Научная статья на тему 'Рецензия на монографию И. А. Поплавской «Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века»'

Рецензия на монографию И. А. Поплавской «Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
247
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / ПРОЗА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / POETRY / PROSE / RUSSIAN LITERATURE OF THE XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дашевская Ольга Анатольевна

Представлена рецензия на монографию И.А. Поплавской "Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX вука".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дашевская Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is the review of the monography of I.A. Poplavskaya "Types of interraction of poetry and prose in Russian literature in the first third of the XIX century".

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию И. А. Поплавской «Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века»»

УДК 821.161

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И.А. ПОПЛАВСКОЙ «ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX ВЕКА»

Взаимодействие поэзии и прозы - сложная и многогранная проблема, ставящая перед исследователем вопросы теоретического, историко-литературного, поэтоло-гического, стилистического характера. В настоящее время она вызывает все более живой интерес современных ученых. В этом контексте монография И.А. Поплавской [1] воспринимается как новаторское и одновременно органическое исследование, посвященное процессам взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX в.

Как известно, поэзия и проза являются фундаментальными категориями художественного текста, характеризующими его разные уровни: от особенностей художественного мышления до повествовательных стратегий. Особую актуальность приобретает рассмотрение этих взаимодействий в переходные эпохи, к каким в русской культуре, несомненно, относится первая треть XIX в., так как именно в этот период «золотого века» русской поэзии происходит и становление русской прозы, формируются основные различия между этими категориями, устанавливаются продуктивные модели их взаимодействия.

Избранный период в истории русской литературы знаменателен и тем, что он отмечен историко-культурной ситуацией поиска новых способов эстетического самовыражения и новых жанрово-стилевых форм. Процесс взаимодействия поэзии и прозы в указанный период рассматривается как органичный и системный, отражающий особенности как национального, так и индивидуального мышления художника.

В этом смысле монография И.А. Поплавской подводит определенный итог многолетним и разнородным исследованиям, посвященным вопросам взаимодействия поэзии и прозы, но одновременно - и это главное - выводит рассмотрение данной проблемы на новый уровень, утверждая органическое единство теоретической и исторической поэтики. В работе предложен взгляд на поэзию и прозу как на архитектонические и одновременно композиционные художественные формы, а это, как справедливо убеждает автор, позволяет осознать внутреннее единство целого ряда фундаментальных понятий теории литературы, раскрыть их связь с основными стратегиями сюжетостроения, повествования, текстопорождения. В своем исследовании автор, руководствуясь структурно-семантическим критерием, рассматривает поэзию и прозу как два типа художественного мышления и - одновременно - как жанрово-стилевые и речевые категории, что осуществляется впервые. Несомненную ценность исследованию И.А. Поплавской придает и современное прочтение работ М.М. Бахтина, по-новому актуализирующее значение его идей о поэзии и прозе как особых архитектонических формах, тяготеющих к двум эстетическим моделям мира. Такое прочтение, как и уточнение его теории полифонизма, раскрывает огромный концептуальный и методологический потенциал наследия русского философа, далеко еще не востребованный наукой.

Исходя из эстетического понимания сущности природы поэзии и прозы, И.А. Поплавская вырабатывает определенные критерии отбора материала по принципу наиболее репрезентативного воплощения моделей и механизмов взаимодействия поэзии и прозы, и, что особенно важно, впервые выделяет устойчивые типы их взаимодействия в русской литературе первой трети XIX в. Проблема взаимодействия поэзии и прозы рассматривается как на материале вершинных достижений поэзии и прозы указанного периода, так и разного рода журнальных публикаций, редко упоминаемых критиками литературы. Художественный материал

Дашевская Ольга Анатольевна, д-р филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы ХХ века Томского государственного университета.

E-mail: [email protected] Область научных интересов: литература и философия, компаративистика, история русской литературы ХХ века, теория драмы, проблема национальной идентичности, жанрология, концептосфера русской культуры.

тщательно отобран. Проанализированы тексты, в которых взаимодействие поэзии и прозы настолько органично, что, пользуясь выражением известного отечественного исследователя истории русской литературы данного периода Ю.Н. Чумакова, можно сказать, что «два различных искусства, искусство слова (стихи) и искусство рассказывания (сюжет, проза), неразрывно связаны, хотя по существу предельно самодостаточны, «единораздельны» [2. С. 85].

В монографии показывается, что в художественных произведениях указанного периода взаимодействие поэзии и прозы осуществляется по принципу метафоры (межтекстовая интерференция, межтекстовый параллелизм), метонимии (гипертекстовые связи), синекдохи (претек-стовые, метатекстовые отношения). Говоря о творчестве крупнейших писателей эпохи, автор монографии выделяет те особенности «диалога» поэзии и прозы, которые характеризуют их художественную индивидуальность. Так, в наследии В.А. Жуковского взаимодействие поэзии и прозы рассматривается с акцентом на его эстетику жизнетворчества и особенности авторской романтической мифологии. Автором подчеркивается значимость первичных текстов («Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина, «Марьина роща» В.А. Жуковского) и их способность продуцировать в историко-литературном процессе вторичные тексты («Наталья, боярская дочь» и «Марьина роща» А.И. Мещевского). Наблюдения над этим кругом произведений имеют особую значимость в условиях работы над изданием полного собрания сочинений В.А. Жуковского, что является одним из несомненных свидетельств актуальности проделанной И.А. Поплавской работы.

Интересные наблюдения сделаны исследовательницей и на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Соотношение поэзии и прозы (основной текст и примечания) обнаруживает, по мнению автора, тот элемент, который объединяет роман героев и роман автора, с одной стороны, и философию жизнетворчества, с другой. Иной принцип обнаруживается при обращении к «Повестям Белкина»: автор убедительно доказывает, что это особый тип про-зиметрического текста, сохраняющий эстетическую память о стихе и основных формах поэтического мышления.

Особая авторская модель взаимодействия поэзии и прозы, реализующаяся через песенное изображение истории и образ «героя времени», представлена на примере творчества М.Ю. Лермонтова. Так, по словам исследовательницы, архитипической основой сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (1840), в котором доминирующим оказывается код песни, пения, могла служить Псалтирь и образ царя Давида, а основными темами - человек и человечество в истории и философия слова. В романе же «Герой нашего времени» особенно значимым оказывается поэтический способ завершения художественного события, соотносимый со «вторым» сюжетом и симметричной композицией в нем.

Безусловно, органично появление в этом ряду и произведений Н.В. Гоголя. Взаимодействие поэзии и прозы у этого писателя представлено через основные принципы повествования в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»; в «Миргороде» же и петербургских повестях реализуются значимые для писателя установки его мировидения через взаимодействие изображаемого и повествуемого миров в художественном целом обоих сборников. Эстетическую основу диалога поэзии и прозы в поэме «Мертвые души» И.А. Поплавская обнаруживает в явлении поэтической центрации, связанном с избыточной (лирической по содержанию) вненаходимостью автора по отношению к героям.

Многие известные тексты в ходе анализа, предложенного в монографии, впервые получают новые смысловые акценты. Таким образом, избранный аспект исследования существенно обогащает представления о творческой индивидуальности рассматриваемых авторов, признанных классиков русской литературы. Так, понимание взаимодействия поэзии и прозы в творчестве В.А. Жуковского зиждется на рассмотрении его философии жизнестроительства и процессов текстообразования. Основой механизма взаимодействия поэзии и прозы в творчестве М.Ю. Лермонтова становится исповедуемая поэтом эстетика «невыразимого». Процесс взаимодействия поэзии и прозы в творчестве Н.В. Гоголя определяется стратегией повествования, моделирующей особые отношения между автором, героем и читателем. Важно отметить, что выбранные автором критерии применены к большому числу текстов, которые прежде в этом ракурсе не рассматривались.

Значение монографии И.А. Поплавской видится в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении представлены многообразные формы и механизмы взаимодействия поэзии и прозы на материале классической литературы, предложена оригинальная разработка важной для теории и истории русской литературы проблемы, связанной с эстетикой и поэтикой русского романтизма и реализма. Выделенные в творчестве отдельных писателей типы взаимодействия прозы и поэзии представляют картину развития этих моделей в литературном процессе в сравнительной динамике, демонстрируя движение от романтизма (поэтической культуры) к реализму (прозаической культуре).

В целом монография И.А. Поплавской масштабна по замыслу и реализации, она дает новый мощный импульс к дальнейшему изучению соотношения поэзии и прозы в русской литературе разных эпох, а также выходит к проблеме влияния западноевропейской литературы на русскую в исследуемом ракурсе. Основные ее положения могут быть использованы как в исследованиях по теории и истории русской литературы, так и в лекционных курсах и спецкурсах по теории и истории русской поэзии и прозы XIX в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поплавская И.А. Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века. Монография. - Томск: Изд-во Томского университета, 2010. - 387 с.

2. Чумаков Ю.Н. Пушкин. Тютчев: опыт имманентных рассмотрений. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 414 с.

Поступила 06.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.