Научная статья на тему 'Проблемы изучения феномена "братства"в современной исторической науке'

Проблемы изучения феномена "братства"в современной исторической науке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / ИСТОРИЯ БРАТСТВ / HISTORY OF BROTHERHOODS / ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА / ORTHODOX BROTHERHOODS / ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / CHURCH HISTORY / ЗАПАДНОРУССКИЕ БРАТСТВА / WEST-RUSSIAN BROTHERHOOD / БРАТСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / BROTHERHOODS IN THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Игнатович Наталия Дмитриевна

Автор сосредоточился на проблеме изученности в исторической науке деятельности православных братств, возникавших в Российской империи, начиная со второй половины XIX в. В статье выделяются дискуссионные и малоизученные вопросы в данной области исторического знания, отмечаются перспективные направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Игнатович Наталия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXPLORING THE PHENOMENON OF "BROTHERHOOD"IN CONTEMPORARY HISTORICAL STUDIES

The author focuses on to what extent the actual historical studies cover the activities of Orthodox brotherhoods that arose in the Russian Empire since the second half of the XIX century. The article highlights the controversial and understudied issues in the given field of historical studies. The promising areas for further research are also outlined.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения феномена "братства"в современной исторической науке»

Н. Д. Игнатович

Проблемы изучения феномена «братства» в современной исторической науке

Автор сосредоточился на проблеме изученности в исторической науке деятельности православных братств, возникавших в Российской империи, начиная со второй половины XIX в. В статье выделяются дискуссионные и малоизученные вопросы в данной области исторического знания, отмечаются перспективные направления дальнейших исследований.

ключевые слова: историография, история братств, православные братства, история церкви, западнорусские братства, братства в Российской империи.

Еще несколько десятилетий назад, в самом начале 1990-х, в церкви, освобождающейся от давления советского режима, само существование братств подчас воспринималось как нечто сомнительное или неправославное. С тех пор появились труды разных исследователей, прошли конференции, в том числе организованные Свято-Филаретовским институтом 1, перед учеными открылись широкие возможности для изучения истории православных церковных братств, многое сделано для восстановления памяти о них. В то же время не будет преувеличением утверждать, что такой социально-религиозный феномен, как церковные братства, в современной исторической науке пока исследован недостаточно.

В первую очередь обратимся к вопросу об изученности темы.

Прежде всего ученые интересовались древнерусскими «братчинами», в том числе проблемой их эволюции в последующие формы братств. Об этом писали и в XIX в. ([Попов; Соловьев] и др.), и в советское время ([Зеленин; Седов]); пишут о братчинах и современные исследователи ([Лущай; Старкова] и др.).

Если мы обратимся непосредственно к историографии братств, то увидим, что в ней выделяется круг исследований, связанных с историей западнорусских братств XVI-XVII вв. Этой теме посвя-

1. См., напр.: [Миряне; Приход; Духовные движения].

тили свои труды многие дореволюционные ученые ([Крыловский; Флеров; Коялович] и др.). В советское время тоже появлялись работы, связанные с этой проблематикой ([Исаевич] и др.). Не остаются равнодушными к ней и современные исследователи [Лукашова; Фефелова; Шустова]. Важная часть этих работ — обзор и характеристика историографии темы западнорусских братств.

Второе направление — исследования жизни православных братств, появившихся в Российской империи во второй половине XIX в. Эта область разработана меньше по сравнению с темой западнорусских братств. Из дореволюционных изданий в этом отношении наиболее известны работы А. А. Папкова, интересовавшегося проблемой кризиса и путей возрождения прихода. Его сочинение «Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года» [Папков] представляет собой попытку собрать и систематизировать сведения о братствах по состоянию на 1893 г. К 50-летию утверждения «Основных правил для учреждения православных церковных братств» вышла статья В. Ф. Введенского «Православные церковные братства : (1864 г. — 8 мая 1914 г.)» [Введенский]. А. П. Лопухин посвятил обзору российских братств в освободительную эпоху и в 1880-1890-е гг. два параграфа своей «Истории христианской церкви в XIX веке» [Лопухин. История]. Других дореволюционных исследований о православных братствах второй половины XIX — начала ХХ в. выявить не удалось. Следует отметить, что в этот период братская тематика часто затрагивалась в церковно-публицистическом ключе: например, еп. Евдоким (Мещерский) опубликовал книгу «Забытый братский устав» [Евдоким]; профессор МДА Н. А. Заозерский напечатал в «Богословском вестнике» статью «Братское дело в Православной России» [Заозерский]; были и другие публикации.

В советское время, по понятным причинам, специальных исследований братской истории не проводили. Упоминания о братствах встречаются в эмигрантской литературе. В частности, протопр. Георгий Шавельский уделяет этому вопросу несколько страниц своей книги «Русская церковь пред революцией» [Шавельский].

Из современных работ выделяется монография Ф. А. Дорофеева, автор которой поставил целью «проследить непрерывную эволюцию братских организаций в России» [Дорофеев, 19]. Отличительная особенность современных исследований — их местная специфика: внимание сосредотачивается на деятельности

братств в том или ином регионе. Диссертаций, монографий и книг, полностью посвященных изучению братств, в целом насчитывается не более 10 [Дорофеев; Трофименко; Носова; Гаж-ва; Понятое; Зегжда; Шкаровский; Балакшина; Иванова]. Около 15 авторов посвятили этой теме от одного параграфа до главы своих исследований ([Егорова; Михайлова; Ивочкин; Тимченко; Колесник; Айзатуллова; Цысь; Макурина] и др.). Также статьи о братствах встречаются в материалах конференций и в научной периодике ([Ядрихинская; Канатьева; Симора; Решетова] и др.). Таким образом, современных исследователей интересует эта тема, однако: 1) ситуация с церковными братствами изучена лишь в нескольких регионах; 2) ряд вопросов о жизни и деятельности братств не поставлен или не выявлен; 3) значительное количество источников еще ждет введения в научный оборот, систематизации и анализа; 4) в современной исторической науке до сих пор нет обобщающего труда, посвященного истории дореволюционных братств.

Многие вопросы остаются дискуссионными, начиная с определения «братства». Ф. А. Дорофеев предлагает следующую формулировку: братства — это «самоуправляющиеся организации мирян в рамках какой-либо религии, созданные вокруг своего храма (святилища) с религиозными, политическими, социально-бытовыми и иными целями, закрепленными в уставе или традиции» (курсив мой. — Н. И.) [Дорофеев, 29]. На наш взгляд, это определение не описывает реалии братства и содержит явно дискуссионные нюансы. К примеру, если мы рассматриваем братство как церковное объединение, то возникает вопрос: может ли оно преследовать политические цели? Оно объединяет только мирян или и духовенство тоже? Может ли братство быть не приходским, а не только организованным вокруг храма? В словаре Ушакова читаем: «Братство — тесное объединение группы людей, религиозная община» (курсив мой. — Н. И.) [Ушаков, 183]. В данном случае братство и община понимаются как одно и то же. В то же время церковной истории известны примеры как братств, так и общин (например, община оо. Алексия и Сергия Мечевых, община о. Анатолия Жураковского, община о. Сергия Савельева и др.). Есть ли различия между братствами и общинами? Можно ли одно определять через другое?

О дореволюционных братствах известно, что в 1893 г. их было 159, а к 1914 г. их число возросло до 700. Они занимались миссией, просвещением, благотворительностью и церковным

благоустроением. Однако, приводя данные по состоянию на 1893 г. (по синодальным сведениям), А. А. Папков не упоминает одно из самых заметных братств этого времени — Крестовоздви-женское трудовое братство, созданное мирянином Н. Н. Неплюе-вым. И это неслучайно, поскольку его деятельность не вписывается в вышеупомянутые формы: члены этого братства жили вместе в пределах одного имения, осуществляя общую жизнь на основаниях веры, любви и труда. Братство не подчинялось церковным структурам, стремясь сохранить свою духовную свободу, поэтому к нему относились с подозрением. Судя по этому прецеденту, можно предположить, что в Российской империи были и другие братства, которые выпали из поля зрения дореволюционных исследователей. Впрочем, значительно более важным представляется вопрос, что же все-таки определяет братство — формы его деятельности или духовное содержание? При изучении доступных нам аспектов существования того или иного братства — целей, задач, форм деятельности, состава, финансов — подчас возникает ощущение, что от нашего взгляда ускользает нечто важное, трудно уловимое: то, что касается вопросов личной веры и внутри-братских связей, общения братчиков, что, как правило, скрыто от взгляда исследователя. Связаны ли были члены того или иного братства общением в таинствах, регулярными встречами, обсуждением духовных вопросов? Или это была лишь организация, созданная для достижения определенных задач, не преследующая целей созидания духовного общения своих членов? В статье о братствах, опубликованной во II томе Православной богословской энциклопедии (вышедшем в 1901 г.), А. А. Папков отмечал:

...Нынешние братства мало походят на древние братства, столь успешно действовавшие в XVI-XVШ веках в западной России. Эти последние братства. сплачивали во имя христианских начал православное население в одно живое целое и достигали этого путем постоянного общения старших братчиков с младшими: при общественном богослужении, на частых собраниях, а также в делах управления, благотворения, суда и взаимно-назидательных бесед. <...> Теперешние братства по существу своей организации являются религиозно-просветительными обществами, а посему не совсем правильно получили название «братств». Все управление в них и весь ход дел сосредотачивается в руках совета, а остальная масса братчиков, давая совету посильные материальные средства для ведения общих дел, проявляет свое существование обычно раз в год на общих собраниях, на которых ограничивается избранием выбывающих членов совета, выслушиванием

отчета и формальной проверкой чрез особых ревизоров общественных капиталов. Не имея затем по общественным делам никакого почти общения друг с другом, нынешние члены братств и не могут претендовать на название их «братчиками», в строгом смысле этого слова [Лопухин. Энциклопедия, 1105-1106].

Таким образом, возникает ряд исследовательских вопросов: как братства сами себя осознавали — как реальность духовную или социальную? Присутствовали ли в их жизни определенные формы духовной жизни? Если да, то какие?

В истории братств еще остается много «белых пятен», вопросов, которые необходимо прояснять:

• о понятии «братства» и его границах;

• о месте братств в государстве и церкви, об их взаимоотношениях с официальными государственными и церковными структурами, в том числе о соотношении инициативы снизу и церковно-государственной политики;

• о том, на какие исторические, социальные, внутрицерков-ные «вызовы» отвечали православные братства;

• о предпосылках, причинах и последствиях проблем и кризисов как внутренних, так и внешних, проживаемых братствами.

Можно поставить вопросы и более широко:

• какие эпохи и почему оказались наиболее продуктивными для появления православных братств;

• можно ли говорить о непрерывности и/или преемственности братского движения в Русской церкви?

• какова роль православных братств в возрождении церковной соборности и формировании гражданского общества?

Наконец, еще одна проблема — насильственное прекращение деятельности братств после революции 1917 г. Как могла сложиться их дальнейшая история при естественном течении жизни: они бы угасли естественным образом или пережили обновление своей жизни и деятельности? Совершенно отдельного рассмотрения и своих подходов требует история братств после революции. Сегодня мы можем лишь обозначить проблему, возникающую в связи с изучением истории дореволюционных братств: как мы можем судить о них по плодам? Трудно говорить, какими были эти плоды в судьбах братчиков, ведь мы почти ничего не знаем об их жизненных путях в советское время. Кроме того, не всегда удается найти необходимую информацию: существует проблема с полнотой и достоверностью источниковой базы.

Очевидно, что история братств XIX — начала ХХ в. содержит множество нерешенных и проблемных вопросов. Современная историческая наука испытывает потребность в заполнении этих лакун и в формировании достоверного знания о православных дореволюционных братствах.

Литература

1. Айзатуллова = Айзатуллова А. Ш. Организация государственно-религиозного просвещения населения Российской империи во второй половине

XIX — начале XX в. : На материалах Среднего Поволжья : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Ульяновск : Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева, 2010. 225 с.

2. Балакшина = Балакшина Ю. В. Братство ревнителей церковного обновления: группа «32-х» петербургских священников, 1903-1907 : Документальная история и культурный контекст. М. : СФИ, 2014. 424 с.

3. Введенский = Введенский В. Ф. Православные церковные братства : 1864 — 8 мая 1914 // Церковные ведомости : [Отдельный оттиск из журнала]. 1914. 25 с.

4. Гажва = Гажва И. А. Религиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной России во второй половине XIX — начале

XX в. : На материалах Владимирской и Костромской губерний : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. 179 с.

5. Дорофеев = Дорофеев Ф. А. Православные братства: генезис, эволюция, современное состояние. Нижний Новгород : ННГУ, 2006. 251 с.

6. Духовные движения = Духовные движения в Народе Божьем : История и современность : Материалы Международной научно-богословской конференции, Москва, 2-4 октября 2002 г. М. : СФИ, 2003. 376 с.

7. Евдоким = Евдоким (Мещерский), еп. По церковно-общественным вопросам : Т. 1-3. Т. I : Забытый братский устав. Сергиев Посад : Тип. Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 1913. 308 с.

8. Егорова = Егорова Л. А. Благотворительность в российской провинции : Костромская губерния, вторая половина XIX — начало XX в. : Дис. ...

к. и. н.: 07.00.02. М. : РГГУ, 2002. 200 с.

9. Заозерский = Заозерский Н. А. Братское дело в православной России : По поводу брошюр господина Папкова и священника Фуделя о церковных братствах и приходских попечительствах // Богословский вестник. 1894. Т. 4. № 10. С. 174-197. [Рец. на кн.:] Папков А. А. Церковные братства. СПб., 1893; Фудель Иосиф, свящ. Основы церковно-приходской жизни. М., 1894; Он же. К реформе приходских попечительств. М., 1894.

10. Зегжда = Зегжда С. А. Александро-Невское Братство : Добрым примером, житием и словом. СПб. : Изд. дом «Новости МИРА», 2009. 488 с.

11. Зеленин = Зеленин Д. К. Древне-русская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. Л. : Академия наук СССР, 1928. С. 130-136. (Сборник отделения русского языка и словесности АН СССР; т. 101. № 3).

12. Иванова = Иванова Л. В. Православные братства и сестричества как социальная форма деятельности церкви : Дис. ... к. и. н.: 09.00.06. Москва : РАГС, 2000. 194 с.

13. Ивочкин = Ивочкин Д. А. Социальная и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX — начале XX в. : На материалах Смоленской губернии : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Брянск : Брян. гос. пед. ун-т им. И. Г. Петровского, 2010. 272 с.

14. Исаевич = Исаевич Я. Д. Братства и их роль в развитии украинской культуры XVI-XVШ вв. Киев : Научная мысль, 1966. 252 с.

15. Канатьева = Канатьева Н. С. К истории Астраханского Кирилло-Мефо-диевского братства // Вестник АГТУ. 2006. № 5 (34). С. 78-85.

16. Колесник = Колесник Л. Л. Духовно-просветительская деятельность Русской Православной церкви в пореформенный период : На материалах юга России : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Славянск-на-Кубани : Куб. гос. ун-т, 2007. 215 с.

17. Коялович = Коялович М. О. Чтения о церковных западнорусских братствах // День. 1862. № 36. С. 2-5; № 37. С. 12-15; № 38. С. 9-11; № 39. С. 11-15; № 40. С. 10-14; № 41. С. 8-12; № 42. С. 9-10.

18. Крыловский = Крыловский А. С. Львовское ставропигиальное братство : Опыт церковно-исторического исследования. Киев : Тип. Имп. ун-та св. Владимира акц. о-ва печ. и издат. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1904. 238 с.

19. Лопухин. История = Лопухин А. П. История христианской церкви в XIX веке : С ил., представляющими портреты знаменитейших деятелей и изображения важнейших событий XIX века : [В 2 т.]. Т. 2 : Православный Восток. Пг. : Тип. А. П. Лопухина, 1901. VI, [2], 772, IV с. : ил., 38 л. ил., портр.

20. Лопухин. Энциклопедия = Православная богословская энциклопедия / Ред. А. П. Лопухин. Т. 2 : Археология-Бюхнер. Пг. : Тов. А. П. Лопухина, 1901. VI, [2] с., 1305 стб.

21. Лукашова = Лукашова С. С. Миряне и Церковь : Религиозные братства Киевской митрополии в конце XVI в. М. : Институт славяноведения, 2006. 318 с.

22. Лущай = Лущай Ю. В. Братчина на Руа за даними Марка Поло // Збiрник наукових праць Харювського нацюнального педагопчного ушверситету iм. Г. С. Сковороди. Харюв : Колепум, 2013. С. 58-63. (!стсря та географ1я; вип. 49).

23. Макурина = Макурина В. В. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Удмуртии во второй половине XIX — начале XX века : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. СПб. : РГПУ, 2002. 323 с.

24. Миряне = Миряне в церкви : Материалы Международной богословской конференции, Москва, август 1995 г. М. : Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1999. 224 с.

25. Михайлова = Михайлова Е. Д. Миссионерская и религиозно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Центральной России в конце XIX — начале XX века : На материалах Курской епархии : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Курск : Кур. гос. техн. ун-т, 2010. 185 с.

26. Носова = Носова Т. А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX — начале XX века : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Сыктывкар : СыктГУ, 2006. 205 с.

27. Папков = Папков А. А. Церковные братства : Крат. стат. очерк о положении церк. братств к началу 1893 года. СПб. : Синод. тип., 1893. 146 с.

28. Понятов = Понятов А. Н. Миссионерская деятельность «Братства святителя Гурия» в Казанской губернии во второй половине XIX — начале XX в. : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Казань : Ин-т Татарской энц. АНРТ, 2007. 286 с.

29. Попов = Попов А. Пиры и братчины // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н. Качаловым : В 4 т. Кн. 2. Пол. 2. М. : Тип. Александра Семена, 1854. С. 19-41.

30. Приход = Приход в Православной церкви : Материалы Международной богословской конференции, Москва, октябрь 1994 г. М. : Свято-Фила-ретовская московская высшая православно-христианская школа, 2000. 256 с.

31. Решетова = Решетова М. Ю. Православные братства Среднего Поволжья второй половины XIX — начала XX в. : К проблеме религиозных отношений // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 4. С. 327-332.

32. Седов = Седов В. В. Языческая братчина в древнем Новгороде // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. 1956. Т. 65. С. 138-141.

33. Симора = Симора В. А. Деятельность Братства Святого великого князя Михаила Ярославича в Тверской губернии // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 106-110.

34. Соловьев = Соловьев С. М. Братчины // Русская беседа. 1856. Т. IV. С. 108-117.

35. Старкова = Старкова Ю. Ю. Братчина-пир в языческой традиции Древней Руси // Жертвоприношение : Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней // Науч. ред. Л. И. Акимова, А. Г. Акишин.

М. : Языки русской культуры, 2000. С. 253-265. (Язык. Семиотика. Культура).

36. Тимченко = Тимченко В. А. Деятельность южнороссийских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX века : На материалах Дона, Кубани и Ставрополья : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Новочеркасск : НГМА, 2004. 256 с.

37. Трофименко = Трофименко В. Г. Возникновение и деятельность православных церковных братств на Европейском Севере России в 18641918 гг. : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Архангельск : Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2010. 232 с.

38. Ушаков = Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка : В 4 т. Т. 1. М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935. 1562 стб.

39. Фефелова = Фефелова О. А. Православные братства на восточнославянских территориях Речи Посполитой во второй половине XVI — первой половине XVII в. : Дис. ... к. и. н.: 07.00.02. Томск : ТГУ, 2001. 246 с.

40. Флеров = Флеров Иоанн, свящ. О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII и XVIII столетиях. СПб. : Изд-е книгопродавца Н. Г. Овсянникова, 1857. 200 с.

41. Цысь = Цысь О. П. Православные общественно-религиозные организации Тобольской епархии во второй половине XIX — начале XX в. Нижневартовск : НГГУ, 2008. 277 с.

42. Шавельский = Шавельский Георгий, протопр. Русская церковь пред революцией. М. : Артос-медиа, 2005. 511 с.

43. Шкаровский = Шкаровский М. В. Александро-Невское братство : 1918-1932 годы. СПб. : Православный летописец Санкт-Петербурга, 2003. 269 с.

44. Шустова = Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропи-гийского братства (1586-1788) : Источниковедческое исследование. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 646 с.

45. Ядрихинская = Ядрихинская Н. И. Обзор документов фонда Вели-коустюгского православного Стефано-Прокопьевского братства, 1896-1918 // Историческое краеведение и архивы. Вып. 6 : Материалы научно-практических конференций : Вологда, 30 октября 1998, 16 марта 1999 г. Вологда, 2000. С. 71-79.

N. D. Ignatovich

Problems of Exploring the Phenomenon of "Brotherhood" in Contemporary Historical Studies

The author focuses on to what extent the actual historical studies cover the activities of Orthodox brotherhoods that arose in the Russian Empire since the second half of the XIX century. The article highlights the controversial and understudied issues in the given field of historical studies. The promising areas for further research are also outlined.

keywords: historiography, history of brotherhoods, Orthodox brotherhoods, church history, West-Russian brotherhood, brotherhoods in the Russian Empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.