А.Ю. Суслов
ЧЕРНОВ В.М. В ПАРТИИ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ: ВОСПОМИНАНИЯ О ВОСЬМИ ЛИДЕРАХ / публ., вступ. ст., подгот. текста и коммент. А.П. НОВИКОВА
И К. ХУЗЕР. СПБ.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2007. 528 с.
Длительное время в отечественной историографии личностный фактор в истории многопартийности недооценивался. Лишь в 1990-е годы получило развитие переиздание произведений лидеров российских политических партий, в том числе социалистов-революционеров, опубликованных в свое время в эмиграции. Возвращаются к отечественному читателю книги В.М. Чернова, М.В. Вишняка, П.А. Сорокина, А.Ф. Керенского и других. Параллельно пишутся и издаются биографии видных деятелей ПСР, преимущественно в форме очерков, а также изучается их творчество.
Предлагаемые читателю воспоминания лидера партии социалистов-революционеров Виктора Михайловича Чернова (18731952) впервые были опубликованы в 1946-1947 гг. на идиш в нью-йоркской газете «Форвертс» и отдельным изданием в 1948 г. в Нью-Йорке под заголовком «Еврейские лидеры в партии социалистов-революционеров». На русском языке они появились впервые благодаря саратовскому историку А.П. Новикову и исследователю из Швейцарии Карин Хузер. Они издали их в том виде, как те были подготовлены самим автором: по его рукописям из коллекции Б.И. Николаевского, хранящейся в библиотеке Гуверовского института. Заметим, что А.П. Новиков опубликовал в 2004 г. сборник, где введен в научный оборот ряд неопубликованных писем В.М. Чернова, сделана подборка мемуарных свидетельств, составлена библиография его трудов и работ о нем (В.М. Чернов: человек и политик. Материалы к биографии. Саратов, 2004).
Обращение Чернова к еврейской тематике не случайно. Во вступительной статье «Мои дороги и тропинки к еврейству» он пишет о мучительном «долге перед народом» - всяким инородческим народом, первым из которых по степени бесправия и унижения в царской России был еврейский народ. Поэтому воспоминания
© Суслов А.Ю., 2009
А.Ю. Суслов
о своих друзьях-единомышленниках, сыгравших огромную роль в создании партии эсеров, Чернов рассматривал как своеобразный моральный долг. Начиная с 1930-х годов биографический жанр занял особое место в обширном творчестве Чернова, воплотившись, уже в американский период эмиграции, в книгу очерков о революционерах-евреях, стоявших у истоков эсеровской партии.
Написанные хорошим литературным языком, мемуары Чернова не просто воссоздают портреты руководителей партии социалистов-революционеров, но и рисуют широкую панораму российского революционного движения конца XIX - первой четверти ХХ в. Рассказывая о М.А. Натансоне, Х.О. Житловском, С.А. Ан-ском (С. Раппопорте), И.А. Рубановиче, Михаиле и Абраме Гоцах, Г.А. Гершуни и О.С. Миноре, Чернов приводит многочисленные, эмоционально окрашенные детали, позволяющие более глубоко представить жизнь и деятельность разных поколений членов партии социалистов-революционеров в России и в эмиграции. Это и зарождение эсеровского движения, дело Азефа, связи российской революционной эмиграции с европейским социалистическим движением, драматические события 1917 г., судьба Учредительного собрания и многое другое. Вполне можно согласиться с составителями, что «черновские воспоминания являются ценным историческим источником» (с. 16).
По-разному сложились судьбы героев очерков: кто-то (М.Р. Гоц и Г.А. Гершуни) не дожил до 1917 г., другие отошли от партийной деятельности (Х.О. Житловский, С.А. Ан-ский), остальные ушли из жизни на чужбине (О.С. Минор) или погибли в ГУЛАГе (А.Р. Гоц). Несмотря на то что Чернов по-разному относится к каждому из них, он подчеркивает их вклад в борьбу за социализм, за построение в России подлинно демократического общества.
Помимо мемуарных очерков книга содержит краткий биографический словарь о деятелях партии социалистов-революционеров и иных лицах, упоминаемых в тексте.