Научная статья на тему 'ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ В БЕЛАРУСИ В 1863–1914 гг.'

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ В БЕЛАРУСИ В 1863–1914 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
487
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Восович Сергей Михайлович

В статье рассматривается создание и развитие православных братств в Беларуси в 1863–1914 гг. Выделяются этапы развития и типы православных братств. Делается вывод, что братства создавались с целью укрепления позиций православной церкви и развития русской культуры, предотвращения ополячивания и окатоличивания белорусского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the creation and development of the orthodox brotherhoods in Belarus in 1863–1914. The author points out the stages and types of the orthodox brotherhoods. The author comes to the conclusion that brotherhoods were created to reinforce the position of Orthodox Church and to develop Russian culture, preventing the transition of the Orthodox Belarusian population into Catholicism.

Текст научной работы на тему «ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ В БЕЛАРУСИ В 1863–1914 гг.»

ПСГОРЫЯ

17

УДК 271.22(476)

С. М. Восович

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ В БЕЛАРУСИ

В 1863-1914 гг.

В статье рассматривается создание и развитие православных братств в Беларуси в 1863-1914 гг. Выделяются этапы развития и типы православных братств. Делается вывод, что братства создавались с целью укрепления позиций православной церкви и развития русской культуры, предотвращения ополячивания и окатоличивания белорусского населения.

Введение

В отечественной историографии недостаточно изучено развитие православных братств Беларуси в 1863-1914 гг. В работах В. В. Яновской, Т. Л. Донских, В. Н. Черепицы и диакона Димитрия Шульги приводятся лишь отдельные сведения об их деятельности. Поэтому в статье предпринята попытка рассмотреть создание развитие данных церковно-общественных объединений в Беларуси в 60-х гг. XIX в. - в начале XX в.

Результаты исследования и их обсуждение

Первые православные братства (братчины) на территории Беларуси упоминаются с XII в. Наиболее активно они стали создаваться в XVI-XVII в. с целью защиты интересов православного населения Речи Посполитой. К началу XIX в. городские братства Беларуси постепенно исчезли. Часть из них во время существования Речи Посполитой стала униатской или вообще закрылась под давлением римско-католической церкви, другие прекратили свое существование после вхождения Беларуси в состав Российской империи. По мнению дореволюционного историка Ф. Жудро, после присоединения Белоруссии к Российской империи и утверждения в ней уклада и духа российской церковной жизни указанные религиозные союзы должны были постепенно исчезнуть, так как «идея братств была не знакома русской церкви» [1, 84]. На исчезновение городских братств в Беларуси повлияло и прекращение после вхождения белорусско-литовских земель в состав Российской империи притеснения православного населения, и создание правительственных учебных заведений. В новых условиях данные церковно-общественные союзы потеряли свое исключительное значение по защите интересов православных и передали свои просветительские функции правительственным училищам.

До середины XIX в. сохранились только те братства, которые действовали в местечках, деревнях и селах западной и центральной Беларуси. В конце 1863 г. в Минской и Литовской епархиях насчитывалось 289 братств. В Минской губернии существовало 107 братств, в Гродненской - 159 и в Виленской - 23 [2, л. 8-10], [3]. В Полоцкой и Могилевской епархиях в данный период не существовало братств, но в народе сохранились о них предания.

Не проявляя большой активности, существовавшие в то время братства оказывали влияние на церковные обычаи. Деятельность братств ограничивалась благоустройством своих приходских церквей и помощью в проведении богослужений.

В «эпоху великих реформ» 60-х гг. XIX в. деятельность православных братств стала возрождаться. Это было связано с несколькими причинами. Во-первых, в ходе буржуазных реформ ослабло влияние православной церкви на общественную жизнь. В адрес церкви стали раздаваться даже критические голоса. В новых сложившихся условиях православная церковь вынуждена была искать новые формы воздействия на общество. Во-вторых, в условиях подъема крестьянского движения и деятельности народников некоторые церковные и общественные деятели видели выход в необходимости возрождения церковной жизни. В-третьих, активизация просветительской деятельности в конце 50-х гг. XIX в. католического духовенства и польских помещиков в западных губерниях Российской империи подтолкнула правящих архиереев белорусско-литовских епархий и некоторых государственных деятелей Северо-Западного края обратить особое внимание на возрождение православных братств. Поэтому в Беларуси с 1863 г. стали интенсивно проводиться работы по созданию новых, восстановлению ранее существовавших и активизации действовавших в то время братств.

18

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Первоначально братства открывались без разрешения Св. Синода, а в некоторых местах без согласования с гражданскими властями. Новизна этих церковно-общественных учреждений, отсутствие законодательных документов, регламентирующих их деятельность, привели к тому, что в Витебской губернии гражданские власти даже препятствовали развитию братского движения [4, л. 13-14]. Это вынудило архиепископа Полоцкого и Витебского Василия даже обратиться за помощью к Св. Синоду о защите Люцинского братства. А инициаторам учреждения братства при Покровской церкви г. Полоцка пришлось доказывать, что затеваемое объединение «не есть крестовый поход против католицизма» [5, 16].

Идея возрождения православных братств в Беларуси первоначально не вызвала сочувствия и у некоторых россиян. Об этом свидетельствовал попечитель Виленского учебного округа И. П. Корнилов в письме, адресованном в марте 1864 г. М. Н. Каткову. И. П. Корнилов писал: «Удивляюсь, как находятся в Петербурге люди, которые опасаются братств и думают, что эти учреждения склонны принять какой-то политический характер, с которым правительству придется со временем считаться. Думаю, что эти страхи подсказаны польской партией, которая сильно работает в Петербурге» [6, 41-42].

Недоверие к братствам было преодолено благодаря разработке братского вопроса журналом «Дух Христианина» и газетами «День», «Московские ведомости». Под влиянием этих изданий возрождение братств стало чуть ли не общероссийским делом. Ряд известных лиц стали членами белорусско-литовских братских организаций. В газете «День» и в журнале «Душеполезное чтение» был организован сбор пожертвований, а также открыта переписка по этому делу. В Москве, Санкт-Петербурге и в других городах России появились «братчики-сборщики» материальных средств. Особенно значительная помощь белорусско-литовским братствам оказывалась жителями указанных городов.

Сочувствие россиян к деятельности белорусско-литовских братств выразилось не только во вступлении в их ряды, в сборе пожертвований, но и в стремлении создать подобные церковно-общественные организации в других местах России. Так, в начале 60-х гг. XIX в. в г. Москве стало создаваться «Серединное братство».

Открываемые религиозные союзы являлись преемниками братств XVI-XVII вв. Они восстанавливались и учреждались здесь как с целью противодействия влиянию католицизма и польской культуры, так и с целью укрепления православия и «русской народности». Имея общие с братствами XVI-XVII вв. задачи, подобные церковно-общественные организации в XIX в. использовали в своей деятельности те же приемы, что и религиозно-оборонительные братства Речи Посполитой. К открытию братских объединений православное население Беларуси подтолкнули не только усилившаяся польская пропаганда, но и восстание 1863-1864 гг.

Больше всего внимания созданию и восстановлению братств уделялось в Минской епархии. С целью упорядочения этого процесса минский архиепископ Михаил (Голубович) утвердил проект киевского братского устава для своей епархии [7]. С целью ознакомления духовенства данный устав был опубликован в № 44 «Минских епархиальных ведомостях» за 1863 г. Устав также предполагалось напечатать в одном из периодических изданий Санкт-Петербурга. На это обратил внимание министр внутренних дел П. А. Валуев, по инициативе которого были разработаны «Основные правила для учреждения православных церковных братств», утвержденные императором Александром II 8 мая 1864 г. [8].

Во время разработки в правительстве вопроса о братствах в Беларуси было приостановлено их открытие. Данные союзы стали учреждаться в белорусско-литовских епархиях только после принятия «Основных правил». Причем не всем открываемым братствам утверждались первоначальные уставы. Обязательно перерабатывались уставы, предусматривавшие передачу братствам права суда и наложения взысканий и денежных штрафов. Издание «Основных правил» содействовало также пересмотру и исправлению уставов бывших униатских братских организаций.

В начале 60-х гг. XIX в. в Северо-Западном крае было предпринято несколько попыток создать региональные братства, которые охватили бы своей деятельностью всю территорию Беларуси. Такие попытки были предприняты в городах Вильно и Витебске. Однако они не увенчались успехом.

В восточной Беларуси братское движение не получило такого развития, как в западных и центральных регионах. Из-за недостатка средств недолго просуществовало Могилевское Александро-Невское братство, а Полоцкое Свято-Евфросиниевско-Николаевское братство не стало епархиальным. Последнее сосредоточило свою деятельность в Полоцком уезде.

ПСГОРЫЯ

19

Несмотря на то что в Могилевской епархии братское движение не получило широкого размаха, здесь впервые в Беларуси было восстановлено монастырское подобное объединение. В 1869 г. архимандрит Анатолий с разрешения могилевского епископа Евсевия учредил 16 февраля 1869 г. при Пустынском Успенском монастыре православное братство, которое начало свою деятельность с 1870 г. При монастыре была открыта школа с учительским курсом для крестьянских мальчиков. При этом Успенское братство недолго ограничивало свою деятельность территорией монастыря. Используя средства обители, с 1872 г. по 1883 г. оно открыло 49 отделений Пустынской школы в нескольких уездах Могилевской губернии. Большинство школ было создано в Мстиславском уезде. Фактически Успенское Пустынское братство постепенно стало уездным.

Созданные в 60-х гг. XIX в. братства по масштабам своей деятельности делились на несколько категорий: епархиальные, уездные, приходские. Деятельность епархиальных братств (например, Виленского Свято-Духовского, Минского Свято-Николаевского) распространялась на территорию целых епархий. Уездные братства охватывали своими действиями уезды, на территории которых они были созданы. Деятельность приходских братств ограничивалась границами приходов. Самыми распространенными в Беларуси были приходские братства.

С начала 70-х гг. XIX в. деятельность братств стала ослабевать. Большинство из них вообще закрылось. Так, в 1879 г. на территории Гродненской губернии остались действующими только 3 городских братства: Брест-Литовское Свято-Николаевское, Слонимское Преображенское и Волковыское Петро-Павловское [9, л. 28].

Сокращение численности братств было вызвано несколькими причинами. Во-первых, на деятельности рассматриваемых религиозных союзов отрицательно сказалось сокращение пожертвований, поступавших из центральных регионов России. Во-вторых, негативно на развитие братств повлияли переводы на новые места службы чиновников, являвшихся активными членами и учредителями братств. В-третьих, закрытию братских объединений в сельской местности содействовало создание новых церковно-общественных учреждений - церковных советов (с середины 60-х гг. XIX в.) и приходских попечительств (с конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в.). Данные учреждения, как и братства, занимались благоустройством церквей. Приходские попечительства заботились также о развитии народного образования и благотворительности в пределах своих приходов. Именно открытие приходских попечительств воспрепятствовало созданию братств, так как у этих учреждений были схожие задачи. Братства отличались от попечительств только тем, что обращали внимание на нравственность прихожан и могли не ограничивать свою деятельность границами прихода. На сокращение количества братских организаций повлияло и требование «Основных правил для учреждения православных церковных братств» об обязательном наличии устава при их открытии.

Во второй половине 70-х гг. XIX в. в белорусско-литовских епархиях выделялись своей деятельностью только 4 братства: Виленское Свято-Духовское, Полоцкое Свято-Евфросиниевско-Николаевское, Успенское при Пустынском монастыре и Ковенское Свято-Николаевское, распространявшее свою деятельность на территорию всей Ковенской губернии.

С начала 80-х гг. XIX в. наблюдался очередной подъем братского движения. Он был связан с возрождением церковных школ Св. Синода. С целью распространения грамотности и духовного просвещения 13 февраля 1883 г. было создано Могилевское Богоявленское братство, а 8 ноября 1887 г. - Витебское Свято-Владимирское.

Издание «Правил о церковно-приходских школах» содействовало усилению церковношкольной деятельности всех белорусско-литовских братств, прежде всего епархиальных. Согласно примечанию 22 параграфа указанных «Правил» советам епархиальных братств предоставлялось право исполнять обязанности епархиальных училищных советов - епархиальных учреждений, непосредственно управлявших церковными школами Св. Синода. Все существовавшие в то время епархиальные белорусско-литовские братства воспользовались этим правом. Они некоторое время руководили церковными школами, и вся их деятельность в эти периоды была сосредоточена на открытии и благоустройстве школ Св. Синода. Могилевское братство управляло церковными школами с 22 октября 1884 г. до 12 января 1886 г., Минское СвятоНиколаевское братство - с 9 мая 1888 г. до 1909 г., Виленское Свято-Духовское братство -с 6 августа 1884 г. до 6 августа 1892 г., Витебское Свято-Владимирское братство - с 8 ноября 1887 г. до 1894 г. Следует заметить, что под влиянием общегосударственной политики по поддержке церковных школ православного духовного ведомства все открытые с середины 80-х гг. XIX в. братства стали обращать внимание на оказание помощи школам Св. Синода.

20

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Передача епархиальным братствам Беларуси прав и обязанностей епархиальных училищных советов, на наш взгляд, было вызвано стремлением епископов привлечь влиятельных членов братства к содействию развитию церковных школ. Как правило, в состав братских советов входили не только священники и преподаватели православных учебных заведений, но и светские лица, в том числе и местные губернаторы. В свою очередь управление церковными школами содействовало укреплению материального положения и росту авторитета в обществе епархиальных православных братств. Братства стали распоряжаться средствами, которые специально выделялись государством с 1887 г. на развитие школ Св. Синода.

Ограничение деятельности братств до одной - церковно-школьной, которая отнимала много времени, средств и требовала неотложного решения большого количества дел, привела к тому, что все епархиальные братства постепенно отказались от выполнения обязанностей епархиальных училищных советов. В то же время братства продолжали оказывать начальным учебным заведениям Св. Синода материальную помощь, выделяя средства на их ремонт, постройку и содержание.

С середины 80-х гг. XIX в. на территории Беларуси стали открываться училищные братства (например, Кирилло-Мефодиевское при Минской духовной семинарии). Они создавались с целью оказания материальной помощи нуждающимся ученикам. Фактически данные религиозные объединения являлись обществами оказания помощи нуждающимся учащимся тех заведений, при которых они были созданы.

К началу 1893 г. на территории белорусско-литовских епархий существовало 33 православных братства. В Литовской епархии действовало 7 братств, в Минской - 22, в Могилевской и Полоцкой - по 2. Существование большого количества православных братств в Минской и Литовской епархиях объяснялось, на наш взгляд, необходимостью противодействия распространению католичества, которого придерживалась значительная часть населения указанных епархий. К тому же в Минской епархии до 1864 г. существовало 11 братств [10, 11]. Все указанные братства продолжали существовать и в начале XX в., когда наблюдался третий подъем братского движения.

Возрождение деятельности братств в начале XX в. было связано с необходимостью активизации религиозно-просветительской деятельности православной церкви после издания 17 апреля 1905 г. закона «О веротерпимости», приведшего к активизации миссионерской деятельности неправославного духовенства.

Для предотвращения переходов православного населения в другие конфессии, ополячивания и окатоличивания белорусов стали создаваться новые православные братские организации, особенно в Литовской епархии. В результате в 1914 г. в Гродненской епархии насчитывалось 9 братств, в Литовской - 54, в Минской - 22, в Могилевской - 4 и Полоцкой - 3 (не считая Режицкого братства) [11, 905-907]. Соответственно усиливалась и братская религиознопросветительная и миссионерская деятельность.

С целью достижения наибольших успехов в изменившихся условиях, большего сближения и единения православного населения, противодействия «латино-польской» пропаганде белорусско-литовские братства в начале XX в. поставили перед собой грандиозную задачу: объединить своей деятельностью все духовенство и прихожан, сплотить все приходы внутри епархий и скоординировать свои действия на территории Беларуси. Для осуществления этой цели отдельные братства создавали свои отделения. Впервые в Российской империи были проведены региональные съезды, на которых присутствовали представители «западно-русских» православных братств. Первый такой съезд был организован в г. Минске 29-31 августа 1908 г., а второй - в г. Вильно 2-5 августа 1909 г. В западных белорусско-литовских епархиях (Минской, Гродненской и Литовской) были также организованы епархиальные съезды представителей местных приходских братств.

Для усиления своего влияния среди населения и улучшения материального положения православных жителей Беларуси, облегчения условий их жизни белорусско-литовские братства в начале XX в. обратили серьезное внимание на учреждение экономических организаций и учреждений взаимной помощи - потребительских лавок, артелей, ссудо-сберегательных касс, кредитных товариществ.

ПСГОРЫЯ

21

Выводы

Таким образом, на территории Беларуси с целью укрепления позиций православной церкви и развития русской культуры, предотвращения ополячивания и окатоличивания белорусского населения с начала 60 -х гг. XIX в. открывались новые и восстанавливались ранее существовавшие православные братства. Создаваемые по инициативе местного населения первые братства Беларуси были открыты без разрешения Св. Синода и даже гражданских властей.

В развитии белорусско-литовских братств можно выделить четыре этапа. Первый этап охватил период с начала 60-х гг. до начала 70-х гг. XIX в. Для него характерно возрождение братской деятельности в основном под воздействием политических причин с целью противодействия восстанию 1863-1864 гг. и ослабления позиций римско-католической церкви в Беларуси. Второй этап длился с середины 70-х гг. до начала 80-х гг. XIX в. В этот период происходило сокращение братской деятельности. Этап увеличения количества братств и активизации их деятельности охватил начало 80-х гг. XIX - начало XX в. В 1905-1914 гг. наблюдалось усиление миссионерской и религиозно-просветительской деятельности братств. В этот период предпринимались попытки объединить усилия всех братств Беларуси для укрепления позиций православной церкви и русской культуры.

Литература

1. Жудро, Ф. История Могилевского Богоявленского братства / Ф. Жудро. - Могилев : Скоропечатня и литография Ш. Фридланда, 1890. - 112 с.

2. Рапорты благочинных об учреждении церковных братств в приходах епархии и выдаче книг братчикам для сбора пожертвований // Национальный исторический архив Беларуси. - Фонд 136. -Оп. 1. - Д. 30544.

3. Коялович, М. Список братств / М. Коялович // День. - 1863. - № 46. - С. 8-9 ; № 47. - С. 12 ; № 52. - С. 4 ; 1864. - № 5. - С. 13.

4. Дело об учреждении в г. Вильно частного общества под названием Западнорусское братство, 15 мая 1863 г. - 9 ноября 1864 г. // Литовский государственный исторический архив. - Фонд 378. - Оп. 71, общий отдел, 1863 г. - Д. 1366.

5. Русский. Вести из Полоцка / Русский // День. - 1864. - № 22. - С. 16-18.

6. Корнилов, И. Русское дело в Северо-Западном крае. Материалы для истории Виленского учебного округа преимущественно в Муравьевскую эпоху / И. Корнилов. - СПб. : Типография А. П. Лопухина, 1901. - 421 с.

7. Устав для церковных братств по Минской епархии // День. - 1864. - № 18. - С. 14-17.

8. Указ из Святейшего Синода // Литовские епархиальные ведомости. - 1864. - № 18. -С. 649-655.

9. Сведения о количестве общественных собраний, клубов, музыкальных и певческих обществ и школ, братств в городах губернии, 8 февраля 1879 г. - 3 декабря 1879 г. // НИАБ в г. Гродно. - Фонд 1. -Оп. 16. - Д. 780.

10. Папков, А. А. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года / А. А. Папков. - СПб. : Синодальная типография, 1893. - 146 с.

11. Введенский, В. Православные церковные братства / В. Введенский // Прибавления к церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. - 1914. - № 17. - С. 794-798 ; № 18-19. - С. 845-856 ; № 20. - С. 903-913.

Summary

The article investigates the creation and development of the orthodox brotherhoods in Belarus in 1863-1914. The author points out the stages and types of the orthodox brotherhoods. The author comes to the conclusion that brotherhoods were created to reinforce the position of Orthodox Church and to develop Russian culture, preventing the transition of the Orthodox Belarusian population into Catholicism.

Поступила в редакцию 15.04.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.