Научная статья на тему 'Рецензия на книгу И. Н. Седовой "Митрофан рукавишников"'

Рецензия на книгу И. Н. Седовой "Митрофан рукавишников" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на книгу И. Н. Седовой "Митрофан рукавишников"»

актер Вениамин Смехов, опубликовавший книгу воспоминаний о Владимире Высоцком «Здравствуйте, однако»; российский политик Владимир Рыжков, поведавший о своей малой родине в альбоме «Сияющий Алтай» и петербургский писатель Евгений Лукин за книгу «Легенды старинных городов России», состоящую из преданий о тридцати древних городах России - от Старой Ладоги на севере

до Херсонеса на юге, от Ивангорода на западе до Казани на востоке. Писатель, создавая свой фундаментальный труд, обратился к народным легендам, летописным сказаниям, православным житиям и сумел показать легендарную историю нашей страны, начиная от князя Рюрика и заканчивая реформаторской деятельностью Петра Великого по преобразованию России.

С.С. Акимов

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ И.Н. СЕДОВОЙ «МИТРОФАН РУКАВИШНИКОВ»*

© Акимов Сергей Сергеевич - кандидат искусствоведения, преподаватель, Школа искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», Нижний Новгород, ss.akimov@mail.ru

О

3

ю О

Скульптор Митрофан Сергеевич Рукавишников (1887-1946) по тематическому многообразию произведений и стремлению к синтетическим формам творчества на основе решения масштабных монументальных задач должен быть назван в числе характерных фигур отечественной культурной жизни периодов Серебряного века и 1920-х гг. Вместе со своей эпохой он проделал эволюцию от эстетической свободы и разноплановых исканий начала столетия к неоклассицизму 30-х гг. Биографию мастера никак нельзя назвать заурядной. Представитель известной в Нижнем Новгороде семьи предпринимателей, Митрофан, как и его брат Иван, писатель, известный по преимуществу романом «Проклятый род», выбрал совершенно иной жизненный путь. Учился скульптуре у С.Т. Коненкова, дважды побывал в Италии, ренессансное и барочное искусство которой произвело на него огромное впечатление и во многом подсказало направление собственных поисков, активно участвовал в строительстве советской культуры в родном городе и в Москве, куда братья окончательно переехали в 1919 г. Профессию скульптора унаследовали его сын Иулиан и внук Александр.

Вышедшая в прошлом году книга И.Н. Седовой стала первым монографическим изданием, посвященным М.С. Рукавишникову, и, по сути, возвратила его имя в историю отечественной скульптуры.

Это добротное по научному уровню и отлично отпечатанное издание явилось итогом многолетней работы И.Н. Седовой по реконструкции биографии Рукавишникова, выявлению и анализу его творческого наследия, из которого лишь немногие произ-

ведения сохранились, а в большинстве же известны по фотографиям и графическим эскизам.

Две главные трудности пришлось преодолеть исследователю в ходе своих изысканий. Во-первых, это скудость биографической информации, которую потребовалось собирать в прямом смысле выражения по крупицам. Документы, связанные с Митро-фаном Рукавишниковым, рассеяны в разных архивах, и подчас весьма фрагментарны по сообщаемым сведениям. Внук скульптора А.И. Рукавишников не застал деда в живых и представляет его лишь по отдельным семейным рассказам. При жизни мастер пользовался значительной известностью, его произведения экспонировались на престижных выставках (например, на юбилейной «Художники РСФСР за 15 лет» он показал 7 работ), одобрительные отзывы о них неоднократно появлялись в печати, но его наиболее масштабные замыслы в сфере монументального искусства остались невоплощенными, а из станковых скульптур к настоящему времени сохранились лишь немногие. Во-вторых, далеко не все произведения можно точно датировать и установить их конкретное предназначение, и И.Н. Седова проделала значительную работу для того, чтобы выстроить хронологию творчества скульптора. Работая главным образом с репродукционным материалом (исключение составляют графические листы, которых сохранилось довольно много, но они связаны с театрально-зрелищными, а не скульптурными, замыслами), и имея в своем распоряжении очень немногие оригиналы, исследователю сложно оставаться объективным в интерпретациях и оценках. Необходим очень тактичный анализ,

* Митрофан Рукавишников: Альбом-каталог / Автор текста и сост. И.Н. Седова. - М.: БуксМАрт, 2017. -216 с., ил.

чтобы необоснованно не превознести и не умалить заслуг художника.

Источниковую базу исследования кроме оригиналов и репродукций произведений скульптора составили журнальные и газетные публикации 1920-1930-х гг., документы из Центрального архива Нижегородской области, Российского государственного архива литературы и искусства, семейного архива Рукавишниковых. Важнейшие среди них -хранящиеся в семье автобиография и составленный Митрофаном Сергеевичем список участия в выставках, отзывов в печати и воспроизведений его работ. Оба источника, причем второй в виде фоторепродукций, опубликованы в рецензируемом издании.

Альбом-каталог имеет простую и рациональную структуру. Он открывается кратким и эмоционально написанным эссе Александра Рукавишникова, в котором из разрозненных фактов и семейных историй складывается образ деда - человека неординарного, в чем-то экстравагантного, глубоко преданного искусству. Обширный очерк И.Н. Седовой последовательно раскрывает жизненный и творческий путь скульптора, соотнося его с важнейшими вехами развития отечественного искусства первой половины ХХ в., содержит удачно подобранные цитаты из мемуаров, критических отзывов и документов, и проиллюстрирован немалым числом архивных фотоснимков. Далее следует альбомная часть, в которой репродукции сгруппированы по разделам «Станковая скульптура», «Монументальные проекты», «Театр», «Графика», внутри каждого из которых произведения расположены в хронологическом порядке. Перед читателем предстает мастер, разнообразный по своим творческим интересам, умеющий работать и в подчеркнуто реалистической, и в обобщенно-условной манере, и буквально одержимый идеей синтеза искусств, которой Рукавишников «заболел», посетив Италию. Завершается книга публикацией упомянутых выше автобиографических документов из семейного архива, полным списком установленных на данный момент произведений скульптора и перечнем дат жизни и творчества.

Поскольку репродукциям в издании принадлежит наибольшее по объему место, отдельно нужно отметить высокое качество

полиграфического исполнения и удачное оформление альбома. Подобно многим другим книгам издательства «БуксМАрт», специализирующегося на литературе по искусству, дизайн составляет одну из привлекательных сторон издания. В данном случае он сдержан и лаконичен: темно-серый переплет украшен фрагментом одного из сохранившихся рельефов Рукавишникова и снабжен минимально необходимыми, контрастными по отношению к фону надписями, сделанными простым четким шрифтом.

Определяя сущностные черты творчества М.С. Рукавишникова, И.Н. Седова подчеркивает «исключительную искренность», с которой мастер откликался на грандиозные социальные перемены своей эпохи, стремление попробовать свои силы в различных видах, жанрах и техниках ваяния. «Основную особенность творческой судьбы Митрофана Сергеевича можно было бы определить следующим высказыванием - «художник на перепутье», так как помимо сложностей социального характера он испытал и кардинальный перелом личностного мировоззрения» (с. 39). Действительно, даже поверхностное знакомство с его произведениями отчетливо демонстрирует эволюцию художника от увлечения фольклорными и народными образами, нередко интерпретированными в духе его учителя С.Т. Коненкова, и авангардных форм графики для театрализованных действ к реалистическому художественному языку в станковой скульптуре, а в монументальных проектах - к актуальной, в т. ч. революционной, тематике, большим масштабам, сложности объемно-пространственного решения. Соглашаясь с оценками автора, нельзя не подчеркнуть, что здесь перед нами разворачивается драматичная историческая коллизия - ведь именно эти замыслы Рукавишникова остались в большинстве своем нереализованными, - раскрывающая судьбу творческой личности в социокультурной ситуации предреволюционного и первых послереволюционных десятилетий.

Несомненно, специалисты по этому периоду русского искусства найдут в книге И.Н. Седовой немало материала к размышлениям, нам же остается пожелать коллеге неизменного вдохновения и новых исследований по истории отечественной скульптуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.