Научная статья на тему 'Рецензия на монографию М. В. Соколова «Соблазн активизма» (М. , 2011)'

Рецензия на монографию М. В. Соколова «Соблазн активизма» (М. , 2011) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
157
34
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Базанов Петр Николаевич

Соколов М. В. Соблазн активизма : русская республиканско-демократическая эмиграция 20-30-х гг. ХХ в. и ОГПУ СССР / Михаил Соколов. М. : Азбуковник, 2011. 550 с.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию М. В. Соколова «Соблазн активизма» (М. , 2011)»

РЕЦЕНЗИИ • REVIEWS

П. Н.Базанов

Рецензия на монографию М. В. Соколова «Соблазн активизма» (М., 2011)

Petr N. Bazanov

Review of the monograph by Mikhail V. Sokolov «The Temptation of activism» (M., 2001)

Соколов М. В. Соблазн активизма : русская республиканско-демократическая эмиграция 20-30-х гг. ХХ в. и ОГПУ СССР / Михаил Соколов. - М. : Азбуковник, 2011. - 550 с.

Книга кандидата исторических наук Михаила Владимировича Соколова посвящена весьма важной и актуальной в научном и общественном отношении проблеме, которая находится в наши дни на пике интереса в исторической науке, и до сей поры не являлась предметом специального исследования. Тема русского зарубежья, эмиграции из России в ХХ в. привлекает уже тысячи отечественных ученых.

М. В. Соколов выбрал наиболее интересный сюжет истории «Великого Государства Зарубежная Русь». Он максимально досконально и подробно исследовал деятельность одной из самобытных политических организаций «Крестьянской России» - Трудовой крестьянской партии (ТКП). Можно честно и прямо написать, что до этой работы истории ТКП практически не было. Существовали отдельные упоминания (не всегда соответствовавшие действительности), работы о некоторых лидерах «Крестьянской России», несколько опубликованных партийных документов и раздел монографии и докторской диссертации П. Н. Базанова об издательской деятельности ТКП. Благодаря статьям М. В. Соколова и его диссертации, мы имеем монографическое исследование о «Крестьянской России». Им подробно исследовано создание партии. Надеюсь, отечественные авторы, повторяющие кочующий из статьи в статью ошибочный штамп от науки, перестанут, наконец, называть эту организацию эсеровской, так как ее лидеры сразу отреклись от социализма, что и привело к появлению новой организации. Автор поставил своей целью исследовать идеологию, историю и политическую деятельность этой крупнейшей политической партии русского зарубежья. С этой целью М. В. Соколов исследовал широкий круг проблем, в том числе изучил процесс создания, функционирования и идейной эволюции «Крестьянской России» - Трудовой крестьянской партии, выявил основные сферы политической деятельности партии, характерные черты ее идейной, пропагандисткой и агитационной работы. Отдельно нужно выделить контакты ТКП с антисоветским подпольем в СССР и попытки регулярного проникновения членов «Крестьянской России» в метрополию.

Автором монографии проделана большая и трудоемкая работа по обобщению достаточно обширной историографии, касающейся отдельных вопросов темы исследования. Вместе с тем М. В. Соколовым выявлены, проанализированы и введены в научный оборот новые исторические документы. Исследование может послужить примером того, какой должна быть источниковая база у работы по истории политической организации русской эмиграции. В ходе этой работы были обследованы 115 фондов из 10 архивов в России и за рубежом. Это фонды отечественных архивов: Государственный архив Российской Федерации, Государственный архив Хабаровского края, отдел рукописей Российской государственной библиотеки, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный военный архив, Центральный архив ФСБ, архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, архив Службы безопасности Украины (Киев); иностранные архивохранилища: Бахметевский архив Колумбийского университета в Нью-Йорке, Литературный архив Чехии в Праге и архив Лондонской школы экономики.

История «Крестьянской России» - ТКП и ее идеологии - одна из самых интересных страниц жизни русской эмиграции. Буколика традиционно характерна для русской культуры, а с XIX в. появляется крестьянофильство в общественной мысли России. Политическая кристаллизация крестьяно-фильства - это и есть идеология «Крестьянской России» - ТКП. Именно эта организация русского зарубежья отказалась от социализма как утопической и даже вредной идеи для сельского хозяйства в России и перешла на удовлетворение нужд и чаяний не только «богатого», но и трудолюбивого, отнюдь не ленивого русского крестьянства. В условиях, когда в Российской Федерации уходит в города дееспособное сельское население, когда собственно крестьянства уже почти не осталось, идеи «Крестьянской России» - ТКП по укреплению этого общественного слоя оказываются как никогда жизненны и актуальны.

В то время как в СССР в течение более чем 70 лет господствовала одна идеология - коммунизм,

Рецензии • Reviews

одухотворенная марксизмом-ленинизмом, в понимании правящего генсека и его окружения, наше зарубежье являлось своеобразным «полигоном свободной русской мысли». Действительно, в существовавшем идеологическом спектре учений русской эмиграции можно найти любые актуальные концепции и идеи для обоснования проблем и вопросов современности. «Россия вне России» усиленно разрабатывала альтернативные концепции переустройства России, чтобы свергнуть большевизм и в постсоветском пространстве построить новую, но нашу страну. Поэтому, на взгляд рецензента, совсем не удивительно, что М. В. Соколов из огромного политического спектра от анархистов и троцкистов до черносотенцев и фашистов выбрал именно «Крестьянскую Россию» - ТКП как наиболее ему близкую по идеологическим взглядам организацию, пытавшуюся соединить западнические демократические идеалы с реальной «почвой»: интересами большинства - тогда на три четверти крестьянского населения России.

Отдельно нужно сказать и о главном герое книги М. В. Соколова - Сергее Семеновиче Маслове (1887-1945?). Как все русские эмигранты первой «волны», он типичный и одновременно колоритный представитель Серебряного века. С. С. Маслов пережил характерное для интеллигенции конца XIX - начала XX в., увлечение социализмом (в народническом варианте), веру в спасительную «Революцию». В партии эсеров он достиг поста члена ЦК и даже выиграл выборы в Учредительное собрание, которое, как и Зимний дворец, предлагал защитить силой оружия. Во время Гражданской войны С. С. Маслов - активный участник антибольшевистского подполья, «Союза возрождения России» - третьей силы между белыми и красными. Одним из первых в руководстве партии эсеров он признает ошибочность борьбы против Белого движения и абсолютную опасность для России побеждающего коммунизма. В 1921 г. ему удалось выехать за границу, и начался эмигрантский период жизни, неотделимый от истории «Крестьянской России» - ТКП.

Жизнь С. С. Маслова похожа на увлекательный авантюрный приключенческий роман с трагическим концом. Мы так и не знаем, где и как умер С. С. Маслов, после того как его больного тифом после нацистского концлагеря арестовали в Праге агенты Смерша. Никаких документов, подтверждающих какую-либо из существующих версий, так и не обнаружено.

Существенных замечаний к автору у рецензента не возникло, но вместе с тем хотелось бы уточнить некоторые аспекты темы. В принципе М. В. Соколову могут бросить упрек, что в его монографии, особенно во введении, четко видна позиция показать и идеологию, и программные по-

ложения «Крестьянской России» - ТКП как образец для современного российского демократического движения. Как считает автор, крестьянофильская идеология ТКП будет востребована настоящими и будущими партиями Российской Федерации, ориентирующимися на сельское население нашей страны. С такой позицией легко можно поспорить. Обратить внимание можно и на то, что автор не проводит параллелей с другими активистскими организациями русского зарубежья. При этом в тексте монографии изложена история «Республиканско-Демократического Объединения», «Борьбы за Россию», «Опуса», но почти нет РОВС, НТСНП и русских фашистов. Есть «Киевский центр действия», но нет Выборгского (Северного). Какие контакты или противоречия, например, были у ТКП с другой активистской организацией русской эмиграции - «Братством Русской Правды»? Столь ли уверен М. В. Соколов в своем тезисе о перевербовке большинства агентов ТКП в СССР в конце 1920-х гг.? Не являлось ли это обычной двойной игрой со стороны эмигрантов в желании хоть как-то сохранить возможность бывать на советской территории? Как историк эмигрантской печати не могу не заметить - мало рассказано про издательскую деятельность «Крестьянской России» - ТКП. Где издавались листовки, которые забрасывались в СССР и о которых идет речь в тексте монографии?

Самостоятельное научное значение имеет приложение «Персоналии» - биографический справочник всех деятелей «Крестьянской России» - ТКП и союзных организаций. К тому же, в том числе и по инициативе М. В. Соколова, в издательстве «Наука» недавно была переиздана книга С. С. Маслова «Колхозная Россия». Большой интерес представляют и оригинальные, по большей части впервые публикуемые, фотографии, имеющие прямое отношение к теме монографии.

В конце можно сделать вывод: книга М. В. Соколова о «Крестьянской России» - Трудовой крестьянской партии - образцовая монография по истории политических организаций русской эмиграции, именно так и надо писать. В ней использованы эмигрантские архивы, находящиеся в Российской Федерации и за рубежом, привлечены архивы ФСБ и других спецслужб. Использованы печатные издания русского зарубежья, в том числе редкие и малодоступные. Изучена и проанализирована вся новейшая литература по теме почти со 100 % исчерпывающей полнотой - редкое явление в наши дни. Воссоздана внутренняя история «Крестьянской России» - создание, этапы развития, механизм функционирования (1920-1953 гг.). К положительному фактору нужно причислить и большой объем - более 35 п. л., при этом ничего лишнего нет - именно то, что называется «исследование темы с исчерпывающей полнотой».

186 • Вестник СПбГУКИ • № 3 (12) сентябрь • 2012