РЕЦЕНЗИИ
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:
Кудинов С.И., Кудинов С.С., Михайлова О.Б., Рушина М.А. Самореализация личности: теоретико-эмпирические исследования.
Москва: Перо, 2015. 210 с.
Актуальность заявленной в монографии коллектива авторов тематики не вызывает сомнений, так как поиск новых детерминант в теории и практики самореализации личности привлекает внимание многих исследователей. Появление интереса к новым технологиям самореализации личности связано с социальными, экономическими преобразованиями в мире и в России. Социальные процессы протекают крайне быстро и характеризуются тем, что в них самым непосредственным образом участвуют лидеры профессиональных сообществ. Особенно важно для социальной психологии, социологии, психологии личности то, что происходящие процессы в обществе требуют практически от каждого профессионала проявлять максимальную адаптивность и активную мобильность в изменений своего потенциала в ситуации современных социально-экономических вызовов.
Попытка методологического анализа истории изучения и выявления личностных детерминант самореализации, а также исследование проблем и перспектив самореализации инновационного потенциала личности представляют несомненную новизну монографии. На основании теоретического анализа особенностей и структуры самореализации личности в отечественных и зарубежных исследования авторы раскрывают особенности полисистемного подхода в исследовании механизмов самореализации.
В содержании монографии представлены результаты, полученные с помощью новой методики — многомерного опросника самореализации личности (МОСЛ), разработанного С.И. Кудиновым.
Обобщение широкого круга результатов, полученных в эмпирическом исследовании, проводимом в Китае, и выявление иерархической структуру переменных самореализации личности у китайских мужчин и женщин представляет интерес как для ученых-психологов, так и для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.
Заслуживает внимания глава монографии, посвященная проблемам и перспективам инновационного потенциала личности. Подробно рассматриваются результаты эмпирических исследований особенностей становления инноваци-
Шилова Т.А. Рецензия на монографию: С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, О.Б. Михайлова, М.А. Рушина.
онного потенциала в высшей школе, излагаются психологические основы технологий развития самореализации инновационности студентов в вузе. На основе теоретического анализа представлена логично выстроенная система организационного сопровождение самореализации инновационных качеств в профессиональной деятельности.
Завершающая часть монографии раскрывает особенности уверенности как одного из основных свойств личности, способствующего успешной самореализации. Рассматриваются эмпирические результаты, полученные в результате исследования профессиональных спортсменов и студентов, обучающихся на разных факультетах. Анализ факторной структуры компонентов уверенности у спортсменов, позволяет вести поиск новых методик для эффективной самореализации потенциальных возможностей человека. Представленные в монографии направления развития уверенности студентов являются актуальными для сопровождения процессов самореализации начинающих специалистов.
В заключении определены перспективы дальнейших исследований самореализации личности. В целом, проделан обширный и подробный анализ теоретических и эмпирических исследований самореализации, выделены поло-ролевые и индивидуально-типологические характеристики исследуемого феномена. Предложенные авторским коллективом кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН критерии, методы и новая методика диагностики самореализации, как и результаты эмпирических исследований, представляют непосредственный практический интерес для современной психологии личности.
Т.А. Шилова,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Московского городского педагогического университета