Научная статья на тему 'Рецензия на кн. : Мусатов В. "в то время я гостила на земле. . . ": Лирика Анны Ахматовой. М. : Азбуковник, 2016'

Рецензия на кн. : Мусатов В. "в то время я гостила на земле. . . ": Лирика Анны Ахматовой. М. : Азбуковник, 2016 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АХМАТОВА / AKHMATOVA / БИОГРАФИЯ / BIOGRAPHY / ТЕКСТ ЖИЗНИ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МИФ / ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / SILVER AGE OF RUSSIAN POETRY / NEOMYTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вяльцева Маргарита Сергеевна

Рецензируется второе издание книги В. Мусатова «“В то время я гостила на земле…” Лирика Анны Ахматовой». Отмечается, что монография, впервые изданная в 2007 г., по сей день не потеряла научной актуальности и продолжает пользоваться читательским интересом. Работа над книгой не была завершена из-за смерти автора, но даже незавершенность монографии не делает ее менее ценной. Пользуясь методом биографического комментирования, В. Мусатов проливает свет на вопросы генезиса автобиографического мифа поэта, подчеркивает склонность А. Ахматовой к поэтизации собственной жизни. Биография значима для А. Ахматовой «прежде всего исторически», поэтому миф о себе аккуратно вписывается поэтом в общекультурный исторический контекст, в первую очередь за счет конструирования легендарной родословной, реальность которой оспаривается автором монографии. Исследователь вскрывает внутреннюю конфликтность творчества поэта, наблюдает за эволюцией голосоведения и за движением поэтики от предельной конкретности к полному отказу от осязаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Book Review: Musatov V . ‘I happened to be on earth back then...’: Poems by Anna Akhmatova. M.: Azbukovnik, 2016

This is a review of the second edition of Musatov’s book “I happened to be on earth back then... Poems by Anna Akhmatova”. The book, first published in 2007, still possesses a high scientific value. Musatov had died before he could finish his book. However incomplete is the book, it is of interest not only to philologists but everyone who appreciates Akhmatova’s poetry. Musatov focuses on how Akhmatova’s biography has been modified under the influence of her own poetry. He discusses an evolution of Akhmatova’s individual style and rediscovers the roots of her art. The scholar sees the process of transformation in which vital events are turning into literary creativity. Akhamatova sought to put her biography in a broader cultural context, thinking up the legendary lineage which goes back to the last khan of the Golden Horde Shaykh Ahmad. The author of the book has his own interpretation of Akhamatova myth and henerously shares it with the reader.

Текст научной работы на тему «Рецензия на кн. : Мусатов В. "в то время я гостила на земле. . . ": Лирика Анны Ахматовой. М. : Азбуковник, 2016»

Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2018. № 4

М.С. Вяльцева

Рецензия на кн.: МУСАТОВ В.

«В ТО ВРЕМЯ Я ГОСТИЛА НА ЗЕМЛЕ...»

ЛИРИКА АННЫ АХМАТОВОЙ. М.: Азбуковник, 2016

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

Рецензируется второе издание книги В. Мусатова «"В то время я гостила на земле..." Лирика Анны Ахматовой». Отмечается, что монография, впервые изданная в 2007 г., по сей день не потеряла научной актуальности и продолжает пользоваться читательским интересом. Работа над книгой не была завершена из-за смерти автора, но даже незавершенность монографии не делает ее менее ценной.

Пользуясь методом биографического комментирования, В. Мусатов проливает свет на вопросы генезиса автобиографического мифа поэта, подчеркивает склонность А. Ахматовой к поэтизации собственной жизни. Биография значима для А. Ахматовой «прежде всего исторически», поэтому миф о себе аккуратно вписывается поэтом в общекультурный исторический контекст, в первую очередь за счет конструирования легендарной родословной, реальность которой оспаривается автором монографии. Исследователь вскрывает внутреннюю конфликтность творчества поэта, наблюдает за эволюцией голосоведения и за движением поэтики от предельной конкретности к полному отказу от осязаемости.

Ключевые слова: Ахматова; биография; текст жизни; биографический миф; поэзия Серебряного века.

Внимание к парадоксам литературной судьбы и особенностям биографического мифа Анны Ахматовой не ослабевает более века. Им обусловлены высокие тиражи псевдодокументальных книг о поэте и ее предполагаемых любовниках [см.: Носик, 1997; Далош, 2010; Бояджиева, 2011], а также коммерческий успех грубых попыток деканонизации [см.: Катаева, 2007, 2011].

К проблеме соотношения жизни и текста, к перипетиям «жизненного сюжета» обращаются не только публицисты, но, естественно, и филологи-ахматоведы. Количество научных работ, посвященных А. Ахматовой, год от года неуклонно растет. За последние 4 года

Вяльцева Маргарита Сергеевна — студентка 4-го курса филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: margo.vyaltseva@ya.ru).

вышли исправленное и дополненное издание монографии, посвященной позднему периоду творческой деятельности А. Ахматовой [Тименчик, 2014], третье, дополненное издание летописи жизни и творчества поэта [Черных, 2016]. В 2007—2014 гг. в Симферополе ежегодно издавался Крымский ахматовский научный сборник «Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество», материалы которого легли в основу книги о ранних годах поэта [Зобнин, 2016].

Монография «"В то время я гостила на земле...": Лирика Анны Ахматовой» впервые была издана в 2007 г., через четыре года после смерти профессора Новгородского государственного университета, исследователя русской поэзии первой половины XX в. В.В. Мусатова. Повторное издание монографии — свидетельство неослабевающего читательского интереса к книге. И этот интерес неслучаен. «Неотшлифованная» монография В. Мусатова (работа над книгой была прервана смертью ученого) представляет собой оттиск духа, запечатленный в букве. Законченная, доведенная до полной реализации книга была бы более полной и академичной, однако незавершенность не делает ее менее ценной. Редактор первого издания Е.А. Таборисская отмечает пристрастность автора, неакадемичную страстность повествования как следствие необработанности книги. Эти особенности обычно вредят серьезным академическим исследованиям. Монография В. Мусатова от этого только выигрывает: академический субъективизм, присущий исследованию, дарит читателю возможность проследить динамику авторской мысли, почувствовать ее пульс.

Метод, которым пользуется автор, можно определить как биографическое комментирование. Для монографии характерно обращение к биографии поэта ради возможной атрибуции адресатов стихотворений и разъяснения темных мест. Вместе с тем значение биографического факта отнюдь не абсолютизируется, главным автору представляется не слепое сведение легенды с действительностью, а то, «как биография Ахматовой встроена в стихи и что из неё извлечено творчески» (с. 14). Читатель наблюдает череду трансформаций «реальных отношений» в «поэтические связи». Например, утверждается ключевая роль Н. Гумилёва в становлении мифологических представлений об А. Ахматовой, в утверждении архетипических схем, которые на долгие годы будут определять сюжетную модель судьбы поэта: «В посвященных ей стихах Гумилев первым начал работу по творческому, публичному оформлению «ахматовского мифа»», «чутко уловил все основные элементы», необходимые для его построения (с. 22—23). «Если он называл ее девой луны, то речь шла о действительном лунатизме, которым Ахматова страдала в детстве и юности.

Если речь шла о царице-ребенке, то это были конкретные черты ее личности, в которой царственность и детскость парадоксально соседствовали друг с другом» (с. 23). В. Мусатов конкретизирует роль акмеизма в самоопределении А. Ахматовой. Говоря о поэтической школе, которую она прошла, исследователь подвергает сомнению общепринятое мнение о значительной роли Иннокентия Анненского в становлении поэта. На место учителя выдвигается фигура Михаила Кузмина. В. Мусатов считает отношения двух легенд начала века, А. Блока и А. Ахматовой, фактом, этому посвящена отдельная глава исследования «Сон о Блоке».

Автор вслед за А. Ахматовой склонен считать творчество «глубинной правдой» (с. 21). Основной акцент в книге делается на поэзию, поэтому «биография в ней берется исключительно под углом творчества» (с. 15). Результат бесконечного творческого акта сотворения себя — жизнь, воссозданная из вороха грубых фактов, ограненная и отшлифованная, — рассматривается в единстве надличностных обоснований и творческого поиска. Действующими лицами акта самосозидания становятся стихи, вырастающие «из ничего, из воздуха», «из сора».

Монография проливает свет на вопросы генезиса автобиографического мифа Анны Ахматовой. В.В. Мусатов застает героиню за придумыванием мифов о самой себе, за созиданием собственной биографии по законам художественного мира: «Биография выстраивалась ею в расчете на восприятие потомков путем сознательного отбора материала, и конечным продуктом этого строительства становился "ахматовский миф", то есть, иначе говоря, художественный образ» (с. 18). Склонность А. Ахматовой к поэтизации своей жизни автор объясняет и воздухом эпохи жизнетворчества, и присущим поэту острым чувством причастности к общемировой истории. Биография, по меткому замечанию В. Мусатова, значима для А. Ахматовой «прежде всего исторически» (с. 19). Каноническое выстраивание биографического мифа начинается с легендарной родословной: упоминаются «бабушка-татарка», Анна Егоровна Мотовилова, мать которой будто бы была чингизидкой из рода хана Ахмата, потомки деда Ахматовой, мятежные новгородские бояре Стоговы и даже греческие пираты. В. Мусатов подвергает миф о родословной сомнению.

Не последнее место в монографии занимает историософская проблематика творчества поэта. В. Мусатов показывает А. Ахматову не плоско, а многомерно: его взгляд обращен внутрь ее самой, он апеллирует к имплицитным смыслам, заключенным в стихах, а также к дискурсам воспоминания и слуха. В связи с этим и уделяется

большое внимание представлениям Ахматовой о себе, о собственной родословной, об истории и своем месте в ней и представлениям о ней как о героине чужих «текстов жизни». Исследователь определяет координаты поэтического мира А. Ахматовой, старательно вписывает коллизии ее судьбы в исторический процесс.

Представляя собственную научную концепцию изучения ахма-товского творчества, по мнению автора предисловия В.Н. Альфон-сова, «объемную и динамичную» (с. 12), В. Мусатов вскрывает его внутреннюю конфликтность, отмечает поступательное движение изучаемой поэтики от осязаемости, предельной конкретности к полному устранению вещности. Анализируя творчество поэта разных периодов, исследователь показывает, как голос А. Ахматовой, поначалу салонный, камерный, женский, реализует свой эпический потенциал. Отмечается, что эволюция голосоведения А. Ахматовой обусловлена не только творческой установкой, но и внешними факторами, биографическими событиями, заставившими голос поэта заматереть.

Начало творческого пути А. Ахматовой было отмечено отказом от «архетипического, зорко угаданного в ней Гумилевым», в качестве конструктивного принципа судьбы был избран «конкретный психологический опыт "характерно современной женщины"» (с. 32—33). Ученый неспешно минует эпоху за эпохой ахматовского становления, и следы этого пути — цитаты: каждая глава и главка поименована стихотворными строками. Название монографии — цитата из стихотворения, открывающего цикл «Эпические мотивы» (1913). Привязка ко времени незначительна («в то время»), вечны непреходящий статус гостьи, иномирность героини.

В своей книге В. Мусатов предлагает читателю пройти дорогой А. Ахматовой, странницы и вечной скиталицы. От приглашения воссоздать ее путь не откажется ни один ценитель творчества А. Ахматовой, даже если маршрут, как было отмечено, не выверен.

Работа над книгой оборвалась скоропостижной кончиной автора, однако создание его пульсирующей мысли продолжает жить, по-своему интерпретируя один из самых загадочных мифов XX века.

Список литературы

Бояджиева Л.В. Анна Ахматова. Гумилев и другие мужчины «дикой девочки». М., 2011.

Далош Д. Гость из будущего. Анна Ахматова и сэр Исайя Берлин. История одной любви. М., 2010. Зобнин Ю.В. Ахматова. Юные годы Царскосельской Музы. М., 2017. Катаева Т. Анти-Ахматова. М., 2007.

Катаева Т. Отмена рабства. Анти-Ахматова-2. М., 2011. Носик Б.М. Анна и Амедео: История тайной любви Ахматовой и Модильяни, или Рисунок в интерьере. М., 1997. Тименчик Р.Д. Последний поэт. Анна Ахматова в 1960-е. М.; Иерусалим, 2014.

ЧерныхВ.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889—1966. М., 2016.

Margarita S. Vyaltseva

BOOK REVIEW: V. MUSATOV 'I HAPPENED TO BE ON EARTH BACK THEN...', POEMS BY ANNA AKHMATOVA. M.: Azbukovnik, 2016

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

This is a review of the second edition of Musatov's book "I happened to be on earth back then... Poems by Anna Akhmatova". The book, first published in 2007, still possesses a high scientific value. Musatov had died before he could finish his book. However incomplete is the book, it is of interest not only to philologists but everyone who appreciates Akhmatova's poetry. Musatov focuses on how Akhmatova's biography has been modified under the influence of her own poetry. He discusses an evolution ofAkhmatova's individual style and rediscovers the roots of her art. The scholar sees the process of transformation in which vital events are turning into literary creativity. Akhamatova sought to put her biography in a broader cultural context, thinking up the legendary lineage which goes back to the last khan of the Golden Horde Shaykh Ahmad. The author of the book has his own interpretation of Akhamatova myth and henerously shares it with the reader.

Key words: Akhmatova; biography; neo-myth; the Silver Age of Russian Poetry.

About the author: Margarita S. Vyaltseva — 4th-year Student at the Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University (e-mail: margo.vyaltseva@ ya.ru).

References

Boyadzhieva L.V. Anna Akhmatova. Gumilev i drugie muzhchiny "dikoj de-vochki" [Anna Akhamatova. Gumilev and the other men of the "wild girl"]. Moscow, 2011. (In Russ.) Dalosh D. Gost' iz budushchego. Anna Akhmatova i sehr Isaiah Berlin. Istoriya odnoj lyubvi [A Guest from the future: Anna Akhmatova and Sir Isaiah Berlin]. Moscow, 2010. (In Russ.)

Zobnin U.V. Akhmatova. Yunye gody tsarskosel'skoj muzy [Akhmatova. Early years of the Muse from Tsar's Village]. Moscow, 2016. (In Russ.)

Kataeva T. Anti-Akhmatova [Anti-Akhmatova]. Moscow, 2007. (In Russ.)

Kataeva T. Otmena rabstva. Anti-Akhmatova-2 [Abolition of Slavery: Anti-Akhmatova-2]. Moscow, 2011. (In Russ.)

Nosik B.M. Anna i Amedeo: Istoriya tajnoj lyubvi Ahmatovoj i Modil'yani, ili Risunok v inter'ere [Anna and Amedeo: a story of a secret love between Akhmatova and Modigliani]. Moscow, 1997. (In Russ.)

Timenchik R.D. Poslednijpoet. Anna Ahmatova v 1960-e [The last poet. Anna Akhmatova in the 1960s]. Vol. 1—2. Moscow; Ierusalim, 2014. (In Russ.)

Chernyh V.A. Letopis' zhizni i tvorchestva Anny Ahmatovoj. 1889—1966 [Chronicle of the life and work of Anna Akhmatova]. Moscow, 2016. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.