Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "СЮРРЕАЛЬНЫЕ НИТИ СУДЬБЫ: САЛЬВАДОР ДАЛИ, ГАЛА И КАЗАНЬ "/ Е.Л. ЯКОВЛЕВА, Г.В. ЮСУПОВА, Е.Л. МАТВЕЕВА'

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "СЮРРЕАЛЬНЫЕ НИТИ СУДЬБЫ: САЛЬВАДОР ДАЛИ, ГАЛА И КАЗАНЬ "/ Е.Л. ЯКОВЛЕВА, Г.В. ЮСУПОВА, Е.Л. МАТВЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВА ХХ ВЕКА / САЛЬВАДОРУ ДАЛИ И ЕГО ЖЕНЕ ГАЛА / КАЗАНЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гузенина Светлана Валерьевна

Представленная коллективная монография посвящена неоднозначным и колоритным фигурам в истории искусства ХХ века - Сальвадору Дали и его жене Гала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE TO THE COLLECTIVE MONOGRAPH "SURREAL THREADS OF DESTINY: SALVADOR DALI, GALA AND KAZAN" / E.L. YAKOVLEVA, G.V. YUSUPOVA, E.L. MATVEEVA

The presented collective monograph is dedicated to the ambiguous and colorful figures in the history of twentieth-century art - Salvador Dali and his wife Gala.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ "СЮРРЕАЛЬНЫЕ НИТИ СУДЬБЫ: САЛЬВАДОР ДАЛИ, ГАЛА И КАЗАНЬ "/ Е.Л. ЯКОВЛЕВА, Г.В. ЮСУПОВА, Е.Л. МАТВЕЕВА»

© ®

Рецензия Review

Научная статья

DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-130-133 УДК: 929:94

РЕЦЕНЗИЯ

доктора социологических наук Светланы Валерьевны Гузениной

на коллективную монографию Яковлева Е.Л. Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань / Е.Л. Яковлева, Г.В. Юсупова, Е.Л. Матвеева; предисл. А.В. Тимирясовой. - Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2022. - 224 с. - 127 илл. (Серия «Сокровищница Татарстана») ISBN 978-5-8399-0702-7

Представленная коллективная монография посвящена неоднозначным и колоритным фигурам в истории искусства ХХ века - Сальвадору Дали и его жене Гала. Впрочем, нет в искусстве ничего однозначного, а потому и вся жизнь Дали, великого Художника, и отдельные ее элементы, видимо не могут быть поняты до конца, но могут быть лишь проанализированы, проинтерпретированы с той или иной степенью достоверности, если эта достоверность вообще возможна для такого человека, как Сальвадор Дали. В этой связи у строгого критика или читателя возникает, что вполне оправданно, целый ряд вопросов. Возможно ли посмотреть на жизнь Сальвадора Доминго Фелипе Хасинто Дали и Доменек, маркиза де Дали де Пуболь с точки зрения строго научного анализа?

Осуществима ли такая задача для Дали эпатажного, экспериментирующего, сомневающегося, приглашающего к разговору и сконцентрированного исключительно на себе и своей музе, одновременно боящегося и в то же время эпатирующего? Для Сальвадора-мистификатора, нашедшего в Гала одновременно и музу, и любимую, и жесткого администратора, и свою мать, рано ушедшую из жизни? Для Дали, который приписывал исключительно себе спасение искусства от модернистской деградации, связав с великой миссией свое имя Salvador (что в переводе с испанского означает «Спаситель»), чем во многом и определил стиль искусства ХХ века?

Задача авторов была непроста. А потому они выбрали самый правильный путь - пошли вслед за Художником. Следуя стилю, канонам, идеям сюрреализма, авторы монографии осуществили попытку придания сюрреалистического ракурса всей концепции монографии, что позволяет, с одной стороны, ярче показать противоречивость личности Сальвадора Дали, с другой - выявить новые грани его жизни и творчества.

Весьма нетрадиционно выстроена структура рецензируемой научно-популярной монографии. Это не привычные «главы» и «разделы», несмотря на то что материал структурирован логически и тематически. Структурные элементы монографии представляют собой сюрреалистические эпизоды, что само по себе удачно, поскольку авторы мастерски-ювелирно, точно и одновременно увлекательно (то есть почти гипнотически) вводят читателя в мир сюрреалистической реальности - жизни Сальвадора Дали.

Жизнь и творчество сюрреалиста представлены в монографии одновременно в философско-культурологическом, психоаналитическом и гастрономическом ключе.

Это весьма необычно, а потому и выступает новаторским, новым взглядом на жизнь Дали, его мировоззрение, его взаимоотношения со Зрителем, с близким и дальним кругом, со своей музой, которая составляла главное счастье его жизни, поскольку именно Гала избавила художника от необходимости заниматься бытовыми и экономическими вопросами, была ему другом и любимой, защитой и советчиком. Гала, как и положено жене, была второй половиной, а поскольку Дали служил искусству - Гала служила искусству вместе с ним, но на другом, женском уровне.

Авторам монографии удалось убедительно показать роль русской женщины в жизни испанского художника, поскольку без Гала не было бы и Дали, или, как верно указывает философ Е.Л. Яковлева, она дала ему возможность «быть Дали, то есть быть ни на кого не похожим, мифизируя каждое мгновенье жизни».

Примечательно, что анализируя проблемы их совместной судьбы, авторы обратили внимание не только на мифотворчество Сальвадора Дали и Галы, но и на их бытие в тотальном страхе, где еда сыграла роль своеобразного защитного механизма. Гастрономическая теология, или гастроэстетика, четы Дали оказалась, благодаря авторам монографии, впервые в пространстве научного дискурса. Опираясь на оригинальную и малоизвестную кулинарную книгу испанца «Les Diners de Gala», авторы реконструируют облик гения, выявляя его гастрономический вкус, требования к еде и пристрастия. Кулинарная книга Сальвадора Дали, посвященная его музе Гала, относится к числу эпатажных шедевров, где гений посредством кулинарных рецептов символически выражает свою любовь к женщине, роскоши и изыскам, жизненный кураж и эротизм. Авторы монографии дают психоаналитическую интерпретацию рецептов испанца. Книга снабжена далианскими рецептами, адаптированными к современности.

Есть в монографии и еще один весьма важный акцент. Напомним, что в фильмах Дали использует в основном эффекты обратного просмотра, умело подобранные объекты съемки (льющаяся вода, скачущий по ступенькам мяч), интересные комментарии, таинственную атмосферу, что делало фильмы художника необычными образцами арт-хауса. Опираясь на паранойя-критический метод Сальвадора Дали, авторы монографии осуществляют весьма интересную попытку представить город Казань в сюрреалистических тонах. Все это абсолютно органично для знающего читателя, знакомого с творческими методами Дали, а потому такой подход не вызывает отторжения, скорее наоборот - он только усиливает эффект присутствия Дали здесь и сейчас, рядом, где -то между страницами книги... Этому способствуют и стихи Сальвадора Дали, Поля Элюара и Федерико Гарсиа Лорки, а также иллюстрации, выполненные студентами в стиле гения, которые представляются уместным дополнением к рассуждениям авторов.

Коллективная монография «Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань» предназначена для широкого круга читателей, от профессионалов (культурологов, психологов, искусствоведов, социологов и философов) до интересующихся историей искусства, а также и тех, кому небезразличны жизнь и судьба великих Дали и Гала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Яковлева Е.Л. Сюрреальные нити судьбы: Сальвадор Дали, Гала и Казань / Е.Л. Яковлева, Г.В. Юсупова, Е.Л. Матвеева; предисл. А.В. Тимирясовой. -Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2022. - 224 с. - 127 илл. (Серия «Сокровищница Татарстана») ISBN 978-5-8399-0702-7

REFERENCES

1. Yakovleva E.L. Surreal Threads of Destiny: Salvador Dali, Gala and Kazan. E.L. Yakovleva, G.V. Yusupova, E.L. Matveeva; preface by A.V. Timiryasova. -Kazan: Publishing house "Poznanie" Kazan Innovative University, 2022. 224 p. 127 ill. (Series "Treasury of Tatarstan") ISBN 978-5-8399-0702-7

Информация об авторе: Гузенина С.В., доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии, факультет истории, мировой политики и социологии.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-2909-9513 dialog-lana@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Guzenina S.V., Doctor of Sociology, Professor, Department of Theoretical and Applied Sociology, Department of History, World Politics and Sociology.

Tambov State University named after G.R. Derzhavin. ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-2909-9513 dialog-lana@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 12.08.2022 Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests

© Гузенина С.В. 2022 © «ИСОМ». 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.