Научная статья на тему 'Рецензия на: Макаров И. В. Очерки истории реформации в Финляндии (1520-1620 гг. ): формирование национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей финской реформации. СПб. , 2007'

Рецензия на: Макаров И. В. Очерки истории реформации в Финляндии (1520-1620 гг. ): формирование национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей финской реформации. СПб. , 2007 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАЦИЯ / ШВЕЦИЯ / ИНГЕРМАНЛАНДИЯ / ФИНЛЯНДИЯ / КОНФЕССИЯ / REFORMATION / SWEDEN / INGRIA / FINLAND / CONFESSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крылов Павел Валентинович

Рецензия посвящена первой в русскоязычной историографии работе, анализирующей Реформацию в Финляндии. В рецензии рассматриваются достоинства монографии, представляющей русскому читателю детальную реконструкцию событий церковной истории соседней страны в контексте шведской и мировой политики, а также процессов, протекавших в религиозной и богословской среде позднего Средневековья и раннего Нового времени. Немногочисленные недостатки, отмеченные автором обзора, не влияют на сугубо положительное впечатление, создающееся от прочтения работы. Книга должна быть рекомендована к прочтению всем, кто интересуется историей Финляндии, и особенностями ее церковной истории, интеллектуальной атмосферы и мировоззренческого климата, на которые Реформация оказала первостепенное влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on: Makarov I. V. Ocherki istorii reformatsii v Finlyandii (1520-1620 gg.): formirovanie natsionalnoy tserkovnosti. Portretyi vyidayuschihsya deyateley finskoy reformatsii [Notes on history of Reformation in Finland (1520s-1620s): Development of national churchism and portraits of leading churchmen], Saint-Petersburg, 2007

The first Russian monograph dedicated to Reformation in Finland is reviewed in the text. The author appreciates the positives and negative sides of the book that gives to Russian public a detailed tableau of Church history of the neighbor country within contexts of Swedish and World politics, theological thought and religious controversy of the late Middle Ages and the Early Modern time. In spite of its remoteness from the centre, Finnish province of Sweden is depicted as a part of Western Christendom, influenced by its main political and intellectual trends. This thesis, according to the reviewer, could be argued. However, the biographical notices describing main figures of the Finnish Reformation (for example, Michael Agricola or King Gustav Vasa) with a short anthology of their texts translated in Russian is a unique and valuable feature of the book. The reviewer finds out some disadvantages of the text. Firstly, the researcher demonstrates little knowledge of both recent and classical Russian historiography on Swedish history. Secondly, the book lacks attention to the theme of Ingria and its Evangelical Lutheran Church. Thirdly, I. V. Makarov often explains religious or any other specific by “national character of Finns” that sounds quite a primordialist formula. In general, the book appears to be worth reading for everyone interested in the Finnish Church and intellectual history.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Макаров И. В. Очерки истории реформации в Финляндии (1520-1620 гг. ): формирование национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей финской реформации. СПб. , 2007»

удк 284.1

п. в. крылов

рецензия на: Макаров и. в. очерки истории реформации в Финляндии (1520-1620 гг.): формирование национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей финской реформации. СПб., 2007.

Российскому читателю хорошо известно о принадлежности большинства населения Финляндии к евангеличе-ско-лютеранскому исповеданию. В массовом историческом сознании России запечатлелся образ финна-лютеранина, а силуэт лютеранского церковного здания или, как его чаще называют, «кирки» или «кирхи» стал частью представлений россиян о классическом финском пейзаже. Одновременно остается почти неведомым, каким образом Финляндия стала лютеранской.1 История Реформации в Швеции, частью которой Финляндия являлась в этот период, оказывается в тени деятельности Лютера и его сторонников в Германии, религиозных войн во Франции, переворота в английской церкви, произведенного Генрихом VIII Тюдором, и отчаянной борьбы нидерландских протестантов против испанского католического абсолютизма. В этих условиях не приходится ожидать знакомства с перипетиями церковной жизни в отдельных областях Швеции, одной из которых и была Финляндия. И об этом следует только пожалеть, в том числе и потому, что финская евангеличе-ско-лютеранская традиция, начиная с XVII в., оказалась глубоко укоренена на российской территории. Понимание особенностей

1 Слово «кирка» напрямую восходит именно к финскому слову «kirkko», как называли свои церкви финские жители российского Северо-Запада.

га сегодняшнего российского лютеранства невозможно без учета

и не только немецкой, но и скандинавской Реформации. ^ Книга И. В. Макарова заполняет собой важнейшую лакуну

0 в русскоязычной историографии Финляндии, незаполненную

л даже переводной литературой. Благодаря его труду, читатель

га I

о получает одновременно краткую историю христианства в Фин-л ляндии, обзор политической истории Северной Европы в Сред-^ ние века и раннее Новое время, подборку биографий наиболее « выдающихся деятелей финской Реформации: Пиетари Сяр-^ килахти (ок. 1490-1529), Микаэля Агриколы (ок. 1510-1557), Паавали Юстена (ок. 1516-1575), Яакко Финно (ок. 1540-1588), л Эрика Соролайнена (ок. 1546-1625), а также подборку отрывков из их наиболее значимых произведений, впервые переведенных на русский язык, превращающую издание в своеобразную хрестоматию неизвестных для российского читателя текстов, обладающих фундаментальным значением для финской христианской культуры.

Заметным достоинством монографии является весьма обстоятельная характеристика особенностей положения римского католицизма в Финляндии, обусловивших специфику церковной реформы на той же территории. В частности, он констатирует, что «в отличие от многих стран Европы, накануне Реформации финская церковь отнюдь не переживала морального упадка, а, напротив, пользовалась доверием своей паствы. По свидетельству источников, злоупотребления здесь были гораздо менее выражены, чем в других странах. Безусловно, это объяснялось относительной молодостью христианства в Финляндии и спецификой местных условий, в частности, удаленностью от королевской власти и слабостью последней, а также отсутствием конкуренции со стороны аристократии... Католическая церковь как наиболее организованная в стране сила выполняла многие важные общественные функции, а ее епископы играли активную роль в политической и культурной жизни» (С. 24). Автор отмечает, что земельная собственность церкви, насчитывающей на территории Финляндии около 150 приходов и 6 монастырей, составляла накануне Реформации 2,5 % угодий, что разительным образом отличалось даже от Швеции (около 20 %), не говоря о других

европейских государствах, где, как в Чехии накануне гуситских и

войн она могла доходить до 50 % пашни (С. 20). Очень скромное и

(по меркам того времени) церковное богатство не могло, таким 3

образом, стать в Финляндии поводом для ненависти со сторо- й

ны неимущих слоев и объектом притязаний со стороны дво- ^

рянства, как это происходило в Центральной Европе. С другой ^

стороны, как продемонстрировал автор, в дореформационной а

Финляндии сложилась практика церковного использования а

финского языка, усвоенная Микаэлем Агриколой и его спод- о

вижниками во время подготовки ими программы духовного ^

просвещения народа в духе Евангелия (С. 288). В

В монографии подчеркивается роль Балтийского моря о в качестве связующего звена между финским, шведским

и немецким берегами, отразившаяся в судьбах деятелей к

s

Реформации. Благодаря морским сообщениям, интеллектуальная элита финляндской церкви поддерживала связь с ведущими центрами евангелического лютеранства — Вит- § тенбергом, Ростоком и Кенигсбергом. Автор закономерно U констатирует факт приверженности уроженцев Финляндии р к взглядам Филиппа Меланхтона, отличавшимся терпимостью © к римско-католическому наследию в лютеранском церковном § обиходе и настроенностью на поиск мирного сосуществования > с католиками. Немногочисленная группа выходцев из немец- и ких университетов, иногда вступающих в конкуренцию друг . с другом из-за постов на церковной службе, но объединенных общностью представлений о сути Реформации, сыграла важнейшую роль в судьбе финляндской церкви, избежавшей революционной ломки, подобной той, что испытали лютеранские церкви континентальной Европы. «Умеренность и сдержанность, присущие первым финским реформаторам, станут ... отличительными чертами курса, проводимого во второй половине XVI в., когда страна уже на деле становится еван-гелическо-лютеранской... В Финляндии осуществление религиозно-церковных преобразований не было связано с какими-то внешними потрясениями и резкими разрывами. Эта особенность — назовем ее неторопливой эволюцией — будет отличать лютеранство Финляндии и в последующие времена, практически до наших дней» (С. 115).

га В монографии очень явственно и детально показано, как

и церковным деятелям удавалось сохранить достоинство в обще-

^ нии с королевской властью. Занимавшие в исследуемый пери-

0 од королевский престол Швеции Густав I Васа (1523-1560), его

Л сыновья Эрик XIV (1560-1568), Юхан III (1568-1592), Карл IX

о (1604-1611) и сын Юхана Сигизмунд (1592-1599), вынужден-

л ный оставить Швецию и перебраться в Польшу, отличались

^ каждый, помимо сложного характера, своими собственными

« представлениями и о вероучении, и о месте церковных инсти-

к

^ тутов в государственной системе. Густав Васа, основатель ч новой королевской династии, воспринимал церковь как хра-л нилище материального и человеческого капитала, которым он считал себя вправе распоряжаться для решения государственных нужд. В частности, он требовал отправлять способных клириков, получивших образование в школах Швеции и Германии, на государственную службу, что вызвало в 1544 г. протест Микаэля Агриколы, который привел к смещению реформатора с поста ректора кафедральной школы в Турку (С. 245). Тем не менее, знание и опыт ученого каноника были оценены монархом, который в 1554 г. назначил его епископом Финляндии, а два года спустя поручил важную дипломатическую миссию в Москве, возвращаясь из которой епископ умер 9 апреля 1557 г.

Отношения с королями Швеции его преемника, ученика и зачастую соперника — Паавали Юстена — выстраивались во многом иначе. Выказывая полную внешнюю лояльность, епископ предпринимал всевозможные хитроумные попытки решить стоящие перед церковью проблемы, важнейшими из которых были обеспечение приходов служителями и материальными средствами. Юстена характеризует эпизод из его собственной молодости, который он описал в своей «Хронике епископов финляндских»: «Тогда при дворе существовал не очень похвальный обычай забирать прямо посреди занятий на (государеву) службу способных юношей, не считаясь с их желанием и не принимая во внимание, пригодны ли они более к королевской службе или к гуманитарным наукам. Стремясь воспрепятствовать тому, господин епископ, принявший Паавали к себе на службу, позаботился о том, чтобы

его рукоположили в священники. Случилось это в лето Господ- и

не 1540-е» (С. 344). Юстену было в тот момент около 23 лет. Впро- и

к

к

епископское служение при трех монархах, стареющем Густаве ц

чем, в отличие от Агриколы, его преемник осуществлял свое

шему кафедру с 1583 по 1625 г. и начавшему служение еще при

к а

Васе, поставившем его в епископы, при его старшем сыне Эрике, испытывавшем симпатии к кальвинистам, и сведенном с пре- ^ стола в результате дворцового переворота, а также при среднем а сыне Юхане, склонявшемся к примирению с римским католи- а цизмом, но так и не сделавшем решающий шаг. Впрочем, слож- о нее всего пришлось епископу Эрику Соролайнену, занимав- ^

Юхане III, а закончившем в правление Шведского Льва — Густа- о

ва II Адольфа (1611-1632). На время епископа Эрика пришлась и

гражданская война между сыном Юхана и Екатерины Ягеллон- к

8

ки, католиком Сигизмундом и его дядей, младшим из сыновей Густава Васы, ревностным лютеранином герцогом Карлом, который вышел, в итоге, победителем. Последний относился § к финляндским клирикам с большим недоверием, подозревая U их в симпатиях к бежавшему в Польшу Сигизмунду, но дипло- р матический талант Эрика Соролайнена, как прекрасно показа- © но в книге, позволил финляндской церкви выйти из граждан- р ской войны с наименьшими возможными потерями. >

Монография И. В. Макарова почти свободна от недостат- и ков, которые, тем не менее, должны быть упомянуты. Так, при . превосходном знании финноязычной и шведоязычной историографии, автор демонстрирует довольно слабое знакомство с историографией русскоязычной. Более того, в списке работ на русском языке около одной трети занимают переводные издания, знание которых также нельзя назвать исчерпывающим. В частности, автор не упоминает ни посвященные Реформации в Скандинавии работы ученого конца XIX в. Г. А. Дементьева, ни современные исследования А. Д. Щеглова. Возможно, с этим связано и то, что короля Юхана III И. В. Макаров упорно называет Иоанном, в то время как в российской историографии вполне утвердилось использование шведского варианта этого имени.

Вторым значимым недостатком мне представляется явный дефицит внимания к сопредельным Финляндии территориям,

га в особенности, к новой шведской провинции — Ингерман-

и ландии, приобретение которой в 1617 г. перекрывается хро-

^ нологией книги. Первые годы ее существования под властью

0 шведской короны оказались очень важны для становления

^ Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, являющейся

о сегодня одной из российских церквей. Очерк шведской цер-

л ковной политики на этой территории в начале XVII в. был бы

^ очень полезен именно в этой монографии, поскольку она ори-

« ентирована все же на читателя, владеющего русским языком.

к

^ Наконец, по моему мнению, автор излишне часто ссылает-

ч ся, в качестве аргумента, на некий «национальный характер» л финнов, апеллируя, таким образом, к художественному образу, а не к постигаемой научными методами сущности. Тем более, что особенности социально-политического и социально-экономического уклада финляндских земель, повлиявшего на их церковную историю, И. В. Макаров превосходно характеризует на страницах своей книги, не прибегая к эфемерным понятиям.

Впрочем, недостатки этой фундаментальной монографии только оттеняют ее многочисленные достоинства, одно из главных среди которых заключается в том, что автор по сути дела возвращает для русскоязычного читателя историю Финляндии XVI - начала XVII вв., освобожденную от привычного угла зрения — рассматривать ее сквозь призму более поздней т. н. «эпохи великодержавия» (от побед Густава Адольфа до поражений Карла XII), когда она за исключением Турку превратилась в полностью подчиненную метрополии заштатную провинцию большой территориальной империи. И. В. Макаров напомнил читателю, что история Финляндии развивалась нелинейно, и в более ранние времена значение территории внутри шведского королевства было выше, что нашло свое отражение в истории финской церкви, представленной выдающимися деятелями и оставившей свое наследие вплоть до дня сегодняшнего.

Информация о статье и

ц

и

Автор: Крылов Павел Валентинович, к. и. н., Санкт-Петербургский К

институт истории РАН (Санкт-Петербург) и

Электронная почта: [email protected] а

Заголовок: Рецензия на: Макаров И. В. Очерки истории а

реформации в Финляндии (1520-1620 гг.): формирование ^

национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей >

финской реформации. СПб., 2007. а

Аннотация: Рецензия посвящена первой в русскоязычной о

историографии работе, анализирующей Реформацию в Финляндии. а

В рецензии рассматриваются достоинства монографии, .

представляющей русскому читателю детальную реконструкцию и

событий церковной истории соседней страны в контексте °

шведской и мировой политики, а также процессов, протекавших И

в религиозной и богословской среде позднего Средневековья к

и раннего Нового времени. Немногочисленные недостатки, к

отмеченные автором обзора, не влияют на сугубо положительное 8

впечатление, создающееся от прочтения работы. Книга должна т

быть рекомендована к прочтению всем, кто интересуется р

историей Финляндии, и особенностями ее церковной истории, и

интеллектуальной атмосферы и мировоззренческого климата, р

на которые Реформация оказала первостепенное влияние. ф

Ключевые слова: Реформация, Швеция, Ингерманландия, о

Финляндия, конфессия м

ц

Источники И ЛИТЕРАТУРА ^

и

1. Макаров И. В. Очерки истории реформации в Финляндии : (1520-1620 гг.): формирование национальной церковности. Портреты выдающихся деятелей финской реформации. — СПб.: ИП Генкин А. Д., 2007. — 560 с.

Data on the article

Author: Krylov Pavel Valentinovich, PhD, leading scientist, Institute of History, Russian Academy of Science (Saint-Petersburg, Russia) E-mail: [email protected]

Title: Review on: Makarov I. V. Ocherki istorii reformatsii v Finlyandii (1520-1620 gg.): formirovanie natsionalnoy tserkovnosti. Portretyi vyidayuschihsya deyateley finskoy reformatsii [Notes on history

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pq of Reformation in Finland (1520s-1620s): Development of national q churchism and portraits of leading churchmen], Saint-Petersburg, 2007. & Abstract: The first Russian monograph dedicated to Reformation

§ in Finland is reviewed in the text. The author appreciates the positives and negative sides of the book that gives to Russian public a detailed tableau of ^ Church history of the neighbor country within contexts of Swedish and O World politics, theological thought and religious controversy of the late & Middle Ages and the Early Modern time. In spite of its remoteness from ^ the centre, Finnish province of Sweden is depicted as a part of Western ^ Christendom, influenced by its main political and intellectual trends. S This thesis, according to the reviewer, could be argued. However, the bio-K graphical notices describing main figures of the Finnish Reformation (for ^ example, Michael Agricola or King Gustav Vasa) with a short anthology Ph of their texts translated in Russian is a unique and valuable feature of the book. The reviewer finds out some disadvantages of the text. Firstly, the researcher demonstrates little knowledge of both recent and classical Russian historiography on Swedish history. Secondly, the book lacks attention to the theme of Ingria and its Evangelical Lutheran Church. Thirdly, I. V. Makarov often explains religious or any other specific by "national character of Finns" that sounds quite a primordialist formula. In general, the book appears to be worth reading for everyone interested in the Finnish Church and intellectual history.

Key words: Reformation, Sweden, Ingria, Finland, confession

References

1. Makarov I. V. (2007) Ocherki istorii reformatsii v Finlyandii (1520-1620 gg.): Formirovanie natsionalnoy tserkovnosti. Portretyi vyidayuschihsya deyateley finskoy Reformatsii [Notes on history of Reformation in Finland (1520s-1620s): Development ofnational churchism and portraits of leading churchmen], Saint-Petersburg: IP Genkin A. D., 560 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.