Рецензия на монографию: Ф. В. Зиновьев, В. А. Дудко. Развитие кадрового потенциала научной школы. С. : Феникс, 2022. 160 с.
В. М. Ячменева
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия
Для цитирования: Ячменева В. М. Рецензия на монографию: Ф. В. Зиновьев, В. А. Дудко. Развитие кадрового потенциала научной школы. С. : Феникс, 2022. 160 с. // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 351-352.
Review of the monograph: F. V. Zinoviev, V. A. Dudko. Development of the personnel potential of the scientific school. S. : Phoenix, 2022. 160 p.
V. M. Yachmeneva
Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Simferopol, Russia
For citation: Yachmeneva V. M. Review of the monograph: F. V. Zinoviev, V. A. Dudko. Development of the personnel potential of the scientific school. S. : Phoenix, 2022. 160 p. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):351-352. (In Russ.).
О деятельности научных школ пишут явно недостаточно. Причем, как правило, пишут об их историческом прошлом, а о современных научных школах — лишь о тех, которые действуют в крупных вузах в мегаполисах. О региональных научных школах, практически, нет информации.
Кроме того, нельзя не отметить, что довольно часто за научные школы выдают те, которые не могут считаться таковыми. Торопливость общественного признания приводит к стремлению назвать научными школами отдельные коллективы, успешно действующие на протяжении 5-7 лет. Хотя правильнее считать научными школами те, которые действуют на протяжении 2-3-х поколений и продолжают заслуживать общественное признание в настоящее время.
В этом отношении несомненное внимание заслуживает опыт научной школы «Непрерывное развитие человеческого потенциала» под научным руководством доктора экономических наук, профессора Феликса Владимировича Зиновьева, действующей более 50 лет и представленный в данной монографии. Актуальность монографии не вызывает сомнений, так как она направлена на решение проблем качественного преобразования образовательной среды в условиях цифровизации экономики, условий жизни человека и общества, а также новых требований рынка интеллектуального труда к общим и профессиональным компетенциям выпускников университетов.
Авторы в ходе исследования обоснованно и результативно используют комплекс общенаучных и специальных методов исследования: системный под© Ячменева В. М., 2023
ход, методы научного сравнения и экономического анализа, монографический метод, методы экспертных оценок, графический, табличный методы.
В первой главе «Сущность региональной научной школы»:
♦ раскрывается понятие «Современная научная школа», определены цели ее создания, основные функции и признаки;
♦ исследован вклад научных школ в научно-технический и социальный прогресс в качестве «точек роста»;
♦ выделены типологические формы научных школ;
♦ определены формальные признаки и документальные свидетельства активно действующих научных школ.
Во второй главе «Основы развития кадрового потенциала»:
♦ проведен анализ кадровой ситуации в вузах Российской Федерации;
♦ систематизированы положительные и отрицательные черты инновационного менеджера.
В третьей главе «Методика исследования развития кадрового потенциала»:
♦ определены методы и алгоритм исследования труда преподавателей;
♦ систематизированы научные подходы к изучению кадрового потенциала и его развития;
♦ оценивается прогноз кадрового потенциала, а также спроса и предложения на рынке труда специалистов с высшей квалификацией;
№ 1 / 2023
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
351
♦ раскрыты причины дисбаланса потребностей рынка труда и структуры фактической подготовки специалистов в образовательных учреждениях; недостатки финансирования образовательного процесса.
В четвертой главе «Потенциал кафедры»:
♦ раскрыто понятие кадрового потенциала как ключевого компонента общего потенциала Университета;
♦ определены принципы и базовые факторы мотивации профессионального развития персонала кафедры;
♦ систематизированы факторы, влияющие на конкурентоспособность кафедры, выделены составляющие потенциала кафедры;
♦ проанализирована динамика изменения потенциала кафедры, изучены факторы, влияющие на ее функционирование и взаимодействие преподавателей со студентами.
В пятой главе «Содержание деятельности преподавателей»:
♦ определены функции и профессиональные качества преподавателя высшего учебного заведения;
♦ раскрыты факторы внутренней и внешней среды, оказывающие негативное воздействие на деятельность преподавателей;
♦ систематизирован комплекс приемов и методов, используемых преподавателем в научно-образовательном процессе.
В шестой главе «Опыт развития кадрового потенциала»:
♦ раскрыта сущность работы лидера научной школы;
♦ представлен опыт и основные этапы деятельности авторской научной школы «Непрерывное развитие человеческого потенциала».
В седьмой главе «Современные подходы к развитию кадрового потенциала»:
♦ исследованы современные факторы, гарантирующие выпускнику Университета конкурентное преимущество на рынке труда;
♦ раскрыт перечень востребованных компетенций выпускников Университета.
В восьмой главе «Формирование культуры труда воспитанников научной школы»:
♦ раскрыта сущность и элементы организационной и профессиональной культуры как системы общепринятых в коллективе представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и достижению результатов деятельности.
В девятой главе «Оценка расходов на формирование специалиста»:
♦ проведена оценка инвестиций в подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, включающие затраты до поступления в высшую школу и непосредственно во время обучения;
♦ проанализированы условия труда на кафедре управления персоналом;
♦ определены индикаторы имиджа преподавателей.
В одиннадцатой главе «Востребованность интеллектуального труда»:
♦ раскрыты составляющие потенциала специалиста с учетом современных реалий;
♦ раскрыты проблемы реализации интеллектуального труда;
♦ предложена методика оценки деятельности научной школы;
♦ проведен анализ базового потенциала научной школы, определены критерии ее развития и основные результаты НИР.
Монография в полной мере соответствует правилам оформления, она структурно и логически выдержана, написана доступным языком, хорошо иллюстрирована примерами, рисунками, таблицами. Материал изложен логично и последовательно.
В целом, рецензируемая монография по структуре и содержанию соответствует заявленным целям и задачам, требованиям, предъявляемым к научной литературе. Изложенный в ней материал, несомненно, интересен и полезен для научной общественности.
Информация об авторе
В. М. Ячменева — заведующая кафедрой менеджмента Института экономики и управления Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, доктор экономических наук, профессор.
Information about the author
V. M. Yachmeneva — Head of the Department of Management of the Institute of Economics and Management of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Doctor of Economic Sciences, Professor.
Поступила в редакцию 26.01.2023; одобрена после рецензирования 10.02.2023; принята к публикации 15.02.2023. Submitted 26.01.2023; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 15.02.2023.
352
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2023