Рецензия УДК 811.161.1
DOI10.24147/2413-6182.2024.11 (3). 619-624
ISSN 2413-6182 elSSN 2658-4867
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Лесинская А.К., Мазай Н.И., Сперанская А.Н. Бог, род и речь в народной культуре: анализ русских паремиологических единиц. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023. 336 с.
Н.А. Мартьянова
Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия)
Аннотация: В рецензии представлены основные научные положения монографии «Бог, род и речь в народной культуре: анализ русских паремиологических единиц», подготовленной исследователями Сибирского федерального университета (г. Красноярск). В фокусе внимания авторов монографии находятся ключевые понятия 'Бог', 'род', 'речь'. Авторы, последовательно анализируя каждое из указанных понятий, ставят цель описать национально-культурную специфику русского сознания. Рецензируемое издание имеет практическую ценность, оно адресовано филологам, фольклористам, а также массовому читателю.
Ключевые слова: паремии, фольклорная картина мира, ключевые понятия (слова), паремиологический Кодекс речевого поведения, семантическое поле, культурные смыслы.
Для цитирования:
Мартьянова Н.А. Рецензия на монографию: Лесинская А.К., Мазай Н.И., Сперанская А.Н. Бог, род и речь в народной культуре: анализ русских паремиологических единиц. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2023. 336 с. // Коммуникативные исследования. 2024. Т. 11. № 3. С. 619-624. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(3).619-624.
Сведения об авторе:
Мартьянова Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
Контактная информация:
Почтовый адрес: 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 82А E-mail: [email protected] Конфликт интересов:
Автор - сотрудник организации - издателя рецензируемой монографии
© Н.А. Мартьянова, 2024
Дата поступления статьи: 02.05.2024 Дата принятия в печать: 30.06.2024
Паремии неоднократно становились объектом изучения в лингвистике. Исследования указанного феномена проводятся посредством различных методов и методик в рамках разных подходов: семантическом1, лингвокультурологическом2, сопоставительном3, прагматическом4. Однако нельзя утверждать, что специалистами решены все вопросы, связанные с семантикой, происхождением, функционированием пословиц и поговорок в том или ином дискурсе. В связи с этим рецензируемая монография представляет собой ценный научный труд, так как в ней реконструируется фрагмент фольклорной картины мира через описание семантики слов «Бог», «род», «речь». Данные единицы относят к ключевым, поскольку они отражают национально-культурную специфику русского сознания и характеризуются высокой семантической нагруженно-стью и включенностью в большое количество ситуаций.
Монография «Бог, род и речь в народной культуре: анализ русских паремиологических единиц» состоит из пяти глав. Главы 1 и 2 написаны А.Н. Сперанской, они посвящены паремиям, характеризующим понятие 'речь'. В главе 1 рассмотрен народный Кодекс речевого поведения, под которым понимается совокупность и взаимосвязанность народных представлений о речевом процессе, о средствах и путях речевого взаимодей-
1 См.: Мудрая М.В. Репрезентация гендера в «Пословицах и поговорках русского народа» В.И. Даля: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2021. 25 с.; Барабаш О.В., Хемраева Р. Лексика тюркского происхождения в русских пословицах и поговорках // Вестник Пензинского государственного университета. 2023. № 3. С. 22-28; Черемных Ю.А., Шенкман В.И. Традиционные представления о собаке по данным русской паре-миологии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17. Вып. 17. С. 754-761.
2 См.: Бабейко Е.Н. Пословицы и поговорки «Смоленского этнографического сборника» В.Н. Добровольского: лингвокультурологический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Смоленск, 2022. 24 с.; Мокиенко В.М. Русинский Бог в пословицах и поговорках // Русин. 2023. № 71. С. 163-182; НаньЯ. Лингвокультурологическое описание паремий русского языка с компонентом-фитонимом на фоне китайского и корейского языков: автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2022. 23 с.
3 См.: Ничипорчик Е.В. Отражение ценностных ориентаций в паремиях. Гомель: Го-мел. гос. ун-т им. Ф. Скорины, 2015. 358 с.; Пословицы во фразеологическом поле: когнитивный, дискурсивный, сопоставительный аспекты: моногр. / под ред. Т.Н. Феду-ленковой. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. 231 с.; Цзюй Ч. Семасиологическая структура паремий с компонентом зоонимом в русском и китайском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2020. 22 с.
4 См.: Абакумова О.Б. Прагматические функции пословиц (на материале имитации бытового диалога в телесериале) // Филология и культура. 2016. № 2 (44). С. 6-10; Ван М. Прагматические свойства русских пословиц в диалогической речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2021. 37 с.; Джелалова Л.А. Русские пословицы: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты: автореф. дис. . д-ра филол. наук. Волгоград, 2022. 37 с.
ствия и воздействия в бытовой сфере. Основой данного Кодекса стали русские паремии о речи. Несомненным достоинством проведенной работы можно считать экспликацию посредством семантического и контекстного анализов правил речевого поведения для Говорящего и Слушающего. Автор также заостряет свое внимание на таких отличительных чертах данных правил, как противоречивость (наличие противоположных правил]; асимметричность (адресованность большей части правил Говорящему]; дублирование правил (наличие одинаковых правил в разных фрагментах Кодекса].
Глава 2 логично продолжает первую. Она описывает коммуникативный процесс, его структурные элементы (прежде всего язык, слово, речь, модели коммуникации] и их метафорическое осмысление в русских паремиях. Интересно замечание А.Н. Сперанской о том, что язык, слово и речь имеют ряд общих метафорических характеристик. Эти элементы коммуникации, по ее мнению, опасны и могут причинить вред, как враг, копье, нож, бритва. В то же время они могут быть помощниками в достижении коммуникативной цели, как ключ, хлеб, корм, дождь в засуху. Кроме того, язык, слово и речь наделяются способностью лететь, как ветер, птица, пуля, стрела. Проведенный анализ паремий позволил исследователю установить аналогии между коммуникативным процессом и некоторыми действиями из ремесла либо повседневного крестьянского быта (молотьба, прядение, плетение, приготовление пищи и др.]. Автор объясняет наличие большого количества метафор, связанных с процессом коммуникации, стремлением народа толковать абстрактные понятия через конкретные модели из обыденной жизни.
В главе 3, автором которой является Н.И. Мазай, представлена реализация в паремиях семантического поля «род», состоящего из ключевых понятий 'родина / чужбина', 'происхождение', 'родственники'. К заслугам автора можно отнести детализированную характеристику разнообразных ключевых ситуаций, в которые входит каждое из этих понятий. Так, ключевое понятие 'родственники' реализуется через частные - 'семья' / 'родные', 'родственники'. Частное понятие 'семья' / 'родные' в свою очередь объективируется в таких ключевых ситуациях, как единство семьи, значимость человека в своей семье, значимость мирной обстановки в семье, противоречивое отношение к родне и т. д. Ценным является вывод Н.И. Мазай о структуре семантического поля «род»: в его основу положена оппозиция «свой - чужой». Эта же оппозиция обнаруживается и внутри поля, например при характеристике ключевого понятия 'родственники' (кровные - некровные].
В главах 4 и 5, написанных А.К. Лесинской, рассмотрено ключевое понятие 'Бог'. Глава 4 содержит анализ предметно-образного плана пословиц и поговорок о Боге. Автор, изучив в паремиях регулярные семантические отношения слова «Бог», выделил его основные значения, описал
функционирование дериватов данного слова, назвал синонимы и антонимы этой единицы. Кроме того, в главе А.К. Лесинской сделано важное лингвокультурологическое замечание о том, что в паремиях о Боге находят отражение воззрения различных периодов: язычества, христианства, старообрядчества, советской эпохи. Проведя серьезную аналитическую работу, исследователю удалось реконструировать образ Бога. Так, было определено место обитания Бога: он находится на небесах, а также внутри предметов. Его основным свойством является милость. Действия Бога различны: наделение, помощь, забота, прощение, наказание и др. Автором установлено, что Бог может быть не только активным субъектом, но и адресатом, к которому обращаются с просьбами и мольбами.
В главе 5 А.К. Лесинская останавливается на обобщенных, глубинных смыслах паремий с ключевым словом «Бог». Эксплицировав типичные события в пословицах, исследователь охарактеризовал их по ряду признаков (предопределенное или случайное, контролируемое или неконтролируемое человеком, позитивное или негативное] и зафиксировал значимый факт: в пословицах и поговорках о Боге главной идеей является идея неконтролируемости событий человеком. Он не может повлиять на природные явления, стихийные бедствия, благосостояние, способности и умения, судьбу - всем этим управляет высшая сила, т. е. Бог. Не всегда эти события являются желательными, однако человек своими поступками некоторым образом может воздействовать на них. Кроме того, А.К. Лесинская уделила внимание системе ценностей, реконструируемой на основе семантики паремий. В нее включены бытийная, утилитарная, этическая (морально-нравственная], мыслительная (познавательная], социальная и религиозная нормы. Отклонение от нормы вызывает негативные события, а следование норме связано с позитивными событиями.
Достоинствами данного труда можно считать не только глубокий анализ ключевых для русского сознания слов, но и значительный объем эмпирического материала, который составил более 2500 единиц (пословиц, поговорок, фразеологизмов], полученных на основе выборки из 42 лексикографических печатных и электронных источников. В некоторых случаях для подтверждения выделяемого значения паремий привлекались контексты, взятые из Национального корпуса русского языка, фразовый материал из художественной и публицистической литературы. Такая обширная языковая база свидетельствует о достоверности результатов работы.
Список использованной научной литературы солидный, он включает 293 источника, в которых отражаются основные положения паремио-логии, фольклористики, семантики, речеведения, лингвокультурологии, этнолингвистики. В рецензируемой монографии авторы не только делают уместные ссылки на труды признанных специалистов в этих областях, но и органично вводят в текст ключевые идеи их научных концепций.
Теоретическая значимость рецензируемой монографии обусловлена целым рядом факторов: разработкой лингвистических методов описания паремий по ключевым словам, выявлением особых способов экспликации культурных смыслов и принципов организации Кодекса, уточнением понятийного аппарата паремиологии.
Практическая ценность работы очевидна и заключается в том, что теоретические положения, выводы, а также языковой материал исследования могут быть включены в курсы лекций по риторике, лексикологии и фразеологии, семантике, этнолингвистике, лингвокультурологии, фольклористике. Предложенная схема анализа ключевых слов будет актуальна при описании и других лексем. Кроме того, результаты работы могут быть полезны при составлении словарей пословиц и поговорок, лингвостра-новедческих словарей.
Рецензируемое издание будет интересно не только лингвистам, филологам, фольклористам, специалистам в области лингвокультурологии, этнолингвистики, семантики, речеведения, но и широкому кругу читателей.
Review
REVIEW OF MONOGRAPH:
Lesinskaya, A.K., Mazai, N.I., Speranskaya, A.N. (2023), God, kin and speech in popular culture: the analysis of Russian paremiological units, Krasnoyarsk, Siberian Federal University publ., 336 p.
N.A. Martyanova
Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract: The review presents the main scientific points of the monograph "God, kin and speech in popular culture: the analysis of Russian paremiological units", written by the researchers of the Siberian Federal University (Krasnoyarsk). The authors of the monograph focus on key concepts 'God', 'kin', 'speech'. The authors, consistently analyzing each of these concepts, set a goal to describe the national and cultural specifics of Russian consciousness. The peer-reviewed publication has practical value, it is addressed to philologists, folklorists, as well as the general reader.
Key words: paremia, folklore picture of the world, key concepts (words), paremiological Code of speech behavior, semantic field, cultural meanings.
For citation:
Martyanova, N.A. (2024), Review of monograph: Lesinskaya, A.K., Mazai, N.I., Speranskaya, A.N. (2023), God, kin and speech in popular culture: the analysis of Russian paremiological units, Krasnoyarsk, Siberian Federal University publ., 336 p. Communication Studies (Russia), Vol. 11, no. 3, pp. 619-624. DOI: 10.24147/2413-6182.2024.11(3).619-624. (in Russian).
About the author:
Martyanova, Natalia Anatolyevna, PhD, Associate Professor at the Department of Russian as a Foreign Language
Corresponding author:
Postal address: 82A, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia
E-mail: [email protected]
Conflict of interest:
The author is affiliated with the organization that published the reviewed monograph
Received: May 2, 2024
Accepted: June 30, 2024