УДК 821.161
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И.А. ПОПЛАВСКОЙ «ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА»
Взаимодействие поэзии и прозы - сложная и многогранная проблема, ставящая перед исследователем вопросы теоретического, историко-литературного, поэтоло-гического, стилистического характера. В настоящее время она вызывает все более живой интерес современных ученых. В этом контексте монография И.А. Поплавской [1] воспринимается как новаторское и одновременно органическое исследование, посвященное процессам взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX в.
Как известно, поэзия и проза являются фундаментальными категориями художественного текста, характеризующими его разные уровни: от особенностей художественного мышления до повествовательных стратегий. Особую актуальность приобретает рассмотрение этих взаимодействий в переходные эпохи, к каким в русской культуре, несомненно, относится первая треть XIX в., так как именно в этот период «золотого века» русской поэзии происходит и становление русской прозы, формируются основные различия между этими категориями, устанавливаются продуктивные модели их взаимодействия.
Избранный период в истории русской литературы знаменателен и тем, что он отмечен историко-культурной ситуацией поиска новых способов эстетического самовыражения и новых жанрово-стилевых форм. Процесс взаимодействия поэзии и прозы в указанный период рассматривается как органичный и системный, отражающий особенности как национального, так и индивидуального мышления художника.
В этом смысле монография И.А. Поплавской подводит определенный итог многолетним и разнородным исследованиям, посвященным вопросам взаимодействия поэзии и прозы, но одновременно - и это главное - выводит рассмотрение данной проблемы на новый уровень, утверждая органическое единство теоретической и исторической поэтики. В работе предложен взгляд на поэзию и прозу как на архитектонические и одновременно композиционные художественные формы, а это, как справедливо убеждает автор, позволяет осознать внутреннее единство целого ряда фундаментальных понятий теории литературы, раскрыть их связь с основными стратегиями сюжетостроения, повествования, текстопорождения. В своем исследовании автор, руководствуясь структурно-семантическим критерием, рассматривает поэзию и прозу как два типа художественного мышления и - одновременно - как жанрово-стилевые и речевые категории, что осуществляется впервые. Несомненную ценность исследованию И.А. Поплавской придает и современное прочтение работ М.М. Бахтина, по-новому актуализирующее значение его идей о поэзии и прозе как особых архитектонических формах, тяготеющих к двум эстетическим моделям мира. Такое прочтение, как и уточнение его теории полифонизма, раскрывает огромный концептуальный и методологический потенциал наследия русского философа, далеко еще не востребованный наукой.
Исходя из эстетического понимания сущности природы поэзии и прозы, И.А. Поплавская вырабатывает определенные критерии отбора материала по принципу наиболее репрезентативного воплощения моделей и механизмов взаимодействия поэзии и прозы, и, что особенно важно, впервые выделяет устойчивые типы их взаимодействия в русской литературе первой трети XIX в. Проблема взаимодействия поэзии и прозы рассматривается как на материале вершинных достижений поэзии и прозы указанного периода, так и разного рода журнальных публикаций, редко упоминаемых критиками литературы. Художественный материал
Дашевская Ольга Анатольевна, д-р филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века Томского государственного университета.
E-mail: [email protected] Область научных интересов: литература и философия, компаративистика, история русской литературы ХХ века, теория драмы, проблема национальной идентичности, жанрология, концептосфера русской культуры.
тщательно отобран. Проанализированы тексты, в которых взаимодействие поэзии и прозы настолько органично, что, пользуясь выражением известного отечественного исследователя истории русской литературы данного периода Ю.Н. Чумакова, можно сказать, что «два различных искусства, искусство слова (стихи) и искусство рассказывания (сюжет, проза), неразрывно связаны, хотя по существу предельно самодостаточны, «единораздельны» [2. С. 85].
В монографии показывается, что в художественных произведениях указанного периода взаимодействие поэзии и прозы осуществляется по принципу метафоры (межтекстовая интерференция, межтекстовый параллелизм), метонимии (гипертекстовые связи), синекдохи (претек-стовые, метатекстовые отношения). Говоря о творчестве крупнейших писателей эпохи, автор монографии выделяет те особенности «диалога» поэзии и прозы, которые характеризуют их художественную индивидуальность. Так, в наследии В.А. Жуковского взаимодействие поэзии и прозы рассматривается с акцентом на его эстетику жизнетворчества и особенности авторской романтической мифологии. Автором подчеркивается значимость первичных текстов («Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина, «Марьина роща» В.А. Жуковского) и их способность продуцировать в историко-литературном процессе вторичные тексты («Наталья, боярская дочь» и «Марьина роща» А.И. Мещевского). Наблюдения над этим кругом произведений имеют особую значимость в условиях работы над изданием полного собрания сочинений В.А. Жуковского, что является одним из несомненных свидетельств актуальности проделанной И.А. Поплавской работы.
Интересные наблюдения сделаны исследовательницей и на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Соотношение поэзии и прозы (основной текст и примечания) обнаруживает, по мнению автора, тот элемент, который объединяет роман героев и роман автора, с одной стороны, и философию жизнетворчества, с другой. Иной принцип обнаруживается при обращении к «Повестям Белкина»: автор убедительно доказывает, что это особый тип про-зиметрического текста, сохраняющий эстетическую память о стихе и основных формах поэтического мышления.
Особая авторская модель взаимодействия поэзии и прозы, реализующаяся через песенное изображение истории и образ «героя времени», представлена на примере творчества М.Ю. Лермонтова. Так, по словам исследовательницы, архитипической основой сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (1840), в котором доминирующим оказывается код песни, пения, могла служить Псалтирь и образ царя Давида, а основными темами - человек и человечество в истории и философия слова. В романе же «Герой нашего времени» особенно значимым оказывается поэтический способ завершения художественного события, соотносимый со «вторым» сюжетом и симметричной композицией в нем.
Безусловно, органично появление в этом ряду и произведений Н.В. Гоголя. Взаимодействие поэзии и прозы у этого писателя представлено через основные принципы повествования в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; в «Миргороде» же и петербургских повестях реализуются значимые для писателя установки его мировидения через взаимодействие изображаемого и повествуемого миров в художественном целом обоих сборников. Эстетическую основу диалога поэзии и прозы в поэме «Мертвые души» И.А. Поплавская обнаруживает в явлении поэтической центрации, связанном с избыточной (лирической по содержанию) вненаходимостью автора по отношению к героям.
Многие известные тексты в ходе анализа, предложенного в монографии, впервые получают новые смысловые акценты. Таким образом, избранный аспект исследования существенно обогащает представления о творческой индивидуальности рассматриваемых авторов, признанных классиков русской литературы. Так, понимание взаимодействия поэзии и прозы в творчестве В.А. Жуковского зиждется на рассмотрении его философии жизнестроительства и процессов текстообразования. Основой механизма взаимодействия поэзии и прозы в творчестве М.Ю. Лермонтова становится исповедуемая поэтом эстетика «невыразимого». Процесс взаимодействия поэзии и прозы в творчестве Н.В. Гоголя определяется стратегией повествования, моделирующей особые отношения между автором, героем и читателем. Важно отметить, что выбранные автором критерии применены к большому числу текстов, которые прежде в этом ракурсе не рассматривались.
Значение монографии И.А. Поплавской видится в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении представлены многообразные формы и механизмы взаимодействия поэзии и прозы на материале классической литературы, предложена оригинальная разработка важной для теории и истории русской литературы проблемы, связанной с эстетикой и поэтикой русского романтизма и реализма. Выделенные в творчестве отдельных писателей типы взаимодействия прозы и поэзии представляют картину развития этих моделей в литературном процессе в сравнительной динамике, демонстрируя движение от романтизма (поэтической культуры) к реализму (прозаической культуре).
В целом монография И.А. Поплавской масштабна по замыслу и реализации, она дает новый мощный импульс к дальнейшему изучению соотношения поэзии и прозы в русской литературе разных эпох, а также выходит к проблеме влияния западноевропейской литературы на русскую в исследуемом ракурсе. Основные ее положения могут быть использованы как в исследованиях по теории и истории русской литературы, так и в лекционных курсах и спецкурсах по теории и истории русской поэзии и прозы XIX в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Поплавская И.А. Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века. Монография. - Томск: Изд-во Томского университета, 2010. - 387 с.
2. Чумаков Ю.Н. Пушкин. Тютчев: опыт имманентных рассмотрений. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 414 с.
Поступила 06.03.2013 г.