па существования цивилизации и использование компартивистского подхода уже изменит способы отбора обще-цивилизаци-онных универсалии, а рассмотрение России как особои цивилизации позволит выделить не только общее, но и специфически-русское в цивилизационном. Последний подход не только имеет исторические корни (осмысление чужеродности по отношению друг к
другу России и Европы в цивилизационной концепции Данилевского, возможность появления русской цивилизации, подавленной и искаженной инородной цивилизацией у Шпенглера, выделение в качестве отдельной православной христианской цивилизации в России у Тойнби), но и активно разрабатывается представителями современной российской науки [2; 7-10].
Список литературы:
[1] Айзенштадт Ш. «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъем духовных сословий // Ориентация - поиск: Восток в теориях и гипотезах. - М., 1992.
[2] Бессонов Б.Н. Российская цивилизация. М., 1997.
[3] Будагов Р.А. История слов в истории общества. М., 1971.
[4] Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
[5] Исупов К.Г. Космос русского самосознания. Универсалии цивилизации // Общество. Среда. Развитие. - 2012, № 3(24). - С. 228-230.
[6] Исупов К.Г. Космос русского самосознания. От автора // Общество. Среда. Развитие. - 2006, № 1. -С. 79-80.
[7] Межуев В.И. Российский путь цивилизационного развития // Обозреватель. - 1997, № 10.
[8] Платонов О. Русская цивилизация. - М., 1995.
[9] Российская цивилизация / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. - М., 2003.
[10] Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. - М., 1998.
[11] Старостин Б.С., Старостина Ю.П. Ученые Запада, Востока и России о буддийской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций. - М. 1998.
[12] Шпенглер О. Закат Европы. - М., 2009.
[13] Эйзенштадт С.Н. Прорывы осевого времени // Цивилизации. - М., 1995. Вып.3.
[14] Brunschvig R. Perspectives // Unity and Variety in Muslim Civilization. - Chicago, 1955.
[15] Choudhuri N. Hinduism: A Religion to Live By. - London: Chatto & Windus, 1979. - 352 p
[16] Dumont L. Essai sur le système des castes. - P., 1967.
[17] Eisenstadt S.N. Political Systems of Empires. - N.Y., 1963.
[18] Eisenstadt S.N. Comparative Liminality: Liminality and Dynamics of Civilization // Religion. - 1985, № 15.
[19] Elias N. The Civilizing Process. Sociogenetic and Psychigenetic Investigations. - L.; N.Y., 1978.
[20] Gibb H.A.R. Studies on the Civilization of Islam. - Boston, 1962.
[21] Grunebaum G.E. von. The Problem: Unity in Diversity // Unity and Variety in Muslim Civilization. - Chicago, 1955.
[22] Jochim Ch. Chinese Religions: A Cultural Perspective. - N.Y., 1986.
[23] Koneczny F. On the Plurality of Civilisations. - London: Polonica Publications, 1962.
[24] Koneczny F. Rozwoj moralnosci. - Lublin, 1938.
[25] Service E. The Origins of State and Civilization. - N.Y., 1975.
[26] Schweitzer A. Kulturphilosophie. B. I. Verfall und Wiederaufbau der Kultur. - München: Verlag C.H. Beck, 2007.
[27] Sorokin P. Sociological Theories of Today. - N.Y.; L., 1966.
Е.Л. Бестужев
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С.А. ЕМЕЛЬЯНОВА «СКОЛЬКО СТОИТ РУССКАЯ ИДЕЯ? ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО»*
Словосочетание «русская идея», вытряхнутое из нафталинового мешка достаточно грустной российской истории в начале 90-х годов ушедшего ХХ-го века, продолжает то ™ и дело всплывать в политическом лексиконе § и в философской мысли современной России.
СО ,сй
О «русской идее» сегодня много говорят и спорят, она имеет своих поборников и противников. В то же время, значительная часть современных россиян к ней индифферентна или вообще не слышали подобного словосочетания.
* Емельянов С.А. Сколько стоит русская идея? Практические аспекты проблемы идеального и национального. - СПб.: Алтейя, 2012. - 143 с.
Интерес отдельных политиков и обществоведов к проблеме «русской идеи» многие объясняют исключительно крахом коммунистической идеологии и страстным желанием людей тоталитарного типа найти новое идеологическое обоснование «железного занавеса». Это имеет место, но дискурс современных интерпретаций «русской идеи» гораздо шире. Ошибочность вкладываемых сегодня в понятие «русская идея» смыслов заключается в том, что все они сводятся к двум антагонистическим полюсам: с одной стороны, с помощью этого понятия пытаются обосновать изоляционизм и самобытность некой «русской цивилизации», другой - рассматривают «русский мир» как часть Европы.
Существует точка зрения, что «русский мир» как неотделимая часть европейской общности органически чужд потугам евразийцев и новоиспеченных консерваторов навязать модернизирующейся и вестерни-зирующейся России парадигму «русской цивилизации». Поэтому, чтобы правильно сформулировать «русскую идею», следует делать это с европейских позиций «русского мира», а не лубочного самобытничества евразийцев.
Однако сторонники модернизации, отрицая евразийско-почвеннический изоляционизм, отбрасывают и «русскую идею» как таковую, отдавая ее на откуп силам тоталитарного, а точнее - советского реванша. В данном случае понятие «русская идея» становится символом всех сторон общественной и политической жизни современного российского общества.
Отсюда вытекает необходимость более глубокого раскрытия смысла «русской идеи». Ввиду этого научно-публицистическое исследование доктора философских наук С.А. Емельянова приобретает особую актуальность. Данная работа не раскрывает понятие «русская идея» во всей его многогранности, но дает хорошую основу для размышления и стимулирует исследователей более тщательно заниматься данной темой. Автор дает развернутую картину взглядов на формирование «русской идеи» и идеала социальной справедливости. Также хорошо представлена специфика русской философии, ее идейные и религиозные истоки.
Тем не менее, автор остается в плену почвеннических представлений, взятых на вооружение современными идеологами охранительного консерватизма. Через всю работу красной нитью проходит противопоставление России Западу, в котором, по мнению исследователя, должна выкристаллизовываться «русская идея».
Имеется, на мой взгляд, ряд ошибочных постулатов. Например, мы видим противопоставление протестантского и технологически развитого Запада и русской менталь-ности. Эта мысль созвучна утверждениям почвенников, противопоставляющих русскую духовность западной материальности, хотя Западу были свойственны не менее значимые духовные прорывы. В технологическом отношении западное общество было и остается по сей день более здоровым по сравнению с российским.
Важной заслугой автора следует считать то, что он раскрыл в своей работе историческую преемственность советского коммунизма и своеобразно искаженного на русской почве православия. Свойственные христианству идеи социальной справедливости были доведены до абсурда, когда побираться на паперти стало считаться добродетелью, а зарабатывать и добиваться своим трудом успеха - чуть ли не грехом. Данная традиция была заложена в идеологии московского царства. В этом плане идеи соборности, жертвенности, холопского верноподданничества, сакрализации власти, равенства в нищете ради высокой идеи формируют отнюдь не русскую, а антирусскую идею. Мне представляется, что любой проект, направленный на отрыв «русского мира» от европейского тела является антинациональным и русофобским.
В очень доступной для широкого круга читателей форме представлены идейные и религиозные предпосылки событий 1917 г. О том, что идеология Третьего Рима органически переросла в идеологию Третьего Интернационала, писал еще русский философ Н.А. Бердяев. Автор с других позиций полностью подтвердил справедливость этого утверждения, опровергая утверждения о том, что большевизм был результатом заговора мировой закулисы.
В дополнение следует отметить, что «русской идее» достаточно внимания уделяли политические деятели русской эмиграции. Прежде всего, это относится к идеологии солидаризма НТС. Идеи солидаризма строились на формировании русского национального идеала в контексте единой европейской общности. К сожалению, автор не уделил внимания изучению этих работ.
В целом, работу С.А. Емельянова «Сколько стоит русская идея? Практические аспекты проблемы идеального и национального» можно считать заслуживающей внимания и положительной оценки, так как она актуализирует очень важные для России проблемы и помогает читателю сформировать свое собственное мнение.