Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Энциклопедия туризма»'

Рецензия на монографию «Энциклопедия туризма» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1372
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Энциклопедия туризма»»

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИЗМА»

Коршунов Вадим Вадимович, доктор философских наук, профессор, kortunov@live.com ФБГОУВО «Российский государственный туризма и сервиса»

энциклопедия ^ туризма

«Энциклопедия туризма»: монография / под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А.А. Федулина, научная редакция доктора экономических наук, профессора Н.А. Платоновой. НП «КиТ», ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», 2017. 496 с

В 2017 году вышла в печать необычная работа — «Энциклопедия туризма». Туризм — многогранное явление, охватывающее огромное количество человеческих интересов и увлечений. Растущий интерес к туризму провоцирует создание самых необычных предложений в этой сфере, что рождает новые туры и услуги.

На протяжении ряда десятилетий множество учёных пытались формализовать этот феномен, решив ключевую задачу — разработать классификацию видов туризма. Экспертам ЮНВ-ТО в своё время удалось достичь поставленной цели. Однако развитие технологий туристской деятельности, современные интересы потребителей, интеграция территорий в индустрию глобального туризма и целый ряд других факторов способствовали не только появлению новых видов туризма, но и трансформации существующих. Поэтому систематизация видов туризма продолжает оставаться задачей актуальной как для туристской науки, так и для практики.

К решению данной задачи предложен ряд подходов. Как правило, они сводятся к умножению признаков классификации, что делает типологии излишне крупными, неоднозначными. В итоге вместо того, чтобы упорядочить множество, сложные классификации видов туризма, наоборот, создают путаницу.

В настоящем издании предлагается новый методологический подход к построению классификации видов туризма. Он основан на трех концептах:

• туристские аттракции или то, что привлекает и стимулирует туристский интерес;

• организационный подход в туризме, т.е. те технологические приёмы формирования тура, которые могут быть использованы для любого вида туризма;

• вид туризма как совокупность специфических аттракций, технологий, моделей, удовлетворяющих особые интересы туристов.

Энциклопедия имеет следующую структуру. В первой главе представлены подходы к классификации видов туризма.

Последующие главы посвящены описанию основных видов туризма. С целью унификации была разработана следующая структура, которой в той или иной мере придерживались авторы.

В отдельном разделе продемонстрированы специально подобранные по видам туризма лучшие зарубежные и отечественные практики интересной организации туристского обслуживания, турпродуктов или маршрутов (Case Study).

К сожалению, множество интересных и ярких отечественных туристских практик ограничены локальными территориями, и вовсе не из-за низкого качества туристского продукта или отсутствия бренда. Не проработано маркетинговое сопровождение, не отлажен коммуникационный процесс, не использованы в полной мере возможные каналы продвижения. В целях популяризации внутреннего туризма и пропаганды отечественного туристского потенциала в 2015 г. ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» были инициированы Профессиональные туристские конкурсы:

• Международный конкурс «Туристский бренд: лучшие практики» (www.tour-brand.ru);

• Международный конкурс «Лучший туристский портал» (www.tour-portal-rf.ru);

• Международный конкурс «Гастрономическое впечатление» (www.tour-taste.ru);

• Международный конкурс путеводителей, туристских карт и SMART приложений по России (www.tour-map.ru).

Самые интересные и поистине звездные примеры создания и продвижения российских туристских продуктов и брендов, построения эффективных коммуникаций и формирования позитивных впечатлений представлены в специальном разделе энциклопедии «Победители и лауреаты Профессиональных туристских конкурсов 2015—2016 годов».

«Энциклопедия» ни в коей мере не претендует на абсолютную полноту и однозначность научных позиций. По нашему мнению, это только первый шаг в построении серии научных изданий энциклопедического типа в сфере туризма.

Следующий этап работы — классификация и описание организационных механизмов развития туризма на различных уровнях. В первую очередь, вопросом для изучения должны стать стратегические и программные инструменты развития туризма как на федеральном и

региональном, так и на муниципальном уровне, а также механизмы кластерного подхода и геопространственной организации туристских систем. Важной задачей является формирования информационных баз в сфере туризма: объектов показа, инфраструктурных элементов, маршрутов, кластеров, комплексов, объектов материального и нематериального наследия и др. Растущая конкуренция обусловливает важность маркетинговых механизмов в развитии туризма. Формирование среды комфортного пребывания туристов на территории требует использования ряда инструментов, в т.ч. исследовательского и проектного характера.

Проблемы определения и классификации видов туризма рассматривалась многими учёными и практиками. В частности они представлены в учебных пособиях для специалистов, бакалавров и магистров, научных статьях, словарях, туристских порталах, порталах туроператоров и турагентств, научно-информационных порталах, сайтах международных организаций и национальных официальных органов регулирования туризма.

Обобщая приводимые определения отдельных видов туризма и типологии по некоторым критериям, получаем следующую классификацию видов туризма.

По географическому критерию туризм классифицируют на региональный и национальный. Под региональным туризмом понимают туристскую деятельность, характерную для конкретного региона мира — совокупности стран или территорий с однотипными условиями развития туризма и подобным уровнем туристической освоенности. Национальный туризм характеризует состояние и развитие туризма в рамках государственных границ.

Согласно рекомендациям ЮНВТО, на различных уровнях (национальном, региональном, местном) по типам туризма выделяют внутренний, въездной и выездной туризм. Под внутренним туризмом понимаются путешествия жителей какой-либо страны (региона) по своей стране (региону). Выездной туризм подразумевает выезд и путешествие жителей какой-либо страны (региона) по другой стране (региону). Въездной туризм охватывает прибытие и путешествие по какой-либо стране (региону) лиц, не являющихся её жителями (жителями региона).

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма: туризм в пределах страны включает

внутренний и въездной; национальный туризм включает внутренний и выездной; международный туризм включает въездной и выездной.

Рекомендации ЮНВТО касаются и классификации туризма по основной цели поездки: рекреация; социальные цели; деловые и профессиональные цели; посещение знакомых и родственников; религия (паломничество); прочие цели. Это наиболее крупная классификационная группа видов туризма, поскольку с развитием потребностей появляются новые интересы и цели поездки. Часто по целям поездки выделяют курортный, развлекательный, промышленный, культурный, познавательный, профессионально-деловой, научный, шоп-туризм, образовательный, рекреационный, оздоровительный, спортивный, приключенческий, горнолыжный, событийный, транзитный, экологический, этнический, экзотический, молодёжный, фототуризм, сафари, благотворительный, медицинский, гастрономический, винный, книжный, музыкальный, языковой, астрономический туризм, туризм соотечественников (ностальгический). Многие из этих видов туризма стали для российских граждан относительно новыми.

Такое разнообразие целей и, соответственно, видов туризма, обусловило разработку детализированных последовательных группировок в отношении отдельного вида туризма. Так, к рекреационному (восстановительному) туризму относят: оздоровительный (бальнеологический, климатический, смешанный). К познавательному или экскурсионному туризму относят этнический, этнографический, культурный, исторический, орнитологический туризм. К числу видов спортивного туризма относят мототуризм, велосипедный, водный, парусный, конный, лыжный, пешеходный, горный, спелеотуризм, комбинированный. Экстремальный туризм подразделяется на горный, дайвинг, джиппинг, индустриальный туризм, диггерство, спелеотуризм, водный туризм, каякинг, рафтинг, парусный туризм, автостоп, легкоходство. В число видов делового туризма включают бизнес-туризм, конгресс-туризм, шопинг-туризм, археологический, гастрономический, военный туризм. Ряд предпосылок привели к появлению так называемых нелигитимных или серых видов туризма. К их числу относят эвтаназийный (суицидальный) туризм, секс-туризм, в т.ч. женский и мужской.

Классификация туризма по способу организации поездки предполагает выделение

организованного и неорганизованного (частного), в т.ч. самодеятельного туризма. Организованный туризм — это путешествия индивидуалов или групп туристов, организованные туристской фирмой. Неорганизованный туризм подразумевает, что путешественник приобретает услуги непосредственно у поставщиков. Самодеятельный туризм более узкое понятие, относящееся к частным случаем неорганизованного туризма. Оно применяется к путешествиям с использованием активных способов передвижения (пеший, на велосипеде), организуемым туристами самостоятельно либо с помощью клубных инструкторов.

По типу предложения принято выделять групповой и индивидуальный туризм. Групповой туризм означает путешествие группы туристов определённого состава по конкретной программе. Считается, что комплексное обслуживание (Packagetour) является основным типом предложения услуг для группового туризма. FIT (Foreign Independent Traveler, иностранный независимый путешественник) подразумевает, что турист-индивидуал выбирает график и маршрут путешествия по своему усмотрению.

К этой группировке близка классификация видов ту-ризма по числу участников: индивидуальный; семейный; групповой.

По срокам поездки туризм делится на краткосрочный (до 9 дней), среднесрочный (9—12 день) и долгосрочный (более 12 дней).

В зависимости от способов передвижения и транс-портных средств, которыми пользуются путешественники, туризм подразделяется на следующие виды: автомобильный, автобусный, мотоциклетный, авиационный, морской, речной, железнодорожный, гужевой (в т.ч. конный), велосипедный, пешеходный, лыжный, водный, сплав, круизный, рафтинг, каякинг, парусный туризм, подводный, спелеологический, космический, комбинированный или смешанный.

По уровню мобильности и способу передвижения туризм условно можно разделить на активный (пешеходный, горный, лыжный, водный, велосипедный, автомобильный, мотоциклетный, спелеологический) и пассивный (железнодорожный, автобусный, морской и авиационный).

По возрастной категории туристов различают следующие виды туризма: детский; молодёжный; лиц среднего возраста; лиц «третьего» возраста. ЮНВТО предложила следующую градацию туристов по возрастному признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодежь

(15—24 года), экономически активные молодые туристы (25—44 года), экономически активные туристы среднего возраста (45—64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет). На практике тур-фирмы пользуются более детализированной классификацией, с тем чтобы сформировать и предложить продукт: 0—2 года — инфант (грудной ребенок); 3—12 лет — ребенок; 14—18 лет — школьник; 18—25 лет — молодёжь (студенты); 26—45 лет — взрослые; 46—65 лет — взрослые; 65 лет и старше — пенсионеры (третий возраст).

По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный.

По интенсивности посещения туризм подразделяют на постоянный и сезонный. Под постоянным туризмом понимают относительно равномерные посещения туристских регионов и объектов в течение всего календарного года. Тогда как сезонный туризм характеризуется зависимостью частоты прибытий от климатических условий региона и субъективных характеристик туристского объекта.

По методу размещения выделяют стационарный туризм, который связан с постоянным местом размещения туриста на весь период путёвки, а также подвижной туризм, связанный с переездами в течение путешествия (круизы, туры).

По способу туристской экипировки выделяют такие виды туризма, как легкоходство и бэк-пэкинг.

Анализ полученной обобщённой классификации видов туризма показывает, что в ней присутствуют не только группировки видов туризма, но и описания отдельных форм организации туризма (например, социальный). По нашему мнению, с целью упорядочения множества видов туризма следует разделить эти группировки. Все виды туризма, приведённые в классификации, могут быть организованы по-разному, с использованием различных инструментов и особенностей. Как показывает анализ научно-практической литературы, учёные используют различные подходы для определения вида туризма как такового. Вид туризма идентифицируется ими в зави-си-мости от следующих факторов:

• организационный подход;

• направление турпотока;

• цель путешествия;

• особенности структуры турпотока и пр.

По мнению авторов, вид туризма должен

характеризоваться аттракцией, привлекающей турпоток. Вообще в науке о туризме аттракция рассматривается как свойство туристского ресурса. С учётом этимологии термина аттрактив-ность (от лат. АМхаЬеге — «привлекать») означает привлекательность, в основном естественное состояние чего-либо, не вызывающее раздражения, а наоборот, манящее, вызывающее некое притяжение, симпатию. Применительно к туристским ресурсам аттрактивность представляет собой способность ресурса привлекать внимание туриста в процессе путешествия. По мнению ряда экспертов, аттракция призвана порождать мотивы и стимулы туристского путешествия.

В разработанной авторами классификации турист-ских аттракций присутствуют 6 типологий по специфике аттракции. В группу природных аттракций отнесены аттракции, связанные с природными туристскими ресурсами. К культурно-историческим аттракциям отнесены аттракции культурно-исторического наследия. В группу организаций-аттракций включены компании, учреждения и объекты, интересующие современных туристов и служащие ядром тур-продуктов. К категории событийных аттракций отнесены мероприятия и события, привлекающие туристов и путешественников. В совокупность спортивных аттракций отнесены спортивные объекты, стимулирующие туристские поездки. В группу мест-аттракций включены территориальные зоны и объекты, на базе которых создается турпродукт.

В заключение хочется выразить надежду, что представленная работа будет интересна для читателей. Авторский коллектив ждет отзывов, а также авторов, желающих поучаствовать в дальнейшей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.