Научная статья на тему 'Рецензия на книгу: Котов П. П., Носова Т. А. Православные братства в постпореформенный период: по материалам Вологодской губернии'

Рецензия на книгу: Котов П. П., Носова Т. А. Православные братства в постпореформенный период: по материалам Вологодской губернии Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Балакшина Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу: Котов П. П., Носова Т. А. Православные братства в постпореформенный период: по материалам Вологодской губернии»

Рецензия УДК 267

https://doi.org/10.25803/26587599_2024_2_50_267

Ю. В. Балакшина

Рецензия на книгу: Котов П.П., Носова Т.А. Православные братства в постпореформенный период: по материалам Вологодской губернии

Сыктывкар : ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2023. 228 с.

Юлия Валентиновна Балакшина 1 ь

!1 Свято-Филаретовский институт, Москва, Россия, jbalaksh9@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4187-1633

ь Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

для цитирования: Балакшина Ю. В. Рецензия на книгу: Котов П. П., Носова Т. А. Православные братства в постпореформенный период: по материалам Вологодской губернии. Сыктывкар : ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2023. 228 с. // Вестник Свято-Филаре-товского института. 2024. Т. 16. Вып. 2 (50). С. 267-273. https://doi.org/10.25803/ 26587599_2024_2_50_267.

Yu. V. Balakshina

Book review: Kotov P. P., Nosova T. A. Orthodox brotherhoods in the post-Reform period: based on the materials of the Vologda province

Syktyvkar: FRC Komi Science Center, Ural Branch, RAS, 2023. 228 p.

© Балакшина Ю. В., 2024

Yulia V. Balakshina a, b

a St. Philaret's Institute, Moscow, Russia, jbalaksh9@gmail.com,

https://orcid.org/0000-0002-4187-1633

b Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

for citation: Balakshina Yu. V. (2024). "Book review: Kotov P. P., Nosova T. A. Orthodox brotherhoods in the post-Reform period: based on the materials of the Vologda province. Syktyvkar : FRC Komi Science Center, Ural Branch, RAS, 2023. 228 p.". The Quarterly Journal of St. Philaret's Institute, v. 16, iss. 2 (50), pp. 267-273. https://doi.org/10.25803/26587599_2024_2_50_267.

В 2023 г. в Сыктывкаре увидела свет небольшая, но весьма знаменательная книга «Православные братства в постпореформенный период: по материалам Вологодской губернии». На титульном листе значатся два имени — заведующего сектором отечественной истории Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УрО РАН Петра Павловича Котова и доцента кафедры социальной работы и психологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина Татьяны Александровны Носовой. Для Татьяны Александровны это не первое обращение к теме православных братств: в 2006 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Православные братства Вологодской епархии в конце XIX — начале XX века» и, судя по всему, материал диссертации и составил основу рецензируемой монографии.

Знаменательным нам представляется как обращение авторов к теме православных братств, до сих пор не привлекавшей широкого внимания историков, так и попытка охватить исследовательским вниманием не одно братство и не какое-либо из возможных направлений их деятельности, а все братства, появившиеся в Вологодской губернии на волне реформ Александра II. Нельзя не согласиться с тем, что появление братств в России было вызвано общим оживлением церковно-общественной жизни после реформ 1860-1870-х гг. и начавшимися процессами модернизации. При этом на Русский Север реформаторская волна дошла значительно позже (первые братства появились в Вологодской губернии спустя 20 лет после выхода «Правил для учреждения Православных церковных братств» 1864 г.) и в силу его удаленности, и в силу устойчивости патриархального общинного уклада жизни.

Авторами монографии было выявлено 10 братств, действовавших в Вологде и ее окрестностях с 1885 г. (в этом году было основано Вологодское епархиальное братство во имя Всемилостивого Спаса) до 1918 г. Именно полнота охвата явления хотя бы в границах одной губернии дает возможность авторам утверждать, что такое «всестороннее изучение братских сообществ позволит определить их общие черты и отличия, дать классификацию, охарактеризовать их как явления, выявить основные тенденции в братском движении» (с. 7). Источниковая база исследования включает документы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот: журналы заседаний, отчеты, переписка братств, документы статистического характера, материалы периодической печати, издания самих братств. Остается только сожалеть, что среди многочисленных групп источников не представлены источники личного происхождения, которые могли бы пролить свет на внутреннюю жизнь объединений, называвших себя братствами. Авторы справедливо подмечают, что именовали себя «братствами» организации, носившие, по сути, общественный характер. Однако пример других губерний позволяет предположить, что среди них могли быть и такие, которые строились на личном братском общении и взаимопомощи, а не на принципе безличного отчисления членских взносов, но выявить такие братства позволяют, как правило, письма, дневники, воспоминания кого-то из их членов.

Книга состоит из 5 глав и весьма содержательных приложений. Предъявив читателям историографию вопроса и рассмотрев причины возникновения православных братств на территории Вологодской губернии, авторы посвящают отдельные главы управлению и финансированию православных братств, а также религиозно-просветительской и «миссионерской, благотворительной и церковно-устроительной деятельности братских организаций» (с. 154).

Вопреки выбранной авторами последовательности, поставим на первое место деятельность братств, а не финансово-административную структуру, обеспечивавшую эту деятельность. Наиболее обширный материал собран исследователями по религиозно-просветительской деятельности братств, что, безусловно, отражает основную церковную нужду Северного края в пореформенное время. Религиозно-просветительская деятельность включала в себя помощь духовным учебным заведениям и церковно-приходским школам, распространение и издание религиозно-нравственной

литературы, открытие библиотек и музеев древности, проведение публичных чтений и внебогослужебных бесед.

Котов и Носова соотносят образование и просвещение как родо-видовые понятия, что, применительно к более ранней ситуации, когда просвещение церковное и светское существенно отличались друг от друга, могло бы стать предметом дискуссии. Авторы монографии подробно описывают роль братств в развитии начального образования, расширении сети церковно-приходских школ. Согласно статистике, приводимой в книге со ссылкой на интервью И. Экономцева 1991 г., в 1893 г. 5,5 тыс. церковных школ из общего числа 20 тыс. находились на попечении братств. Если цифра верна, то участие православных братств в народном образовании можно оценить как весьма значительное. По мнению авторов книги, такая активность братского движения началась в 1884 г., когда «вошли в действие новые правила для цер-ковно-приходских школ» (с. 111-112). К сожалению, не указано, какие именно положения этого указа способствовали церковной самоорганизации. В Вологодской губернии в это время возникло епархиальное братство во имя Всемилостивого Спаса, имевшее 9 отделений в разных уездах губернии. Начальная история этого братства демонстрирует, как происходило разграничение функций официальных учреждений (Епархиального училищного совета) и «массовой организации, которой стало Вологодское православное братство» (с. 112) в деле контроля за деятельностью церковно-приходских школ и школ грамоты. Если сначала училищный совет и братство трудились совместно и даже проводили общие заседания, то после 1888 г. за братствами была сохранена только одна функция — попечение о материальном положении школ в случае нужды. Этот пример представляется нам весьма показательным для понимания положения братств в целом: официальные церковные и государственные структуры видели в них в первую очередь способ аккумуляции денежных средств, но не были готовы делиться реальными полномочиями.

Особую страницу в истории православных братств занимает их деятельность по организации музейного дела и сохранению предметов церковной старины (с. 138-143). Знаменательно, что два крупнейших древнехранилища Вологодской губернии были основаны именно при православных братствах: в Вологде — при братстве во имя Всемилостивого Спаса; в Великом Устюге — при Стефано-Прокопьевском братстве. Можно предположить, что такая форма устроения церковной жизни как братство оказалась

более восприимчивой к задачам времени и «вызовам эпохи», чем приходы, монастыри и епархиальные структуры.

Менее других воплощались в жизни православных братств Вологодской губернии миссионерские и церковно-устроительные задачи: старообрядцы переходили в православие крайне редко, а на строительство новых церковных зданий не хватало собранных средств. Благотворительные задачи, наоборот, активно реализо-вывались на уровне приходских братств: помощь бедным прихожанам была понятной и конкретной целью, достижение которой легко было контролировать.

Анализ финансовой деятельности братств говорит о большем доверии верующих вологжан братствам приходского типа. Капитал Иоанно-Предтеченского и Благовещенского братств стабильно увеличивался в течение 20 лет их существования за счет регулярных пожертвований: «Такую благожелательность можно объяснить и наличием обеспеченных граждан в губернском городе, и реальной пользой от братств (по мнению прихожан) в виде помощи бедным, и большим доверием к знакомому с детства приходскому священнику» (с. 107). Епархиальные братства, наоборот, постоянно терпели нужду и вынуждены были обращаться к населению с просьбой о пожертвованиях через Епархиальные ведомости. Интересная деталь: когда совет братства во имя Всемилостивого Спаса предложил расширить ассортимент торговли, чтобы увеличить доход братства, предложение было отклонено общим собранием — как замечают исследователи, «возможно, под давлением епархиального начальства» (с. 128). Складывается устойчивое впечатление, что епархиальное руководство не было заинтересовано в обретении братствами финансовой самостоятельности, которая могла бы повлечь за собой их независимость и в принятии ключевых решений.

Контроль церковного руководства за деятельностью братств осуществлялся посредством братских советов: «Только половина членов совета епархиальных братств была выборной, другая — назначалась архиереями» (с. 106). В советы входили по преимуществу представители духовенства, а светские лица, бывшие в руководстве на начальных этапах, постепенно из советов исчезали. Наблюдается общая тенденция к бюрократизации и усилению контроля за братствами со стороны церковных и государственных органов. Несмотря на это, братства остаются той формой организации церковной жизни, которая позволяет низовой инициативе выявляться с максимально возможной полнотой

и собирает людей «высокообразованных, лучших нравственных качеств, преданных православной церкви и отечеству» (с. 186).

Выводы, к которым приходят авторы монографии, не вызывают сомнений, но вызывают вопросы. Православные братства в России оказались одной из первых ласточек модернизационного проекта, предвестниками гражданского общества, но они не получили широкого распространения и не стали массовыми организациями (с. 187). Почему? Котов и Носова отвечают на этот вопрос указанием целого ряда причин: «сложности с достаточным финансированием, отсутствие достаточной поддержки со стороны правительственных органов власти, противоречия между высшими инстанциями и рядовыми членами братств, равнодушие к ряду инициатив многих деятелей православных сообществ, известная бюрократизация работы православных братств» (с. 187). Все это, безусловно, невозможно сбрасывать со счетов. Но нельзя и не отметить, что подход светских историков не учитывает внутрицерковной проблематики: умаления соборного начала в синодальный период Русской церкви; крестьянский, а не христианский способ устроения общинной жизни; абсолютный приоритет деятельного, функционального принципа в организации братств и др.

Отсюда то большое число вопросов, которые вызывают введение и первая глава монографии, посвященная истории изучения православных братств и теоретическим проблемам, с этим связанных. Сомнительно уже определение православных братств, данное на 7-й странице книги: «Православными братствами в работе называются организации православных мирян и духовенства, созданные при храмах и ставящие своими целями одно или несколько направлений деятельности...». Очевидно, что исследователи опираются на определение, данное в Правилах 1864 г., но не менее очевидно, что реальность даже Вологодской епархии оказывается сложнее заданной схемы в отношении состава, целей и обязательности «прихрамовой» дислокации православных братств. Авторы монографии рефлексируют по поводу того, что некоторые организации только «именовали себя „братствами"» (с. 7), но не развивают эту мысль, не указывают, какие братства и почему могут быть названы таковыми по сути, а какие только по форме. Периодизация братств проводится с опорой на монографию Ф. А. Дорофеева [Дорофеев], но не учитывает периодизацию, предложенную в сборнике «История церковных братств в России» [История]. Да и в целом историографический обзор обрывается

2017 г. и не включает ряд важных статей и сборников, опубликованных с 2017 до 2023 годы.

Однако указанные недочеты не снижают научного значения рецензируемой книги, которую можно воспринимать в качестве научного вызова, обращенного как к региональным исследователям, так и к теоретикам изучения церковно-общественных движений. Было бы важно, если бы подобные монографии были написаны на материале других епархий, особенно «богатых» на православные братства — Минской (на 1893 г. — 22 братства), Московской (8), Подольской (8), Санкт-Петербургской (6), Таврической (5) и т. д. С другой стороны, очевидно приходит время для научной дискуссии о церковной и светской природе братств, их исторической эволюции и возможной типизации. Надеемся, что вызов не останется без ответа.

Литература / References

1. Дорофеев = Дорофеев Ф. А. Православные братства: генезис, эволюция, современное состояние. Н. Новгород : Издательство Нижегородского госуниверситета, 2006. 252 с.

Dorofeev F. A. (2006). Orthodox Fraternities: genesis, evolution, current state. Nizhny Novgorod : Nizhny Novgorod State University Publ. (in Russian).

2. История = История церковных братств в России : Сборник документов : Хрестоматия по истории Русской православной церкви / Сост. Ю. В. Балакшина, Н. Д. Игнатович; Предисл., комм. Ю. В. Балакшиной, Н. Д. Игнатович, К. П. Обозного. Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 232 с.

Balakshina Yu. V., Ignatovich N. D. (eds.) (2018). The History of Church Brotherhoods in Russia : A collection of documents : A Textbook on the history of the Russian Orthodox Church. Moscow : SFI Publ. (in Russian).

Информация об авторе

Ю. В. Балакшина, д-р филол. наук, доцент, Свято-Филаретовский институт, РГПУ им. А. И. Герцена.

Information about the author

Yu. V. Balakshina, Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, St. Philaret's Institute, Herzen State Pedagogical University.

Рецензия поступила в редакцию 01.04.2024; принята к публикации 04.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.