Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Е. В. Строгецкой «Ориентиры организационного развития современных университетов России»'

Рецензия на монографию Е. В. Строгецкой «Ориентиры организационного развития современных университетов России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороноев Александр Ользонович, Капустина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Е. В. Строгецкой «Ориентиры организационного развития современных университетов России»»

свою историческую миссию. Ее главное до- шахматам о Смолине высказался так: «Смо-стоинство - она будит мысль, она предста- лин - очень яркий человек, с удивительно ос-ет как своеобразный манифест высочайшей трым умом. ...Сегодня нам нужны такие неисторической миссии образования в России зависимые люди с четкой позицией... такие и в мире на рубеже веков и в начале XXI в. люди нужны в нашей политической элите» А.Е. Карпов, двенадцатый чемпион мира по [1, с. 1078].

Список литературы:

[1] Смолин О.Н. Образование - для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИКП «Академ-книга», 2014. - 1120 с.

[2] Субетто А.И., Чекмарев В.В. Битва за высшее образование России (1992-2003). - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2003. - 310 с.

[3] Субетто А.И., Иманов Г.М. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке. - СПб.: Астерион, 2008. - 310 с.

[4] Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта - социалистический императив. - М.: Исследоват. центр Гособразования СССР, 1990. - 84 с.

[5] Научно-образовательное общество как носитель реализации императива экологического выживания человечества в XXI веке / Под науч. ред. А.И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2014. - 150 с.

[6] Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М.: Логос, 1998. - 392 с.

[7] Субетто А.И. Ноосферно-научные и духовно-нравственные основания выживания человечества в XXI веке (научный доклад на V Всемирном Научном Конгрессе) / Под науч. ред. Л.А. Зеленова. -СПб.: Астерион, 2013. - 20 с.

[8] Комаров В.Г. Правда: онтологическое оправдание социального разума / Под ред. В.Я. Ельмеева. -СПб.: СПбГУ, 2001. - 556 с.

А.О. Бороноев, Е.Г. Капустина

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Е.В. СТРОГЕЦКОй «ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ»*

Мировой кризис высшего образования заставляет многих исследователей обратиться к переосмыслению места, роли и институциональных основ университета. Проблема эта остра и в России, где реформирование системы образования с одной стороны неизбежно, а с другой - носит весьма болезненный, а иногда разрушительный характер. В настоящее время определение общественного статуса российского высшего образования и его функций утратило четкость. Монография Е.В. Строгецкой стоит в ряду разработок, направленных на восполнение образовавшегося научного пробела.

Оригинальность авторской концепции заключается в том, что основным исследовательским интересом выступает не образовательный процесс как поле и главная цель реформ, а ресурс организационной реальности университетов. Как показывает автор, именно организационное развитие отвечает за трансляцию социокультурного опыта и обеспечивает воспроизводство или

изменение институциональных моделей, мотивационных и коммуникативных образцов поведения субъектов образовательного пространства. Такой ракурс вновь позволяет рассматривать университет как важный институт социализации в условиях социокультурных вызовов современности. Рассмотрение будущего высшей школы России в новой социокультурной ситуации обусловливает актуальность представляемой монографии.

Книга Строгецкой является одной из немногих в России публикаций, посвященных теме моделирования организационного развития университетов. Автор отмечает, что современный кризисный контекст настолько увеличивает непредсказуемость будущего, что определение ориентиров развития любой организации крайне затруднено. В случае с университетами положение усугубляется пессимизмом и сомнениями многих теоретиков и практиков относительно самой необходимости существования этой институции. Все чаще наряду с надеждами можно

* Строгецкая Е.В. Ориентиры организационного развития современных университетов России. СПб. Изд-во СПбГЭТИ «ЛЭТИ». 2013. - 176 с.

услышать мнение, что университет за свою 900-летнюю историю полностью изжил себя, что его идея и воплощающее ее институциональное устройство не способствуют, а препятствуют качественному образованию. Такие взгляды обусловливают остроту обсуждаемой темы и повышенное внимание к ней.

Тематика организационного развития характеризуется большим количеством теоретических моделей и их взаимными противоречиями. Автор монографии проводит сравнительный анализ возможностей существующих методологических подходов в оценке и прогнозировании организационных изменений в вузах и на основании его итогов обосновывает выбор организационно-экологической традиции, что в рамках исследований высшего образования представляет собой новизну.

Кроме того, к факторам новизны работы следует отнести то, что рассмотрение организационных изменений здесь не ограничивается структурными трансформациями. Особое значение в работе отводится динамическим процессам, протекающим в рамках организационной культуры университета. Традиционно социологи организации отводят организационной культуре роль консервативной силы, сплачивающей коллектив, но одновременно тормозящей его развитие. На основе анализа существующих моделей организационного устройства университетов и типов их корпоративных культур автор предлагает социокультурные ориентиры развития современных вузов России.

Структура монографии состоит из введения и трех глав, в которых последовательно рассмотрены предпосылки, закономерности и особенности организационного развития университетов, социокультурные факторы динамики университетских изменений, а также даны рекомендации относительно принципов выбора ориентиров вузовских трансформаций.

В первой главе монографии автор доказывает, что кризисные явления, имеющие место в современных российских вузах, действительно связаны с институциональными противоречиями и могут быть преодолены путем обновления организационного устройства университетов. Оценка ситуации российского высшего образования дается на основании двух моделей кризиса М. Фурмана и П. Сорокина. Обе модели подтверждают гипотезу автора о наличии в России институционального кризиса высшего образования и, вместе с тем, указывают на то, что он не достиг своего пикового значения. Скорее, наоборот, кризис породил повышенный ин-

терес к высшей школе и стимулировал дифференциацию вузов. Уровень преодоления институционального кризиса стал решающим критерием для структурирования поля современных российских вузов и выявления группы лидирующих университетов, потенциально задающих перспективы развития для всей отрасли.

Проведен анализ современных теорий организационного развития, который обнаруживает существенные ограничения рациональных организационных подходов в изучении и оценке университетов. В частности, автор выявляет недостатки использования критерия эффективности для оценки деятельности вузов и результативности организационных изменений в них, обосновывая на этом фоне перспективы критериев оценки университетов с точки зрения их жизнеспособности, что полностью соответствует взглядам представителей естественной традиции в социологии организаций и, в частности, организационно-экологического подхода.

Интерес представляет обоснование применения организационно-экологического подхода для прогнозирования последствий изменений в вузах. В отличие от традиционного организационно-экологического анализа, сосредотачивающего исследовательский фокус на структурных изменениях, автор делает акцент на социокультурных факторах организационного развития, указывая на участие университетской культуры в его динамике.

Вторая и третья главы посвящены детальному рассмотрению феномена организационной культуры и его вариаций, формирующихся в рамках организационной реальности университетов.

Проведен теоретический анализ феномена организационной культуры и сопоставление ее статических и динамических свойств. Представлены традиции изучения организационной культуры, выявлено, что на фоне их значительного вклада в исследование рассматриваемого феномена, им присущ общий недостаток: они не дают представления о механизмах изменения и развития культуры организации. В связи с этим предлагается авторская модель организационной культуры, в которой в качестве динамического ядра обосновывается процесс формирования ценностных ориентаций. С помощью этой модели выявляются факторы, способствующие или препятствующие динамике организационной культуры. Прежде всего, к ним относятся особенности аксиосферы, которые, в свою очередь, определяют тип организационной культуры, и коммуника-

ционные ресурсы организации, в частности, структуру коммуникаций, уровень развития, степень институционализации и открытость дискуссионных практик.

Если в организации развиты коммуникационные практики коллективного осознания ценностного ядра, то ценностные изменения будут отражаться в динамике идей деятельности и миссии организации. В монографии подробно исследуется эволюция идей и миссий мировых университетов, а также трансформации моделей университетского устройства и организационной культуры вузов. В заключение рассматриваются предпосылки формирования новых идей и моделей университета в России, проблемы организационной реальности современного отечественного вуза, а также разрабатывается авторская модель определения будущего университетов, которая выражается в определенном выражении новой миссии и в системе ценностных отношений, что составляют основу динамичной организационной культуры вуза.

Достоинством монографии является то, что в ней обосновывается новый угол зрения на исследование университета, определяющий расширение возможностей его дальнейшей «мягкой» трансформации с одновременным сохранением лучших традиций российского высшего образования. При разработке предлагаемой концепции автор использует междисциплинарный подход, синтезируя методологические принципы смежных социально-гуманитарных дисциплин - социологии, философии, менеджмента,

психологии и др., что увеличивает теоретическую значимость исследования.

Практическая ценность работы заключается в анализе современных российских реалий высшей школы, целью которого становится сопоставление текущего состояния институтов высшего образования с моделью университета будущего. Следует также отметить, что в работе Е.В. Строгецкой предлагаются методики прогнозирования организационных изменений, а также определяются конкретные ориентиры организационного развития для современных российских вузов, актуальные для управленцев, а также для использования в учебном процессе.

В целом положительно оценивая труд Е.В. Строгецкой, хочется высказать одно замечание. Оправдана ли замена понятий «знания», «подготовленность» понятием «компетентность». Является ли, как утверждает автор, новой методологией трансформации образования, - создания его новой модели? В той системе компетенций, которые должны, например, обладать молодые европейцы, принятого Советом Европы нет понятия фундаментального знания, как основы деятельности. Названы только компетенции, связанные с культурой восприятия и поведения. В связи с этим возникает вопрос: если университеты являются носителями подобных компетенций, то не превращаются ли они из «Храма науки» в просветительские учреждения? В связи с этим сомнением возникает ряд вопросов к интерпретации путей организационного развития современных университетов, чему посвящена работа.

М.Б. Биржаков, В.Б. Фридман

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

О серии статей А.Б. Крутика по проблеме предпринимательской деятельности в туризме

За последнее время ничего принципиально нового в области туризма как науки не появилось. Многочисленные публикации по вопросам туристской деятельности провозглашают тот факт, что в современных условиях туризм сформировался в самостоятельную отрасль экономики. В таких публикациях в основном отмечается необходимость и увлекательность туризма, описываются красоты, достопримечательности и особо обосновывается полезность туризма для здоровья человека. Естественно, доказывается экономическая эффективность ту-

ризма для предпринимательства и экономики в целом.

И тем не менее, в предпринимательстве туризма было сказано новое слово - в статьях А.Б. Крутика, посвященных предпринимательской деятельности в сфере туризма, а точнее: широкому спектру теоретических положений как основы предпринимательства [110]. Общая направленность статей указанной серии сводится к известному принципу: «Нет ничего практичнее, чем хорошая теория».

Для оценки работ А.Б. Крутика, необходимо отметить, что в предпринимательстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.