Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»»

DO\ 10.22394/1726-1139-2022-4-159-163

Рецензия на монографию «Инновационная экономика России: противоречия формирования и перспективы развития»

Шматко А. Д.

Monograph Review "Innovative Economy of Russia: Contradictions of Formation and Development Prospects"

Alexey D. Shmatko

Елсуков М. Ю., Исаев А. П. Инновационная экономика России: противоречия формирования и перспективы развития : монография. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2021. 108 с.

iSBN 978-5-89781-728-3

Инновационная экономика является драйвером развития экономической науки и комплексом механизмов решения проблем обеспечения роста реальной экономики. Проблемы ее формирования и определение перспектив развития в России представляют собой комплекс актуальных вопросов.

Опыт возникновения и внедрения инноваций свидетельствует о возможности многовариантности сценариев инновационного развития. Этот же опыт подсказывает о невозможности простого заимствования успешных зарубежных практик без учета специфики особенностей национальных экономик.

В первой главе рассматриваемой монографии — «Инновации и инновационное развитие» — авторы выделяют рост количества участников экономических отношений как появление новых игроков на глобальном уровне и увеличение количества центров экономического роста. Страны, ранее определяемые на периферии мировой экономики, уже не желают оставаться в качестве сырьевых придатков, демонстрируя высокие темпы экономического развития, показатели динамики, которые

jtfik DA Ц Y14 Г О Северо-Западный \ /тПЛгП U институт управления

^Рщ J'Î^î^eZîWc1!?^ филиал РАНХиГС

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

^ превосходят показатели некогда ведущих экономических держав, отвоевывают для ™ себя ниши у ранее бесспорных лидеров.

X Эти тенденции, по мнению авторов, ведут к повышению напряженности конку-^ рентной борьбы во всех сферах экономической жизни. Сохранение контроля над ^ рынками сырья и готовой продукции уже не может гарантировать ведущим наци-< ональным экономикам устойчивости текущего положения и сохранения своих позиций в перспективе. В современных условиях конкуренции наиболее успешными оказываются те, кто сумеет найти и использовать новые — или инновационные — решения задач экономического развития.

По мнению авторов, организация статистического наблюдения за инновационной деятельностью и возможности проведения межгосударственных сопоставлений являются предметом повышенного интереса. Национальные статистические системы ориентируются на международные методические рекомендации и указывают на необходимость расширения предметных рамок инновационной экономики. По итогам проведенного авторами анализа следует признать уникальность параметров национальных инновационных систем, а следовательно, и определения специфической конфигурации наиболее значимых параметров мониторинга инновационного развития национальных экономик.

Глава 2 — «Опыт реализации инновационной политики в России» — посвящена деятельности на тех рынках и в тех сферах общественных отношений, которых на настоящее время может пока еще и не существовать. Риски инновационных проектов крайне высоки. В работе указано, что принципиально новые технологические и организационные решения могут быть в краткие сроки замещены еще более новыми решениями и вместе с тем потерять возможность достижения экономических эффектов. По объективным причинам отсутствия образцов для сопоставления трудно определить критерии оценки подлинного уровня инновационности таких решений.

Разнообразие возможных направлений инновационного развития формирует комплекс проблем разработки эффективных стратегий национальных экономик в инновационной сфере. Возрастает актуальность проблем формирования представлений о том, в каких сферах народного хозяйства требуется создание научно-технологических заделов для того, чтобы национальная экономика в стратегической перспективе располагала конкурентными преимуществами.

Заслуживает внимания авторский подход к информационной базе статистических наблюдений за инновациями. В этих условиях приобрели популярность разнообразные рейтинги оценки уровня инновационного развития государств. Одним из них (и наиболее известным) является «Глобальный инновационный индекс». При анализе изменений положения стран в существующих рейтингах напрашивается вывод о предсказуемости результатов ежегодных оценок. Авторы подчеркивают, что место национальных экономик варьируется в определенном диапазоне и существенно не меняется. Это свидетельствует не столько о результатах проводимой политики в области инноваций, сколько об их соответствии идеологии соответствующего рейтинга. Так, инновации в сфере производства вооружений в рейтингах не учитываются. Хотя нельзя не признать, что появление многих передовых технологий было связано в военными разработками — ракетостроение и освоение космоса, развитие средств связи и интернет и т. д.

Авторы справедливо отмечают, что причины сложившейся ситуации — это ограниченность применяемых подходов к исследованию закономерностей развития инновационных процессов. Они чаще всего построены на разделении факторов инновационного развития актуальных в «прошлом» и в «будущем». При таком разделении в «прошлом» действуют устаревшие и неэффективные факторы, а в «будущем» — новые и инновационные. В таких исследованиях доминирует так назы-

ваемый глобализационный подход. В соответствии с ним признается существова- ^ ние некоей единой «магистрали» развития мирового сообщества, и сам факт ™ признания существования этой «магистрали» представляется в виде основной X закономерности развития экономики. Государствам, претендующим на инноваци- § онный характер развития, предлагается встать на этот путь и заимствовать реше- ^ ния по генерации и внедрению инноваций. Однако такие «схемы» на практике < дают сбои. Формирующиеся по зарубежным образцам институты не показывают должной эффективности работы в иных условиях. Следуя таким путем, национальные экономики не могут изменить сложившейся ситуации. Инновации, возникающие в развивающихся странах, не находят там должного понимания, носители инновационных решений мигрируют в страны, навязавшие эту идеологию. Вместе с тем дистанция между государствами на «общем цивилизационном пути» сохраняется.

На основе системно-диалектического, пространственного и комплексного подходов в рецензируемой монографии глубоко и всесторонне раскрыты конституциональные основы внедрения инноваций, способных оказать влияние на распределение сил в мировой геополитике. Разработки новейших образцов вооружений, внедрение новых форм организации рынков для получения возможности концентрации финансовых и экономических ресурсов выступают в качестве инновационных решений обеспечения национальной безопасности. Все это ведет к появлению в мировой экономике и политике стратегических партнерств.

Стратегические партнерства государств охватывают все сферы сотрудничества, среди которых экономическая имеет ключевое значение. В настоящее время приобретают актуальность проблемы построения новой системы взаимоотношений внутри этих партнерств. И совершенно не очевидно, что в перспективе механизмы сотрудничества государств будут такими же, как в прошлом, совершенно не очевидно, что они будут выстраиваться на принципах подчинения и доминирования отдельной группы стран над другими, как это чаще всего наблюдалось ранее. В том числе и в сфере экономики.

Авторы справедливо указывают на наличие инновационного потенциала российской экономики, а также на то, что этот потенциал в настоящее время используется не в полной мере. Инновационная экономика как наука находится в режиме постоянного обновления. Тому способствует динамика научно-технического прогресса и влияние результатов инновационной деятельности на принятие политических решений. В настоящее время сосуществуют различные интерпретации понятийного аппарата, методологии и целевых ориентиров исследований инновационной экономики. При разнообразии и зачастую прямой противоположности мнений по принципиальным вопросам содержания предмета инновационной экономики возрастает актуальность разработок теоретического фундамента этой науки.

В главе 3 — «Измерения инновационной экономики» — авторы рассматривают проблемы теории инновационной экономики, которые имеют актуальное значение для разработки и реализации инновационной политики Российской Федерации. К их числу относятся вопросы содержания и природы как инноваций, так и инновационной деятельности, разработки подходов к оценке уровня инновационного развития национальных экономик, организации статистических наблюдений и оценки фактического состояния инновационной сферы, роли институциональных преобразований в развитии инновационной экономики. Особое место в работе отведено анализу опыта государственного регулирования и определению перспектив стратегического планирования инновационного развития России.

Глава 4 — «Догоняющий и прорывной сценарии инновационного развития России» — служит подтверждением теоретической части рецензируемой монографии о том, что «каждое государство по-своему определяет свое место в мировой эко-

^ номике и политике». Одни страны, в число которых входит и Российская Федера-™ ция, располагают потенциалом и политической волей для того, чтобы выступать X в качестве центров мирового многополярного мира. Другие государства уступают ^ часть своего суверенитета, определяют свое положение в качестве подчиненных ^ участников экономических объединений и военно-политических союзов. Геополи-< тическое положение государств зависит от того, насколько они реализуют свой инновационный потенциал. Неудивительно, что ограничение доступа к современным технологиям как инструмент геополитики использовался во времена холодной войны, используется и в настоящее время.

В рецензируемой монографии представлена ретроспектива инновационного развития отечественной экономики, проанализированы результаты последних мер органов власти по активизации инновационной сферы. Каждое государство располагает своей уникальной траекторией развития. Органы власти руководствуются определенным набором стратегически значимых приоритетов, которые и устанавливают отношение к вопросам инновационного развития. Так, Российская Федерация определяет для себя максимально высокие цели и задачи по обеспечению национальной безопасности. Такие цели не беспокоят рядовых участников НАТО. Эти страны уступают часть своего суверенитета государствам, которые занимают в этой организации лидирующие позиции и берут на себя ответственность за обеспечение безопасности государств — членов альянса, берут на себя решение вопросов разработки и производства вооружений.

Особое внимание в монографии обращено на сценарии инновационного развития государств. В каждой стране существуют свои стратегические цели, которые требуют определения актуального перечня направлений государственной политики. При всем разнообразии вариантов инновационного развития можно назвать приоритеты, актуальные для любого государства.

В монографии рассматриваются вопросы оценки уровня инновационного развития экономики. Представлены рейтинги, которые составляются с целью анализа инновационных изменений в странах мира. Особое внимание уделяется вопросам статистических описаний состояния экономики знаний и ее инновационной составляющей.

Решения, которые были предложены в Стратегии инновационного развития до 2020 г., трудно признать необходимыми и достаточными, комплексными и исчерпывающими. Предложенные в этом документе механизмы оказались неэффективными. Проведенные мероприятия не привели к созданию общественных институтов инновационного развития. Заявленные Стратегией целевые ориентиры так и не были достигнуты. Политика инновационного развития в течение последнего десятилетия осуществлялась в виде отдельных мероприятий, которые объединяла только общая идея роли инноваций в современной экономике. Сложно при таком подходе рассчитывать на достижение сколь-нибудь значимых результатов.

Следует поддержать позицию авторов, которые на первый план выдвигают работу по обеспечению инновационного развития Российской Федерации. Также, по их мнению, требуются разработка и реализация новой редакции Стратегии инновационного развития. Нельзя оставлять без внимания проблемы теоретического и методологического обоснования принимаемых решений. Инновационная Стратегия является частью системы стратегического планирования Российской Федерации и не может рассматриваться как направление государственной политики, отделенное от решения общегосударственных задач. Достижение успехов в определенных сегментах экономики требует распространения результатов в прочие отрасли и сферы экономической деятельности. Только комплексный подход может обеспечить устранение противоречий инновационного развития России и полноценную реализацию потенциала ее экономики.

Проведенное исследование позволило авторам сформулировать выводы, которые ^

имеют практическую ценность для разработки Стратегии инновационного развития ™

Российской Федерации. Работа представляет научно-теоретическую ценность, так X

как содержит постановку ряда актуальных проблем, которые требуют проведения §

специализированных исследований отдельных тем инновационной экономики. ^

>

Об авторе:

Шматко Алексей Дмитриевич, директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор экономических наук, профессор, профессор РАО; Shmat2000@yandex.ru

About the author:

Alexey D. Shmatko, Director of the Institute for Regional Economic Studies Russian Academy of Sciences (Saint-Petersburg, Russian Federation), Doctor of Science (Economics), Professor, Professor of the Russian Academy of Education, Shmat2000@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.