Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Ф. В. ЗИНОВЬЕВ, В. А. ДУДКО. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ. С. : ФЕНИКС, 2022. 160 С.'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Ф. В. ЗИНОВЬЕВ, В. А. ДУДКО. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ. С. : ФЕНИКС, 2022. 160 С. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Ф. В. ЗИНОВЬЕВ, В. А. ДУДКО. РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ШКОЛЫ. С. : ФЕНИКС, 2022. 160 С.»

Рецензия на монографию: Ф. В. Зиновьев, В. А. Дудко. Развитие кадрового потенциала научной школы. С. : Феникс, 2022. 160 с.

В. М. Ячменева

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

Для цитирования: Ячменева В. М. Рецензия на монографию: Ф. В. Зиновьев, В. А. Дудко. Развитие кадрового потенциала научной школы. С. : Феникс, 2022. 160 с. // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 1. С. 351-352.

Review of the monograph: F. V. Zinoviev, V. A. Dudko. Development of the personnel potential of the scientific school. S. : Phoenix, 2022. 160 p.

V. M. Yachmeneva

Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Simferopol, Russia

For citation: Yachmeneva V. M. Review of the monograph: F. V. Zinoviev, V. A. Dudko. Development of the personnel potential of the scientific school. S. : Phoenix, 2022. 160 p. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(1):351-352. (In Russ.).

О деятельности научных школ пишут явно недостаточно. Причем, как правило, пишут об их историческом прошлом, а о современных научных школах — лишь о тех, которые действуют в крупных вузах в мегаполисах. О региональных научных школах, практически, нет информации.

Кроме того, нельзя не отметить, что довольно часто за научные школы выдают те, которые не могут считаться таковыми. Торопливость общественного признания приводит к стремлению назвать научными школами отдельные коллективы, успешно действующие на протяжении 5-7 лет. Хотя правильнее считать научными школами те, которые действуют на протяжении 2-3-х поколений и продолжают заслуживать общественное признание в настоящее время.

В этом отношении несомненное внимание заслуживает опыт научной школы «Непрерывное развитие человеческого потенциала» под научным руководством доктора экономических наук, профессора Феликса Владимировича Зиновьева, действующей более 50 лет и представленный в данной монографии. Актуальность монографии не вызывает сомнений, так как она направлена на решение проблем качественного преобразования образовательной среды в условиях цифровизации экономики, условий жизни человека и общества, а также новых требований рынка интеллектуального труда к общим и профессиональным компетенциям выпускников университетов.

Авторы в ходе исследования обоснованно и результативно используют комплекс общенаучных и специальных методов исследования: системный под© Ячменева В. М., 2023

ход, методы научного сравнения и экономического анализа, монографический метод, методы экспертных оценок, графический, табличный методы.

В первой главе «Сущность региональной научной школы»:

♦ раскрывается понятие «Современная научная школа», определены цели ее создания, основные функции и признаки;

♦ исследован вклад научных школ в научно-технический и социальный прогресс в качестве «точек роста»;

♦ выделены типологические формы научных школ;

♦ определены формальные признаки и документальные свидетельства активно действующих научных школ.

Во второй главе «Основы развития кадрового потенциала»:

♦ проведен анализ кадровой ситуации в вузах Российской Федерации;

♦ систематизированы положительные и отрицательные черты инновационного менеджера.

В третьей главе «Методика исследования развития кадрового потенциала»:

♦ определены методы и алгоритм исследования труда преподавателей;

♦ систематизированы научные подходы к изучению кадрового потенциала и его развития;

♦ оценивается прогноз кадрового потенциала, а также спроса и предложения на рынке труда специалистов с высшей квалификацией;

№ 1 / 2023

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

351

♦ раскрыты причины дисбаланса потребностей рынка труда и структуры фактической подготовки специалистов в образовательных учреждениях; недостатки финансирования образовательного процесса.

В четвертой главе «Потенциал кафедры»:

♦ раскрыто понятие кадрового потенциала как ключевого компонента общего потенциала Университета;

♦ определены принципы и базовые факторы мотивации профессионального развития персонала кафедры;

♦ систематизированы факторы, влияющие на конкурентоспособность кафедры, выделены составляющие потенциала кафедры;

♦ проанализирована динамика изменения потенциала кафедры, изучены факторы, влияющие на ее функционирование и взаимодействие преподавателей со студентами.

В пятой главе «Содержание деятельности преподавателей»:

♦ определены функции и профессиональные качества преподавателя высшего учебного заведения;

♦ раскрыты факторы внутренней и внешней среды, оказывающие негативное воздействие на деятельность преподавателей;

♦ систематизирован комплекс приемов и методов, используемых преподавателем в научно-образовательном процессе.

В шестой главе «Опыт развития кадрового потенциала»:

♦ раскрыта сущность работы лидера научной школы;

♦ представлен опыт и основные этапы деятельности авторской научной школы «Непрерывное развитие человеческого потенциала».

В седьмой главе «Современные подходы к развитию кадрового потенциала»:

♦ исследованы современные факторы, гарантирующие выпускнику Университета конкурентное преимущество на рынке труда;

♦ раскрыт перечень востребованных компетенций выпускников Университета.

В восьмой главе «Формирование культуры труда воспитанников научной школы»:

♦ раскрыта сущность и элементы организационной и профессиональной культуры как системы общепринятых в коллективе представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и достижению результатов деятельности.

В девятой главе «Оценка расходов на формирование специалиста»:

♦ проведена оценка инвестиций в подготовку специалиста с высшим профессиональным образованием, включающие затраты до поступления в высшую школу и непосредственно во время обучения;

♦ проанализированы условия труда на кафедре управления персоналом;

♦ определены индикаторы имиджа преподавателей.

В одиннадцатой главе «Востребованность интеллектуального труда»:

♦ раскрыты составляющие потенциала специалиста с учетом современных реалий;

♦ раскрыты проблемы реализации интеллектуального труда;

♦ предложена методика оценки деятельности научной школы;

♦ проведен анализ базового потенциала научной школы, определены критерии ее развития и основные результаты НИР.

Монография в полной мере соответствует правилам оформления, она структурно и логически выдержана, написана доступным языком, хорошо иллюстрирована примерами, рисунками, таблицами. Материал изложен логично и последовательно.

В целом, рецензируемая монография по структуре и содержанию соответствует заявленным целям и задачам, требованиям, предъявляемым к научной литературе. Изложенный в ней материал, несомненно, интересен и полезен для научной общественности.

Информация об авторе

В. М. Ячменева — заведующая кафедрой менеджмента Института экономики и управления Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, доктор экономических наук, профессор.

Information about the author

V. M. Yachmeneva — Head of the Department of Management of the Institute of Economics and Management of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Doctor of Economic Sciences, Professor.

Поступила в редакцию 26.01.2023; одобрена после рецензирования 10.02.2023; принята к публикации 15.02.2023. Submitted 26.01.2023; approved after reviewing 10.02.2023; accepted for publication 15.02.2023.

352

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.