р.Н. Гареев, А.И. Халиуллин, Р.Н. Хадыева, А.Ш. Иш-мухаметова (все — Уфа), А.Р. Алдырханова (Каримова) (г. Сибай) и др.

3. «Литература и фольклор. Фольклор в контексте историко-культурного наследия». Выступили: Г.С. Кунафин, Р.И. Якупов, Р.Н. Сулейманова, Г.М. Набиуллина, Н.А. Хуббитдинова, З.А. Алибаев, Р.М. Алламуратова (все — Уфа), Е.К. Созина (Екатеринбург), А.Х. Садыкова (Казань) и др.

4. «Этномузыкология. Современное состояние народного творчества». Выступили: Г.Р. Хусаинова, А.М. Хакимьянова, Г.В. Юлды-баева (все — Уфа), Л.М. Мухамметшина (Казань), Ж.М. Юша (Новосибирск) и др.

В симпозиуме «Обрядовый фольклор. Ска-зительство» были рассмотрены жанры в творчестве сэсэнов (М.Х. Идельбаев, Уфа), пережитки доисламских верований в погребальном обряде (Р.М. Юсупов, Уфа), сказительские традиции (К.А. Аралбаев, Уфа), вопросы о семантике архаичных обрядовых действий (Г.Н. Гарустович, Уфа), особенности дарообмена у башкир (Р.Р. Баязитова, Уфа) и др.

В симпозиуме «Эпос-кубаир «Урал-батыр» как ценнейший памятник эпического наследия башкир» были заслушаны доклады:: «Урал-батыр» как выдающийся памятник мировой эпики»

(Г.Д. Ибрагимов, Уфа), «К вопросу об изучении устных исторических источников: эпос-кубаир «Урал-батыр» (Ш.Р. Шакурова, Уфа), «К вопросу об изучении эпоса-кубаира «Урал-батыр» в высших учебных заведениях» (Н.М. Сиражитди-нова, г.Учалы) и др.

Участники научно-практической конференции отметили, что демократические перемены, происходящие в России с середины 80-х гг. прошлого столетия, привели к росту национального самосознания народов России. В результате в республиках РФ активизировалась работа по подготовке и изданию произведений народного творчества. Появились и стали развиваться новые подходы, методы в изучении духовного наследия народов России. Немало сделано в этом направлении и в Башкортостане. Был издан 18-томный свод «Башкирского народного творчества» на башкирском, 12-томный свод — на русском языках. Отдельные жанры башкирского народного творчества увидели свет на трех (башкирском, русском, английском) языках. Изданы переводы эпоса «Урал-батыр» на русском, английском, турецком, немецком. Правительством РБ принята Государственная программа «Фольклор народов Башкортостана», предусматривающая издание текстов народного творчества башкир не только на родном, но и других языках народов России и мира.

С 1996 г. ежегодно проводятся конкурсы исполнителей эпоса «Урал-батыр». В 2010 г. был проведен конкурс исполнителей на языках народов мира.

Вместе с тем участники конференции отмечают, что величайший памятник башкирского народа «Урал-батыр» еще не нашел соответствующей оценки со стороны ученых России, мировой науки, а также общественности и руководства РБ. Не уделяется должное внимание увековечиванию памяти сэсэнов — Мухаметши Бу-рангулова, Габита Аргынбаева, Хамита Альмуха-метова, Ишмухамета Мурзакаева, Баика Айдара, внесших огромный вклад в эпическое наследие башкирского народа.

Учитывая вышеизложенное, участники конференции решили обратиться с просьбой:

— Президенту Республики Башкортостан Р.З. Хамитову объявить 2011 г. «Годом эпоса «Урал-батыр»;

— Правительству РБ активизировать работу по включению башкирских кубаиров «Урал-ба-

тыр», «Заятуляк и Хыухылыу», «Акбузат» и др. в список ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального наследия человечества»;

— Правительству РБ рассмотреть вопрос о проведении в 2012 г. Международного конгресса по эпическому наследию башкирского народа;

— Правительству РБ, Министерству культуры РБ, Администрации ГО г. Уфа рассмотреть вопрос об установлении памятника народному сэсэ-ну М. Бурангулову и создании музея сэсэнов-ис-полнителей и хранителей башкирских эпосов;

— Правительству РБ рассмотреть вопрос о присвоении имени Урал-батыра международному аэропорту г. Уфа, улицам и площадям городов и районных центров РБ;

— АН РБ, УНЦ РАН разработать Государственную программу по переводу эпоса «Урал-батыр» на иностранные языки;

— Министерству молодежной политики, спорта и туризма РБ совместно с УГАЭС разработать и внедрить туристический маршрут «По следам героев башкирских эпосов» (пещера Шульган-таш, озеро Асылыкуль, гора Балкантау, дорога Канифы и др.);

— Министерству образования РБ, вузам рассмотреть вопрос о создании «Школы сэсэнов» в

РБ, об открытии класса поэтической импровизации в Уфимском училище искусств и курсов по поэтической импровизации в педвузах и пед-колледжах РБ;

— Министерству связи и массовой коммуникации РБ, ГУП ТРК «Башкортостан», Исполкому Всемирного курултая башкир, Комитету по делам ЮНЕСКО по РБ расширить работу по популяризации кубаиров «Урал-батыр», «Акбу-зат» и др;

— Институту истории, языка и литературы УНЦ РАН усилить работу по углубленному изучению кубаира «Урал-батыр» и иного фольклорного наследия башкирского народа;

— Директору Сибайского филиала БашГУ провести II Международную научно-практическую конференцию «Урал-батыр и духовное наследие народов мира» в 2011 г.

Участники конференции выразили готовность сотрудничать с учеными, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, а также всеми желающими по вопросам изучения, популяризации эпоса «Урал-батыр» и всего культурно-исторического наследия башкирского народа.

Г.В. Юлдыбаева,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИИЯЛ УНЦ РАН

К сведению читателей

Вышла книга:

«Российская тюркология» — научный журнал, учредителем которого являются Институт языкознания РАН и Российский комитет тюркологов при ОИФН РАН. Издается с 2009 г., выходит 2 раза в год. Журнал публикует материалы, основанные на результатах неопубликованных гуманитарных исследований по рубрикам: «Структура и история языка», «Дискуссии и обсуждения», «Языковые связи», «Ономастика», «Культурология», «Литературоведение», «Фольклористика», «Сообщения и обзоры», «История науки, документы», «Рецензии и аннотации», «Научная жизнь», «Хроника», «Персоналии», «Некрологи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.